(из опыта работы в средних школах Ростова-на-Дону)

В информационном обществе, в котором мы живём, Internet позволяет нам найти почти всё, что пожелаешь. Но наша задача сегодня не в том, чтобы приучить учащихся брать там всё, что им необходимо, а попытаться показать им, что более ценна для их интеллектуального и творческого развития та работа, которую они проделали сами по созданию того или иного программного продукта, тем более, что эти работы (а мы называем их «проектами») актуальны, а значит, пригодятся другим пользователям в освоении учебной программы информатики или ИТ. Но мы не замыкаемся на создании только обучающих и контролирующих пособий. Каждый новый учебный год приносит нам и творческие работы на свободную тему. Так, в прошлом году учащимися 11-х классов были разработаны информационные творческие работы по регионоведению на тему «Чеховские места» к годовщине писателя и по литературному творчеству великих писателей и поэтов – заочная экскурсия по музеям Москвы, экспозиции которых связаны с творчеством Пушкина, Толстого, Лермонтова, Горького, Маяковского, Чехова. Эта работа была по праву оценена комиссией районной олимпиады по информационным технологиям.

Другой путь (для 10-х классов) связан с анализом газет (электронных изданий) или информационных бюллетеней на интересную для учащихся тему с полной свободой творчества. Это очень полезная деятельность, так как развивает творческие способности будущего специалиста – дизайнера, корректора, журналиста, художественного редактора.

Чёткая организация материала в такого рода учебных пособиях позволяет логически плавно перейти от освоения теоретического материала, закреплённого тестированием или другими видами контроля, к решению практических задач средствами ИТ и упражнениями по их модернизации (например, улучшение интерфейса приложения в Visual Basic).

Дело в том, что глазами учителя и глазами ученика один и тот же материал видится по-разному, поэтому, когда материал, даваемый (отобранный) учителем, проходит «через ученика», мы видим по его реакции – ведь он говорит то, что думает – все недостатки этого учебного пособия в ходе работы с ним на уроке и стараемся исправить их. С другой стороны, ученик при разработке такого учебного пособия, оттачивает определённые технологии в использовании ПО. Здесь мы оцениваем степень самостоятельности, актуальность темы, навыки освоения ИТ, стремление создать простой и удобный интерфейс, функциональность учебного пособия и подбор методики «порционной подачи» материала, осуществляем контроль работы ученика (консультации) и проводим корректировку (в процессе апробации пособия).

В нашей школе проекты разрабатываются преподавателями в содружестве с учащимися старших классов по тем темам, которые особенно необходимы, но для которых «удачных» пособий по программе не нашлось. Для профильных курсов порой необходимых пособий вообще никто не разрабатывал.

Мы стараемся создавать взаимосвязанные обучающие пособия, оформленные в едином формате, связанные как поурочно, так и тематически. Удобство в процессе подготовки пособий состоит в том, что одни и те же учащиеся обучаются как информатике, так и ИТ, поэтому основная часть практической работы над проектом проходит на уроках ИТ. На современном этапе процесса информатизации школ (на примере школ города) можно констатировать, что выход в Интернет пока для многих учебных заведений недоступен, а посему простым общеобразовательным школам приходится осваивать Windows&Office, которые ограничивают наш выбор программных средств для подготовки электронных наглядных пособий, а именно PowerPoint и для информационных и тестовых оболочек HTML-страницы локализованного типа (без выхода в Internet).

В течение прошлого учебного года мы в содружестве с учащимися, проявившими интерес такого рода работам, занимались созданием таких учебных пособий на необходимые в нашем учебном процессе темы, например, для профильного курса информатики в 10-11-х классах, где в основе заложены принципы визуального программирования на языке Visual Basic. Почти весь курс информационных технологий «Компьютерное делопроизводство» сделан тематически с приложениями-примерами подготовки документов различных типов, упражнениями, контрольными вопросами, тестами для оценки знаний в процессе изучения основ делопроизводства. Для курса ИТ «Технологии программирования» также для наглядности – по основным темам, связанным с программированием на языке Qbasic. Пособия постоянно проходят проверку в процессе преподавания, и в результате возникает необходимость внесения изменений в структуру организации уроков, а также в качество подаваемого материала, иногда и в контрольную часть, то есть работа над шлифовкой ранее созданного материала продолжается постоянно.

Использование наглядных обучающих средств, «вплетаемых» в процесс урока, позволяет достичь ряда положительных результатов:

1) улучшается концентрация внимания ученика на логической организации материала;

2) он осознаёт временные рамки, то есть конкретная порция материала должна быть обработана сознанием и оценена учителем; вырабатывается умение правильно распределять своё время;

3) идёт организация и упорядочивание мышления человека, подготовившего материал;

4) вырабатывается умение отделить главное от второстепенного (умение правильно расставить акценты);

5) формируются определённые дизайнерские навыки в оформлении материала (цвет, освещение, объём, текстура, уместность и порядок тех или иных анимационных эффектов);

6) подбор наилучшего типа интерфейса – лучше однообразного в пределах одной цепочки-темы, с целью простоты в использовании (гибкость, но не запутанность и не насыщенность переходов по гиперссылкам) – это одна из нелёгких задач для ученика, работающего над обучающим проектом, и без помощи учителя он может не обойтись;

7) параллельно идёт развитие навыков использования компьютерной технологии;

8) эта работа не только расширяет кругозор ученика, но и засчитывается ему как «проект» по критериям, выработанным в пределах района, которых учащиеся придерживаются.

Пристально проанализировав применение таких учебных пособий, уже готовых употреблению, мы столкнулись и с негативными последствиями их использования:

1) учащиеся мало работают с учебником, у них нет необходимости самим отделить главное от второстепенного, ведь это за них сделали другие;

2) если пособие перегружено текстом, то ему может не хватить времени для практической работы, поэтому нужно стараться при его подготовке заменить часть текста схемами, чертежами, графиками и др. наглядными материалами.

Подобные недостатки – как с использованием некачественных пособий с точки зрения методики подачи материала и других критериев, так и при работе с уже прошедшим проверку пособием – бесспорно, встречаются не так уж редко. Следует понять, что далеко не все учащиеся, с точки зрения психологии, «визуалы», но есть и группа «аудиалов», которые лучше понимают материал с устной подачи учителя, поэтому урок не может быть полностью подчинен идее работы за экраном, но и подкреплён устным вмешательством учителя для разъяснения трудных моментов как индивидуально, так и на уровне группы.

Ученик по собственному желанию может защитить свой проект перед коллективом одноклассников, где потренируется в свою очередь в красноречии и покажет сверстникам, на что способен, а также, используя взгляд со стороны, может быть, обнаружит свои ошибки, о чём будут свидетельствовать задаваемые аудиторией вопросы или оживлённая дискуссия.

Нужно стремиться, чтобы как можно больше учеников создавали такие полезные в нашей деятельности проекты, которые хотелось бы защищать, показывать, применять.

В ближайшее время мы планируем скомпоновать разрозненные презентации по курсам и записать на CD как пакеты (такую работу в новом учебном году планируется провести с проверенными временем работами) для использования учителем на уроках как информатики, так и, в нашем случае, на уроках информационных технологий. Но на самом деле, чтобы такие работы были качественными, их нужно пропускать «сквозь ученика» в течение нескольких лет, а не использовать сразу «сырыми».

Данная работа имеет практическое значение, потому что в курсе ИТ на первом плане стоит задача научить использовать компьютер для нужд и потребностей человека.
_______________________
© Нельзина Ольга Геннадьевна