Когда речь заходит о каких-либо литературных, музыкальных, кинематографических, театральных произведениях, в основу которых положена жизнь незрячего, безногого или другого человека с так называемыми «ограниченными возможностями», мы сразу представляем нечто душещипательное, ставящее целью вызвать скупую слезу, а подчас и целый поток соплей, слез и ощущение безысходности.
Безусловно, из этого правила есть исключения, иначе было бы совсем уж печально. Но эти исключения как раз и ценны тем, что крайне редки.
Один из ярких примеров произведения искусства, посвященного теме инвалидов и не вызывающего желания лечь и умереть от осознания бесполезности бытия, был показан 11 марта 2016 года студентами Областного колледжа культуры в Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых.
Татьяна Гуща, студентка колледжа культуры, заинтересовалась темой жизни незрячих и решила поставить пьесу, приурочив её к 270-летию со дня рождения педагога и просветителя слепых Валентина Гаюи. Спектакль получил название «Свет звезды». Эта работа стала и дипломным проектом девушки. В постановке ей помогали друзья – студенты разных театральных учебных заведений Петербурга.
Валентин Гаюи – основоположник тифлопедагогики – родом из Франции. Будучи зрячим, он увидел потенциал в слепых людях, понял, что они такие же, как все, что они нуждаются в обучении и могут быть обучаемы, и в 1784 году открыл первую в мире школу для слепых. Помимо общеобразовательных предметов, ученики школы Гаюи изучали еще и различные ремесла. Позже Гаюи был приглашен в Россию для создания такой же школы в Санкт-Петербурге. Но на пути тифлопедагога не было все гладко. Он очень часто сталкивался с непониманием, нежеланием помочь, а то и с откровенными попытками вставлять палки в колеса, как во Франции, так и в России. Но он был верен своему делу до конца, иногда и в ущерб себе. И как раз об этом рассказывает пьеса «Свет звезды».
В актовом зале библиотеки, к сожалению, не было аншлага. Скорее наоборот. Возможно, малое число желающих посмотреть пьесу и объяснимо как раз стереотипным представлением о таких произведениях. Но все, кто нашел время прийти, досмотрели и дослушали спектакль до конца. Не было никого, кто вышел бы, хлопнув дверью, посреди постановки.
[dmc cmp=DMFigure mediaId=»7944″ width=»120″ align=»right»] По словам самой Татьяны Гущи, цель её спектакля – доказать, что победа человека над обыденностью, над однообразием жизни возможна. Валентин Гаюи был, как отметила режиссер, «словно лоцман, ведущий людей к новой жизни».
Перед началом пьесы было сказано, что постановка решена в традициях классической драмы. Сценическое пространство было едино: и актеры, и зрители были единым целым, и между ними не было границ. Зрячим зрителям раздали плотные светонепроницаемые маски, которые можно было при желании надеть, чтобы лучше погрузиться в атмосферу.
Стиранию границ между актерами и залом способствовало и отсутствие сцены в привычном понимании, т.е. все действо происходило рядом со зрителями. С первых секунд стало ясно, что это не простой спектакль. Слова о погружении в атмосферу оказались не пустым звуком или метафорой.
В те 45 минут, которые длилась пьеса, за счет различных звуков, обонятельных и осязательных ощущений мы были полностью вовлечены в действие, в описываемую в ней эпоху, испытывали те же эмоции, что и герои спектакля. Если действия происходили на море, слышался шум волн и чувствовался ветер. Распылялись ароматы, соответствующие той или иной ситуации. Музыка была подобрана сообразно сюжету. Когда кто-то из героев читал газету, был слышен шелест её страниц. И так на протяжении всей пьесы, вплоть до мелочей. И именно поэтому для просмотра практически не нужен тифлокомментарий.
В пьесе было всего несколько не вполне ясных моментов, но на понимании общего её смысла они не сказались. И объясняет их всего лишь неопытность ребят. Пусть и в основном даже без зрения была ясна истинная природа этих звуков, запахов и ощущений (ветер создавался благодаря размахиванию тканью и пр.), но подобная модель построения спектакля, во-первых, нова и оригинальна для нашей страны, а во-вторых, познавательна. Такие постановки хорошо развивают воображение. А это особенно полезно для незрячих людей, у многих из которых, к сожалению, воображение часто развито недостаточно. Апофеозом постановки стала сцена, когда после фразы «учитель предлагал кормить своих учеников завтраками и обедами за свой счет» всем зрителям раздали печенье, вызвав этим у многих восторг.
Если говорить о смысловой составляющей спектакля, то за всё время не было ни секунды, когда бы захотелось заплакать от осознания бесполезности существования на этой земле. Заплакать на самом деле хотелось, но эмоции были другими. Это были такие слезы, после которых встаешь и двигаешься дальше, несмотря ни на что.
Да, ребята сильно волновались, были мелкие несостыковки и шероховатости, но они смогли сделать главное – передать эмоцию преодоления трудностей, веры в свои идеалы и борьбы за них, даже если все вокруг отвернулись. В отличие от большинства произведений на эту тему, здесь после спектакля осталась не тягостная боль, а очень светлое чувство и надежда, надежда на лучшее, надежда на победу над невзгодами и вера в силу добра.
К сожалению, не удалось пообщаться с большим числом зрителей. Но те, у кого удалось спросить о впечатлениях, остались очень довольны. Сами актеры после спектакля находились в свойственной моменту эйфории и испытали огромный восторг, когда к ним подходили с благодарностями за пьесу.
Несмотря на то, что актёры – всего лишь студенты, и это их первая серьезная работа, хотелось бы, чтобы этот спектакль послужил образцом правильного подхода к такой непростой теме для многих, уже именитых деятелей культуры и искусства.
Образцом того, какими нужно делать книги, пьесы, фильмы об инвалидах – не вызывающими вселенскую скорбь, а мотивирующими жить, даже если на душе невыразимо тяжело и нет веры в будущее, помогающими людям встать и самостоятельно идти вперед.
(Иллюстрации в тексте — из Википедии)
Фоторепортаж со спектакля «Свет звезды» в СПб гос. библиотеке для слепых:
_______________________
© Нуруллина Алия Илхамовна — текст
© Гришин Модест — фотографии