Аристотель родился и провел детство в ионийской колонии Стагире, которая находилась на побережье Эгейского моря, на границе с Македонией. Отец его, Никомах, был врачом и его пригласил царь Македонии Аминта III в качестве придворного врача. Поэтому Аристотель вместе с отцом и матерью жил во дворце македонского царя и рос вместе с будущим царем Македонии — Филиппом III, с которым они были ровесниками.
По сути складывалось всё очень удачно, ибо жизнь проходила в роскоши и сфере духовных интересов, не случайно он станет потом учителем будущего царя Македонии – Александра Македонского. Но как тогда говорили греки: «Боги позавидовали». Неожиданно умирают оба родителя: отец и мать, и в 17 лет Аристотель становится сиротой и ненужным при царском дворе. Таков был первый излом в судьбе Аристотеля.
Стал вопрос: «Что делать дальше?» ибо надо было начинать уже собственную взрослую жизнь. Поскольку Аристотель был из зажиточной семьи и его отец хорошо зарабатывал в качестве придворного врача, то у него были средства, которые он благоразумно решил потратить для собственного развития и образования.
Афины в то время были центром философии, науки и искусства в греческом мире. И поэтому Аристотель едет в Афины и поступает в Академию Платона, которая к тому времени была уже известна в греческом мире. Там быстро проявился его ум и тяга к знаниям. Платон быстро его выделил из основной массы слушателей академии и стал поручать ему проводить занятия. Платон дал ему кличку «Нус», то есть разум. Любопытно, что и сам Платон известен по кличке, а не по имени. Его настоящее имя Аристокл и был он кулачным бойцом, участвовал в олимпийских играх в качестве борца, но под влиянием Сократа стал слушателем его философской школы и учился у Сократа 20 лет.
Сократ и дал ему кличку «Плато», то есть широкий по знаниям и по способностям. Это действительно точно отражает его субъективность, то есть дар разума. За годы учения в академии Аристотель придерживался философии Платона, но вместе с тем вырабатывает свою философскую систему – противоположную Платоновской, что отразилось в словах самого Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
Двадцатилетняя учёба в Платоновской академии закончилась и перед Аристотелем снова наступает очередной излом в судье, а именно «Что же теперь делать?». Оставаться в академии он не мог, ибо, во-первых, Платон к этому времени умирает и руководить академией стал племянник Платона, с которым у него были натянутые отношения, во-вторых, преподавать он не мог, потому что его философская система приходила в противоречие с философской системой академии, в-третьих, Аристотель как мыслитель и человек выпадал из интеллектуальной страты Афин, поскольку Афины быстро шли по пути обогащения, роскоши и афинские философы в порядке внутреннего протеста против культа обогащения и наживы заняли позицию киникизма, то есть цинизма. Они нарочито одевались почти как нищие, в том числе и Сократ, но Аристотель вырос при дворе, хорошо и опрятно одевался и, следовательно, был как белая ворона среди афинских философов.
Возникла ситуация: если не киник, значит ты не философ, а если ты философ, то ходи в рваном плаще, без сандалий или живи в бочке как Диоген Синопский. Всё это вместе взятое выталкивало Аристотеля из Афин. Опять возникла проблемная ситуация: «Что делать и куда податься?». — Помог случай. Один из слушателей Академии, который учился у Платона с Аристотелем, пригласил его в Малую Азию в полис Асса, то есть в свой родной город. Там Аристотель близко познакомился с правителем полиса Атарнео Гермием, который тоже был философом и очень ценил Платона. Гермий взял Аристотеля под свое покровительство и помог ему организовать свою философскую школу. Именно здесь, в Малой Азии, Аристотель начинает преподавать свою философскую систему. Здесь же, благодаря знакомству с Гермием, он женится, поскольку к этому времени ему исполняется 40 лет. Женится на приемной дочери Гермия, но опять сгущаются тучи над его головой.
В то время борьбу с Персией, которая оккупировала малоазийские полисы, вела Македония, и персы заподозрили Гермия в связи с Македонией, то есть предположили, что он готовит восстание против персов. Его подвергли жестоким пыткам, но он никого не выдал, а передал на волю письмо, что он остаётся до конца преданным философии.
Посмертно Гермий был объявлен общегреческим героем и в Дельфах, то есть в главном святилище, ему поставили памятник, а Аристотель написал в честь тестя торжественный гимн, то есть пеаны.
Случилось, опять-таки, событие, которое ставило Аристотеля перед вопросом: «что делать дальше?» Покровителя нет, философская школа без него невозможна и опять помог случай, уже третий на этом изломе судьбы. Почитатель и слушатель Платоновской академии, знавший Аристотеля лично – Теофраст, пригласил его к себе на остров Лесбос в полис Микемены, где с помощью Теофраста Аристотель продолжил курс философской школы и, более того, вместе с Теофрастом они не только читают курс философии, но и проводят естественнонаучные опыты в области ботаники, зоологии и, вообще, биологии.
Теофраст является отцом европейской ботаники, а Аристотель основоположником европейской зоологии, то есть Аристотель в Малой Азии становится ученым, как в Афинах философом,
В 343 г. до н.э. начинается новый период в жизни Аристотеля. Царь Македонии Филипп II приглашает Аристотеля в столицу Македонии город Пеллу, в качестве воспитателя своего сына – будущего Александра Македонского. Выбор пал не случайно, так как Филипп II и Аристотель вместе выросли при дворе и его хорошо знали в кругах отца. Аристотель уже с семьей (с женой Пифиадой и дочерью от нее) воспитывает будущего наследника. Это воспитание продолжалось чуть более четырех лет. Дело в том, что Филипп II в 338 г. до н.э. разгромил при Хиронее войско объединенных греческих полисов и с этого времени классическая греческая цивилизация с независимыми полисами перестала существовать, в том числе и Афины потеряли под скипетром Македонии независимость. А вскоре Филипп II погибает при странных обстоятельствах во время праздничных торжеств в столице. Царем становится Александр в 17 лет, а раз уже царь, то его нет смысла воспитывать.
Опять возникает проблемная ситуация: «Куда податься?». На некоторое время Аристотель возвращается в родной полис Стагиры, чтобы решить проблему с ребенком – ведь во время пребывания в Пелле неожиданно умирает Пифиада и на руках Аристотеля остается малолетняя дочь. Поездка в Стагиру нужна была, чтобы определить малолетнюю дочь, поскольку там оставались родственники по линии отца и матери.
Сам же Аристотель решает вернуться в Афины, которые теперь были под властью Македонии. А поскольку средства к существованию у него были, то он в Афинах решил основать свою философскую школу. Он выкупил ряд зданий близ святилища Аполлона Ликейского и отсюда его философская школа получила название ликей. В своё время Платон также выкупил ряд зданий в святилище в честь легендарного героя Академа, откуда пошло название академии. Таким образом, в Афинах стали функционировать две философские школы противоположного направления – Академия и Лицей.
Во втором Афинском периоде Аристотель окончательно становится мыслителем и ученым, создателем оригинальных интеллектуальных систем. В этот же период Аристотель женится второй раз, и от гетеры Герпелиды рождается сын Никомах. Кроме того, он имел дочь от Пифиады и приемного сына Никанора. Завещание Аристотеля знакомит нас с некоторыми сторонами частной жизни философа. Завещание заранее соединяет брачными узами Никанора и дочь Пифиады. Своей сожительнице Аристотель завещает на выбор или отцовский дом в Стагире, или один из своих домов в Халкиде. Один современный историк так комментирует это завещание: «Конечно, мы не преувеличим, если скажем, что Аристотель был превосходным мужем, любящим, заботливым отцом и порядочным человеком» (Андре Боннар. Греческая цивилизация. – М., 1992. – с. 162). Но «Боги опять позавидовали».
В 323 г. до н.э. умирает Александр Македонский, а в Афинах вспыхивает антимакедонское восстание и Аристотелю предъявляют обвинение в богохульстве, как и Сократу. В чем же дело? Это был повод, а не причина. Аристотель был сторонником объединения Греции под властью Македонии. Ему также припомнили, что он написал пеаны в честь Гермия, употребляя выражения, принятые только по отношению к Богам. Аристотель решил не дожидаться суда, помня о трагической судьбе Сократа и бежит на остров Эвбея, где, выражаясь по-современному, была дача его покойной матери, и там через четыре месяца умирает по неизвестной причине в 422 г. до н.э. Умирая, он размышлял как ученый, почему в проливе, отделяющем остров от материковой Греции, вода в сутки меняет направление 6 раз в противоположные стороны.
Так получилось, что Аристотель как человек большую часть жизни провел на чужбине и умер вдали от дома. Если брать трёх величайших мыслителей, то Сократа казнили в 70 лет, Платон умер своей смертью в 80 лет, а Аристотель прожил меньше всех – 62 года.
В 2016 году исполнилось 2400 лет со дня смерти Аристотеля. Зададим вопрос: «Чем он современен сейчас?». Больше всего актуальность сказывается в социологии, этике, педагогике.
В социологии, особенно в работе «Афинская полития», Аристотель выступает против двух крайностей – против государства роскоши, то есть против олигархии, и против имущественной уравниловки, то есть против демократии. Полития – это власть среднего класса. Чтобы не было раздоров в государстве, нельзя допускать перекоса ни в сторону власти олигархов, ни в сторону охлоса – толпы. Средний класс, живущий в достатке и своим трудом, – это идеал.
В области педагогики Аристотель выдвигает задачу формирования добродетельного гражданина, который заботится о своём государстве и своей семье. Аристотель не строит утопий как Платон, а обобщает опыт 158 полисов Греции, то есть исходит из сущего, идет от жизни, но и выдвигает свой идеал – идеал власти среднего сословия. «Середина» стала одной из самых главных ценностей Аристотеля. Людям следует избирать средний образ поведения между двумя противоположностями, например, между полным аскетизмом и экстравагантным потворствам собственным слабостям.
Получается, что его политика и педагогика, связанные с жизнью и идеалом, пронизаны этическим пафосом. Этикой в то время называли учение о мудрости, целью этики, как философской дисциплины, является указать, как человеку достичь счастья и Аристотель учит, что достичь этого можно только на путях соблюдения золотой середины – то есть, избегая крайностей в мыслях и поступках. Цель воспитания – формировать человека, а сущностью человека является разум, но в психике всегда есть темное начало: инстинкты, волевые импульсы, то есть иррациональное и неразумное начало, поэтому так трудно идет воспитание человека.
Как философ Аристотель создает систему по принципу «золотой середины», то есть не противопоставляет, подобно Платону, материю и идею. У Платона они существуют параллельно, притом мир идей является причиной мира вещей. Аристотель связывает два мира в единое бытие: идеи не существуют без вещей, они существуют вместе с вещами. Идею Аристотель называет формой, то есть материя должна быть сформирована с помощью идеального начала. Материя есть лишь возможность бытия. Соотношение материального и идеального Аристотель иллюстрирует на примере гончара и глины. Без глины амфору нельзя сформировать, но без гончара глина остается лишь возможностью амфоры. Поэтому на философскую позицию Аристотеля повлиял Аристотель-ученый. Ибо как ученый, экспериментатор, врач, биолог, он смотрит реалистичнее на проблемы бытия. Конечно, Аристотель остается идеалистом, но как ученый он не может обойти ценности материального бытия.
Всегда нужно соблюдать меру: когда стремишься быть самим собой – и недолет, и перелет одинаково нехороши. Что такое людские добродетели? Он отвечает: «Это золотая середина между людскими пороками». Например, смелость – это среднее между драчливостью и трусостью, щедрость – между мотовством и скупостью, справедливая гордость – между чванством и унижением, остроумие – между шутовством и грубостью, скромность – между застенчивостью и бесстыдством.
Что такое хорошее государство? Власть царя, но не тирана, власть знатных, но не своекорыстных, власть народа, но не бездельничающей черни. Мера во всем – вот закон, а чтобы определить эту меру, нужно исследовать то, что ею меряется.
Платон больше всех наук любил математику и астрономию, потому что в мире чисел и звезд порядок сразу бросается в глаза, а Аристотель первый начинает заниматься зоологией, потому что в хаосе живых существ, окружающих человека, навести порядок труднее и нужнее. Он описал около 500 животных и выстроил их на лестнице природы от простейших к сложнейшим так стройно, что его система продержалась две тысячи лет. Некоторые его наблюдения были загадкой: он упоминает такие жилки насекомых, которые мы видим только в микроскоп. Но специалисты подтверждают, что обмана здесь нет, просто у Аристотеля была такая острота зрения, какая бывает у одного человека на миллион. Острота ума тоже.
Подытожив, можно сказать, что в целом философская система Аристотеля ближе к естественнонаучным знаниям, чем к платонизму. Не случайно, что Аристотель стал основоположником европейской зоологии. Дарвин называл его отцом биологии и ценил выше, чем Ламарка и Кювье. Справедливо, что жевательный аппарат морских ежей в зоологии назван «Аристотелевым фонарем». Неслучайно, что Аристотель является отцом европейской психологии, поскольку исследовал психологические феномены в своем теоретическом трактате «О душе». Его в психологии подхватил через 1500 лет Декарт, создавший трактат «Страсти души».
Аристотель является отцом логики, то, что теперь называется формальной логикой. Его вариант формальной логики называется силлогистикой. Он просуществовал почти 2000 лет, вплоть до появления «Булевой алгебры». Именно Аристотель сформулировал три главных закона формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Четвертый закон добавил лишь Лейбниц в начале XVIII века – закон достаточного основания.
Аристотель является основоположником политической экономии. В труде «Экономос» он вводит понятие меновой стоимости, наблюдая практику рыночных отношений.
Ко всему прочему Аристотель не только философ, но и первый историк философии и науки с 6 по 4 вв. до н. э., т. е. подвел итоги развития науки и философии, начиная от Фалеса до современников, притом это касается не только таких крупных личностей как Фалес, Анаксагор, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит, но и современных ему философских течений как элеаты, киники, стоики, сократические школы, атомисты. Анализ итогов привел к тому, что он первым из философов выделил следующие научные дисциплины: биологию, физику, астрономию, зоологию, ботанику, политику, экономику, этику, социологию. Таким образом, именно с подачи Аристотеля началась дифференциация научного знания.
Наследие Аристотеля. С работами Аристотеля произошло чудо. Когда он бежал к Эвбею, то завещал руководить лицеем Теофрасту. Все свои труды – рукописи он завещал Нелею, а он был родом из Малой Азии и перед смертью отвез их туда. Родственники Нелея спрятали рукописи в погребе, где они пролежали 200 лет! И при этом остались целыми. Совершенно случайно их обнаружил библиофил Апеликон – он их и отвез в Афины. В 86 г. до н.э. они силой изъяты и отвезены в Рим по требованию римских перипатетиков, которых возглавлял Родоник Андросский.
В Риме поручили грамматику Тираниону, чтобы он произвёл транскрипцию и во второй половине I в. до н. э. Родоник Андросский издал первое собрание сочинений Аристотеля, издавши все, что удалось привезти в Рим.
Корпус или труды сочинений Аристотеля делятся на восемь групп, т.е. это труды второго афинского периода:
Первый корпус – логические труды: «Органон», «Категории», «Об истолковании», «Аналитика» I и II, «Топика», «О софистических опровержениях».
Второй корпус – философия природы: «Философия природы», «Физика» в 2-х книгах, «О небе» в четырех книгах, «О возникновении и уничтожении», «О небесных явлениях» в 4 книгах. Книгами тогда назывались главы.
Третий корпус – Психология: «О душе» в трех книгах, «Малые труды по естествознанию», «О сне», «О бессоннице», «О жизни и смерти», «О дыхании», «О гадании по снам» – шедевр наблюдательности, здравого смысла и научной мысли.
Четвертый корпус – Биологические труды: «О частях животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Классификация животных включает более 500 наименований.
Пятый корпус – Философия: «Первая философия» в 14 книгах, это название дал Андроник, а в наших работах называется «Метафизика», т. е. то, что следует после физики.
Шестой корпус – Этика: «Никомахова этика» в десяти книгах, «Большая этика» в двух книгах, «Эвдемова этика» в двух книгах.
Седьмой корпус – -Политика и экономика: «Политика» в восьми книгах с описанием ста пятидесяти восьми конституций, «Афинская полития» (обнаружили случайно в 1890 году на папирусе), «Экономос».
Восьмой корпус – Риторика и поэтика: «Искусство риторики» в трех книгах, «Поэтика».
Зададим вопросы: в чем Аристотель был на уровне своего времени? В чем он был ниже своего времени? В чем был выше своего времени? В науке и в философии Аристотель был не только на уровне своего времени, но и далеко его опередил, что отмечено выше. Что касается того, в чём он был ниже своего времени, это относится к минусам его мировоззрения. Их немного, но они есть:
1. Аристотель придерживался позиции эллинского шовинизма, т.е. делил человечество на греков и варваров, последние, конечно ниже греков, а поэтому их можно превращать в рабов и вести завоевательные войны. По мнению Аристотеля, это неисчерпаемый резервуар для приобретения рабов, следовательно, греки не должны превращать греков в рабов – для этого есть варвары.
2. Апология рабства. Аристотель считал, что раб по природе раб. Следовательно, рабство – это естественное состояние в человеческом обществе. А ведь киники и стоики уже в его время отвергали деление людей на греков и варваров и критиковали институт рабства. Все люди должны быть равными. А в споре с Аристотелем по этому вопросу Платон отвергал институт рабства, ибо сам Платон был короткое время рабом. Здесь Аристотель ниже своего времени. И киники, и стоики не оправдывали рабства. Тем не менее, Аристотель в своём завещании некоторым рабам дарил свободу.
3. Женский вопрос. Аристотель был в принципе против участия женщин в общественной жизни. Он уравнивал женщин с рабами. Ибо ее удел, как он полагал, частная жизнь и деторождение. Но, к сожалению, Аристотель рано умер, и его мировоззрение могло эволюционировать, как «полагают многие исследователи, во-вторых, позитивные моменты его наследия явно перевешивают его минусы и они стали достоянием человечества.
4. По мнению известного швейцарского ученого-эллиниста Андре Боннара, большая часть ошибок Аристотеля объясняется владевшей им неустанной жаждой знаний. Он еще не усвоил того, что наука сама по себе медлительна и предполагает терпение и осмотрительность. Его стремительность и помогала и мешала ему одновременно. Без нее знание умерло бы прежде, чем успело родиться. С нею ему случалось оступаться, но также и опережать истину.
5. Причина его ошибок иногда коренилась в априорных суждениях, чему он обязан был знанию или незнанию своего времени. Так, Аристотель утверждал со всей серьёзностью, что у женщин меньше зубов, чем у мужчин, он сумел распознать кости человеческого черепа и найти их швы, он полагал, что артерии наполнены воздухом, он думал, что у человека только одно легкое, он почти ничего не знал о нервной системе.
В заключение хочется отметить, что если ошибки Аристотеля нас удивят, то вспомним, что они ничтожны по сравнению с множеством новых знаний и открытий, которыми он в изобилии осыпал человечество.
Это Аристотель сказал: «Корень учения горек, но плод его сладок». Тогда как Платон дал названия основным категориям, Аристотель дополнил их многочисленном, более подробными определениями. Именно ему обязаны философы и ученые последующих поколений философской терминологией, которая входила и наследовалась образованными людьми. И мы продолжаем ее использовать, уже не упоминая о первоначальном источнике.
Нельзя не согласиться с мнением английского историка Майкла Гранта в монографии «Золотая эра Греции» (раздел 37. Аристотель: границы классических знаний). В частности он отмечает, что на протяжении многих веков его считали непревзойденным ученым, который вел интеллектуальный образ жизни ради торжества самого интеллекта, его посмертное признание было более долгосрочным, чем любого другого ученика. И хотя нет большого смысла в начертании удивительно многочисленного списка выдающихся гениальных личностей, живших в 4 и 5 вв. до н.э., по степени весомости их вклада трудно назвать кого-либо, чьи заслуги в мировом масштабе достигли бы достояния, оставленного нам Аристотелем.
После смерти Аристотеля тело его было перевезено в родной город Стагиру, где сограждане воздвигли роскошный мавзолей, носивший его имя. Он просуществовал долгие годы, но все же не устоял перед безжалостным временем. А вот памятник нерукотворный оказался неподвластным не только векам, но и тысячелетиям, обессмертив имя великого мыслителя античности в памяти последующих поколений. Недаром же на здании Национальной академии наук в Вашингтоне выгравированы слова Аристотеля: «Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».
______________________
© Шубин Василий Иванович