Понять жизнь – значит, найти в ней то главное, существенное, общее и вечное, что отражается в бесконечном множестве ее частных проявлений и позволяет идти к пониманию этих частных проявлений прямым, кратчайшим путем. «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов» (К. Гельвеций).
Кратчайшим путем к уже давно найденному пониманию сути жизни можно пройти, отталкиваясь от слов А. Дюма, написанных им на первой странице романа «Тайный заговор»: «Чем больше мы продвигаемся вперед в жизни, чем дальше уходим вперед в искусстве, тем более убеждаемся, что ничего не существует отдельного, особого, внезапного, что природа и общество идут вперед от вывода к выводу, а не случайными шагами и что события, являющиеся то радостными, то печальными, то душистыми, то смердящими цветами, то смеющимися, то фатальными, которые развертываются перед нашими глазами, таили свои почки в прошедшем и корни в минувших днях, а свои плоды принесут в будущем».
Смысл этих слов А. Дюма можно пояснить так: мало что понимает в жизни тот, кто не понимает, что в каждом миге бытия и бытия людей всегда взаимосвязано сосуществуют элементы прошлого, настоящего и будущего. Сразу же можно сказать, что это понимание сеял в своих песнях уже Гомер:
Носятся вечно по ветру людей молодых помышленья, побужденья;
Если ж участвует старец, то смотрит вперед и назад он.
В те далекие времена люди были не столь деликатны, и поэтому, в отличие от А.Дюма, Гомер прямо сказал, что в неспособности понять отмеченную взаимосвязь элементов прошлого, настоящего и будущего проявляется не только незрелость, недалекость людей, но и самая элементарная их глупость:
…безумствует он в погубительных мыслях,
«Прежде» и «после» связать не умеет.
Не менее важно знать, что Гомер указал и на последствия непонимания этой связи: «Событие зрит и безумный». Именно те, кто не понимает этой связи, становятся жертвами различных «подстрекательств» (Илиада».V, 760), как надо догадываться, не только «богов».
Гомеровское понимание жизни наиболее полно раскрыл в своих произведениях В. Шекспир. В первой сцене третьего акта второй части хроники «Генрих IV» оно выражено вполне ясно и точно в монологе Уоррика:
Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предвидеть может каждый,
С ближайшей целью, грядущий ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся,
Как семена, зародыши вещей.
Их высидит и вырастит их время.
И непреложность этого закона
Могла догадку Ричарду внушить,
Что, изменив ему, Нортумберленд
Не остановится, и злое семя
Цветок измены худшей породит…
Выделенными жирным шрифтом словами поправлен перевод Е. Бируковой, поскольку для Шекспира было все-таки очень важно сказать, что понимание взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия людей доступно каждому здравомыслящему человеку, и каждый здравомыслящий человек может и должен делать из этой связи выходящие на практику людей выводы. Особенно важно здесь понимание Шекспира, что знание жизни выражается в знании людей, которые, независимо от своих желания и понимания, своей жизнью, прямо или «от противного», доказывают верность всех взаимосвязанных, вытекающих из истины связи времен выводов. При этом о том, что доказывает каждый человек, можно судить не только по его словам и делам, но и по тому, чего этот человек не говорит.
Не менее важны слова короля Генриха, сказанные им в ответ на процитированные слова Уоррика: «Так это все необходимости? Примем же все это за необходимости». В этих словах выражено понимание Шекспира, что выводы из истинного основания являются выводами именно закономерными, научными, что выражается в неотвратимости последствий их непонимания и не следования им. «Добром не кончишь, если начал худо». И в этом главное отличие Шекспира от Г. Спенсера, который всего-навсего сказал: «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности».
Полезно знать, как много сил затратил Шекспир на раскрытие на многих примерах очевидности закона взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. Например, в сонете 11 он показал, что простейшим примером этой связи является само человечество, которое может существовать только потому, что в каждый миг его бытия в нем взаимосвязано сосуществуют три поколения людей, олицетворяющих собой прошлое, настоящее и будущее. И затем следует главный вывод Шекспира: «В этом живет мудрость, красота и развитие». И каждое слово в этом выводе важно.
Важно, как Шекспир, понять, что точнейшим и ярчайшим примером связи времен является именно человек. Каждый человек суть материализованная вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия. Но главный элемент будущего в человеке заключен не в гениталиях, а в голове: «Иметь детей кому ума не доставало» (А. Грибоедов). На этот момент Гомер указал уже в первой песне «Одиссеи»:
Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют!
Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто
Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством.
Во времена Гомера и Шекспира еще не было столь очевидно, что человек – это важнейший элемент будущего в бытии. Но вот каким будет это будущее, зависит от того, что у человека в голове, знает ли он, что такое жизнь. «Когда в хвосте начало, то в голове мочало». Таким образом, очень важно понять, что жизнь – это не просто то, в чем в каждый миг настоящего есть элементы прошлого и будущего, но то, в чем в каждый миг настоящего есть элементы вечного.
Немногие для вечности
живут,
Но если ты мгновенным
озабочен –
Твой жребий страшен
и твой дом непрочен!
(О. Мандельштам)
У самого Шекспира нет подобных строк. Но он недаром сказал: «Мне Спенсер мил…», прямо намекая на его, Э. Спенсера, сонет 79:
Стирает время дланью беспристрастной
Прекраснейшую из земных красот,
Но в красоте души оно не властно,
Не страшен ей времен круговорот.
Она – порука, что ведешь ты род
От духа той гармонии нетленной,
Чья красота извечно предстает
Во всем, что истинно и совершенно.
Прекрасны духа этого творенья.
Все остальное – только дым и тленье.
Конечно, важно понять это не только когда-нибудь, но и своевременно:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел!
(А.С. Пушкин)
Но, в любом случае, понять это «лучше поздно, чем никогда», признаваясь: «Век живи, век учись, а дураком помрешь».
А дальше все уже совсем просто: «У кого что болит, тот о том и говорит».
_________________________
© Зеленецкий Юрий Григорьевич