Историографические обзоры научной литературы полезны как начинающим, так и опытным исследователям, постоянно возвращающимся к истокам процессов или явлений. Думается, и данный историографический обзор литературы по газетно-журнальному дизайну будет интересен и современным практикам, разрабатывающим структурно-графические концепции конвергентных СМИ, и исследователям медиадизайна, обязанным показывать степень научной изученности темы и корректно ссылаться на первоисточники, на труды предшественников. Разумеется, историографический и библиографический обзор литературы по дизайну будет актуальным для всех видов журналистского образования. 

   Итак, отечественная теория газетного оформления складывалась на протяжении всего прошлого века, приобретя достаточно зримые очертания в 1970-х годы. Мы говорим о «московской школе», которая начиналась с учебника В. Попова и С. Гуревича «Производство и оформление газеты» [1], первую часть которого составил полиграфический раздел, вышедший из «Общего курса полиграфии» [2] 1934-го года. 

   В 1960-е гг. А. Киселев опубликовал ряд статей, посвященных теории и практике оформления периодических изданий, и в частности – идее композиционно-графического моделирования [3], развитую затем и им самим, и его учениками – О. Цыгановым, С. Галкиным, Е. Фастовцом, И. Табашниковым, В. Бакшиным, защитившими  первые отечественные кандидатские диссертации по оформлению газеты [4]. А. Киселев и его последователи, опираясь на работы, посвященные производству и оформлению газеты – С. Срединского, М. Дмитриева, П. Керженцева, В. Павлова, А. Гарри, Е. Толкачева, Г. Волчека, Б. Вяземского, М. Урлауба, К. Цыпленкова и др. [5], всесторонне обосновали эффективность применения метода моделирования при оформлении и выпуске периодических изданий [6]. Затем данное направление журналистской науки было продолжено в других работах, подготовленных или проходивших апробацию на кафедре техники газетного дела и средств массовой информации МГУ [7].

   Авторы самых первых «учебников газетного дела» советского времени уже ставили вопрос о необходимости систематизирования сообщений по отделам; указывали на то, что для каждого из отделов нужно найти особое место на полосе и в газете; давали рекомендации по тому, какого объема должны быть материалы в зависимости от их характера и темы; предлагали варианты подачи крупных статей. С. Срединский, в частности, писал: «На первый взгляд покажется удивительным, что отзывы “плохая” газета, “скучная” газета часто основываются не на плохих статьях или скучной хронике, но на дурной “верстке”…». И далее: «В “хорошей”, “интересной” газете… все “как на ладони”. Едва успеешь взять газету в руки –  все знаешь. Самая важная новость так и режет глаза. 

   Менее важные сообщения также бросаются в глаза своими заголовками. Газета непроизвольно притягивает внимание. Все это делает верстка» [8]. Один из первых исследователей оформления российских газет, формулируя рекомендации по тому, как композиционно размещать заголовки, каким шрифтом их набирать, а также как размещать подзаголовки, заключает: «…установив известную систему верстки, следует ее постоянно придерживаться. Это помогает читателю сразу находить в газете то, что его интересует» [9].  

  П. Керженцев также ратовал за научную организацию труда в редакции и типографии, за планирование как содержания, так и внешнего вида газет, за необходимость изучения запросов читателей с учетом их интересов [10]. В 1920-е гг. выходило немало статей и пособий, описывающих зарубежный опыт оформления газет. Так, В. Павлов и А. Гарри пишут в своей книге, что в качестве источников и литературы положили «ряд трудов американских теоретиков и практиков журнализма» [11]. Высокий уровень научной организации труда в ряде американских газет, новейшая по тем временам полиграфическая база, и как следствие – оригинальные графические концепции изданий, – всё это, естественно, не могло не привлечь внимание советских оформителей, работавших в условиях разоренного типографского хозяйства. Практикам газетного дела в то время помогли и статьи в «Журналисте», рассказывавшие об американской верстке –  в их числе перевод двух глав из книги Д. Бастиана, являвшейся руководством по газетной технике в ряде американских университетов (перевод сопровождался предисловием С. Срединского) [12]. 

  В 1930-е гг. практики газетного дела пришли к идее создания форм-стандартов (у современных исследователей и практиков оформления – макеты-стандарты). Когда сегодня, различая уровни моделирования, мы говорим об описательной и физической моделях, то ясно представляем себе, что физическая модель – высший из двух указанных уровней моделирования. И это качество она приобретает во многом за счет наличия макетов-стандартов, по которым верстаются полосы. Вот что писал журналист «Вечерней Москвы» А. Деев в 1931 году: «Новаторство не исключает стандарта. Чтобы создать интересную полосу, надо поставить перед собой определенную цель, знать, какой газета должна быть завтра…» [13]. Газета заинтересована в самом быстром и определенном воздействии передаваемой информации, стремится к наиболее полному комментированию. Читатель же –  и это доказано социологами –  лучше воспринимает многозначные сообщения. Перед журналистами встают задачи: писать просто, но не упрощать, решать задачи «выразительные», но не изобразительные. 

  Журналистский труд носит производственно-творческий характер, и сегодня как никогда оптимизируется творческая функциональность журналистов, устанавливается более четкая система управления (менеджмент в журналистике), расширяется «арсенал познавательно-информационных средств» (от диктофона до скайпа), улучшается организация работы секретариата. Одним словом, содержание, оформление, весь выпуск газеты (журнала, радио- или телепередачи) рассматривается в системе, имеющей конвергентный характер. И в истории уже имели место прецеденты, когда, к примеру, газету рассматривали как целостную динамичную систему, когда тенденция оформления выражалась «в сознательном стремлении к разработке методов оформления массовой продукции самыми экономичными и целесообразными полиграфическими средствами», когда для дизайнеров было характерно повышенное внимание «к выражению особенностей изданий различного типа, прекрасное знание издательского дела и типографского дела, фотографии и фотомонтажа, яркая агитационно-пропагандистская направленность» [14]. Имеются в виду 1920-е  – начало 30-х гг. – время расцвета конструктивизма, который оказал заметное влияние на мировую дизайнерскую культуру. Конструктивизм – стиль, проповедовавший лаконичность, рациональность, новаторство форм, создаваемых ограниченными средствами и дающих экономию времени и труда плюс большую выразительность, охватил в те годы архитектуру и поэзию, кино и театр, фотографию и дизайн, рекламную графику и оформление книг, журналов, газет. 

Идеи конструктивизма, начиная с 1970-х гг., стали переживать своеобразный ренессанс, что можно объяснить так: «В известный период определенные формы употребляются широко, потом их вытесняют другие, и они отступают на задний план или вообще исчезают, а впоследствии снова возвращаются в практику, хотя и в измененном виде. Это относится прежде всего к жанрам, но и в известной степени и к другим выразительным формам: графическому оформлению, тону изложения, стилю, словарю, иллюстрациям и т.д.» [15].  Подобные явления объясняются цикличностью развития журналистских приемов, происходящего в виде диалектической формы «спиралевидного восходящего развития» [16]. 

   Итак, конструктивизм, являвшийся «выражением… повышенного внимания к технико-организационным вопросам» (из Декларации конструктивистов 1924 года), имеет несомненное продолжение в современной журналисткой практике – в упомянутом выше единстве содержания, оформления, всего выпуска газеты. Очевидно, что все лучшее, чем располагал конструктивизм, в большей степени проявилось в архитектуре, но также и в графическом дизайне. Именно оформители, по мнению лефовцев, наиболее близко подтягивались к декларируемому теоретическому пределу: подчинение всех видов искусства задаче производственной – «украшению быта». Понимая сегодня ограниченность крайних теоретических претензий («идеология технического делячества», преувеличение роли техники и др.), мы не можем не оценить взгляд конструктивистов на газету не только как чисто литературную форму, но и как своеобразную конструкцию. Показательна тирада литератора Ю. Тынянова: «Факт быта оживает своей конструктивной стороной. Мы не безразличны к монтировке газеты и журнала. Журнал может быть по материалу хорош, и все же мы можем его оценить как бездарный по конструкции, по монтировке, и потому осудить как журнал» [17]. 

Конструктивисты пропагандировали оформление печатных изданий исключительно средствами полиграфии, вводили принцип минимальности затрат и максимума целесообразности (при выпуске той же газеты), но, отстаивая новое в оформлении, в порыве запальчивости были излишне прямолинейны. К счастью, не всегда теоретические ошибки проявляются в практической работе. Уже в 1928 г. лефовцы В. Маяковский и А. Родченко выступили «против апологетики факта, против сведения творческих задач к утилитарно-производственным функциям» [18]. И творчество А. Родченко, Л. Лисицкого, С. Телингатера, А. Гана как оформителей печатных изданий говорит само за себя – их разработки методов оформления, повышающих «полезное действие предмета», до сих пор представляют большой практический и эстетический интерес (идея системного проектирования в искусстве книги во многом сходна с идеей композиционно-графического моделирования в газете). 

Этапной для отечественной теории и практики газетного дизайна стало коллективное издание «Рабочей книги редактора районной газеты» [19], в одном из разделов которой были обобщены самые современные методы и приемы организации работы редакции, в том числе по оформлению и выпуску изданий. Эта книга, изданная тиражом 25 000 экземпляров, стала настольным справочным изданием всех местных газет СССР.  Неудивительно, что когда в начале 1990-х гг. компьютерные технологии пришли в медиаотрасль, их вскоре с легкостью освоила вся страна – работники секретариатов, опираясь на мощную теоретическую и методическую базу [20], создавали фирменные стили своих изданий. По сути, они занялись процессом, который из модного, но факультативного превратился в необходимый и обязательный: ведь без созданного стиля, введенного в память компьютера, невозможно создать ни одного файла верстки.

  Переход на рыночные отношения потребовал новых подходов к организации редакционной деятельности, где дизайн, а также реклама стали рассматриваться в качестве важнейших аспектов маркетинга и менеджмента и в качестве одного из типоформирующих признаков изданий [21]. Здесь также следует назвать целый ряд научных трудов, посвященных изучению типологии СМИ [22], на которые также опирались исследователи оформления периодических изданий [23]. 

  В связи со стремительно меняющейся предпечатной техникой возникла острая необходимость в обновлении учебного материала и поиска новых аспектов научных исследований, связанных с компьютерными и интернет-технологиями. Так появилась книга В. Ситникова «Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение» [24], охватившая период от возникновения письменности до информационно-компьютерной эпохи. Автор познакомил читателей с современным аппаратным редакционно-издательским оборудованием и программным обеспечением, изложил базовые технологии, применяющиеся в полиграфии, объяснил необходимость учета важнейших полиграфических параметров конкретного издания еще на стадии допечатной подготовки, рассказал о возможности хранения и передачи информации, используя различные цифровые носители и каналы связи. При этом структура данного учебного издания была приближена к последовательной схеме производства печатных СМИ: допечатные, формные, печатные и послепечатные процессы.

  Современные тенденции дизайна периодических изданий нашли отражение в учебном пособии «Дизайн периодических изданий»,  в котором, как и в следующем кафедральном издании «Дизайн газет и журналов» [25], особое внимание было уделено дизайну журналов – этой, как было сказано в одной из аннотаций «падчерице теоретиков оформления, десятилетиями изучавших только газеты». 

  Параллельно исследованиям техники газетного дела с начала 1970-х гг. плодотворно развивалось фотожурналистское направление [26].

  Следует сказать, что в те годы еще в нескольких университетах ученые углубленно изучали различные аспекты медиадизайна: в Ленинграде это были О. Калинин, А. Кулаков, В. Никитин, А. Пирожков, в Минске – А. Балаш, в Киеве – Б. Черняков, во Львове – Ю. Шаповал, в Вильнюсе – В. Юодакис, в Риге – С. Дауговиш, в Тбилиси – А. Мамасахлиси [27]. Затем появились и другие центры изучения дизайна в СМИ – Владивосток, Воронеж, Краснодар, Свердловск, Томск, Тюмень, Уфа [28].

   Теория медиадизайна продолжает развиваться [29] с учетом различных аспектов и тенденций современного пресс-дизайна [30]. 

  Современные дизайнеры работают как с традиционными бумажными изданиями, так и с онлайн-СМИ, среди которых выделяются онлайновые версии традиционных СМИ («визитка», «калька», «часть информационного цикла»), самостоятельные онлайн-СМИ традиционной модели, СМИ-блоги, СМИ с опорой на  UGC-контент, коллекторы, псевдоСМИ. В содружестве с программистами они находят новые возможности, предоставляемые современными носителями и типами мультимедийной информации (интернет, айфон, мобильный телефон и др.).  В содружестве с журналистами они создают новые жанры и формы подачи контента [31].

  Сегодня важно суммировать и описывать новые формы организации контента, выделяя жанровые образования новых текстовых, мультимедийных и синтетических медиа (мультимедийной статьи,  видеоиллюстрации, видеосюжеты, интерактивное видео, подкасты, онлайн-трансляции; различные виды упаковки мультимедийного контента: фотолента, слайдшоу, аудиослайдшоу, статичная и сложносоставная, интерактивная инфографика и др.), в том числе и специальные жанры для социальных сетей [32].

  Оформители-практики уже учитывают выделяемые учеными современные тенденции медиадизайна. Например, при производстве газет отмечаются: более активное применение различных форматов, что связано с появившейся возможностью печати небольших тиражей в малых типографиях (оперативная полиграфия); увеличение объемов изданий при уменьшении периодичности выхода; развитие контента за счет рекламно-справочной и бизнес-информации; снижение среднего объема публикаций; усложнение структуры публикации за счет дополнения (развития) основного текста дополнениями в виде справок, комментариев и т.п., иллюстраций, развитого заголовочного комплекса, композиционных и графических средств ориентирования; персонификация публикаций (авторская подпись имеет развернутый вид, сопровождается портретом и краткими биографическими данными); визуализации, выражаемая в увеличении количества иллюстраций и площади, отдаваемой под них, в разнообразии жанров и специальных приемов изобразительной журналистики, а также в многоцветии печатных полос.

  Таким образом, отечественная теория газетно-журнального оформления, выросшая из практических пособий, учебников газетного дела, продолжает поверяться современной практикой, и ученые занимаются поисковыми исследованиями, находя новые, неизвестные ранее аспекты медиадизайна, расширяющие наше знание о его прежних свойствах [33].

Литература и примечания: 

  1. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М., 1967; их же: Производство и оформление газеты. Изд. 2-е, перераб. – М., 1977.
  2. Попов В.В. Общий курс полиграфии. Техника полиграфического производства. – М.-Л., 1934 (переиздания: 1947, 1954, 1966 гг.).
  3. Киселев А.П. Из опыта оформления газет за рубежом // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. – М., 1969, № 6; Киселев А.П. О некоторых тенденциях в современном оформлении газет // Вестник МГУ. Сер. Х1. Журналистика. – М., 1968, № 1; Киселев А.П. Новая техника – новые требования // Журналист. Учебная газета факультета журналистики МГУ, 28 ноября 1972 г. 
  4. Бакшин В.В. Тип газеты и ее оформление. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1976; Галкин С.И. Проблемы планирования и НОТ в редакции газеты. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. – М., 1973; Киселев А. П. На пути к комплексному изучению оформления периодики // Художественно-техническое оформление периодических изданий. – М.,1980; его же: От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. – М., 1975; Табашников И.Н. Композиция и графика областной газеты / Проблемы и опыт моделирования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1975; Фастовец Е. В. Газетная графика: структура, функции и принципы моделирования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1973; Цыганов О.В. Графика советской газеты. Основные тенденции верстки и оформления. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1972.  
  5. Волчек Г. Иллюстрация в газете. – М., 1950; Вяземский Б., Урлауб М. Техническое оформление газеты. – М.-Л., 1933; Л.-М., 1934. Дмитриев М.И. Техника газеты. – Харьков, 1928; Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника. – М., 1919; Павлов Вл., Гарри А. Как нужно делать газету. – М., 1928; Срединский С.Н. Основы газетного дела. – Петроград, 1918;  Толкачев Е.В. О техническом оформлении газеты / Заметки выпускающего. – М., 1956; Цыпленков К.М. Лицо газеты. – М., 1963.
  6. Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. – М., 1981; Газетное оформление. Теория и практика моделирования : сб. статей / под ред. С. И. Галкина. – М., 1988; Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М., 1984; его же: Уроки макетирования газеты. – М., 1987; его же: Уроки моделирования газеты. – М., 1987; его же: Художественное конструирование газет и журналов. – М., 2005; Киселев А. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). – M., 1990; его же: От содержания – к форме. – М., 1974; Оформление газет и журналов за рубежом / Под редакцией А.П. Киселёва. – М., 1978: Оформление периодических изданий / Под редакцией А.П. Киселёва. – М., 1981; Табашников И.Н. Газета делается по модели / Теория и опыт композиционно-графического моделирования. – М., 1980; его же: Газета и дизайн. – Тюмень, 1994;  Фастовец Е. По типовым макетам // Журналист, 1981, №1; Художественно-техническое оформление периодических изданий. – М., 1980; Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. – М., 1968 и др.
  7. Васильев С.Л. Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. – М., 1985; Волкова В.В.  Реклама в газете: системный дизайн, структура и композиция: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. – М., 1997;  Пугачев В.В. Структура газеты, еженедельника: взаимосвязь текста и оформления: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук. – М., 1989;  Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты. Теория и практика (на материале областных газет РСФСР). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1982 и др.
  8. Срединский С.Н. Указ. соч. – С. 8.
  9. Там же. – С. 47.
  10. Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. – М.-Л., 1925; его же статьи в «Журналисте», 1923 г., №№ 3-7.
  11. Павлов В., Гарри А. Указ. соч. – С.3.
  12. Журналист, 1927, № 1. – С. 20-26. И в дальнейшем зарубежный опыт постоянно плодотворно изучался отечественными исследователями газетно-журнального оформления. См. например: Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. – М., 2006; Георгиев Д. Архитектура на вестника. 2-ро прераб. и доп. изд.  – София, 1971; его же: Режиссура на вестника. – София, 1972; его же: Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979; его же: Реклама във вестник и списание. – София, 1976; Click J.W., Baird R.N. Magazine Editing and Production: Wn. C. Brown Publishers. 1990; Copperud R., Nelson R. Editing the News. Dubuque, Iowa. 1983; Garsia M. Contemporary newspaper design a structural approach. New Jersey; Radics V., Ritter A. Make-Up and Typography. Prague, 1984; The best of newspaper design. Hong Kong, 1988, 1991, 1994; Рудер Э. Типографика. – М., 1982; Уайт Я. Редактируем дизайном. – М., 2011; Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – СПб., 2014; Фрост К. Дизайн газет и журналов. – М., 2008; Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. – Воронеж, 1999; Хатт А. Искусство оформления газеты // Советская печать, 1957, № 5; его же: Об искусство оформления газеты // Советская печать, 1965, № 4 и др. 
  13. «Вечерняя Москва» делается так // Журналист, 1931, № 34. – С. 10. 
  14. Ляхов В.Н. Оформление советской книги. – М., 1966. – С. 32.
  15. Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979. – С. 32.
  16. Так, дизайн отечественных газет от вполне объяснимого минимализма 1920-х гг. перешёл к «украшательству» 1930-х гг., затем – в годы войны – опять же вынужденно (экономия цветных металлов не давала возможности использовать в большом количестве клише) вернулся к минимализму формы, и, наконец, – через «декоративизм» 1950-х гг. – уже осознанно пришёл к простоте дизайнерских решений, к идее композиционно-графического моделирования и программирования.
  17. Архаисты и новаторы. – Л., 1929. – С. 26. 
  18. Волков-Ланнит Л. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит.  – М., 1968. – С. 80. 
  19. Рабочая книга редактора районной газеты / Опыт, методики, рекомендации / Под редакцией Я.Н. Засурского. – М., 1988.
  20. См. также работы по научной организации труда: Гребнев А.В. Как делается газета. – М., 1967; Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 1977; 2002; его же: Основы научной организации журналистского труда. – М., 1987; его же: Экономика средств массовой информации. – М., 1999; Планирование работы в редакции. М., 1979;  Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Цукасов С.В. В штабе газеты / Секретариат редакции: традиции, опыт, проблемы. –  М., 1976; его же: Время зрелости. – М., 1979; его же: Научные основы организации работы редакции газеты. М., 1977; его же: Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель. М., 1986. 
  21. Волкова В. В. Дизайн рекламы. – М., 1999; Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1994; его же: Экономика средств массовой информации. М.,1999; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж, 1996; его же: Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000; его же: Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001. Здесь следует назвать целый ряд научных трудов, посвященных изучению типологии СМИ, на которые также опирались исследователи оформления периодических изданий:
  22. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985; Бочаров А. Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1973. № 3; Западов Л. В. Тип издания как научная как научная проблема и практическое понятие // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 1979. № 2; Корнилов Е. А. Типология периодической печати. Основные понятия и категории // Типология периодических изданий. – Ростов-на-Дону, 1984; Методика типологического анализа периодической печати / под ред. Д.А. Вороновой, Л.Л. Реснянской, И.А. Руденко. – М., 1995; Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати. – М., 2007; Типология периодических изданий / под ред. Я. Н. Засурского. – М., 1995; Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянский. – М., 2007. 
  23. Газанджиев С.  Б.  Современный еженедельник. Становление и классификация // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналисти ка. 1986. № 6; Лазаревич Э. А. Тип журнала и его дизайн // Вестник Моск. ун- та. Сер. 10. Журналистика. 2008. № 2.
  24. Ситников В.П. Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение. – М., 2002.
  25. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. – М.. 2003; Дизайн периодических изданий / Под редакцией Э.А. Лазаревич. – М., 2001; 2004.
  26. Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 1985; Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.  – М., 1976; ее же: Специфика содержания и формы фотожурналистики. – М., 1981; Вартанов А.С. Образные ресурсы фотопублицистики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук.  – М., 1989; Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. – М., 1991; его же:  Становление жанров советской фотожурналистики: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.  – М., 1976; Головко Б.Н. Искусство пресс-фотографии: Очерк истории, теории и практики. – М., 1990; его же: Фотожурналистика. – М., 1993; его же: Фотожурналистика в системе средств массовой информации и пропаганды в период между XXIV и XXV съездами КПСС: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук.  – М., 1979; Дудников В.М. Журналистская фотография как средство пропагандистского воздействия на массовую аудиторию. – М., 1987; Козаченко Н.А. Фотография как средство познания действительности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – М., 1990, № 4; Стахов М.Т. Техника фотожурналистики. – М., 1983. 
  27. Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы. – Минск, 1977; Дауговиш С.Н. Фотоэстетика и журналистика. – Рига, 1988; Калинин О. В. Постоянные разделы — в основу тематической модели газет и журналов // Проблемы журналистики. Вып. 9. Теория и практика печати. – Л., 1977; Кулаков А. Н. Моделирование районной газеты. – Л., 1982; Мамасахлиси А. Некоторые вопросы художественной специфики фотожурналистики. – Тбилиси, 1971; Никитин В.А. Фотоочерк в советской прессе (Становление жанра, вопросы теории и журналистского мастерства): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук – Л., 1985; Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской  прессе (Некоторые вопросы теории жанра и публицистического мастерства): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук – М., 1980; Черняков Б.И. Фотография в изобразительной журналистике: генезис технических и творческих возможностей. – Киев, 1996; Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. – Львов, 1985; его же: Изобразительная журналистика. Львов, 1988; его же: Изобразительные средства фото- и тележурналистики. – Львов, 1986; Юодакис В. Очерки по истории фотографии в Литве до 1940 г. – Вильнюс, 1973. 
  28. Бакшин В.В. Типологические характеристики еженедельника. – Владивосток, 1984; Васильев С. Л. Ориентирование читателей в информационном пространстве газеты и журнала. – Тюмень, 2006; его же: Удобочитаемость газеты. – Краснодар, 1999; его же: Удобочитаемость газеты и журнала. – Воронеж, 2010; Мандрика Ю.Л. Газетный дизайн. – Красноярск, 1990; Мясников Ю.Н. Моделирование и проектирование периодики региона (функционально-матричный подход) // Журналистика в поиске модели развития. – Томск, 2006; его же: Новые реалии моделирования и проектирования периодики региона // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. – М., 2008; его же: Комплексное моделирование и автоматическое макетирование местных газет. – Томск, 1998; Тулупов В.В. В мастерской газетного оформителя / О композиционно-графических особенностях районных и городских газет Башкирии. – Уфа, 1986; его же: Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. – Воронеж, 200; его же: Дизайн периодических изданий. – СПб., 2006; его же: Российская пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж, 1996; Тулупов В. В., Колосов А. Н., Цуканова М. И., Сапунов В. И., Бобряшов А. Л. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет: учебник / под ред. В. В. Тулупова. – СПб., 2006; Фотография в прессе: Вопросы истории, теории и практики: Сб. / Под ред. Ю. Л. Мандрики. – Свердловск; Тюмень, 1989.
  29. За последнюю четверть века были подготовлены как обобщающие монографии, так и докторские диссертации: Васильев С.Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. доктора. филол. наук – Воронеж 2011; Киселев А.П. История оформления русской газеты  (1702-1917 гг.). – М., 1990; Мясников Ю.Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования и проектирования. – Томск, 2009; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты). Дис. на соиск. учен. степ. доктора филол. наук. – Краснодар, 2000.
  30. Артемова М. Г. Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале: социальные факторы восприятия: Автореф. канд. дис. – СПб., 2004; Березин В. М. Фотожурналистика. – М., 2006; Газетный дизайн. – М. 2004 (и последующие сборники под редакцией Д. А. Сурнина по итогам открытого Всероссийского конкурса); Головко С.Б.  Дизайн российских газет: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2015; Заковырина Н.С. Особенности развития советской фотожурналистики 1920 – 1930-х гг. и журнал «Советское фото»: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – СПб, 2007; Зуев А.А. Роль современных средств допечатной подготовки в практике местной прессы (на примере периодических изданий Кубани): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Краснодар, 2003; Коровкина Е.В. Иллюстрация в английской печати XVII–XIX веков: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2005; Осетрова О.В. Шрифт в рекламном дизайне (на примере печатной полиграфической пресс-рекламы): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Воронеж, 2005; Скоробогатько В. Восемь бесед о газетном дизайне. – М., 2003; Сундуков А.С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Воронеж, 2011. 
  31. Уже сегодня все чаще информация подается параллельно с событием; онлайн; мульмедийно и мультиформатно; с возможностью просмотра назад. Она, не имеющая фиксированных сценариев, потребляется беспрерывно, везде и сразу из разных источников.
  32. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М., 2010.
  33. Беляев А.А. Особенности графической модели Интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2009; Вершинин В.А. Возможности адаптации метода эксперимента к моделированию прессы региона// Вестник Томского государственного университета. Филология, 2013, № 3; его же: Практика использования метода эксперимента в моделировании изданий // Вестник Томского государственного университета. Филология, 2013, № 6; его же: Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы // Журналистский ежегодник. – Томск, 2013, № 2-2; Лайкова Я.В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ, : Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2015; Свитич А.Л. Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2015; Тышецкая А.Ю. Современный газетный редизайн: теория и практика Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Воронеж, 2013; Цветкова А.В. Дизайн журналов в контексте новых художественных практик ХХ века: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – М., 2015

           _________________________

           © Тулупов Владимир Васильевич