Русскую поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает» нередко используют, когда желают отметить, что сын какого-нибудь деятеля в определённой мере повторяет (воспроизводит) своего отца. В этой статье как раз и пойдёт речь о двух русских писателях — отце и сыне, с фамилией «Пильняк».
Один из них – Борис Андреевич Пильняк, родился в 1894 году. Его писательская деятельность пришлась на далеко непростые для нашей страны 20-30-е годы ХХ столетия. Он настолько ярко выделялся среди современных ему писателей, что был избран председателем Всероссийского Союза писателей. Он не был однако апологетом социалистического реализма, хотя и твёрдо стоял на позициях реализма, но реализма критического. В нашумевшем в своё время романе его «Голый год» (опубликованном в 1921 году), а также сборнике рассказов «Расплёснутое время» (1927) отражены суровый быт революционной и постреволюционной эпохи в России с разгулом далёких от законности действий новой власти, граничавших подчас с террором по отношению к собственному народу.
На произведения Бориса Пильняка обратил внимание сам Сталин. И разумеется, подверг его основательной критике. Следствием её было отстранение его от руководства Союзом писателей.
Наивысшего накала критика действий новой власти достигла в повести Пильняка «Красное дерево». Прекрасно понимая, что ни одно издательство в стране не решится опубликовать её, Борис Андреевич одним из первых среди русских писателей прибегнул к использованию так называемого «Тамиздата», то есть сумел издать это произведение за рубежами родной страны (в 1927 году).
Новая власть решила до поры до времени не трогать беспокойного писателя, но взяла факт публикации за рубежом на учёт и припомнит его неудобному для власти автору через десять лет – в роковом 37-м году. Припомнят ему и прозрачные намёки его на таинственные обстоятельства гибели военачальника Михаила Васильевича Фрунзе в «Повести непогашенной луны», опубликованной в 1926 году.
«Крамольные» публикации Бориса Пильняка продолжались. В новом своём романе «Волга впадает в Каспийское море» (1930) он фактически повторил содержание своего «тамиздатовского» «Красного дерева». А в 1933 году снова издал за рубежом (в Париже) сборник «Рассказы».
В следующем году появились его «Камни и корни» (в Москве). Последними его произведениями были: «Избранные рассказы» и «Рождение человека» (оба – в Москве в 1935 году) и «Созревание плодов» (1936). В отпущенное ему судьбой время, видимо, предчувствуя нерадостный свой конец, Борис Андреевич пребывал в безысходной тревоге. Его опасения имели под собой реальную почву. В 1937 году он подвергся аресту по обвинению в «измене родине», а в 1938-м погиб в Гулаге. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
Борис Андреевич был женат на актрисе (и одновременно режиссёре) Кире Георгиевне Андрониковой (Андроникашвили) из знатного грузинского аристократического рода потомков византийских кесарей. Она приходилась двоюродной сестрой знаменитому Ираклию Андроникову, Саломее Андрониковой-Гальперн (материально поддерживавшей Марину Цветаеву в её необеспеченной эмигрантской жизни) и звезде мирового экрана Нате Вачнадзе, урождённой Андрониковой.
Итогом брака Бориса и Киры был трехлетний (на день ареста отца) сын, в честь своего родителя также наречённый Борисом.
Хотя «отец народов» в своё время демагогически произнёс: «Сын за отца не отвечает!», но в действительности отвечал, причём — в полной мере, и не только он, но и остальные члены семьи «изменника родины». В ходу была даже аббревиатура «ЧСИР» — «член семьи изменника родины». Кира Георгиевна успела отправить сына к своей матери, жившей в Тбилиси, которая усыновила внука и записала его на свою фамилию «Андроникашвили».
Не миновала репрессий и сама Кира Георгиевна. Она была освобождена и полностью реабилитирована лишь в том же 1956 году.
После 1937 года минуло 8 десятилетий. Народ наш выдержал тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю в годы Второй мировой войны. Завершил свой земной путь «отец народов», с которым безвозвратно ушла целая эпоха. Распался СССР. Из последовавших за этим хаоса и развала экономики Россия постепенно выкарабкивается. Реальностью стали свобода слова, митингов и демонстраций.
Борис Андроникашвили-Пильняк взрослел уже в совершенно новых условиях. От матери он унаследовал яркие актёрские способности и по окончании школы беспрепятственно поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве. Учился олновременно на трёх факультетах — актёрском, режиссёрском и киносценарном. И вполне естественно стал и киноактёром, и кинорежиссёром, и киносценаристом.
Борис женился на сокурснице – будущей народной артистке СССР Людмиле Гурченко. Она родила ему дочь. Их брак через какое-то время распался. После этого Борис Борисович несколько лет состоял в гражданском браке с будущей народной артисткой СССР Нонной Мордюковой. Детей у них не было. Но в браке с художницей Русудан Хантадзе у Пильняка-младшего было двое детей – дочь и сын.
В литературном творчестве Бориса Борисовича преобладала увлечённость историей и публицистикой. Он глубоко разработал тему грузино-российских взаимоотношений, начиная с XVII и кончая XIX веком. В 1987 году он выпустил книгу «Страницы прошлого листая». Это нечто среднее между исторической хроникой и литературным исследованием типа эссе. В ней он образно и увлекательно воссоздал картины жизни и общественной деятельности селившихся в разные годы в Москве грузинских «колонистов». В книге особенно удалась глава «Памятники прошлого». Из неё читатель узнаёт – когда и при каких обстоятельствах в Москве появились Большая и Малая Грузинские улицы. Описаны два храма, построенных грузинскими царевичам – «Во имя Всех святых» (возле метро «Сокол») и «Во имя святого великомученика Георгия» (на Большой Грузинской улице). В последнем богослужения и поныне проводятся то на русском, то на грузинском языках.
Особое место в этой книге занимает описание жизни грузинского царевича Александра Арчиловича из рода Багратионов, ставшего одним из «птенцов гнезда Петрова». Он сопровождал Петра Великого в его зарубежных поездках, где досконально изучил европейский опыт кораблестроения, кораблевождения, отливки пушек и использования их в ратном деле. Пётр произвёл его в генералы, а позже — в фельдцехмейстеры (на современном языке это – маршал артиллерии).
В первом номере издававшегося в Москве альманаха «Золотое Руно» Борис Борисович опубликовал содержательное эссе о заключении судьбоносного для Грузии Георгиевского трактата в 1783 году. В нём под новым углом зрения рассмотрены российско-грузинские отношения – то радостные и счастливые, то с трагической окраской.
В следующей своей книге «Надежд питомцы золотых» Пильняк-младший соединил оба своих предыдущих эссе, но осмысленных по-новому и значительно дополненных и переработанных. Отметив превращение Грузии в субъект международного права и члена Евросоюза, Борис Борисович подчёркивает важное значение самой судьбой уготованной двум единоверным народам жить соседями, причём – не просто соседями, а обязательно добрыми соседями, «Ведь народы не могут эмигрировать друг от друга!», — резонно восклицает он. В 1979 году Борис Андроникашвили был принят в Союз писателей СССР.
К сожалению, Борис Борисович безвременно (всего лишь в возрасте 62-х лет) завершил свою земную жизнь, но память о нём и его отце – талантливых писателях, людях высокой культуры, соединявших русские и грузинские традиции, навсегда останется в сердцах мгногих людей.
______________________________
© Цверианишвили Герман Константинович