Являясь частью общечеловеческой культуры, мировая журналистика давно привлекает исследователей. Для их работы были созданы специальные институты и музеи. Далеко за пределами Германии, например, известны газетные музеи Аахена, Дортмунда, Мюнстера и Берлинского университета Гумбольдта. Существуют они в правовой форме научно-исследовательских центров и институтов, являющихся одновременно архивами-хранилищами газет с момента их основания до сегодняшнего дня.
Созданию и деятельности одного из таких центров — газетному музею в г. Ааахене — и посвящена книга Кристиана Бремена «Сокровищница мировой прессы: международный музей газет города Аахен» [1] .
Во введении и первой главе книги рассказывается о создателе музея, Оскаре фон Форкенбеке, одном из известнейших немецких собирателей (коллекционеров) газет в XIX веке. Глава повествует о жизненном пути фон Форкенбека, его происхождении, семье, образовании и профессиональной деятельности. Она насыщена подробностями из личной жизни, сопровождается фотографиями из семейного архива. Здесь же обосновывается концепция, согласно которой собирание газет, их классификация есть занятие чисто научное. Историками журналистики уже давно доказано, что периодическая печать берет свое начало в эпоху Священной Римской империи. Основу регулярному распространению политических сообщений положил приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus». Оскар фон Форкенбек не только собрал огромную коллекцию газет, в том числе -рукописных, но и был издателем журнала «Дас Цайтунг-Музеум» («Газетный музей»). Здесь же — его собственные заметки и письма, касающиеся развития журналистики. Газеты и журналы классифицированы по названиям, местам и датам выхода. В музее собраны газеты на немецком, французском, латинском, итальянском, испанском и английском языках. Не очень богата коллекция лишь материалами из одного периода германской истории — нацистского (с 1938 по 1943 гг.).
Глава под заголовком «Аахен — гробница Карла Великого и колыбель газетного музея» посвящена созданию и развитию музея. Оскар фон Форкенбек начал собирать коллекцию газет во второй половине XIX века, когда музей был не только не известен исследовательским центрам и университетам [2], а являлся terra incognita. Аахенский газетный музей имел не очень легкую судьбу. Фон Форкенбек вначале сконцентрировал свое внимание на поиске газет ХVІІ века. Главной находкой была известная тогда газета «ZeitungsLust und Nutz» («Цайтунг луст унд нутц» — «Газета для радости и удовольствия»), издававшаяся с 1695 г. в Гамбурге Каспаром фон Штилером [3] , который, по заключению коллекционера, происходил из Эрфурта и служил секретарем у разных князей. Критически проанализировав издание фон Штилера, фон Форкенбек высказал мнение о газете как о необходимом источнике для историков, сославшись на опыт издателей газет типа «Авизо» [4].
Хотя собирателей газет было не очень много, и занятие это считалось чем-то вроде коллекционирования почтовых марок, фон Форкенбеку удалось наладить контакты с другими архивами, музеями и собирателями газет. Так, с 1877 по 1894 гг. он состоял в переписке с исследователем из древней столицы прессы Аугсбурга Хайнрихом Саксом. Благодаря его усилиям, коллекция Сакса, состоявшая из 27 тыс. отдельных номеров газет, не была потеряна. Ее ценность состояла и в том, что Сакс составил алфавитный указатель по месту выхода изданий, а также дал характеристику различным типам изданий, акцентировав внимание на их стиле.
Уникальна коллекция газет фон Форкенбека, выходивших после Мартовской революции 1848-1849 гг., когда свирепствовала цензура и газета рассматривалась в качестве главного инструмента власть предержащих. В это период основными экспонатами стали партийные и локальные газеты. В музее хранится 1500 газет, выходивших в 1866 г.
Во второй половине 50-х гг. XIX века о фон Форкенбеке узнают по его публикациям в печати. В 60-е годы он показывает свою коллекцию родственникам и знакомым, в 70-е общественность признает его не просто как коллекционера газет, но и как их исследователя, и он заявляет о том, что анализ прессы — это его профессия. Одновременно он усердно штудирует французскую, английскую и немецкую литературу по журналистике и, наконец, в 80-е годы фон Форкенбек при поддержке Макса Шлезингера, редактора аахенской газеты «Политишес тагеблатт», объявляет о необходимости создания музея газет. Собственно, эта встреча со Шлезингером и помогла коллекционеру, так как в его лице он нашел не только соратника, но и профессионала-журналиста [5] , изнутри знавшего газетное дело и поддерживавшего его проекты.
В 1885 г. фон Форкенбек начал публикацию своих аналитических материалов о газетах. Первой были его размышления о газете «Аахенер тагесцайтунг» в «Политишес тагеблатт» (27 февраля). Через несколько месяцев, 22 декабря, он опубликовал в той же газете концепцию будущего газетного музея, описав свою коллекцию, состоявшую из 10 тыс. газет на 30 языках. В качестве альтернативных городов, в которых должен был открыться музей, фон Форкенбек предложил тогдашнюю столицу — Берлин, Нюрнберг (из-за местонахождения музея Германии) или Лейпциг, имевший значение книжной столицы. Публикация вызвала неожиданно широкий резонанс по всей стране. Первым отреагировал «Центральный союз всех книгоиздателей» в Лейпциге, попытавшись в том же 1886 г. завладеть газетным архивом. Директор Нюрнбергского музея Германии также высказал интерес к собранию газет, заявив, однако, что свободных помещений для экспозиции у него нет. Решающим стало предложение обербургомистра г. Аахена оставить архив в родном городе, создав музей. Он не только сразу же выделил помещения и предложил сотрудников, но и заявил о необходимости популяризации музея как международного центра.
Еще до этого решения фон Форкенбек обратился ко всем издателям и рейхспочте с просьбой присылать ему бесплатно по одному номеру увидевших свет газет. Уже в 1885 г. его коллекция газет увеличилась в два раза. 28 февраля 1886 г. в городском музее Аахена была открыта первая выставка газет из коллекции фон Форкенбека, на которой были выставлены номера газет, журналов, листовок и брошюр. Экспозиция состояла из нескольких разделов. Первый состоял из печатных изданий из Германии, ставшив уже раритетми по возрасту. Второй раздел был посвящен аахенским газетам XIX в. Сердцевиной выставки были 300 газет, посвященные одному событию — празднованию золотой свадьбы супружеской четой кайзера 11 июня 1879 г., что, собственно, и должно было доказать, что эта коллекция — настоящий исторический источник. Выставка имела колоссальный успех, и не только в Германии, но и за рубежом. Идеей фон Форкенбека по собиранию газет прониклись представители разных профессий, и в Аахен стали поступать газеты от издателей, журналистов, дипломатов, просто читателей из разных концов света, включая Новую Зеландию.
К маю 1889 г. в коллекции фон Форкенбека насчитывалось 40 тыс. наименований газет, через год — 50 тысяч, в 1898 г. (год его смерти) это количество достигло отметки в 80 тысяч, 25 тысяч из которых были иностранными изданиями. Фон Форкенбек не остановился на собирании газет, и с 1 апреля 1889 г. стал издавать собственный журнал «Das Zeitungs-Museum» / «Дас цайтунгс-Музеум» («Газетный музей»).
После смерти фон Форкенбека его творение продолжало жить под руководством Макса Шлезингера, открывшего 3 мая 1890 г. публичный читальный зал, которым пользовались многие исследователи, в том числе — из зарубежных стран. Музей, однако, не получил статуса национального, испытывая из-за этого серьезные финансовые трудности. Тем не менее количество газет росло из года в год. Более 200 редакций из Европы, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки присылали свои издания. Подобного смог добиться лишь читальный зал берлинского рейхстага. Увеличивалось и количество посетителей — от 50 тысяч ежегодно в начале века до 100 тысяч в 1912 г.
Серьезный урон музею нанесла первая мировая война. В годы войны читальный зал должен был неоднократно менять помещения: так хотели оккупационные власти. Резко сократилось не только поступление газет и уменьшилось количество посещений, но изменился и контингент посетителей: ими были лишь пожилые люди. Музей постепенно превращался из межрегионального научного института в обычное культурное учреждение городского уровня. В 1919 г. после смерти М. Шлезингера управляющим стал его сын — дипломированный инженер, который не очень понимал историческую ценность музея. В 1923 г. читальный зал был закрыт из-за отсутствия финансовых средств в казне города.
Второе рождение музея Оскара фон Форкенбека произошло 15 мая 1931 г. в рамках празднования зала коронации в городской ратуше, и он получил название «Газетный музей города Аахена». С тех пор возрождению музея помогали все высшие школы города, исследователи журналистики, политические деятели. В 1961 г. бургомистр города принял решение о расширении площадей музея. 19 октября 1962 г. музей переехал в новое здание «Большого дома Аахена». К тому времени была сформулирована концепция музея, которая актуальна и сегодня.
Основа экспозиции музея — пресса XIX в. Отдельные разделы посвящены известным публицистам, например Йозефу Гёрресу (1776-1848), создателю первой политической газеты «Райнишер Меркур», занимающей особое место в истории немецкой печати. Платформа газеты была выражена в словах ее основателя, опубликованных 1 июля 1814 г.: Если народ участвует в политике, если он пытается понять происходящее, если он добился права голоса и влияния на общественную жизнь, то ему нужна такая печать, которая все освещает и разъясняет общественности. Теперь ясно, и газеты обязаны это понять: они должны быть компетентными, чтобы народ внимал и признавал их за своих глашатаев, и тогда они будут творить почетное и благословенное дело. Правительство также должно признать это и не испытывать ложного страха перед тем, что газеты посеют смуту в святые устремления народной души. Трусливая цензура не должна препятствовать свободной циркуляции идей в обществе.
В номере от 3 июля 1814 г. Гёррес опубликовал в «Райнишер меркур» трактат «О немецких газетах», в котором, в частности говорилось: «Газеты нужны, чтобы отражать то, с чем все согласны; и чтобы у народа больше не отнималось право на выражение мнения, чтобы каждый мог сказать свое слово… Вначале они должны сами осознать свою значимость для нации, а когда завоюют ее симпатию, будут почитаться как ее глашатаи. Щит общественного мнения защитит их от любых ошибок».
Исследователи подчеркивают, что требования Гёрреса к прессе опережали время, а иногда его постулаты походили на утопию. Как бы там ни было, газета «Райнишер Меркур» не была похожа на прусский официоз «Ёстеррайхишер Беобахтер» («Австрийский наблюдатель»), хотя и создавалась по указанию властей, да еще в противовес выходившей в Берлине с 1813 г. газете «Пройсишер Корреспондент» («Прусский корреспондент»).
Газета «Райнишер Меркур» появилась на газетном рынке страны во время больших надежд, связанных прежде всего с Пруссией, с ее возрождением в роли ведущей силы в объединении Германии. Тогда еще не была принята конституция Фридриха Вильгельма III. Тогда еще по стране не распространялись слухи, что король коварно использовал народное восстание 1813 г. Еще не было разочарований прусскими милитаризмом: только в 1816 г. в статье Карла фон Роттека было рассказано о нем. Рейнские земли еще не испытали на себе власти пруссачества. «Гёррес, поступая на службу Пруссии и создавая «Райнишер Меркур», имел одну цель — служить Германии. Он верил, что после победы над Наполеоном Германия «снова обретет былую значимость»,- пишут известные немецкие исследователи Шотенлохер и Бинковски [6] .
Другая часть экспозиции посвящена истории создания и развития именитых газет, например «Франкфуртер альгемайне цайтунг». Когда директором музея в 1962 г. стал директор городского архива Бернхард Поль, сокровищница газет обрела второе дыхание. В 1967 г. под его руководством был издан каталог всех имеющихся в музее газет, налажены выставки, как это было во времена фон Форкенбека. Количество посетителей выросло до десятков тысяч в год. После смерти Поля в 1974 г. директором музея стал Герберт Леппер, который внес большую лепту в развитие музея как международного научного центра журналистики и разработавший много новых проектов. Одним из популярных был, в частности осуществленный проект «Газета в школе».
Автор рецензируемой книги Кристиан Бремер рассказывает и о перспективах развития газетного музея, новая концепция которого разработана в 1997 г. Речь сегодня идет о превращении центра в научный институт. С этой целью Исторический институт при Рейнско-Вестфальском техническом университете в Аахене разработал программу исследовательских практик для студентов, магистрантов и аспирантов. К другим совместным проектам музея и института относится исследование еврейских газет и журналов в XIX и XX вв., научная обработка газет периода Мартовской революции 1848-1849 гг.
Без сомнения, газетный музей в Аахене и изданная от его имени книга представляют большой научный интерес для исследователей журналистики. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, на которых изображены титульные страницы именитых (а иногда и малоизвестных!) немецких и зарубежных газет, порой не доступных сегодня исследователям.
Комментарии
1. Christian Bremen. Das Standesamt der Weltpresse: Das Internationale Zeitungsmuseum der Stadt Aachen. St. Augustin: Gardez! Verlag, 1999. 224 S.
2. Развитию письменной коммуникации способствовала деятельность университетов. Известно, что уже к началу ХVІ в. в крупнейших городах Германии существовало 9 университетов. В 1409 г. открыт Лейпцигский уни-верситет, в 1419 — Ростокский, в 1456 г. — Грайфсвальдский, в 1457 г. — Фрейбургский, в 1460 г. — Базельский, в 1472 г. — Ингольштадский, в 1477 г. — Тюбингенский, в 1502 г. — Виттенбергский, в 1056 г. — Франкфуртский (на Одере).
3. Давид Каспар фон Штиллер (25 марта 1632 — 24 июня 1707), издатель поэтической и лингвистической литературы.
4. С этим типом связано появление в Германии 1605 г. первой многостраничной, соответствовавшей клас-сическим признакам газеты (актуальность, периодичность выхода, универсальность содержания и принципиаль-ная адресность к каждому) и содержавшей общественно значимую информацию со всего мира. Книготорговец и издатель Йоханн Каролус создал в Страсбурге еженедельник «Aviso» («Авизо» — написанные газеты с сопрово-дительными новостями-письмами), который вручную копировал (15-20 экз.) и за плату распространял небольшой группе абонентов. Внешне «Авизо» выглядели как листовки, их формат составлял 1/4 современной стандартной страницы (формата А-4) с титульным листом. Объем равнялся 115 страницам, которые были поделены на 52 номера, что соответствует количеству недель в году. Отсюда и название — еженедельник. «Авизо» отличались не только оформлением, но и содержанием. Они помещали политические, дипломатические и военные сообщения. Лишь изредка в них упоминалось о катастрофах, извержениях вулканов, землетрясениях и т.д.
5. Макс Шлезингер работал в течение восьми лет у Йозефа ля Рулле, известного основателя первой массовой немецкой газеты. Затем он основал собственную типографию и газету «Аахенер пост» (1890).
6. Schottenloher K./ Binkowski J. Flugblatt und Zeitung: Ein Wegweiser durch die gedruckte Tagesschriften. Bd 1: Von den Anfangen bis zum Jahre 1848. Munchen, 1985. S.360.
________________________________
© Вороненков Михаил Юрьевич