В последнее время активизировалось обсуждение теоретических проблем массовой коммуникации, и, в частности, было высказано мнение, что «за долгие годы исследований в области журналистики ученые так и не смогли выработать единое определение науки и достичь понимания ее предмета» [1]. Автор придерживается противоположной точки зрения, считая, что онтологическое поле теории журналистики давно сформировано и что анализ различных подходов к определению нашей науки [2–5] дает основание сформулировать вполне адекватную дефиницию: теория журналистики, или журналистиковедение, – это наука о массово-информационной деятельности, имеющая интердисциплинарный характер, объединяющая усилия филологов и историков, философов и психологов, социологов и политологов, правоведов и экономистов и др. Методы и формы исследования, исследовательский инструментарий также описаны и успешно применяются, хотя категориальный и понятийный аппарат все еще уточняется [6], что связано с многофакторностью объекта исследования – постоянно обновляемой журналистики.
Действительно, теоретик журналистики имеет дело с трудно уловимыми «материями» – социальной психологией (обыденно-практический уровень) и идеологией (научно-теоретический уровень), а, главное, со специфическим родом общественного сознания – массовым сознанием, которое составляют идеи, суждения, представления, иллюзии, чувства, настроения и т.п. То есть объективная сложность исследований связана с тем, что ученые постигают и описывают не статичные, а продолжающиеся и порой непредсказуемые процессы: то же общественное мнение под влиянием СМИ может мгновенно поменяться. Еще один важный момент: журналистиковед имеет дело с социальными объектами, с обществом (героями, аудиторией), где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием, морально-этическими установками. При этом исследователь, призванный к объективности, будучи членом общества, не может не испытывать влияния на его позицию и оценки окружающего социума, общепринятых и личностных ценностных ориентаций.
Таким образом, теория журналистики, в отличие от наук естественно-научного направления, где субъект познания имеет дело с относительно «чистыми» объектами, опирается на социальное познание, и у нее свой сложнейший объект исследования – сущность многофакторного и текучего процесса функционирования постоянно обновляемой социальной информации.
Теория журналистики планомерно и систематически фиксирует процесс отражения медиапрактиками фактов текущей действительности, отмечая тенденции, выявляя закономерности и рождая новое знание, истинность которого логически обосновывается. При этом важны как эмпирические, ориентированные на явления, так и теоретические исследования, ориентированные на сущность. В первом случае ученые отдают предпочтение таким методам исследования, как наблюдение, эксперимент, во втором – системному подходу, идеализации и т. п. «Эмпирики» нацелены на конкретные факты, классификации, эмпирические закономерности, «теоретики» – на законы, раскрытие существенных связей и теории. Например, сегодня, с вступлением в «эпоху компьютеров и интернета» мы должны пережить этап обобщения и классификации эмпирических фактов, связанных с освоением новых жанровых форм, которые диктует конвергентный подход.
Автор также не согласен с мнением, что интердисциплинарный характер отечественной теории журналистики лишь декларируется, – в качестве доказательства достаточно перечислить существующие научные направления: история журналистики [7–11]; функциональный стиль массовой коммуникации [12; 13]; поэтика публицистика [14–18]; психология журналистики [19–21]; социология журналистики [22–24]; типология СМИ [25–28]; медиадизайн [29–33]; медиаэкономика [34–36] и др. При этом в теории журналистики есть как лакуны (например, практически не исследована журналистика ХХ в.; история журналистики все еще представлена как история журналистики двух столиц), так и перекосы (например, учеными забыта поэтика публицистики; заметно уменьшилось количество диссертаций и монографий, посвященных проблематике СМИ; при изучении новых медиа и современных технологий исследователи порой ограничиваются лишь «технологическим» аспектом).
Среди элементов структуры любой теории, помимо исходных оснований, логики, философских, социокультурных, ценностных факторов, совокупности законов и утверждений, выделяется идеализированный объект – некая абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. Это можно проиллюстрировать на примере развития такого, например, направления, как медиадизайн, который в начале 1990-х гг. пережил настоящую научно-техническую революции. То, о чем, начиная с 1920-х гг., размышляли исследователи оформления периодических изданий (стандарт-макеты, форм-стандарты, композиционно-графические модели), смогло воплотиться в жизнь благодаря компьютерным технологиям, пришедшим в медиаотрасль. И неудивительно, что их вскоре с легкостью освоила вся страна – работники секретариатов, опираясь на мощную теоретическую и методическую базу [37–47], создавали фирменные стили своих изданий. По сути, они занялись процессом, который из модного, но факультативного превратился в необходимый и обязательный: ведь без созданного стиля, введенного в память компьютера, невозможно создать ни одного файла верстки.
Когда переход на рыночные отношения потребовал новых подходов к организации редакционной деятельности, где дизайн, а также реклама стали рассматриваться в качестве важнейших аспектов маркетинга и менеджмента и в качестве одного из типоформирующих признаков изданий [48–50; 33; 36; 41], практики смогли опереться на целый ряд научных трудов, посвященных изучению типологии СМИ [51–58].
Своеобразным итогом работы, проделанной медиатеоретиками в ХХ веке, стала книга Е.П. Прохорова «Исследуя журналистику», в которой знаменитый отечественный ученый рассмотрел всю совокупность методологических проблем журналистиковедения. На основе представления о сущности и задачах изучения журналистики и типов исследований он охарактеризовал совокупность используемых методов и методик, а также процесс научного исследования в целом [59].
В настоящее время научная специальность 10.01.10 «Журналистика» представлена в политических и филологических науках: в первой отрасли паспорт специальности включает 15 направлений, связанных с функционированием журналистики в системе информационной политики, во второй – 60 направлений, связанных с исследованием журналистики как информационного, культурологического и творческого феномена, как системы СМИ и т.д. В первом случае проводятся политологические исследования, объектом которых выступают информационная среда, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть; во втором – содержанием специальности являются история, теория и практика журналистики.
Понятно, что включение журналистики в номенклатурный список научных работников, например, подотрасли «Литературоведение», с одной стороны, конкретизирует, с другой – сужает возможности исследователей, и, видимо, неслучайно который уже год дискутируется идея о переименовании данной научной специальности – например, в коммуникативистику. Останавливает, видимо, то, что слишком широкими и не привязанными к социальным сферам становятся направления исследований. Тем более, что у теории журналистики определен свой объект познания.
В октябре 2017 г. на факультете журналистики Московского государственного университета состоялся научно-методологический семинар, в программе которого фигурировали серьезные дискуссионные вопросы: «Отечественный и зарубежный пути теоретизации медиа: факторы национального своеобразия отечественной медиатеории», «Теория журналистики и теория медиа: части целого или самостоятельные явления?», «Фундаментальность медиатеории: природа и сущностные основания», «Системность теории медиа: перспектива на будущее».
Отвечая на поставленные вопросы, следует заметить, что национальное своеобразие отечественной теории журналистики связано с национальным своеобразием нашей прессы, которая, с одной стороны, возникла как государственная подцензурная деятельность, а с другой стороны – получила развитие в эпоху «персонального журнализма» и «художественной публицистики». В истории российской журналистики среди редакторов, памфлетистов, очеркистов, репортеров значатся имена лучших отечественных писателей. Особая журналистика сформировала особую аудиторию «самой читающей страны».
Если в категориальном аппарате журналистики одним из основных понятий является понятие «средства массовой информации», то медиа опираются на понятие «средства массовой коммуникации», т.е. «медиа», с одной стороны, шире журналистики, с другой – отражают скорее технологический аспект информационных процессов.
Отечественная теория журналистики складывалась на протяжении всего прошлого века, опираясь на мощный историко-филологический ствол. При этом представители московской, ленинградской, свердловской, ростовской, воронежской и других школ развивали различные направления: исторический, социологический, психологический, профессионально-творческий, типологический, экономический и др. Назвать имена всех тех, кто внес существенный вклад в отечественное журналистиковедение, непросто – перечислим лишь некоторых из тех, кто стоял у его истоков: А. Ф. Бережной, В. Г. Березина, Г.А. Гуковский, С. М. Гуревич, В. Е. Евгеньев-Максимов, Б. И. Есин, А. В. Западов, Я. Н. Засурский, В. Д. Пельт, Е. И. Пронин, Е. П. Прохоров, В. В. Ученова. Труды этих и других ученых отличало сочетание фундаментальных и прикладных подходов, и наличие научных направлений, о которых упоминалось выше, как раз отвечает принципу системности, взятому на вооружение учеными, развивающими российскую теорию журналистики.
Литература
1. Коротков А.В. Журналистика как наука: от предметной области к преподаванию / А.В. Коротков, О.А. Шамина // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1 (16). https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-kak-nauka-ot-predmetnoy-oblastik-prepodavaniyu (дата обращения: 05.11.2017).
2. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы / Е.Л. Вартанова. М., 2009.
3. Демина И.Н. Синергетика и теория журналистики / И.Н. Демина, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 14–28.
4. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики / С.Г. Корконосенко. СПб., 1995, 2003.
5. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. М., 2002.
6. Свитич Л.Г. Миссия журналистики: поле понятий и терминов / Л.Г. Свитич // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 3. https://istina.msu.ru/publications/article/3518679/ (дата обращения: 5.10.2017).
7. Бик-Булатов А.Ш. Концептуализация истории отечественной журналистики на современном этапе (методологический аспект) // Ученые записки Казанского университета. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 169–179.
8. Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века / Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян. Ростов-н/Д., 2008.
9. Есин Б.И. История русской журналистики (1703–1917) / Б.И. Есин. М., 2000.
10. История русской журналистики XVIII – XIX веков / Под ред. Л.П. Громовой. СПб., 2003.
11. История русской журналистики XVIII – XIX веков / Под ред. А.В. Западова. Л., 1973.
12. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект / Б.В. Кривенко. Воронеж, 1993.
13. Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007.
14. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. М., 1984.
15. Социальная практика и журналистский текст. М., 1992.
16. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. Воронеж, 1975.
17. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. М., 1982.
18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. М., 2000.
19. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. М., 2008.
20. Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. СПб., 2006.
21. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. Москва, 2003.
22. Фомичева И.Д. Социология СМИ / И.Д. Фомичева. М., 2007.
23. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2004.
24. Социология журналистики / Под ред. Е.П. Прохорова. М., 1981.
25. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика / А.И. Акопов. Ростов-н/Д., 2002.
26. Система средств массовой информации России / Под. ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
27. Шкондин М.В. Основы организации системы печати в СССР / М.В. Шкондин. М., 1979.
28. Шкондин М.В. Система средств массовой информации и пропаганды в СССР / М.В. Шкондин. М., 1986.
29. Тулупов В.В. Историографический обзор литературы по пресс-дизайну // Медиадизайн: история, теория, практика. Межвуз. сб. науч. ст. / Под ред. В.В. Тулупова, В.В. Волковой. Воронеж, 2016. С. 140–151.
30. Волкова В.В. Специфика медиадизайна / В.В. Волкова // Вестник МГУ. 2014. № 4. С. 5–21.
31. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала / С.И. Галкин. М., 2005.
32. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.) / А.П. Киселев. М., 1990.
33. Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов. Воронеж, 2001.
34. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В.Л. Иваницкий. М., 2010.
35. Основы медиабизнеса / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009.
36. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В.В. Тулупов. Воронеж, 2000.
37. Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1988.
38. Гребнев А.В. Как делается газета / А.В. Гребнев. М., 1967.
39. Гуревич С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич. М., 1977, 2002.
40. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда / С.М. Гуревич. М., 1987.
41. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации / С.М. Гуревич. М., 1999.
42. Планирование работы в редакции. М., 1979.
43. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.
44. Цукасов С.В. В штабе газеты. Секретариат редакции: традиции, опыт, проблемы / С.В. Цукасов. М., 1976.
45. Цукасов С.В. Время зрелости / С.В. Цукасов. М., 1979.
46. Цукасов С.В. Научные основы организации работы редакции газеты / С.В. Цукасов. М., 1977.
47. Цукасов С.В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель / С.В. Цукасов. М., 1986.
48. Волкова В.В. Дизайн рекламы / В.В. Волкова. М., 1999.
49. Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха / С.М. Гуревич. М., 1994.
50. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. Воронеж, 1996.
51. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А.И. Акопов. Иркутск, 1985.
52. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов / А.Г. Бочаров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1973. № 3.
53. Западов Л.В. Тип издания как научная как научная проблема и практическое понятие / Л.В. Западов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1979. № 2.
54. Корнилов Е.А. Типология периодической печати. Основные понятия и категории / Е.А. Корнилов // Типология периодических изданий. Ростов-н/Д., 1984.
55. Методика типологического анализа периодической печати / Под ред. Д.А. Вороновой, Л.Л. Реснянской, И.А. Руденко. М., 1995.
56. Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий / Л.Л. Реснянская // Типология периодической печати. М., 2007.
57. Типология периодических изданий / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.
58. Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянский. М., 2007.
59. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. М., 2005.
_______________________
© Тулупов Владимир Васильевич
Впервые опубликовано в научном журнале «Вопросы журналистики. Russian Journal of Media Studies». – Томск, 2017, № 1. – С.35-46.