Пропаганда стара, как мир, сегодняшнее внимание к ней оказалось обусловленным тем, что в наше время оказались задействованными новые технологии, часто опирающиеся на принципиально иную технологическую поддержку. В первую мировую войну, например, запускались миллионы воздушных шаров с листовками, столь сложный «воздушный» путь сегодня выглядит детским, сравнивая с возможностями телевидения или особенно Интернета донести нужную информацию до конкретной индивидуальной головы, причем именно той, которая отреагирует нужным прогнозируемым способом.
Основные этапы развития коммуникаций (устные, письменные, печатные — в прошлом и сегодняшние — дигитальные) несут в своем зародыше те или иные модели реализации информационной войны, поскольку новые технологии позволяют нарушать сложившийся информационный порядок. Поскольку же в голове человека присутствует эквивалентность информационной и физической картины мира, то изменения в информационном представлении он автоматически переносит на реальность.
Устная модель цивилизации, распространенная на ранних этапах человеческой цивилизации, когда все слышат одно и то же, охватывает ограниченное количество людей в рамках предела слышимости отдельного человека, цепочки: один человек: один человек. Эта модель может быть реализована и в пространстве, как это делают слухи, но тогда имеет место замена одного слушающего другим. И тогда мы получаем действие, аналогичное распространению информации путем массовой коммуникации. Слухи максимально ориентированы на слушающего, поскольку передаваться будет только то, что: а) хочется услышать, б) оно настолько неординарно, что не может удержаться человеком без пересказа.
Вот, например, рассказ об обыске у секретаря Президиума Верховного Совета СССР [1]: «В 1982 году по указанию Юрия Андропова, занимавшего пост генерального секретаря ЦК КПСС против Георгадзе возбудили уголовное дело. Инкриминировав ему в вину получение взяток за предоставление депутатских мандатов Верховного Совета выходцам из Грузии, и назначение их на высокие посты в Госплане, Внешторге и в Совете министров СССР. Во время обыска подмосковной дачи Георгадзе, которая была им превращена в филиал пушкинского музея, было найдено около 20 кг ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней более чем на 4 тысячи каратов, около 5 миллионов рублей, несколько десятков тысяч долларов США, фунтов стерлингов и прочей иностранной валюты. Самое большое впечатление на следователей Генеральной прокуратуры, проводивших обыск, оказали унитазы на даче Георгадзе. Все они были изготовлены из золота 999-й пробы. После завершения обыска, не дожидаясь решения суда, 23 ноября 1982 года Георгадзе совершил самоубийство (застрелился)«.
Естественно, что подобного типа информация: а) соответствует ожиданиям населения о коррупции и б) будет пересказываться, если станет достояниям кого-нибудь одного. Но одновременно это и правда, а не вымысел. Такие же слухи, точнее менее правдивые, например, использовал Андропов для того, чтобы помешать продвижению наверх Романову или Гришину.
В основе модели слуха лежит также конспирологическая составляющая. Слух передается потому, что человек становится обладателем скрываемой, например, властями, информации. Это определенный «моторчик» его движения.
В целом мы видим здесь работу универсального механизма — разрушения информационного монополизма (РИМ). Информация уходит из-под контроля, становясь самостоятельным игроком. А цензурирование всегда предполагает нежелание и боязнь «цензора» выпустить наружу неблагоприятную для себя информацию.
РИМ встречается во множестве вариантов информационной борьбы. Революции, хоть российская, хоть французская, меняя информационную монополию власти на интерпретацию мира, меняют в результате мир. Все цветные революции заняты тем же: они выносят на первый план «обиды» со стороны власти, в то время как власти в своей информационной политике повествуют только о своих достижениях.
Холодная война строилась по модели РИМа. Зарубежные радиоголоса рассказывают о том, о чем умалчивают советские СМИ. Это давало возможность трансформировать информационный аналог советского мира, так сказать его информационную карту. Реально малочисленные диссиденты в построенной Западом картине мира становятся равноценными настоящим игрокам, обладающим подлинным политическим весом, поскольку слова и дела и тех, и других подлежат активному освещению. Став равными или эквивалентными информационно, диссиденты получают иной статус.
В наше время эта модель вновь была использована в случае мусульманского мира, когда Запад стал давать голос умеренным игрокам, чтобы заглушить голос радикалов. Умеренный теолог, например, получал дополнительное освещение, тем самым усиливая статус умеренного подхода.
Этот метод еще можно обозначить как перераспределение информационного веса игроков — ПИВИ, поскольку результатом информационных интервенций в чужую картину мира является именно это. Молчащий на экране советского ТВ диссидент становился говорящим субъектом в зарубежной радиопередаче.
Пастернак получает Нобелевскую премию в результате активного участия западных спецслужб [2 — 6]. Там была и вынужденная посадка самолета на Мальте, чтобы скопировать рукопись, а затем и печатание экземпляра «Доктора Живаго» на Западе в качестве псевдо-советского издания, поскольку премия не дается за произведения, не изданные в своей стране. В результате роман становится псевдо-книгой, якобы изданной в СССР.
И. Толстой суммирует свои разыскания следующим образом [4]: «ЦРУ сделало все для того, чтобы в то время, как тогда выражались, «поднять» Пастернака. Причем «поднимали» его не только американцы, но и англичане. «Поднимали» его и во Франции, и в Италии, и в Германии. В апреле 2014 года на сайте газеты «Вашингтон пост» появились документы, которые доказывают, что «поднятие» Пастернака было централизованным действием. Это не значит, что в СМИ того времени люди свободной части мира не могли делать это по собственному желанию, усмотрению и вкусу. Но при этом была и целенаправленная, организованная и согласованная кампания по продвижению Пастернака к читателям, укреплению его фигуры в общественном мнении. И, конечно, эта кампания сыграла большую роль в получении им премии».
При этом он не отрицает значимости романа, достойного Нобелевской премии [5]: «Общество было как бы травмировано тем, что роман Пастернака был выпущен с помощью ЦРУ США. Моя позиция такая: ну и что, что ЦРУ оплатило этот роман? Почему это должно бросать какую-то тень на Пастернака или на кого-то другого? ЦРУ Пастернаком не интересовалось. Борис Пастернак понятия не имел о существовании американской разведки или интересе к нему со стороны американской разведки. Так этого интереса и не было. ЦРУ интересовалось исключительно рукописью, которую они финансировали, оплатили и помогли выпустить для того, чтобы отвесить политическую оплеуху хрущевскому режиму».
В этом случае пропаганды Пастернак не был диссидентом и борцом с режимом, вся эта мифология была вписана позже, чтобы с делать более системным присуждение премии.
Перестройка также использует модель ПИВИ, когда массово дает право голоса прошлым «врагам» (пример — Бухарин и многие другие). О них мало что было известно в послевоенное время (или информация была полностью негативной, как о Л. Троцком), поэтому общество начинает активно поглощать всю новую информацию, полностьтю противоположную предыдущей. А получаемая впервые информация об объектах закрепляется в коллективной памяти как знание.
Третий вариант — это создание управляемых массовых единств (СУМЕ). ЦРУ создавало свои конгрессы интеллигенции, СССР — свои. Все это создание источников информационных потоков для удержания их в рамках повестки дня. Это и разного рода демонстрации, это и цветные революции. Это все массовые акции, которые интерпретировать и реинтерпретировать могут все, вкладывая в их слова нужные смыслы.
Информационная война активно эксплуатирует метод замены тактического стратегическим, что дает возможность управлять восприятием (УВ). Когда кого-то называют «фашистом», то это использование стратегического обозначения, относящегося к знаниям, хотя в этом случае надо было пользоваться тактическим обозначением, которое относится к информации, поскольку описывается конкретный факт. Информационная война сознательно путает своего зрителя, подсовывая ему обозначение-знание вместо отсылки-информации о факте.
Мы можем изменять восприятие мира, трансформируя его героику. Можно обозначить этот метод трансформацией героики, присоединив сюда так же удержание старой героики, в противовес вводимой реальностью новой. Этот метод можно обозначить суммарно как УГ — управление героикой. Любая социальная смена принципиально меняет список героев, что ведет к борьбе не только с героями, но и с памятниками как их символизациями.
Герои и их нарративы обладают сильной воздействующей силой. В случае телевизионного сериала герой своим поведением может задавать важные отношения, к примеру, с государством, поддерживая патриархальность этих отношений или акцентируя бунт как инновационный характер поведения. Герой делает разрешенным новое поведение или закрепляет старое. Известны примеры увеличения числа самоубийств после выхода книг Карамзина «Бедная Лиза» и Гете «Страдания юного Вертера». Кстати, уже одни названия этих книг в определенной степени програмируют будущее поведение.
Б. Тоболовски, изучая образы профессоров в американских телесериалах, находит их скорее негативными, чем позитивными [7 — 9]. Она проанализировала 12 сериалов, созданных с 1996 по 2014 г., придя к выводу, что профессор в них является не очень приятным героем. Он пьющий, одинокий, плотоядный. Или из другого ее анализа: старый, нудный, белый, скупой.
Некоторые ее выводы очень просты. Так, берясь за образ профессора Соломона из «Третьей планеты от Солнца», который по сюжету является пришельцем, она акцентирует аномальности его поведения как пришельца, но которые вполне вписываются в образ профессора. Она также пишет [7]: «Академиков часто показывают как алкоголиков (Max Bickford), разведенных (Max Bickford), одиноких (Третья планета; Max Bickford; Sabrina; Boy Meets World; The Parkers), вступающих в случайные связи (Max Bickford; Третья планета; Felicity; Sabrina; Boy Meets World) или применяющих насилие (Баффи — истребительница вампиров).
Кстати, отталкиваясь от ее анализов, предлагается также вариант конструирования героики [10]. Его можно назвать конструктором героя под нужные для коммуникатора параметры.
Тоболовски связывает такой показ профессора с общей тенденцией к анти-интеллектуализму в американских медиа (см. еще одну работу на тему анти-интеллектуализма медиа [11]).
Однако следует также признать, что в период правления Б. Обамы начались попытка исправления этого состояния. К примеру, оплачивались, причем Пентагоном, курсы сценаристов, чтобы сделать науку интересной с помощью популярного кино, где в качестве примера анализировался сериал «Числа». Лично Обама встречался с создателями телепередачи «Разрушители легенд» предложив им проверить в последующем возможность использования зеркал для поджога вражеских кораблей, как это случилось в Древней Греции. Все это связано с общим падением интереса к естественным наукам, который США хотят изменить, опираясь на силу кино.
СССР вырос как на базе моделирования героев, так и в не меньшей степени на базе моделирования врагов. Герой также хорошо задается уровнем его врагов. Так что мы можем выделить в качестве еще одного инструиментария УВ — управление врагами. Чем сильнее враг, тем выше статус героя. Управление врагами реализуется в принятой как прошлой, так и современной пропагандой стратегии на демонизацию (негативизацию) противника, который начинает совершать такие поступки, за которые его и следует уничтожать. Управление врагом заставляет массовое сознание оправдывать любые действия против тех, кто был заклеймен как враг. И понятие «врага» это вновь из области знаний, а не информации. У него есть только та конкретика, которая разрешена этим более высоким уровнем.
Аномальность (та или иная) врагов является очень сильным средством выстраивания сюжета. Без врага никакой герой невозможен и даже не нужен. К тому же, враг не имеет тех ограничений на поведение, которые свойственны герою.
Супергероев привязывают в анализах к тому, что можно обозначить как «супервраг» [12]: «В лучших фильмах про супергероев всегда есть великие злодеи. На самом деле, довольно часто как раз великие злодеи и делают эти фильмы замечательными, так как в целом злодеи интереснее героев. Они обладают свободой, могут быть смешными и эксцентричными, а герои из комиксов всегда скованы кандалами каких-то обязательных стандартов (если не считать Карателя). «Бэтмен» Тима Бертона (1989 г.) не только положил начало картинам про супергероев с крупным бюджетом, но и породил злодеев, которые затмили героические суперподвиги«.
Управление поведением, его программирование в сильной степени связано с нарративом, с тем сюжетным разнообразием, в рамках которого движется герой. Герой как правило является Спасителем, поскольку Враг пытается нанести вред Жертве, Герой ее спасает. Таким является типичный нарратив героя. Его прочтение/просмотр вызывает выделение в мозгу человека такого вещества, как окситоцин, который и трансформирует его поведение, делая его более просоциальным.
Определенные сюжетные «цепочки» повторяются бесконечное количество раз, меняется только конкретное наполнение тех символических ролей, которые в них задействованы.
Соответственно, начинают работать и системы управления поведением, «притянутые» из прошлого. С. Шомова, например, пишет [13]: «Образ — самый, пожалуй, простой, даже «лобовой» вариант эксплуатации архетипа в политической коммуникации. Гораздо тоньше и интереснее политика работает с такими, скажем, вещами, как архетипическая метафора, архетипический запрет, архетипическая тайна… Когда начинаешь разбираться, почему тот или иной лидер в своей риторике так активно использует, например, метафорические сравнения с болезнью или смертью, становятся лучше «видны» его подлинные, скрытые верхними слоями политической корректности, взгляды на предмет разговора. Точно так же перестаешь изумляться, отчего столь популярны у некоторых сегментов молодежной аудитории акции движения «Наши», как только сумеешь разглядеть за их сценариями и структурой попытку повторить тайные ритуалы древних элевсинских мистерий».
Современный мир все равно в сильной степени опирается на свое виртуальное прошлое, поскольку его сюжеты уже были апробированы на массовой аудитории в прошлом. Это напоминает аналогичный повтор героев и сюжетов, которые делает сегодня Голливуд, перенося их из комиксов на большой экран.
Как считал Г. Иннис, любые медиа не являются объективными, поскольку преследуют цели контроля пространства и времени [14]. Иннис считал, к примеру, монастыри средних веков монополистами знаний, поскольку в них тексты переводились с недолговечного папируса на долговечный пергамент. При этом отбирались «правильные» тексты, а «неправильные» уходили в небытие. Советская цензура, как и любая другая цензура, также тиражировала «правильные» тексты, не допуская к тираждированию «неправильные».
Можно продолжить это наблюдение дальше и объяснить его следующим образом. Структура (экономика) информации отлична от структуры (экономики) знаний. Если информация может базироваться на одном наблюдении, то знания требуют большого числа наблюдений. Каждая манипуляция пытается подать свою информацию как знание. Например, реклама закладывает свою информацию в мозг потребителя, чтобы «включить» ее в момент возникшей у него потребности (имеем переход: реклама зубной пасты на экране — бренд при виде полки в супермаркете). Известен феномен, что через две недели из памяти стирается источник информации, тем самым бренд зубной пасты в нашей голове превращается из информации в знание. Аналогично пропаганда перепрыгивает через уровень информации (факта), оперируя сразу знаниями.
Именно печать, разрушив единственно авторитетные цепочки, создала феномен бесконечного вброса информации, который используется во всех информационных кампаниях. Затем со ссылкой, которая якобы создает легитимность, его могут перепечатывать более солидные источники. СССР подобным образом сначала имплантировал нужные материалы в одну индийскую газету, а потом сам же перепечатывал их, распространяя пов сему миру. Назовем этот инструментарий манипуляцией с источником (МИ).
Интернет повторяет путь создания множественности источников, первым шагом к которому было книгопечатание. Из-за «дешевизны» данного пути выхода со своим мнением, мы имеем практически не массовое слушание, как это было в прошлом, а массовое говорение. Книгопечатание, кино и телевидение создали массового потребителя информации, Интернет – это массовость источников информации, ярким примером чего являются блоги. Право на авторство резко расширилось, одним из негативных последствий чего стал троллинг, которому сегодня посвящается все больше исследований [15 — 16].
Харари в своей книге об истории человечества говорит о роли воображаемых объектов для становления человека [17]. Именно они, а сюда он включает и современные демократию и права человека, позволили обезопасить коммуникации между незнакомцами, создав связующие силы в виде религии, торговли и империй. Неизвестный человек перестает быть чужим, поскольку он пользуется той же символической системой.
Сюда же мы можем отнести и праздники, например, учитывая противоречивое отношение к празднованию 9 мая. Праздник несомненно является объединяющей символизацией. Более того, он выступает четким маркером «свой/чужой». Непризнание «моего» праздника вытесняет этого человека из списка «своих».
К. Ремчуков говорит также о другой роли праздника как механизма, убирающего внимание от имеющегося негатива [18]: «Голливуд как Фабрика грез по-настоящему расцвел с наступлением Великой Депрессии в США. И вот эти бесконечные мюзиклы, танцы, чечетки, бесконечная вот эта жизнь и становление Голливуда, и звезд, и новых гонораров, нового массового кино совпали именно в период самый тяжелый с экономической точки зрения, когда депрессия охватывала целые районы, 35-40% было безработных и люди перемещались по стране, искали любой заработок, там, рыть канаву или строить дорогу. Но сейчас, если говорить о 40-х годах в Америке, о 30-х – 40-х, то, безусловно, Голливуд – он порождает такую визуальную картинку счастливую. Так что я думаю, что это весьма манипулируемая, то есть осмысленно создаваемая картинка нашей жизни«.
Кстати, вероятно, в будущем возможно более объективное исследование реагирования мозга на праздник в плане выделения окситоцина. Например, это можно увидеть при реагировании отцов на фотографии своих детей [19]. Интересно, что в случае родительской и романтической любви происходит блокировка области мозга, отвечающей за рациональность [20-21]. Обратим внимание на этот феномен, ведь к нему по сути и стремится пропаганда, когда, например, перенасыщает свое сообщение эмоциями, поскольку в такой ситуации рациональность оказывается вне игры.
Вернувшись к Харари, можно отметить, что он по-новому посмотрел на изобретение денег, высоко их оценивая в качестве инновации [22]: «Деньги являются наиболее важным и революционным изобретением в истории». Он объясняет это тем, что они создают доверие между незнакомцами. Он говорит: «Удивительная вещь, касающаяся денег, это то, что они представляют собой не технологическую, а психологическую революцию». Капитализм трактуется им как наиболее поздний вариант религии: «Это наиболее успешная современная религия, так как большинство стран и народов верят в него». Капитализм возникает 200 лет назад, и люди тогда считали и считают сейчас, особенно в постсоветской ситуации, что все проблемы будут разрешены благодаря капитализму.
Здесь упоминается феномен «доверия», который одновременно является важнейшей целью пропаганды. Можно вспомнить, как менялись типы экспертов, несущих правду с экрана в период перестройки. Если вспомнить «человека доверия» советского времени, то это мог быть известный рабочий или секретарь обкома, которого потом заменили специалисты в области слов (журналисты, писатели, диссиденты), которые массово вошли в списки первых перестроечных верховных советов.
Перестроечная програма «Взгляд» обладала именно этим набором приглашенных в эфир лиц, хотя и создавалась с подачи ЦК и КГБ для противодействия западаной пропаганде среди молодежи. Вот воспоминания главы Гостелерадио СССР Л. Кравченко [23-26]: «В 1987 году секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев пригласил к себе первого зампредседателя КГБ Бобкова, Афанасьева от «Правды» и меня и объявляет нам: «Через три месяца мы прекращаем глушить западные радиоголоса. Поэтому сейчас самое главное: уберечь молодежь от тлетворного влияния Запада», — эту фразу Яковлева я записал в блокнот, который у меня цел и сегодня, — и поэтому мы должны за короткое время создать свои программы особенно для утреннего и вечернего эфира». Я в свою очередь собрал у себя в кабинете талантливых ребят из молодёжной редакции и предложил им сделать эти музыкальные информационно-развлекательные программы. Смелые по сюжетам и фактам, неожиданные по интерпретации этих фактов».
Всё это говорит об еще одном методе блокировки рациональности – парадоксальности. Получается, что парадоксальность человека, факта, теории захватывает нас и не дает возможности включиться критическому мышлению. Перестройка, запуская новые факты и новых людей, активно воспользовалась тем, что можно обозначить как управление парадоксальностью (УП). Мертвое советское телевидение было моментально положено на лопатки новыми информационными потоками.
Этот же феномен подтверждают миллионные тиражи перестроечных газет и журналов. Информационный застой был взорван. Новые потоки блокировали любую рациональность. Журнал «Огонек» блистал, что отражает и появление диссертаций на тему «Огонька» и круглые столы на эту же тему [27-31]. О некоторых других контекстах того времени см. [32-34].
Последняя работа это диссертация Л. Брусиловской об «оттепели», из которой мы приведем длинную цитату: «Такое «состояние умов» было подготовлено прежде всего кинофильмами и радиоприемниками, взятыми в качестве военных трофеев. Эти, по выражению В. Аксенова, «платонические рандеву со свободой» нарушили целостность мировосприятия послевоенного поколения и послужили стимулом интереса к жизни за «железным занавесом», а также желания выделиться из стандартно-серой и комсомольско-однообразной массы, найдя себе иных кумиров, нежели предложенных официальной пропагандой. Следствием вышеперечисленного становится увлечение джазом и появление «стиляжничества» как первой попытки проявления альтернативы общепринятым нормам социалистического быта. «Стиляжничество» – явление, которое вызрело внутри советской системы и самими фактом своего существования и противостояния официальной идеологии подтвердило большие резервы послевоенного поколения. Состоявшийся в 1957 году Международный фестиваль молодежи и студентов стал в прямом и переносном смысле слова «открытием Америки». Превращение Москвы на несколько дней в некое подобие Вавилона дало свои определенные результаты: исчезновение мифа о западных людях как о несчастных и обездоленных и одновременно рождение нового мифа — мифа о загранице как об универсуме, где жизнь в любых ее проявлениях лучше и качественнее, чем в отечественном варианте. Меняются и политические ориентиры властей — во внешней политике — все больше приобретает влияние тенденция на мирное сосуществование с капиталистическими державами, во внутренней политике — провозглашается курс на улучшение благосостояния людей, материальным воплощением которого становится массовое жилищное строительство, получившее в народе прозвище «хрущобы»».
То есть «оттепель», от «авторства», за которую Н. Хрущев всеми силами открещивался, была «чертежом» будущей перестройки. Причем мы видим явный повтор почти всех «силовых» линий, направленных на разрушение советской модели.
Не только Хрущев «шарахался» от перестройки. Участники тех событий также сами «отодвигают» от нее Хрущева. Например, М. Хуциев вообще отрицает роль Хрущева [35]: «Это вранье, что на ХХ съезде он разоблачил культ личности. Это все было сделано сразу после смерти Сталина – поднимите газеты того времени. Буквально через месяц после смерти Сталина во всех центральных газетах: в ЦК КПСС планировались материалы о преодолении культа личности и о коллегиальном руководстве. Это всё было до Хрущева. А он потом стал всех отставлять от должностей. Как он, например, с Жуковым поступил, который спас его, когда его хотели снять? Он его снял в тот момент, когда тот плыл на корабле, когда у него не было даже возможности ничего сделать. Термин «оттепель», хрущевская оттепель – никакого отношения этот термин к Хрущеву не имеет».
Последнее замечание имеет архивное подтверждение. Дословно по одной из стенограмм Хрущев произносит следующие слова [36]: «Сложилось понятие о какой-то «оттепели» – это ловко этот «жулик» подбросил, Эренбург. Вот сейчас берут художественное произведение и по нему делают кинокартины. Делается картина «Лес» Леонова. Когда я читал, я весь покрыл себя синяками, и то мог только первую книгу прочесть, вторую взял – ну никак не идет, никакие возбудительные средства не действуют. Вот мне Микоян говорил: «Ты знаешь, какой Окуджава? Это сын старого большевика». А старый большевик тоже был дерьмом, он был уклонистом, национал-уклонистом. Так что, конечно, дерьмо».
А. Пыжиков, автор монографии об оттепели, также подчеркивает роль того, что миллионы людей побывали во время войны за границей [37-38]. Хоть с оружием в руках, они увидели другую жизнь, что потребовало внимания государства к выстраиванию потребительской модели жизни в ответ. Все изменения, приписываемые Хрущеву, были задуманы намного раньше, до его правления (см. современную дискуссию об оттепели [39 — 40]).
Информация, а не только знание являются силой, способной трансформировать общество. Возможно, для случая СССР это было связано с тем, что его часто именуют «логоцентрическим», где слово играло более существенную роль, чем в других системах. Б. Гройс пишет [41]: «Медиумом экономики являются деньги. Экономика оперирует цифрами. Медиумом политики является язык. Политика оперирует словами – аргументами, программами и резолюциями, а также приказами, запретами, инструкциями и распоряжениями. Коммунистическая революция представляет собой перевод общества с медиума денег на медиум языка. Она осуществляет подлинный поворот к языку (linguistic turn) на уровне общественной практики».
Язык – это не только символы, но и коммуникации. Э. Бернейс также говорит о коммуникации как об инструментарии по трансформации обществ [42]: «Сеть коммуникаций, которые иногда дублируются, пересекаются и накладываются друг на друга, совсем не теория, а факт. Нам нужно признать значимость современных коммуникаций, осознать, что это не только сложно организованная сеть, но также и могущественная сила, ведущая общество к благу или, не исключено, к злу».
Сегодня также возник новый и иной уровень подачи информации — дигитальная коммуникация. Как оказалось, человеку свойственно разное реагирование на информацию, подаваемую на бумажном носителе или электронном [43-45]. Например, отвечая на абстрактные вопросы после прочтения рассказа читавшие бумажную версию дали 66% правильных ответов, в то время как читавшие дигитально дали только 48% правильных ответов. При ответах на конкретные же вопросы ситуация изменилась: теперь 73% правильных ответов было при электронном чтении и 58% — при бумажном.
Авторы пытаются обяснить этот феномен тем, что дигитальные технологии запускают конкретное мышление человека. Они же связаны с быстрой обработкой информации, с недмедленным вознаграждением, которым характеризуется взаимодействие с дигитальной платформой. Одновременное выполнение многих задач, отвлечение внимания, перегрузка информацией также заставляют выбирать полюс конкретности в системе от конкретного к абстрактному. Всё это дает вполне конкретные подсказки по созданию материалов для будущих поколений пропагандистов, которые и сегодня большее влияние начинают уделять материалам, которые появятся на дигитальных платформах.
В более ранней работе этих же авторов при анализе игр они также приходят к выводу, что аналоговые платформы активируют концепты, относящиеся к когнитивной сложности [46]. Ещё одним объяснением, которое они приводят, является то, что дигитальная игра в отличие от ее аналогового варианта стимулирует повышенный уровень возбуждения и срочности. А это в свою очередь увеличивает степень сложности игры для игроков. В целом можно обозначить этот метод как управление каналом коммуникации (УКК), когда определенные типы месседжей могут идти по одним каналм, другие — по другим.
Тут есть определенная параллельность с разграничением эпизодических и тематических фреймов новостей, предложенных Ш. Айенгаром [47-49]. Эпизодический фрейм акцентирует роль индивида в событии, тематический — проблемность, то есть они тоже как бы располождены в разных плоскостях: ниже и выше. Эпизодический фрейм говорит о единичном событии, тематический – о тренде. Эпизодический фрейм акцентирует изменения в человеке, тематический – как изменить решение прроблемы. Как следствие, в первом случае вина за негативность ситуации ложится на человека, во втором — на государство.
Айенгар подчеркивает [48]: «Людям демонстрируют эпизодическую подачу разных проблем — преступность, терроризм, бедность, расовое неравенство – с тенденцией приписывать ответственность за эти проблемы скорее индивидам, а не институциям или более широким общественным силам».
Тематические фреймы требуют большей подготовки (например, нужны прошлые события такого рода, комментарии экспертов), отсюда, в числе прочего, и их малая представленность в телевизионных новостях.
Отвечая на вопрос, что важнее – факты или фреймы, Айенгар говорит: «Факты обычно вторичны. Ключевым вопросом является то, каким образом медиа будут указывать? Эпизодические фреймы указывают на индивидуальный аспект проблемы политики, в то время как тематический рассказ предполагает социальные причины». Так что мы можем обозначить этот метод управлением фреймами (УФ).
В работе о влиянии телевизионных новостей Айенгар с коллегами продемонстрировали, что акцент на одних событиях в теленовостях и игнорирование других не только формируют информационную повестки дня, но и оценивают кандидатов в президенты, исходя из их отношения к акцентируемым проблемам [50].
Кстати, этот метод никогда не уходил с арены. Сегодня бывшие сотрудники Фейсбука подтвердили определенную манипулятивность своей новостной ленты [51]. «Новостные кураторы», как они именуются в Фейсбуке, убирали новости, представляющие интерес для консервативной части читателей. Они также не ставят в ленту новостей о самом Фейсбуке. Это происходит таким образом: сообщения, даже отобранные алгоритмом Фейсбука, но из консервативных изданий (например, из Breitbart, Washington Examiner или Newsmax) не ставятся на новостную ленту, если об этих событиях не говорят сайты New York Times, BBC и CNN [52]. Есть также информация об использованиии Фейсбука и на прошлых выборах [53]. Фейсбук в New York Times сразу же выступил с опровержением такой практики [54]. Фейсбуком была даже опубликована закрытая до этого 28-страничная внутренняя инструкция [55].
Ранее коснувшись проблематики игры, следует подчеркнуть, что сегодня возник даже термин GWAP – Games With A Purpose [56]. Это игры с целью, где в качестве цели может быть не столько передача информации или знаний, а также привлечение людей к социальным проблемам. Здесь, как и в случае, например, телесериалов, реальные цели коммуникатора спрятаны за развлекательной оболочкой. Так что мы можем обозначить этот метод, набирающий серьезные обороты в последнее время, как управление развлекательностью – УР (о телесериалах см., например, наши работы [57-63]). Ведутся исследования в области разработки просоциальных игр [64-67] (один из сайтов этой тематики – www.tiltfactor.org). Управление развлекательностью предполагает создание таких информационных и виртуальных продуктов, прикладные цели которых спрятаны. Они будут вторичными для пользователя, но являются первичными для создателей.
Не менее значимые разработки для будущих пропагандистских и информационных войн ведутся в сфере нейропсихологии, причем не только в области создания и понимания нарративов, где военные оказались одними из первых, правда, после литературоведения, что естественно, и бизнеса, но и в сфере оперирования с сакральным. Внимание к нейропсихологии сакрального, вероятно, во многом было вызвано, что последние военные конфликты оказались против людей другой культуры — мусульманской. Это вызвало призыв в военное дело не только антропологов, но и специалистов в области нейронауки. С. Этрен делал работы по объективному пониманию сакральности со стороны нейропсихологии, рассмотрев в качестве объекта израильско-палестинский конфликт и ядерную программу Ирана [68 — 70]). Ядерная программа Ирана стала интересным объектом, поскольку это было сегодняшним созданием сакральности (см. подробнее [71-72]).
Этрен с коллегами пишут [70]: «Различия в сакральных ценностях являются важной частью многих фундаментальных политических расхождений, что делает подобные диспуты трудными для разрешения […] Представляющееся контринтуитивным понимание сакральных ценностей оппонента, как мы считаем, предлагает удивительные возможности для прорывов к миру. Поскольку люди эмоционально сопротивляются обсуждать сакральные ценности, обычно решается, что переговорщики либо должны оставить сакральные ценности на конец переговоров, либо обойти их с помощью значительных материальных стимулов. Наши эмпирические результаты и исторический анализ говорят о том, что это ошибочно. Фактически предложение предоставить материальные преимущества в обмен на отказ от сакральной ценности реально делает разрешение конфликта более трудным, поскольку люди рассматривают его как оскорбление, а не как компромис. Оставление проблем сакральных ценностей напоследок только блокирует компромис по материальным вопросам».
Из последних исследований в нейронауке можно упомянуть также обнаруженную в мозгу человека связку между символическими и социальными объектами [73]. Символические артефакты (флаг и под.) являются одновременно физическими и символическими объектами, поэтому они значимы в процессах социального взаимодействия.
Все эти аспекты при использовании их пропагандой можно обозначить как управление сакральностью – УС. Совершенно спокойно пропаганду вообще можно определять как управление сакральностью, поскольку патриотизм в сильной степени лежит в этой плоскости. Пропаганда выстраивает весь свой ряд объектов (героев, историю) именно под углом зрения достижения ими сакральности.
Интернет дал не только массового говорящего, когда всем стало доступно авторство, но и новый тип массового читающего/слушающего. Несколько утрируя, можно сказать: каждый может написать то, что услышат все. Однако некоторые сочетания параметров этого массового сознания оказались интересными для пропагандистов. Так, А. Росс, находясь на посту советника по инновациям Х. Клинтон, не уставал повторять одну триаду: технологии, сети и демография [74-75]. Расшифровать это можно так, что мир получил сегодня массовое сознание молодежи, привязанное к Интернету и социальным сетям, а власти потеряли контроль за всем этим. Поэтому и произошло большое число именно молодежных революций во многих странах.
Сегодняшние технологии стали мощным инструментарием пропаганды и для пропаганды. Мы также можем их обозначить как управление технологиями для целей пропаганды – УТП, имея в виду, что технологии «затачиваются» под потребности пропаганды.
У Фейсбука, например, множество планов доведения Интернета как до сельских районов всего мира, так и до городов. Например, он собирается строить 96 башен, которые закроют пространство всей Земли. Есть планы по установке на каждом городском фонаре устройств для сигнала Wi-Fi [76-78]. Есть разработки дронов размеров с Боинг, которые будут подняты в воздух гелиевыми шарами. У Гугла также есть свой проект запуска в небо гигантских шаров для Интернета, которые гораздо дешевле спутников [79]. Они могут держаться в небе по шесть месяцев. Гугл при этом ориентирован на южное полушарие, которое менее подключено к Интернету. При этих системах государства уже окончательно потеряют технический контроль над Интернетом и не смогут его отключать при чрезвычайных ситуациях.
Дж. Ассанж упоминает, что работающего сегодня в Гугле, а до этого в Госдепартаменте, как и А. Росс, Дж. Коэна можно назвать «директором по смене режимов» Гугла [80]: «По его электронной переписке можно понять, что он оставил свои отпечатки на некоторых основных исторических событий Ближнего Востока. Он оказывается в Египте во время революции, встречаясь с Велом Гонимом, работником Гугл, арест и заключение которого создало ПР-дружественный символ восстания для западной прессы». И далее перечисляется целый ряд других стран, где появляется Коэн перед восстаниями.
В. Гоним стал гером СМИ как человек, начавший восстание в Фейсбуке [81-88]. Когда же события только начинались, никто не мог понять, почему вдруг в центре их зазвучала фамилия работника Гугла.
В его выступлении звучит следующее: «14 января 2011 Бен Али покидает Тунис после возрастающих протестов против его режима. Я увидел в этом проблеск надежды. Египтяне в социальных сетях рассуждали: «Если Тунис смог, почему мы не сможем?». Я разместил на Фейсбуке событие и назвал его «Революция против коррупции, несправедливости и диктаторства» Я поставил вопрос перед 300 тысячами пользователей страницы: «Сегодня 14 января. 25 января День полиции. Это национальный праздник. Если сто тысяч из нас выйдут на улицы Каира, никто не сможет нас остановить». Он считает, что именно социальные сети помогли востать децентрализованному сообществу.
В 2012 г. вышли уже и его воспоминания, где он описывает, как стал региональным представителем по маркетингу Гугла в Каире [89]. В одном из своих многочисленных интервью он говорит, что если вы хотите кого-то освободить, все, что вам нужно, это Интернет. Но он также говоорит и следующее: «Сегодня мы знаем, что если мы хотим освободить общество, мы сначала должны освободить Интернет».
В своем выступлении на TED-конференции он называет, с его точки зрения, пять проблем современных медиа [84]:
— мы не знаем, как бороться со слухами, а они распространяются среди миллионов;
— мы разговариваем с теми, кто думает одинаково с нами, остальных мы блокируем;
— дискуссии в онлайне слишком быстро переходят границы допустимого;
— стало очень трудно менять свое мнение из-за скорости и краткости социальных медиа;
— опыт социальных медиа создан под передачу, а не включение, под посты, а не дискуссии, поверхностные комментарии, а не глубокие дискуссии.
В любом случае опыт таких участников нельзя игнорировать. Это действительно технологический инструментарий пропаганды, который выстроен скорее под протест, чем под власть.
Кстати, Гоним очень четко видит эти возможности, когда говорит следующее [85]: «Социальные медиа перераспределяют политическую власть. Они дают людям возможность развивать сети, организовывать акции и обмениваться информацией масштабно и за краткий период времени. Думаю, мы подходим к тому, что социальные медиа могут иметь существенное влияние на жизнь граждан –позитивное или негативное. С этим пониманием следующим шагом будет понирмание платформами этого влияния. Решения по созданию продукта не должны опираться только на рост и охват, но учитывать также ответственность за влияние».
Кстати, не только специалисты по смене режимов, но и военные давно уже обратили внимание на роль социальных коммуникаций и нарративов (см., например, работы Т. Ниссена [90-92]). Он пользуется даже понятием «операции под контролем нарративов», считая, что они представляют собой: «целенаправленный стратегический нарративно-ориентированный анализ, планирование и выполнение операций для целей создания понятной связи между стратегическим намерением и дизайном кампании, чтобы достичь уверенности в том, что слова на политическом уровне соответствуют делам, изображениям и словам военной силы».
Странность и парадоксальность этого взгляда состоит в том, что точкой отсчета, базой военной операции становится нарратив. Наверное, это можно объяснить тем, что на уровне стратегических нарративов двух противоборствующих сторон и заложена суть конфликта между ними.
Об еще одной характеристике технологического компонента пропаганды упоминают исследователи, говоря следующее [93]: «Дигитальная связность увеличила возможности для персонализации с помощью способности контролировать информационный поток для точного определения, какая информация или коммуникации представляются нашим пользователям и когда. Этот личностный и в то же время связанный подход, при котором индивиды могут диктовать, что они хотят смотреть и когда, в то же время оставаясь в массе […] получил название «публичной приватности». Термин этот пришел из работы 2008 г. по поводу влияния Wi-Fi, позволяющего превращать публичную сферу в приватную [94]. Здесь также говорится о публичных и полу-публичных пространствах, позволяющих разнообразное социальное взаимодействие.
Напомним, что точно такие же новые перспективы подключения технологий увидели и создатели дигитальной дипломатии, подчеркивая следующее: «Традиционные формы демократии все еще доминируют, но государственное управление двадцать первого века не представляет собой просто корпоративный ребрендинг — заменой телевидения Твиттером. Оно представляет изменения и в форме, и в стратегии — способом усиления традиционных дипломатических шагов, развитием базирующихся на технике политических решениях и поощрения киберактивности» [75]. Как видите, здесь даже появился новый термин «базирующиеся на технике политические решения» («tech-based policy solutions«).
Техника перестает быть чисто техникой, когда от нее начинают зависеть поступки и мотивации людей. Если наличие той или иной технологии начинает влиять на политические решения, более того, может приводить к смене режима в стране, то это говорит о том, что есть связка «техническое + политическое», что усиливая то, что именуется техническим, мы можем получать политические результаты.
Техника всегда как бы является частью будущего, поэтому этот тип развития трудно затормозить. Никому еще не удавалось остановить будущее. Однако не менее активным является и прошлое. В прошлом также спрятаны те или иные варианты, позволяющие менять настоящее. Сильное настоящее нуждается в таком же сильном прошлом.
Один из активных участников арабской весны египетский историк Х. Фами напомнил нам еще об одной инструментарии пропаганды, который хорошо знаком всему постсоветскому пространству. Это не просто управление историей, а намного более точное высказывание – поиск той точки, от которой нужно выстраивать новую историю нового государства. Мы можем обозначить это как управление историей — УИ как инструментарии пропаганды. Фами говорит и о выборе начальной «чистой» точки в прошлом [95]: «Даже в стране с такой сложной историей, как, например, Венгрия, есть понимание, что если они покажут, что есть такой ранний момент в современной венгерской истории, когда Венгрия была реально чистой, когда она не была загрязненна ни коммунизмом, ни нацистской оккупацией, ни гражданской войной, они могут использовать этот момент как объединяющий инструментарий, на котором построят свои надежды на будущее. Одной из проблем арабской весны является то, что мы не можем как арабы или как египтяне согласиться на такой точке».
Такая точка отсчета, выполняя объединяющие функции, позволяет стране оттенить разъединяющие ее события или людей. По большему счету это чисто пропагандистская точка истории, поскольку в прошлом есть все виды людей и событий. Пропаганда же занимается тем, что усиливает одно, одновременно закрывая от массового сознания другое.
Пропаганда очень увствительна ко всему новому, причем в этом случае нельзя говорить, что новое – это хорошо забытое старое. Сегодня на базе работы с большими массивами информации (big data), о которых много говорил А. Пентленд (см., например: [96 — 98]), возникли новые коммуникативные возможности, которые сегодня активно используются в избирательных технологиях, например, такой подход, как микротаргетинг, работающий в том числе и в бизнесе.
Новые результаты придут и от военных. Американские военные отправились в Силиконовую долину в поиске решения своих проблем с помощью искусственного интеллекта [99-101]. Они объясняют это идеей о необходимости третьей компенсации, понимая под ней получение неоспоримого доминирования над более многочисленным противником с помощью военно-технического превосходства. Первой компенсацией названо сфера ядерного оружия, второй — сфера точного оружия. Смена доминирующей военной парадигмы меняет ход истории. Правда, против милитаризации искусственного интеллекта выступили ведущие ученые, среди которых С. Возняк и Э. Маск [102-103].
Сходная ситуация прорыва может произойти и в сфере пропаганды и информационных войн. Например, интересное исследование появилось в журнале Nature о семантической карте в мозгу, когда слова из одной семантической области активируют строго те же части мозга, что фиксируется фкункциональным магнитным резонансом [104]. Исследователей удивила симметричность левого и правого полушария в этом плане, поскольку всегда считалось, что семантическая репрезентация есть только в левом полушарии. Правда, была одна работа, где также результаты действия нарративов были видны в двух полушариях [105]. Такое исследование может помочь понять теперь даже то, о чем думает человек.
Д. Портер, который руководил статистическим моделированием в президентской кампании Обамы 2012 года, выступает на конференциях на темы «Модели убеждения в президентских кампаниях и как их применять в бизнесе» [106] или «Большие массивы информации для маленьких кампаний» [107]. Он подчеркивает, что политичекие кампании, маркетинг, борьба за здоровый образ жизни объединяют миллионы индивидуальных ввзаимодействий с социальными, дигитальными и традиционными рекламными кампаниями с целью продвинуть людей к позитивным действиям. Портер считает, что до кампании Обамы все это не носило научного характера. Он называет эту сферу моделированием убеждения, моделированием стимулирования. Метод стимулирования (подъема) получает сегодня следующее определение [108]: «прогнозная модель, которая предсказывает влияние на индивидуальное поведение, возникающая в результате применения одного подхода вместо другого». В этом определении подчеркивается применение альтернативных видов воздействия.
В результате речь идет как бы о создании тысяч «квантов» влияния, которые обязательно должны принести результат. Д. Никерсон, который также работал в кампании Обамы «директором по экспериментам», говорит, что Портер знает, какой параметр из файла избирателя может быть использован для воздействия на данного человека [109]. Например, избиратель отказался от демократической подписки, тогда находится новая переменная, которая должна его вернуть. Или избиратель может являться зарегистрированным демократом, но его жена/муж зарегистрированным республиканцем. И для интервенции в эту среду нужен другой соответствующий параметр. В результате, отобрав из тысяч параметров 15 работающих, можно воздействовать на миллионы.
Никерсон подчеркивает, что кампания, конструируя прогнозные модели, работает с тремя видами прогнозных оценок для каждого избирателя в базе [110 — 111]: поведения, поддержки и ответной реакции. Поведенческие оценки опираются на прошлое поведение и демографию, чтобы определить вероятность участия избирателя в разных формах политической активности. Поддержка оперирует с политическими предпочтениями граждан. Это уровень поддержки измеряется в процентах, но не индивидуально, а в определенной выборке. К примеру, 50% говорит о том, что половина данной выборки поддержит кандидата или проблему. Предсказание реальной ответной реакции достаточно сложно, поэтому в этом случае оочень помогают полевые эксперименты.
В 2012 г. обе партии потратили на работу с большими массивами информации 12 миллионов долларов [112]. В результате они знают, каким должен быть нужный месседж, для какой аудитории, в какое время его лучше подать.
Д. Портер, создавший вместе с двумя другими участниками кампании свою фиру BlueLab (сайт — www.bluelabs.com), говорит [113]: «Старое высказывание о рекламе гласит: я знаю, что половина моей рекламы не срабатывает, но не знаю какая. С помощью моделирования стимулирования (подъема) вы можете определить, какая половина работает, а какая нет, или более точно — какие потребители более других прореагируют на рекламу, а какие — нет».
Исследователи справедливо акцентируют, что большие массивы информации — это на самом деле информация о поведении [114]. И еще один элемент этого опыта [115]: «Флайеры направляются тем, кого можно убедить. Избиратель получает флайер только, если он или она прогнозируются как убеждаемые. Традиционный маркетинг посылает директ мейл тем, кто ожидаемо купит в случае контакта, а не из-за него. Это мало заметная, но критическая разница. Вместо определения того, является ли контакт удачным решением, моделирование убеждения определяет, является ли контакт лучшим решением, чем не-контакт».
Р. Эпстейн изучал влияние поисковика Гугл на выборы. В результате ему пришлось ввести термин — манипуляционный эффект поисковой машины — search engine manipulation effect (SEME) [116-117]. Эта идея вошла в десятку топовых научных новостей 2015 года. Бизнес давно тратит ресурсы на то, чтобы оказаться в начале выдаваемого потребителю поиска. Только в Северной Америке на это уходит 20 миллиардов долларов. Люди фиксируются на том, что стоит впереди, даже если последующие результаты являются более релевантными.
Та же ситуация повторилась и в случае выборов. И поскольку многие выборы выигрываются с небольшим разрывом, это становится важной характеристикой. Ряд экспериментов показал, что так можно существенно поднять рейтинг кандидата. Этот метод он назвал новым контролем над разумом [118].
Кстати, одна из его статей называется «В будущем big data сделает обычные выборы устаревшими» [119]. Эта идея уже реализована в романе «Круг» Д. Эггерса [120] (см. рецензии на книгу: [121-122]). Здесь под влиянием технологической компании выстроено полностью открытое общество, где политики, например, ходят с видеокамерами, чтобы все про них все знали. Фирма Круг, заправляющая всем этим, оперирует в своей идеологии максимами сродни оруэллским: «ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗВЕСТНО»; «ТАЙНЫ – ЭТО ЛОЖЬ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ – ЭТО ЗАБОТА, ПРИВАТНОСТЬ – ЭТО КРАЖА». Вся политическая сила в результате сконцентрирована в поисковой машине, которой все верят патологически.
Будущий мир естественно может принести другой инструментарий, который не будет восприниматься сегодняшними глазами. То, что могло быть нарушением вчера, может перестать быть таковым завтра.
Сегодняшняя не-норма завтра может стать нормой. Например, сегодня Фейсбук обеспокоился обвинениями в антиконсервативном отборе новостей, породив разного рода опровержения [123-125]. Цукерберг даже сам встретился с лидерами со стороны консерваторов, чтобы убедить их в отсутствии такого предубеждения [126-127]. Цукерберг написал [128]: «Силиконовая долина имеет либеральную репутацию. Но сообщество Фейсбука включает более 1,6 миллиарда людей любого происхождения и идеологии – от либерала до консерватора и все между ними. Мы построили Фейсбук как платформу для всех идей». Но это все равно встреча вызвала неоднозначную реакцию в консервативной среде [129-130].
Б. Гейтс выделяет огромную сумму на создание информационной базы о женщинах и девочках в целях преодоления гендерного неравенства [131]. Билл и Мелинда Гейтс считают, что для того, чтобы закрыть гендерный разрыв, надо закрыть информационный разрыв. Кстати, в одном из его интервью нам встретилась интересная фраза о разнице подходов Гейтса, Цукерберга и Джобса [132]: «Я начал с архитектуры, Марк начал с продукта, а Стив Добс начала с эстетики». И это отражает разницу разработчиков, но и разницу временную, когда следует акцентировать уже иные аспекты.
Сведем теперь в единую таблицу отмеченные выше пятнадцать технологий современной пропаганды:
Разрушение информационного монополизма |
Перераспределение информационного веса игроков |
Создание управляемых массовых единств |
Управление восприятием |
Управление героикой |
Управление врагами |
Манипуляция источниками информации |
Управление парадоксальностью |
Управление каналом коммуникации |
Управление фреймами |
Управление развлекательностью |
Управление сакральностью |
Управление технологиями для целей пропаганды |
Управление историей |
Управление с помощью больших массивов информации |
Коммуникативный компонент в двадцать первом столетии получил новое развитие. Это еще один вариант инструментария, направленный на создание «доверия» между незнакомцами, выравнивающий страны под единую модель с помощью множества разнообразных информационных и виртуальных платформ. Интернет пришел с глобализацией, ориентируясь на новый тип человека мира, который не связан барьерами религии или идеологии.
Литература
1. Михаил Порфирьевич Георгадзе // internet-cemetery.ru/mogily_znamenityh/politics/151-georgadze-mihail-porfirevich.html
2. Толстой И. Отмытый роман Пастернака. «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ. — М., 2009
3. Отмытый роман Пастернака Ивана Толстого: сенсационные факты подтверждаются!
//books.vremya.ru/main/3574-otmytyy-roman-pasternaka-ivana-tolstogo-sensacionnye-fakty-podtverzhdayutsya.html#.U0UGnCjC_qA
4. Басинский П. Чудо, заставшее врасплох // rg.ru/2015/02/10/nobel.html
5. Обозреватель РС Иван Толстой – о Нобелевской премии Пастернака
// www.svoboda.org/content/article/2022752.html
6. Загидуллина М. Между исследованием и расследованием
// magazines.russ.ru/nlo/2009/96/za33.html
7. Tobolowsky B. Academics and anti-intellectualism: representations of the U.S. primetime professoriate
// www.srhe.ac.uk/conference2015/abstracts/0061.pdf
8. Havergal C. Drunk, lonely and leering? Meet the TV drama academic
// www.timeshighereducation.com/news/drunk-lonely-and-leering-meet-the-television-drama-
academic
9. TV shows for teenagers show professors as “old, boring, white, and mean”
// legallysociable.com/2012/11/13/professors-on-tv-shows-for-teenagers-old-boring-white-and-mean/
10. Marquis J. Crafting an academic screencasting persona
// www.onlineuniversities.com/blog/2013/01/crafting-academic-screencasting-persona/
11. Claussen D. A brief history of anti-intellectualism in American media
// www.aaup.org/article/brief-history-anti-intellectualism-american-media#.VzIW4hUrKDc
12. Квик Г. В фильмах про супергероев проблемы со злодеями
// inosmi.ru/culture/20160509/236454347.html
13. Новоселова Е. О мистериях, зверях и героях: архетипы в современной политике
// discours.io/articles/obschestvo/o-misteriyah-zveryah-i-geroyah-arhetipy-v-sovremennoy-politike
14. Tremblay G. From Marshall McLuhan to Harold Innis, or From the global village to the world empire
// Canadian Journal of Communication. — 2014. — Vol. 37. — N 4
15. Рогозин Д. Четыре эмпирических проекта по изучению троллинга
// gefter.ru/archive/18384
16. Internet trolling as a tool in hybrid warfare: the case of Latvia
// www.stratcomcoe.org/internet-trolling-hybrid-warfare-tool-case-latvia-0?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=kremlin_watch_monitor
17. Harari Y.N. Sapiens. A brief history of humankind. — London, 2014
18. Ремчуков К. Особое мнение // echo.msk.ru/programs/personalno/1761798-echo/
19. Bartels A. Oxytocin and the social brain: beware the complexity
// www.nature.com/npp/journal/v37/n8/full/npp201271a.html
20. Bartels A. a.o. The neural correlates of maternal and romantic love // Neuroimage. — 2004. — Vol. 21. — I. 3
21. Bartels A. a.o. The neural basis of romantic love // NeuroReport. — 2000. — Vol. 11. — N 17
22. Bhatt N. Lunch with BS: Yuval Noah Harari // www.business-standard.com/article/opinion/lunch-with-bs-yuval-noah-harari-115110600489_1.html
23. Кравченко Л. СССР разрушили Яковлев и Шеварнадзе. Интервью
// www.fontanka.ru/2010/08/17/080/
24. Кравченко Л. Лебединая песнь ГКЧП. — М., 2014
25. Кашин О. Медиаменеджер перестройки // rulife.ru/old/mode/article/830/
26. Экс-ведущий программы «Взгляд» о «нормальных разборках» на ОРТ
// www.dal.by/news/2/23-01-12-6/
27. Журнал «Огонек» как зеркало перестройки
// philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_11_212
28. Есикова Е.М. Журнал «Огонек» в контексте переходных эпох
// www.dissercat.com/content/zhurnal-ogonek-v-kontekste-perekhodnykh-epokh
29. Гордина Е.Д. Проблемы отечественной истории на страницах массвого журнала «Огонек» 1987 — 1991 гг.
// www.dissercat.com/content/problemy-otechestvennoi-istorii-na-stranitsakh-massovogo-zhurnala-ogonek-1987-1991-gg-temati
30. Коротич В. В России советская власть никуда не ушла. Интервью
// news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_4602000/4602855.stm
31. Ненашев М. Перестройка и СМИ // rg.ru/2015/11/17/rodina-smi.html
32. Королева Л.А. и др. «Перестройка» в СССР и диссиденты
// cyberleninka.ru/article/n/perestroyka-v-sssr-i-dissidenty
33. Письмо главного редактора журнала «Огонек» В.А. Коротича А.Н. Яковлеву
// www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1023979
34. Брусиловская Л.Б. Культура повседневности эпохи «оттепели»
// cheloveknauka.com/kultura-povsednevnosti-epohi-ottepeli
35. Хуциев М. Оттепель к Хрущеву отношения не имеет. Интервью
// www.svoboda.org/content/article/27006496.html
36. Ворсобин Н. Никита Хрущев: понятие «оттепель» подбросил жулик
// www.kp.ru/daily/23160/24789/
37. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». — М., 2002
38. «Половинчатая» оттепель // www.svoboda.org/content/article/27006496.html
39. 1961 год: противоречивая оттепель // moment.gaidarfund.ru/articles/2613
40. Украинская «братва» Хрущева // lenta.ru/articles/2016/05/11/bratva/
41. Гройс Б. Коммунистический постскриптум
// bookz.ru/authors/boris-grois/kommunis_251/1-kommunis_251.html
42. Бернейс Э. Инженерия согласия // www.politstudies.ru/files/File/2013/4/11.pdf
43. Kaufman G. F. a.o. High-low split: divergent cognitive construal levels triggered by digital and non-digital platforms
// dl.acm.org/citation.cfm?doid=2858036.2858550
44. Holmes L. Reading On Your Screen May Impair The Way You Think
// www.huffingtonpost.com/entry/devices-thinking-study-abstract-concrete_us_5731f417e4b096e9f0929dc5
45. Digital media may be changing how you think // www.psypost.org/2016/05/digital-media-may-changing-think-42658
46. Kaufman G. F. a.o. Lost in translation: comparing the impact of an analog and digital version of a public health game on players’ perceptions, attitudes, and cognitions
// International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations — 2013. — Vol. 5. — N 3
47. Iyengar S. Is anyone responsible? How television frames political issues. — Chicago, 1991
48. Iyengar S. How framing influences citizen understanding of public issues
// www.frameworksinstitute.org/assets/files/iyengarinterview2009.pdf
49. A frameworks institute framebyte episodic vs. thematic stories
// www.frameworksinstitute.org/assets/files/framebytes/framebyte_thematic.pdf
50. Iyengar S. a.o. Experimental demonstrations of the «not-so-minimal» consequences of television news programs
// The American Political Science Review. — 1982. — Vol. 76. — N 4
51. Nunez M. Former Facebook workers: we routinely suppressed conservative news
// gizmodo.com/former-facebook-workers-we-routinely-suppressed-conser-1775461006
52. Nunez M. Want to know what Facebook really thinks of journalists? Here’s what happened when it hired some // gizmodo.com/want-to-know-what-facebook-really-thinks-of-journalists-1773916117
53. Nunez M. Facebook employees asked Mark Zuckerberg if they should try to stop a Donald Trump presidency
// gizmodo.com/facebook-employees-asked-mark-zuckerberg-if-they-should-1771012990
54. Isaac M. Facebook, facing bias claims, shows how editors and algorithms guide news
// www.nytimes.com/2016/05/13/technology/facebook-guidelines-trending-topics.html?_r=0
55. Trending review guidelines // fbnewsroomus.files.wordpress.com/2016/05/full-trending-review-guidelines.pdf
56. Ahn von L. a.o. Designing games with a purpose// www.cs.cmu.edu/~biglou/GWAP_CACM.pdf
57. Почепцов Г. Телесериалы как медиа коммуникации // psyfactor.org/kinoprop/serials2.htm
58. Почепцов Г. Сериал Newsroom как пример «подталкивающего» моделирования действительности // psyfactor.org/lib/media4.htm
59. Почепцов Г. Перепрограммирование поведения с помощью телесериала как варианта медикоммуникаций // psyfactor.org/kinoprop/serials.htm
60. Почепцов Г. «Карточный домик»: как на смену клиповому мышлению приходит сериальное // psyfactor.org/kinoprop/house_of_cards.htm
61. Почепцов Г. «Карточный домик»: сериалы строят мир — 2
// psyfactor.org/kinoprop/house_of_cards_2.htm
62. Почепцов Г. Мигель Сабидо как пионер эстетического программирования поведения
// psyfactor.org/kinoprop/sabido_method.htm
63. Почепцов Г. «Чувствительные», «Альфы», «Грань», «Хранилище № 13» и другие фантастические фильмы в процессах формирования новых поколений
// psyfactor.org/kinoprop/sci-fi-serials.htm
64. Kaufman G. a.o. A psychologically “embedded” approach to designing games for prosocial causes // cyberpsychology.eu/view.php?cisloclanku=2015091601
65. Kaufman G. a.o. Creating stealth game interventions for attitude and behavior change: an “embedded design” model
//www.digra.org/wp-content/uploads/digital-library/102_Flanagan_etal_Creating-Stealth-Game-Interventions-for-Attitude-and-Behavior-Change.pdf
66. Seidman M. a.o. Failed games: lessons learned from promising but problematic game prototypes in designing for diversity
//www.digra.org/wp-content/uploads/digital-library/100_Flanagan_etal_Failed-Games.compressed.pdf
67. Flanagan M. Citizen archivists at play: game design for gathering metadata for cultural heritage institutions
// www.digra.org/wp-content/uploads/digital-library/paper_418.compressed.pdf
68. Scott Atran on sacred values // www.libraryofsocialscience.com/newsletter/posts/2015/2015-6-1-Atran.html
69. Can we construct a counter-narrative to ISIS’s end goal?
// www.npr.org/2015/11/22/456989124/can-we-construct-a-counter-narrative-to-isis-s-end-goal
70. Atran S. a.o. Reframing sacred values
// s3.amazonaws.com/s3.libraryofsocialscience.com/pdf/Atran%20-%20Reframing%20Sacred%20Values.pdf
71. Dehghani M. a.o. Emerging sacred values: Iran’s nuclear program // Judgement and decision making. — 2009. — Vol. 4. — N 7
72. Dehghani M. a.o. Sacred values and conflict over Iran’s nuclear program // Judgement and decision making. — 2010. — Vol. 5. — N 7
73. Tylen K. a.o. Trails of meaning construction: Symbolic artifacts engage the social brain
// NeuroImage. — 2016. — Vol. 134
74. Howard A. Exit Interview: Alec Ross on Internet freedom, innovation and digital diplomacy
// www.huffingtonpost.com/alexander-howard/exit-interview-alec-ross-_b_2860211.html
75. Lichtenstein J. Digital diplomacy // www.nytimes.com/2010/07/18/magazine/18web2-0-t.html?_r=0
76. Cuthbertson A. Facebook’s Internet towers will connect the world (to Facebook)
// www.newsweek.com/facebooks-internet-antennas-will-connect-africa-facebook-447807
77. Vanian J. Facebook unveils plans to bring Internet to both cities and rural areas
// fortune.com/2016/04/13/facebook-terragraph-project-aries-internet/
78. Weise E. Facebook reveals plans for drone-based Internet in sky
// www.usatoday.com/story/tech/2015/07/30/facebook-drone-aquila-internet-solar-powered/30890057/
79. Popper B. Inside Project Loon: Google’s internet in the sky is almost open for business
// www.theverge.com/2015/3/2/8129543/google-x-internet-balloon-project-loon-interview
80. Assange J. Google is not what it seems // wikileaks.org/google-is-not-what-it-seems/
81. Buhr S.Inside Parlio: Egyptian activist Wael Ghonim’s new platform for social change
// techcrunch.com/2016/01/28/inside-parlio-egyptian-activist-wael-ghonims-new-platform-for-social-change/
82. Kingsley P. I’m no traitor, says Wael Ghonim as Egypt regime targets secular activists
// www.theguardian.com/world/2014/jan/09/wael-ghonim-egypt-regime-targets-secular-activists
83. Wael Ghonim: creating a ‘Revolution 2.0’ in Egypt
// www.npr.org/2012/02/09/146636605/wael-ghonim-creating-a-revolution-2-0-in-egypt
84. Ghonim W. Let’s design social media that drives real change
// www.ted.com/talks/wael_ghonim_let_s_design_social_media_that_drives_real_change/transcript?language=en
85. Wael Ghonim and Egypt’s new age revolution // www.cbsnews.com/news/wael-ghonim-and-egypts-new-age-revolution/
86. Vargas J.A. Spring awakening. How an Egyptian revolution began on Facebook
// www.nytimes.com/2012/02/19/books/review/how-an-egyptian-revolution-began-on-facebook.html
87. Giglio M. How Wael Ghinim sparked Egypt’s uprising // www.newsweek.com/how-wael-ghonim-sparked-egypts-uprising-68727
88. Nouh Y. Wael Ghonim’s quest to ‘liberate the Internet’ // www.huffingtonpost.com/entry/wael-ghonim-parlio_us_56d06611e4b03260bf766a32
89. Ghonim W. Revolution 2.0. The power of the people is greater than the people in power. A memoir. — Boston — New York, 2012
90. Nissen T.E. The weaponization of social media // www.stratcomcoe.org/thomas-nissen-weaponization-social-media
91. Nissen T.E. Narrative led operations
//pure.fak.dk/ws/files/4593101/Thomas_Elkjer_Nissen_Narrative_Led_Operations_MilTid
_2012_04.pdf
92. Nissen T.E. Social media, strategic narratives and stratcom
// www.jwc.nato.int/images/stories/threeswords/SOCIAL_MEDIA_STRATCOM.pdf
93. Gordon E. a.o. Why we engage. How theories of human behavior contribute to our understanding of civic engagement in a digital era
//poseidon01.ssrn.com/delivery.php?ID=3441180880880830661010210040030960650200880690850270261270890301201041061
17117096073029114036013107061038026014012010073105126024069091048041114081
1120830100230100530190550670760901000940910000811230081020821191181011071250
78079069095112029005094098&EXT=pdf
94. Hampton K.N. Gupta N. Community and social interaction in the wireless city: Wi-Fi use in public and semi-public space
// www.mysocialnetwork.net/downloads/NMS07-r17.pdf
95. Robins-Early N. How a leading Egyptian historian found himself in the middle of a revolution
//www.huffingtonpost.com/entry/khaled-fahmy-egypt-revolution_us_569f9e03e4b0875553c26707?185pcik9
96. Pentland A. Social physics. How social networks can make us smarter. — New York, 2015
97. Rutherford A. a.o. Limits of social mobilization // www.pnas.org/content/110/16/6281.full
98. Pentland A. Reinvcenting society in the wake of big data
// www.edge.org/conversation/reinventing-society-in-the-wake-of-big-data
99. Brimley S. Testimony before the House Armed Services Committee Subcommittee on Seapower and Projection Forces
//cacm.acm.org/careers/202297-pentagon-turns-to-silicon-valley-for-edge-in-artificial-intelligence/fulltext
100. Markoff J. Pentagon turns to Silicon Valley for edge in artifical intelligence
//www.nytimes.com/2016/05/12/technology/artificial-intelligence-as-the-pentagons-latest-weapon.html?ref=business&_r=1
101. Scharre P. Autonomous weapons and operational risk
//www.cnas.org/sites/default/files/publications-pdf/CNAS_Autonomous-weapons-operational-risk.pdf
102. Autonomous weapons: and open letter from AI & robotics researcher
// futureoflife.org/open-letter-autonomous-weapons/
103. Top tech minds, Maryland professors warn of militarization of AI
// www.bizjournals.com/washington/blog/techflash/2015/07/top-tech-minds-maryland-professors-warn-of.html
104. Huth A.G. a.o. Natural speech reveals the semantic maps that tile human cerebral cortex
// Nature. — 2016. — Vol. 532. — I. 7600
105. Lerner Y. a.o. Topographic mapping of a hierarchy of temporal receptive windows using a narrated story
// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3089381/
106. Predictive Analytics World for Business, June 20-23, 2016
// www.predictiveanalyticsworld.com/chicago/2016/agenda.php#keynote2_910
107. Predictive Analytics World for Government https://events.bizzabo.com/pawgov14/agenda/speakers/82084
108. Siegel E. Personalization is back: how to drive influence by crunching numbers
// www.predictiveanalyticsworld.com/patimes/personalization-is-back-how-to-drive-influence-by-crunching-numbers/?utm_medium=email-paid&utm_campaign=PAWNYC16&utm_source=dsc&utm_content=042216dedicated
109. Ward J. True believers seek to bottle Obama campaign magic
// www.huffingtonpost.com/2013/11/14/obama-campaign-data-experts_n_4276865.html
110. Nickerson D.W. a.o. Political campaigns and big data
// scholar.harvard.edu/files/todd_rogers/files/political_campaigns_and_big_data_0.pdf
111. Taylor T. Big data in political campaign // conversableeconomist.blogspot.com/2014/05/big-data-in-political-campaigns.html
112. Chideya F. Political data is everywhere — but what does it all mean?
// theintercept.com/2015/07/17/political-data-mining-2016-election/
113. Stedman C. How uplift modeling helped Obama’s campaign — and can aid marketers
// www.predictiveanalyticsworld.com/patimes/how-uplift-modeling-helped-obamas-campaign-and-can-aid-marketers/
114. Guszcza J. How data science and behavioral science can work together
// http://dupress.com/articles/behavioral-economics-predictive-analytics/#end-notes
115. Siegel E. The real story behind Obama election victory
// www.thefiscaltimes.com/Articles/2013/01/21/The-Real-Story-Behind-Obamas-Election-Victory
116. Epstein R. a.o. The search engine manipulation effect (SEME) and its possible impact on the outcomes of elections
// www.pnas.org/content/112/33/E4512.full
117. Epstein R. How Google could rig the 2016 election
// www.politico.com/magazine/story/2015/08/how-google-could-rig-the-2016-election-121548
118. Epstein R. The new mind control // aeon.co/essays/how-the-internet-flips-elections-and-alters-our-thoughts
119. Epstein R. In the future, Big Data will make actual voting obsolete // qz.com/669983/maybe-we-should-let-google-vote-for-us/
120. Eggers D. The circle. — New York, 2013
121. McMillan G. Dave Eggers’ The Circle: What the Internet looks like if you don’t understand it // www.wired.com/2013/10/the-circle-review-dave-eggers/
122. Ullman E. Ring of power
// www.nytimes.com/2013/11/03/books/review/the-circle-by-dave-eggers.html?_r=0
123. Isaac M. Facebook ‘trending’ list skewed by individual judgment, not institutional bias
//www.nytimes.com/2016/05/21/technology/facebook-trending-list-skewed-by-individual-judgment-not-institutional-bias.html?hp&action=click&pgtype=Homepage&clickSource=story-heading&module=second-column-region®ion=top-news&WT.nav=top-news&_r=0
124. Koren J. Algorithm transparency
//www.linkedin.com/pulse/algorithm-transparency-paying-attention-man-behind-curtain-koren?trk=eml-b2_content_ecosystem_digest-hero-14null&midToken=AQEqAtN6oLhk7Q&fromEmail=fromEmail&ut=0QK2RW1rpIg7g1&version
=meter+at+9&module=meterLinks&pgtype=article&contentId=&mediaId=&referre
=http%3A%2F%2Fwww.nytimes.com%2F&priority=true&action=click&contentCollection
=meter-links-click
125. Osofsky J. Information about trending topics
// newsroom.fb.com/news/2016/05/information-about-trending-topics/
126. Cupp S.E. Our meeting with Mark Zuckerberg: Conservatives need Facebook, it needs us
// www.cnn.com/2016/05/20/opinions/se-cupp-our-meeting-with-facebook/
127. Lapowsky I. Zuckerberg’s GOP meeting shows a master politician in the making
// www.wired.com/2016/05/zuckerbergs-gop-meeting-shows-master-politician-making/
128. Mark Zuckerberg
//www.facebook.com/photo.php?fbid=10102840575485751&set=a.529237706231.2034669.4&type=3&theater
129. Beck G. The most disturbing thing about my meeting with Mark Zuckerberg
//www.glennbeck.com/2016/05/19/what-disturbed-glenn-about-the-facebook-meeting/?utm_source=glennbeck&utm_medium=contentcopy_link
130. Mansour R. Ten reasons why Glenn Beck is wrong about Facebook’s bias against conservatives
131. Gates B. & M. To close the gender gap, we have to close the data gap
// www.linkedin.com/pulse/close-gender-gap-we-have-data-bill-gates
132. Gates B. The Rolling Stone interview
// www.rollingstone.com/culture/news/bill-gates-the-rolling-stone-interview-20140313
______________________
© Почепцов Георгий Георгиевич