Теперь лучшие умы Отечества пытаются постичь — что это было? Что это было, когда на сцене появились артисты в балетном трико, похожие на руководителей телеканалов, и принялись выделывать балетные па под звуки «Лебединого озера». Так началась торжественная церемония вручения национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2016». Среди танцоров зритель, не слишком вовлеченный в корпоративную телевизионную жизнь, наверняка мог опознать лишь полноватого гривастого человека, похожего на генерального директора Первого канала Константина Эрнста, — тот хотя бы появляется на телеэкране в качестве члена жюри КВНа. Всех прочих теленачальников аудитория в лицо не знает, потому этот ребус аудитория явно отгадать не смогла.
Меж тем на сцене артисты, загримированные под Эрнста и главу холдинга ВГТРК Олега Добродеева, сражались за обладание белой лебедью, что, вероятно, должно было в художественной форме передать вечную конкурентную борьбу между главными каналами страны. В какой-то момент на эту лебедицу коршуном налетел артист, отдаленно похожий на гендиректора НТВ Алексея Земского, и, схватив добычу, уволок ее за сцену. «Эрнст» в отчаянии картинно рыдал, «Добродеев» заламывал руки.
Потом же оставшиеся ни с чем конкуренты принялись бороться за трон, на который в итоге уселись вдвоем. Перед ними непонятные персонажи исполнили танец маленьких лебедей. Совсем уж искушенные в нынешнем телераскладе люди все же могли узнать в них руководителей 5-го канала и канала «Пятница» Алексея Бродского и Николая Картозию (в трансляции для подсказки балетные номера монтировались с крупными планами прототипов, сидящих в зале).
В середине этого странного действа на сцене появилась как бы Тина Канделаки. В образе Кармен и на фоне логотипа канала «Матч ТВ». Сама Тина, сидя в зале, принялась фиксировать танец балерины на мобильный телефон. И уже в самом финале этого номера среди непримиримых конкурентов возник танцор, похожий на главу Общественного ТВ России Анатолия Лысенко. Своим танцем он словно призвал коллег к единению на фоне выплывшей на экран Останкинской телебашни, над которой гордо взметнулся флаг Российской Федерации. Кода. Торжествующие звуки бессмертной музыки Чайковского.
Ну и что это было? Стёб, специфический юмор, тонкий намек на толстые обстоятельства? «Лебединое озеро» для зрителей, переживших путч 1991 года, навеки стало символом переворота. Правда, тот переворот попытались совершить государственные деятели, и их попытка потерпела фиаско. А после началась новая эра и в жизни страны, и в жизни отечественного телевидения.
Возможно, авторы идеи этого балетного номера как бы намекают: новейшее телевидение тоже совершило переворот. Переворот в мозгах зрителей. Переворот в представлениях о профессии, миссии и этике ТВ. И тогда это не юмор вовсе, а форменная фронда или даже диверсия (недаром лица руководителей каналов, наблюдающих за этим действом, большого восторга не выражали).
О перевороте в информационном вещании торжествующе заявил один из ведущих «Вестей в 23.00» Евгений Попов, получая бронзового «Орфея» за лучшую информационную программу. Он же поведал публике, что совсем недавно они в компании спорили до хрипоты, какая журналистика сегодня нужнее — журналистика факта или журналистика мнений. Победа «Вестей» на общенациональном телевизионном конкурсе для Попова — подтверждение того, что они на правильном пути. «Наша журналистика мнений — это двигатель, это то, что сейчас нужно, и мы будем продолжать вас радовать».
Речь, повторю, идет не о публицистике, а об информационном вещании, в котором мнение по всем канонам просто обязано быть отделено от факта, чего когда-то добивался и добился Олег Добродеев, последовательно возглавляя информационные службы новорожденного канала «Россия», компании «Останкино» и НТВ. Теперешнее же восторженное признание своего подчиненного Попова Добродеев воспринял с одобрительной улыбкой на усталом лице.
А вот выступление Феклы Толстой, получившей «ТЭФИ» за главное событие телевизионного сезона, проект «Война и мир». Читаем Толстого», руководству ВГТРК не понравилось. «Мне кажется принципиально важным, чтобы на телевидении был прямой эфир, — сказала она. — Его у нас давно нет, это очень плохо. Только залитованный давно текст Толстого можно читать в прямом эфире». И произнесла слова благодарности в адрес своего предка за «его невероятный антивоенный пафос, который так важен для нас сегодня».
Гендиректор ВГТРК Антон Златопольский счел возможным прямо на сцене одернуть Толстую: «Фекла, специально для тебя. Только сериалы не идут в прямом эфире, все остальное идет в прямом эфире. И ты часто идешь в прямом эфире в программе «Наблюдатель» на канале «Культура». Фекла Толстая не решилась возражать начальнику.
Вадим Такменев, автор и ведущий программы «Центральное телевидение», получив сразу две статуэтки как лучший ведущий лучшей информационно-аналитической программы, начал сокрушаться, что конкурирующая с ним в обеих номинациях «замечательная подруга и замечательная ведущая» Ирада Зейналова осталась без награды. «Ирада, а можно тебя попросить выйти на сцену?» — обратился он к подруге, на что ведущий церемонии Михаил Швыдкой пошутил: «Все можно, ребята, здесь все свои, никто не осудит вас за это».
На сцене великодушный Такменев предложил Зейналовой свою вторую «ТЭФИ» — «пусть хотя бы постоит у тебя». Она, конечно, смеясь, отказалась от чужого приза, но Такменев этим выступлением зафиксировал: Ирада Зейналова, невзирая на распятых мальчиков, тоже лучшая. И вообще все в этом жанре хорошо, все правильно. Как и на ТВ в целом. И даже Петр Толстой, вручавший приз в номинации «Юмористическая программа», на церемонии был приятен и улыбчив. А когда Швыдкой шутливо попенял ему за обычно чересчур серьезный вид, неожиданно признался, что его шоу «Время покажет», где депутаты друг на друга кричат, на самом деле шоу юмористическое. Вот оно как. А мужики-то и не знают!
Но в сущности, совершенно не важно, кто и за что получил высшую телевизионную награду страны. Как сказал Михаил Швыдкой, открывая церемонию, «все вы здесь друг друга знаете. Мы должны продемонстрировать всей стране, а также всему ближнему и дальнему зарубежью, что телевидение — это почетная профессия, что телевизионные люди любят друг друга. Вручать премии тоже будут все свои».
Вот это корпоративное единение, а также полное удовлетворение своей деятельностью и продемонстрировали участники церемонии, беспрестанно благодаря мудрое руководство своих каналов и всю дружную телевизионную семейку, где даже непримиримые конкуренты становятся единым целым под сенью останкинской иглы.
_________________________
© Петровская Ирина Евгеньевна