Не верьте,  если  Вам  скажут,  что  существуют идеальные  родители.    Все  родители  делятся  на  две категории:  тех,  кто  закрывает  глаза  на  проблемы,  и  тех,  кто  старается  их  решать.

    Стремительные перемены  стали  отличительной  чертой  нашей  эпохи. Мы  уже  не  слишком  удивляемся,  когда  зажигаются  новые «звезды»  и  рушатся  прежние  кумиры. Но в  этой  суете  для  каждого  есть  незыблемо  прекрасное,  вечное  и  бесценное – наши  дети. Мы  готовы ежедневно  сворачивать  горы  ради  детей,  и  их  проблемы  становятся  страшнее  и  горше  собственных  проблем. Как  ни  странно  проблемы   ребенка  могут  начинаться  с  самого  раннего  возраста:

   — ребенок  не  реагирует на  обращение,

   — не  улыбается  близким,

   — не  просится  на  руки,  а  если  его  взять – плачет.

    Может  быть, это  всего  лишь  эпизод  в  жизни  малыша, может  быть,  у  него  проблемы  со  слухом,  а  может  случиться,  что  это  тревожные  симптомы  детского  аутизма,  распространенность  которого,  по  самым  скромным  данным,   уже  превысила  1%  от  общего  числа  новорожденных.  Пусть  лучше  ваши  опасения  окажутся напрасными.  Но  даже  если  подтвердятся  худшие  подозрения, это  не  приговор.  Своевременная  помощь  специалистов  с  использованием  разработанных  программ  помогут  ребенку  освоиться  в  обществе,  раскрыть  свои  возможности.

   В  дошкольном  возрасте  идет  активное  формирование  речи,  а,  следовательно,  закладываются  основы   мышления.  Ребенок  учится   общаться  со  сверстниками,  выстраивает  свою личную  иерархию  во  взаимоотношениях  со  взрослыми.  В  это  время родители  могут озадачиться  другими  вопросами:

   — ребенок  отказывается  говорить,  использует  только  мычание  и  жесты;

   — речевое  развитие  ребенка  сильно  отстает  по  темпам  от  сверстников;

   — ребенок  непоседлив,  его деятельность  (игра) хаотична или  разрушительна;

   — своеобразный  режим  питания,  режим  сна  и  бодрствования  не  соответствуют биологическому  ритму;

   — ребенок  не  тянется  к другим  детям,  избегает  их, его  собственные игры  монотонные  и  непонятны.

     К  счастью,  речевые проблемы решаются  достаточно  успешно,  главное – не  прятаться,  не  закрывать  глаза,  не  уклоняться  от  решения.  Совместные  усилия  логопеда,  родителей  и  врача  дают  прекрасные  результаты. 

     Настоящим  бичом  для  родителей  и педагогов  становятся  гиперактивные  дети.  Это  только  кажется,  что  такой  ребенок  мешает  окружающим.  Больше  всего  он мешает  сам  себе,  только  справиться  с собой  не  может.  Процессы возбуждения  у  него  преобладают  над  процессами  торможения,  он  раз за  разом  совершает  ошибки,  нарывается  на  наказания,  портит  свою  репутацию.  Только  квалифицированное  обследование  позволит  выявить  причину  таких  нарушений  и  своевременно  помочь  малышу.  Наверняка  здесь  потребуются  совместные  усилия  родителей,  врача, психолога  и педагога.   Главное – помочь  ребенку  скомпенсироваться  перед  таким  глобальным  этапом  как  ШКОЛА.

      Чем  станет  школьное  обучение  для  вашего  ребенка?  Открытием  новых  горизонтов  или  кладбищем  надежд?  Программа  начальной  школы  легче  не  становится.  Пальчики  еще  слабые,  а  писать  надо  красиво!  Как  решать  примеры, если  пальцев  на  руках  только  десять?  А буквы,  выстраивающиеся  в  длинные  паровозы,  которые  надо ЧИТАТЬ!!!  Взрослому  человеку  зачастую  сложно  понять,  сколько  этапов  проходит  ребенок,  прежде  чем  перейдет  к  осмысленному  чтению.  Выделение звука  на  слух,  соотнесение  звука  и  его графического  изображения,  составление  звуков  в  слог,  а  потом  в  слово и, наконец,  осмысление  прочитанного.  Счастлив  тот  ребенок,  который  освоил  чтение  перед  школой,  а  если  нет? Как быть,  если  ребенок  старается,  а  результата  нет,  не  смотря  на  участие  и  помощь  родителей?  Если  ребенок  на дошкольном  этапе  не  освоил  навыки  классифицирования,  выделения   общего  признака  у  группы  сходных  предметов,  навыки установления причинно-следственных  связей,  ему  будет  очень  сложно  решать  задачи.  И  здесь  ни  в  коем  случае нельзя  проявлять  безпечность, дескать,  «подрастет – поймет».  Дело  в  том,  что  база  для  анализа,  синтеза,  логики  формируется  до 10  лет.  После  10  лет  эти  способности  можно  только  развить (или  погубить),  но  если  время   упущено    его не вернуть.  Поэтому  так  важно  не  игнорировать  замечания  педагогов,  не  отмахиваться  от  визита  к врачу.  Не  прикрываться  предрассудками («сделают  из  ребенка  дурака»,  «навешают  ярлыки»), а  совместными  усилиями  помогать  ребенку. 

       Поверьте,  ПРОБЛЕМЫ  РЕБЕНКА – ЭТО  НЕ  УПРЕК  ВАМ,  А  ПРИЗЫВ  К  ДЕЙСТВИЮ!  В  настоящее время  существуют  адаптированные  учебные  программы,  направленные  на   помощь  ребенку,  испытывающему  трудности  в  освоении  школьной  программы.  Обязательно  обратите  внимание  на  такие  проблемы:

   — трудности  чтения  и  письма;

   — расторможенное,  гиперактивное  поведение;

   — недостаточное  внимание;

   — конфликтное  поведение  в  классе.

    Но  вот  вы  благополучно    подошли  к такому  прекрасному  и  ужасному  ПЕРЕХОДНОМУ  ВОЗРАСТУ.  Прекрасному,  потому  что  на  ваших  глазах  гадкий  утенок  превращается  в  прекрасного  лебедя,  открывая  в  себе  новые  возможности,  формируя  новые  цели.  Ужасному,  потому  что  именно  переходный  возраст  так  жестоко  и  безпощадно  обозначает  все  наши  родительские  упущения  и  ошибки.  Вот  далеко  неполный  перечень  проблем,  с  которыми сталкиваются  родители:

   — прогуливание  уроков, нежелание  учиться;

   — оппозиционное,  протестное  поведение  в  семье  и  в  школе;

   — неусвоение  школьной  программы;

   — эмоциональная  неустойчивость;

   — поиск  асоциальных  компаний, правонарушения;

   — попытки  употребления  психо-активных  веществ;

   — невозможность  сформулировать  свои  стремления, цели;

   — и  много-много других  вопросов…

    Справедлива  поговорка: «Учи  дитя,  пока  оно  поперек  лавки  лежит». Вместо  прежнего  доверчивого  малыша перед  вами  сформировавшаяся  личность со  своими  амбициями,  характером, жаждой  воли,  самоуверенностью и  полным пренебрежением  к  вашим  советам  и  предостережениям.  Все  те  проблемы,  которые  вы  не  хотели  решать  раньше,  теперь  смотрят  на  вас  свысока  и  нагло  показывают  язык.  И  хотелось  бы  отгородиться  от этих  проблем,  но  они  безцеремонно  вторгаются  в  вашу   такую  устроенную  и удобную  жизнь,  лишают  покоя  и  сна.  И  хотелось  бы  вернуться  назад,  переиграть,  исправить … Но  время  ушло  безвозвратно.  Будем  честны:  чаще всего  нежелание  учиться,  манкирование  школой – результат  неуспеха,  закрепившегося  в  сознании  ребенка,  накопившихся  пробелов в  знаниях.  Но  если  такие  проблемы  возникли  у  доселе  благополучного  ребенка,  необходимо  исключить  развитие  серьезных  психических  расстройств. Для  этого также  необходимы  консультации  и  психиатра, и  психолога.

   Помните,  никто  не  любит  вашего  ребенка  больше  вас.  Никто  не  сделает для  него  больше, чем  попытаетесь  сделать вы.  Но  вам  будет  легче,  если  рядом  окажутся  люди,  готовые  выслушать  вас,  готовые   квалифицированно  помочь  вам  и  вашему  ребенку.  Верьте,  что  родительская  любовь  преодолевает  все.  НАДЕЖДА  вас  не  оставит!

____________________________

© Кулебякина Екатерина Николаевна