В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос — как учить детей в стенах музея, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить в него — выводит на анализ методов обучения детей.
Метод — это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Классификация методов педагогического процесса
Классификация методов — это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако современная дидактика гласит следующее: не следует стремиться устанавливать единую и неизменную номенклатуру методов.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
Методы по преимущественному источнику получения знаний
Словесные методы. К ним относятся объяснение, рассказ, беседа. Эти методы направлены на формирование и усвоение понятий (опора на словесно-понятийный аппарат мышления) и на установление и восприятие чувственных образов (опора на конкретно-образное мышление дошкольника и младшего школьника и абстрактное мышление школьника среднего и старшего возраста, а также на чувственный личный опыт детей).
Основными показателями успешности применения словесных методов являются запоминание и воспроизведение детьми новых знаний.
Объяснение
Объяснение — форма овладения теоретическим учебным материалом.
Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. Например, при изучении темы «Как жили люди в древности» необходимо выяснить, каким образом они могли сохранять мясо убитых животных (ведь охота не всегда была удачной).
Необходимо по ходу объяснения вводить детей в процесс обсуждения — в этом случае они успешнее усваивают материал. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции детей в ходе объяснения (в данном случае, возможно, дети скажут, что мясо нужно заморозить, зажарить). Педагог может поставить краткие проблемные вопросы: «Что может сделать древний охотник с мясом, чтобы его дольше сохранить в том случае, если у него нет возможности развести огонь и нет возможности сохранить мясо в замороженном виде?» Попросить детей высказать свое понимание того, что и как делать, ненавязчиво подвести их к решению проблемного вопроса (мясо можно завялить). Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, находить его слабые стороны, вносить необходимые поправки.
Педагогам нужно проявить терпимость к необычным объяснениям детей, всячески поддерживать их стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи.
Рассказ
Рассказ — монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.
По целям назначения рассказы могут быть трех видов.
Рассказ должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом. Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший экспромт — заранее продуманный и вовремя вставленный.
Каждый педагог, выбирая тот или иной рассказ, обязательно должен позаботиться о его эффективности. Кратко это можно сформулировать следующим образом:
.
Беседа
Беседа — это разговор педагога с детьми, который отличается от бесед в повседневной жизни. В обычном разговоре мы задаем вопросы, на которые не всегда сами знаем ответ, между тем в дидактической беседе взрослый должен знать ответы на все задаваемые вопросы.
Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседы широко используются в музейной педагогике. Можно выделить три наиболее часто встречающихся вида бесед.
По назначению выделяются беседы:
Достоинства беседы заключаются в том, что она заставляет мысль ребенка следовать за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.
Но с помощью беседы нельзя достичь всех дидактических целей, потому что она не дает детям практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования, поэтому беседа должна обязательно сочетаться с другими методами, формирующими систему знаний. Беседа часто оказывается малоэффективной, переходит в монолог взрослого в том случае, когда у детей нет предполагаемого запаса представлений и понятий.
В беседе важно правильно сформулировать и задать вопросы. Искусство правильно задавать вопросы — это, прежде всего, умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание ребенка. Вопросы в беседе не должны быть хаотичными, они должны представлять взаимосвязь главных, второстепенных и дополнительных вопросов, быть логически связанными между собой.
Не рекомендуется ставить длинные или «двойные» вопросы, а также чрезмерно легкие, так как они не стимулируют активной познавательной деятельности детей, серьезного отношения к знаниям и к самой беседе.
В настоящее время наиболее перспективная форма экскурсии — экскурсия-диалог, методика которой в каждом музее может быть разработана по-своему.
Широко используются и закрепляющие беседы. После осмотра экспозиции можно у детей спросить, что им особенно понравилось, какие слова и названия они запомнили, что они расскажут о музее дома. Рисунок — это единственный для ребенка способ фиксации окружающего(фото2.jpg). Его можно очень эффективно сочетать с закрепляющей беседой. Рисунки на тему: «Что я увидел в музее», сделанные сразу после осмотра экспозиции, по свежим впечатлениям, представляют собой своеобразную книгу отзывов детей, заполненную искренне и непосредственно. По ним можно с детьми составлять творческие задания.
Необходимо и очень важно знать технику проведения беседы.
Каждый вопрос задается всей группе детей. Только после небольшой паузы для обдумывания, если никто не ответил за это время, можно предложить кому-либо из детей ответить на этот вопрос. Не следует поощрять детей, «выкрикивающих» ответы. «Слабых» нужно спрашивать чаще, давая возможность им ответить па более легкий вопрос или на вопрос, направленный на повторение сказанного.
Если никто из детей не сможет ответить на вопрос или отвечают все неточно, нужно переформулировать его, задать наводящий вопрос.
Успех зависит от контакта взрослого с группой детей. Каждый внимательно выслушивается, при этом необходимо следить, чтобы дети выслушивали друг друга, не перебивая. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные дополняются, уточняются. Ребенку, ответившему неправильно, сначала предлагается самому обнаружить ошибку, задав ему один или несколько конкретизирующих и раскрывающих неточность вопросов, и лишь затем можно призвать на помощь других детей.
Наглядные методы
Это формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы всегда присутствуют при работе с детьми в музеях, экспонаты дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению.
Наглядные методы можно подразделить на следующие группы.
В музейной педагогике видеометод зарекомендовал себя наиболее эффективно при изложении новых знаний, демонстрации различных видов деятельности. Например, в нашем музее на занятиях, лекциях по ознакомлению с природой нашего края широко используются слайды, а при знакомстве детей с разнообразным миром музеев — видеозаписи о музеях, детские передачи, среди которых особой популярностью пользуется передача «Детский уголок», записываемая телекомпанией ТВТ. На занятии «Волшебная глина» педагоги включают просмотр видеосюжета о работе гончара, а на занятии «Тайна огня и металла» — о работе кузнеца.
Использование видеометода в музейной практике очень перспективно, широкое свое применение оно найдет в детском творческом центре музея «Островок», в работе артстудии. В практику работы музеев широко входит использование компьютеров. Так, в нашем музее создается компьютерная программа, в рамках которой посетители смогут не только читать текст, но и участвовать в диалоге с компьютером путем создания и решения ряда заданий.
Практические методы
Практические методы — это формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ. Когда полученные знания находят применение на практике или дети эти знания приобретают через практические действия — тогда они глубоко и целенаправленно усваиваются.
Практические методы можно подразделить на группы познавательных упражнений, игры, инсценировки, погружение в прошлое.
Упражнения представляют собой планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. В музейной педагогике наиболее часто используются:
Метод познавательных игр
Этот метод предусматривает создание специальных ситуаций, моделирующих реальность, из которых детям предлагается найти выход. Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся целых ситуаций или отдельных музейных предметов. («Тебе нужно сшить сарафан. Как ты это будешь делать, какие предметы будешь использовать? В твоем распоряжении есть лен»; «Наступила зима, найди предметы, которые тебе будут нужны для того, чтобы свалять валенки»; «Тебе нужно подковать лошадь, какие из предложенных инструментов кузнеца ты будешь использовать?») В таких игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижения игровой цели. Но одновременно он, сам того не замечая, овладевает новыми знаниями и навыками.
Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают.
Условия игры требуют преобразования, трансформации знаний, поэтому при их воспроизведении в игре активизируется творческая деятельность детей. Они учатся оперировать знаниями, изменять представления в соответствии с новыми обстоятельствами.
Метод инсценировки
Важным фактором является создание детьми образа какого-либо героя, принятие на себя его роли. Исполнение той или иной роли означает подчинение системе правил, действие по правилам, которым следует герой. Этот метод может принимать различные формы.
Погружение в прошлое, его реконструкция
Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое. Во время таких путешествий вместе с ребятами педагог не должен ограничиваться лишь музейными предметами. Желательно, чтобы ребята представили в своем воображении мир глазами человека иного времени — древнего человека, знатного дворянина, бедного крестьянина или богатого купца. И пусть ребята представят, как выглядели в этом мире дома, что в них было и чего не было, как их герои относились к явлениям природы, к солнцу или ветру, какие у них были представления о прошлом и будущем.
Так, в ходе занятия «Как жили люди в древности», ребятам предлагается побывать у первобытных людей — как будто попасть в их жилище. Ребята узнают, на каких животных древние люди охотились, изготавливают орудия охоты, а чтобы охота была удачной, на стене воображаемой пещеры рисуют сцены охоты и метают в них «дротики». Девочки «ткут» холст на ткацком станке, перетирают зерно в муку, лепят посуду.
Также дети могут собирать диких животных из разрезных картинок, как бы по останкам реконструировать их внешний вид. Такая игра помогает лучше ощутить прошлое, познавая его с помощью музейных предметов.
Объяснительно-иллюстративный метод
Его структура состоит из двух частей:
Иллюстративный фактический материал позволяет связать объяснения с личным опытом ребенка, делает объяснение доступным. Успешность применения этого метода во многом зависит от соотношения этих двух сторон: если преобладает теоретическое объяснение в ущерб иллюстративной части, то дети с трудом усваивают новые знания. Если преобладает иллюстративная часть, то обучение становится более легким и доступным. Однако дети, запоминая внешние эффекты, могут неглубоко усвоить объяснение, что снижает возможности умственного развития
Информационно-рецептивный метод
Сущность его в том, что:
Эти методы применяются в большей степени в рассказе, беседе, объяснении, описании доказательств. Успешное использование их основано на глубоком понимании психологических процессов и свойств памяти: запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении.
Репродуктивная деятельность детей предшествует творческой, поэтому совсем игнорировать ее нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Хорошо, когда методы сочетаются друг с другом, используются в комплексе.
Репродуктивные методы
Форма овладения детьми учебным материалом, преимущественно основанная на воспроизводящей функции памяти. Используется при закреплении, повторении, обобщении, систематизации и конкретизации ранее изученного материала.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:
Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Этот метод обеспечивает возможность усвоения значительного объема знаний за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть неплохой, но уходит интерес к посещениям музея.
Метод проблемного изложения
В основе умственной деятельности лежит развитие умственной способности и самостоятельности мышления. Ни дети, ни взрослые не приобретут ее путем одностороннего изучения готовой информации. Поэтому наряду с репродуктивными способами получения и закрепления информации необходимы методы, побуждающие детей к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению теоретических и практических проблем.
Метод проблемного изложения
Решая проблему, ребенок не только использует готовую информацию, но и. одновременно приобретает новые знания, полученные в результате ее решения. Таким образом, знания, полученные от взрослого, дополняются знаниями, которые он приобрел самостоятельно.
На этом познавательный эффект метода проблемного изложения не заканчивается. Он распространяется на сферу практической деятельности ребенка, когда дети из теоретических знаний извлекают соответствующую им пользу. Это требует преодоления трудностей двоякого рода.
Первые из них касаются обнаружения в теоретических знаниях возможностей их практического применения, вторые — умения использовать знания для рационального преобразования окружающей действительности.
Метод основан на непрерывном взаимодействии между взрослыми и детьми, целью его является пробуждение веры ребенка в себя, приобретение им убеждений, что он в состоянии решать все более трудные проблемы. В сознании ребенка формируется проблемная ситуация или задача, напоминающая научный поиск.
Этот метод помогает не только обучать, но и воспитывать интеллектуальную свободу и моральную независимость, способствует гармонии между тем, что ребенок думает, и тем, что он делает и как себя ведет. Это метод воспитывающий, подготавливающий к жизни в обществе.
Главное внимание уделяется формированию проблемной ситуации, которая строится как разрешение субъективно переживаемой ребенком проблемы, как ответ на познавательную задачу.
Часто педагоги отождествляют метод проблемного обучения с методом вопросов и ответов, что свидетельствует о непонимании существа проблемного обучения.
Метод основан не на вопросах педагога и ответах детей, а на искусственном создании или спонтанно возникших проблемных ситуациях. А отсюда — на самостоятельном или с помощью взрослого поиске детьми вариантов их решения, а также проверке правильности этих вариантов.
Ход решения проблемы, конечно, может направляться наводящими вопросами педагога, но они необходимы только для преодоления какой-нибудь значительной трудности, и тогда целью этого вопроса является снижение трудности, как бы уменьшение ее, но не исключение.
Вторая причина непонимания сущности данного метода основана на отождествлении вопросов с проблемами.
Прежде всего, проблема не должна быть сформулирована в виде вопроса, некоторые проблемы принимают вид заданий, выраженных с помощью рекомендаций (сделайте то и то, чтобы проверить), кроме того, если ребенок сам ставит проблему, ему никто не задает вопросов. Вопрос, на который ребенок должен найти готовый ответ, не должен иметь проблемного характера.
Примерами вопросов, являющихся проблемами, могут служить задания на определение значений того или иного предмета для выполнения какой-либо функции. Например, на занятии «О чем рассказала лучина»: «Какое значение имеют отверстия на уличном свечном фонаре? А если их не будет, как тогда свече гореть и не гаснуть?»
Проблемной ситуацией можно назвать такую, при которой ребенок хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает сведений, и он должен сам их искать.
Создание проблемной ситуации и заинтересованность ею ребенка — необходимое условие решения проблемы. Стремление ребенка самому искать и предлагать варианты решения рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придает познавательной деятельности творческий характер. Проблемные задачи и ситуации могут возникать:
Правила создания проблемных ситуаций.
Метод проблемного обучения имеет свои плюсы и минусы.
К плюсам относятся:
К минусам относятся:
Исследовательский метод
Исследовательский метод предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ.
Сущность метода
При использовании исследовательского метода форма овладения учебным материалом напоминает исследование, поэтому воспитывает у детей интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность.
Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний. Педагоги музея осуществляют руководство при написании рефератов по краеведению старшеклассниками, помогают им исследовать различные исторические отрезки развития нашего края.
Таким образом, система методов весьма разнообразна, она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует изучения педагогами их рационального применения в работе с детьми.
Ниже представлены сценарии занятий с детьми в краеведческом музее по программе «Путешествие по реке времени». Программа рассчитана на семь возрастных групп детей, каждая группа в течение учебного года посещает шесть различных тематических занятий. Это должно сформировать у детей потребность не только в получении знаний, но и в многократном посещении музея, что позволит воспитать гармонично развитого человека, разбудить его стремление к творчеству, к познавательной деятельности, сделать его жизнь эмоционально насыщенной.
В программе можно выделить следующие тематические направления:
Помимо образовательных задач, программа предусматривает развитие познавательной, творческой активности детей, достигаемых при помощи современных психолого-педагогических методик, а также новых форм общения.
Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем (особенно для младших школьников) носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.
Разумеется, классификация по возрастному принципу условна, и далеко не все сценарии занятий, предназначающиеся для младших школьников, рассчитаны на детей этого возраста (как, например, «Старая-старая книжка»). Из предлагаемых для данной группы сценариев педагог должен выбрать те, что наиболее соответствуют указанному возрасту. Это будет зависеть также от развития детей: интеллектуального, духовного. Кроме того, «модифицируя» сценарий, педагог или ведущий занятие может «приспособить» его к детям более младшего (или, наоборот, более старшего) возраста.
________________________________
© Ланкова Наталья Михайловна