https://www.kommersant.ru/doc/3472456
17 ноября президент России Владимир Путин в Мариинском театре в Санкт-Петербурге встретился с деятелями культуры, вернул творческие вузы их, как теперь выясняется, законному владельцу, то есть Министерству культуры. Впрочем, визит в Мариинку запомнится далеко не только этим. С подробностями — из Санкт-Петербурга специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников.
В новом здании Мариинского театра репетировал оркестр. Через два часа Владимир Путин должен был встретиться здесь с деятелями культуры на открытии Культурного форума. Оркестр играл, впрочем, мне казалось, так вдохновенно и безукоризненно, что любая репетиция, по-моему, шла им только во вред: убивала, хотите вы или нет, вдохновение, которого эти люди пока еще точно не были лишены.
А в это время Владимир Путин тут же, в Мариинке-2, проводил совещание по «выявлению поддержки и профессиональной подготовки талантливой молодежи в сфере искусства». И пианист Денис Мацуев уже рассказывал, что никогда москвичи и питерцы не побеждали в конкурсе Чайковского, ах да, был один, в 1966 году, а так-то и он сам, и остальные издалека приехали (то есть были выявлены уже тогда, значит, система существовала все-таки)… И Денис Мацуев признавался:
— Никогда не забуду жест моей бабушки, которая продала свою квартиру в Иркутске за $15 тыс., и я на эти деньги приехал из Иркутска и существовал в Москве, и родители мои тоже все бросили и приехали ради меня…
Смысл, наверное, должен был состоять в том, что бабушки для хорошего образования внуков не должны продавать квартиры: в конце концов, не у каждой бабушки такая квартира есть. А вернее, была.
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, настойчиво предлагал вывести театральные вузы из-под Министерства образования и науки и переподчинить их Министерству культуры. Под Министерством образования и науки они оказались в 2012 году, и тогда все радовались еще сильнее, чем теперь расстраивались.
Казалось, тема возникла — и благополучно умрет, погребенная под грудой других проблем: Николай Цискаридзе, рассказывая о том, как он работает ректором Академии русского балета, горевал из-за того, что он как педагог заполняет бумаг гораздо больше, чем врач, которому, как правило, единственное, что мешает,— пациенты.
— И у меня только ведь один класс!..— вздыхал Николай Цискаридзе и все понимал: да, есть люди, которым сейчас гораздо тяжелее, чем всем остальным, да еще вместе взятым.
Позже Владимир Путин предложил Николаю Цискаридзе всё-таки сделать филиал Академии русского балета во Владивостоке: об этом договаривались несколько лет назад. Николай Цискаридзе объяснил, что филиал работает уже два года, хотя нет никакого даже помещения, а сам он стоит на улице с табличкой «Академия русского балета».
— Я сейчас заплачу…— оживился Владимир Путин.
Николай Цискаридзе обещал привезти Владимира Путина туда, где он стоит с табличкой, чтобы Владимир Путин и правда заплакал — и нет, видимо, причин, чтобы не произошло и то и другое. Николай Цискаридзе вдруг вспомнил, как он звонил по одному вопросу одному человеку:
— Ну министром спорта был… Да как же…— нервничал Николай Цискаридзе.— А, Мутко!!
— Как же все это скоротечно…— задумчиво качал головой Владимир Путин.— Вот уже и забыли человека…
Да, для этого стоит только стать вице-премьером…
— Когда придумали в 2012 году передать творческие вузы из Минкульта в Минобрнауки, никто же не думал,— воскликнул вдруг Николай Цискаридзе,— что балерину станут учить так же, как юриста или врача! Это невозможно! Скоро некого будет конкурсировать!
Так оказалось, что тема не только существует, но и набирает силу в устах участников совещания.
И вот уже Сергей Безруков, выбрав для выступления голос Саши Белого из «Бригады», рассказывал, что главное для того, чтобы выявить талант — это, как в случае с ним, Сергеем Безруковым,— отдать ребенка «в классическую музыку…» и помнить о том, что для ребенка прежде всего — впечатление.
— Поэтому,— разъяснил Сергей Безруков,— я лично не гнушаюсь играть в детском театре Джона Сильвера…
Он понимает, что оставит после себя в душе ребенка впечатление, которое может перепахать маленького… А Сергей Безруков — что? Любит, черт, играть бандитов… Ничего не может с собой поделать…
Один из участников совещания пригласил Владимира Путина в сентябре 2019 года на празднование столетия своего вуза, «несмотря на плотный график».
— У нас в марте выборы,— всплеснул руками Владимир Путин,— а вы говорите о плотном графике!
Всё-таки он об этом помнит. Думает и помнит.
И снова ректоры творческих вузов просили его, чтобы он содействовал обмену Ольги Васильевой на Владимира Мединского. И музыкальные школы, которые сейчас финансируются из муниципальных бюджетов, его просили вернуть регионам.
— Ну да,— соглашался Владимир Путин,— вряд ли проблема музыкальных школ интересна муниципалитетам…
Почему они должны быть интересны региональным властям, оставалось не очень понятным. Владимир Мединский между тем активно поддержал тему возвращения творческих вузов в лоно Минкульта.
— У нас одни расчеты, сколько нужно тратить на студента, на преподавателя, а у них (у Минобрнауки.— А. К.) — другие,— доложил Владимир Мединский.
Он признался, что только что говорил об этом с Ольгой Васильевой и та сказала ему: «Ваша возня с этим — только головная боль для нас…»
Ответ президента, кажется, полностью удовлетворил Владимира Мединского.
— Я вспоминаю императора Александра,— засмеялся господин Путин.— Он же говорил: «При мне всё будет как при бабушке!»
У Владимира Путина не было бабушки во главе государства, но ясно, что он имел в виду: ему теперь предлагали сделать всё, как было раньше, при нем же, и было отменено потом при Дмитрии Медведеве. То есть бабушкой для Владимира Путина является сам Владимир Путин (а скоро он станет и прабабушкой).
— Да мы ведь именно это и хотели вам сказать! — расцвел Николай Цискаридзе.— Как раз эта фраза и мелькала в наших обсуждениях!
Семен Михайловский, и.о. ректора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры, рассказывал президенту, что он выявляет талантливых молодых людей не только в России, но даже и в Америке: молодые люди из США тоже учатся в институте.
— Но вы их правильному учите? — озабоченно поинтересовался Владимир Путин.
— Ну да…— смешался Семен Михайловский.— Естественным путем…Конечно! У нас в Петербурге с этим всегда нормально было!
— Вы их нормальному учите! — на всякий случай еще раз наказал Владимир Путин.— Чтобы они все поняли!..
Семен Михайловский взволнованно кивнул.
Президент попросил прокомментировать идею возвращения творческих вузов в Минкульт вице-премьера Ольгу Голодец.
— Мне кажется, у коллег ожидания и предложения немного разошлись,— издалека начала она.— Мы должны быть избавлены от бюрократии и перекошенных тарифов… Надо решать вопросы с нормативами: потому что все равно придут люди из Рособрнадзора и проверят нормативы! И все! Надо решить развилку по нормативам!
— А насчет возвращения-то как? — добивался господин Путин.
— Ну, наверное, в культуре им будет лучше и понятней,— наконец отозвалась Ольга Голодец.
И вряд ли это было то, что беспокоило ее в первую очередь.
— Вот! — воскликнул Владимир Путин.— Я специально попросил ее, чтобы вы поняли, как мне тяжело работать! То есть сначала это, а потом посмотрим!.. На самом деле все эти нормативы можно сломать после того, как система творческих вузов будет возвращена в Министерство культуры…
Участники совещания были довольны так, словно и в самом деле за полтора часа выстроили систему выявления и поощрения талантливой молодежи.
Сам Владимир Путин заявил, что со следующего года в системе президентских грантов появится еще один миллиард рублей: «на поощрение талантливой молодежи».
А до этого кого поощряли?
Через полчаса президент встретился с несколькими участниками Культурного форума, открытие которого в Мариинке-2 должно было состояться через несколько минут. И сначала он сказал им вдруг, и уже сейчас стало ясно, что Владимир Путин намерен отчего-то поговорить начистоту :
— Я, знаете, о чем подумал: между деятелями искусства и политиками существует скрытый симбиоз, потому что вы мосты строите, а мы, политики, сжигаем. Вы опять строите, мы опять сжигаем! Все при деле, все занимаются!
И тут случилось то, что, может, и не должно было случиться. И даже наверняка. Министр культуры Владимир Мединский рассказывал президенту в присутствии участников форума, как «китайские инвесторы в рамках форума подписали соглашение о строительстве совместно с Московским цирком самого большого цирка в мире! То есть мы даем творческое наполнение, за деньги, а они полностью строят цирк в виде Кремля! С кремлевской стеной!..»
И он даже показал, какая она, кремлевская стена… Такой интересный проект получился!
— Кремль в цирк превратили…— пробормотал Владимир Путин.
На этом проект смело можно было считать закрытым.
_______________________
© Колесников Андрей Иванович