Есть в Москве дома, которые даже в насыщенной историческими и культурными событиями столичной жизни выделяются своей атмосферой. Один из таких особняков находится в Большом Николопесковском переулке. Сегодня здесь располагается Мемориальный музей А.Н. Скрябина, а в начале XX века, в эпоху Серебряного века русской культуры, квартира великого русского композитора была крупнейшим культурным центром Москвы.

Вручение Платиновой звезды в ПарижеСотрудники музея намерены вернуть арбатскому особняку роль духовного центра столицы. Руководитель музея Тамара Викторовна Рыбакова как инициатор воссоздания достижений культуры Серебряного века в ноябре 2004 года в Париже была награждена Платиновой звездой за качество от Международной конвенции деловых инициатив. Президент конвенции Хосе Прието вручил московской музейной работнице уже третью Звезду, теперь коллекция престижных наград стала полной: есть Золотая, Бриллиантовая и Платиновая. За что же международная общественность чествует директора ГУК «Мемориальный музей А.Н. Скрябина»?

Тамара Рыбакова и ее сподвижники взялись за воссоздание творческой атмосферы Серебряного века. Для этого собрали книги у потомков русских эмигрантов в Париже, скомплектовали библиотеку из изданий тех лет. По словам Тамары Викторовны, открытия следуют за открытиями. Предметы, которые принадлежали Скрябину, разбросаны по разным уголкам света и постепенно возвращаются на свои места.

Интерес к деталям давно ушедшего времени – далеко не праздный. За книгами, картинами, рисунками и стихами скрывается больше, чем интерьер начала ХХ века. В последние годы вновь на разных уровнях обсуждается вопрос о формировании русской нации. Понятие нации нельзя связывать с народностью, расой или этносом. Нация – это общество, объединенное не генетикой и даже не языком. Нацию объединяет нечто намного большее – общее сознание. Узы общей культуры крепче кровных и языковых. Вот ради этого и трудятся музейные работники: ради проникновения в общероссийскую культурную среду наследия Серебряного века.

«Одной из главных задач эстетики и искусства той поры был синтез, взаимопроникновение идей и выразительных средств поэзии, театра, музыки, живописи, архитектуры. Для целого ряда художников Серебряного века синтетичность мышления стала привычной. Пример: поэт А. Белый – автор литературных «симфоний», композитор М. Чюрленис, создатель живописных «сонат» и «фуг», – пишет исследователь О. Томпакова.

Творчество Скрябина во многом являлось эпицентром духовных чаяний и исканий эпохи. Он следовал в своем искусстве задачам сверхмузыкальным: стремился создать Всеискусство, включающее музыку, слово, театральное действо, живопись, архитектуру, пластику, жест и даже реальную природу. Грандиозное соборное действо «Мистерия» (произведение осталось незаконченным) должно было стать высшим выражением скрябинского Всеискусства.

Радикализм творчества Скрябина сближает его творчество с философией, поэзией и живописью. Проблема синтеза музыки, цвета и света, как и Скрябина, волновала художников Серебряного века. Прямым аналогом Скрябина выступают В. Борисов-Мусатов и группа «Голубая роза», включавшая в себя П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, В.и Н. Милиоти, М. Сарьяна. Близким другом Скрябина и постоянным посетителем его дома был Н. Шперлинг, художник мистического склада. По признанию композитора, его Девятая соната возникла не без влияния фантасмагорий Шперлинга.

Интересны связи композитора с художниками-авангардистами, устроителями нашумевших выставок «Бубновый валет», «Треугольник», «Ослиный хвост», «Мишень», на которых выставлялись картины А. Лентулова, П. Кончаловского, И. Машкова, К. Малевича, Р. Фалька, Н. Гончаровой. Из всех русских композиторов «валетовцы» почитали только Скрябина и неизменно посылали ему почетные пригласительные билеты на свои выставки.

Музыка Скрябина и живопись Серебряного века русской культуры находились в постоянном взаимопроникновении. Исследователи творчества Скрябина утверждают, что он был не только великим музыкантом, философом, артистом и поэтом, но и создателем особого жанра светомузыкальной живописи, пространственных, абстрактных световых картин, возникающих из музыки как временного искусства, как искусства музыкальных символов. Скрябин предполагал слухозрительную полифонию, слухозрительный контрапункт. В его сознании сложилась система слухозрительных соответствий: «квинтовый круг тональностей – цветовой круг». По эскизам композитора был создан цветовой аппарат, который можно увидеть в музее.

Стипендиат музея играет для русских во ФранцииНа рубеже ХХ века владельцем усадьбы из двух зданий в Большом Николопесковском переулке являлся Аполлон Аполлонович Грушко, декан историко-филологического факультета МГУ, последователь Ивана Владимировича Цветаева и выдающийся латинист. Он поселил в первом здании, выходящем на улицу, композитора. Во втором здании проживал академик Любавский Матвей Кузьмич, ректор Московского университета с 1911 до 1917 года, затем он был репрессирован.

Сотрудники музея Скрябина собрали неопровержимые доказательства ценности обоих зданий старинной усадьбы. В 1996 году правительством Москвы принято решение о создании в усадьбе Музыкально-художественного информационного центра Серебряного века русской культуры. Так закончились 4 года ежедневного «хождения по мукам». За эти годы энтузиастам пришлось многое пережить, так как здание передавали другим организациям. Инициативу музея поддержал Д.С. Лихачев. По просьбе Рыбаковой он обратился к Б.Н. Ельцину, который направил мэру Москвы Ю.М. Лужкову письмо о помощи музею Скрябина. Был момент, когда только бумага с подписью Ельцина остановила грузовики, следовавшие во двор усадьбы.

Инициаторы проекта под руководством Т.В. Рыбаковой убеждены, что в культурный центр Серебряного века придут люди, которые интересуются поэзией, литературой, философией, музыкой. Начало ХХ века было невероятно насыщенным по мироощущению и блеску новых идей. Булгаков, Бердяев, Павел Флоренский, поэты-символисты: Балтрушайтис, Бальмонт, Вячеслав Иванов, Георгий Иванов, Анненский, Гиппиус, Мережковский – перечисление можно продолжать. Эпоха Серебряного века до сих пор остается неиссякаемым кладезем духовного познания для каждого интеллигентного человека. «Серебряный век стал последней и ближайшей из тех галактик, по которым русская культура должна постоянно определяться, чтобы знать собственное положение в открытом универсуме культуры как таковой», – написал об этом времени С. Хоружий. В начале XXI века наследие Серебряного века становится актуальным для психологов, философов, филологов и многих других специалистов.

На базе уникального центра, какого в России еще не было, предполагается воплотить идею А.Н. Скрябина о цвето-свето-музыке в том русле, в каком ее видел сам композитор. Осмысленное воспроизведение готовы воссоздать энтузиасты. Будет продолжаться работа с детьми по развитию цветного слуха, которую давно ведут в музее Скрябина. По проекту предусмотрены лифты и приспособления, чтобы люди с ограниченными возможностями легко посещали Центр.

После концерта в музееЭкспозиция будущего центра уже готовится, а реставрационные работы продолжаются и сегодня. С 1984 года второе здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии. Под руководством Тамары Викторовны Рыбаковой уже подготовлена проектная документация на восстановительные работы. На выходе рабочие чертежи. Укреплен фундамент. На зиму временно закрыта крыша и окна. В 2005 году начнутся работы. Финансирование недостаточное – только от Комитета по культуре Москвы. Полная стоимость предстоящих работ составляет 900 тысяч долларов, включая оборудование сцены. Проектировщики и музейные сотрудники задумали двухсветный концертный зал на 150 мест со сценой, артистической и даже балюстрадой. Там же предполагается разместить фонотеку, экспериментальную лабораторию по развитию идеи Скрябина по цвето-свето-музыке. Культура нуждается в материальной поддержке. Имена всех, кто примет участие в создании Музыкально-художественного информационного центра Серебряного века русской культуры, будут вписаны на мраморной доске, которую планируется разместить в фойе Центра.

_______________________
© Белянчикова Лариса Александровна