Исполнители сменяли друг друга, но было одинаково скучно. Хотелось уйти. И вдруг на сцену бережно вывели хрупкую рыжеволосую девочку. Она казалась подростком лет четырнадцати, тоненьким неокрепшим осенним деревцем. Первые прикосновения смычка сразу же отозвались вибрацией всего тела, натянувшегося как струна, и мне казалось, что водила она смычком не по скрипке, а по этой струне всего моего существа. В зале жила музыка. Этой музыкой была девочка, этой музыкой стала я.

Скрипичный концерт П.И.Чайковского — произведение, сложное и для зрелого музыканта. Он был исполнен не просто с профессиональным мастерством и смелостью, но с неслышанными мною прежде оттенками непосредственности и чистоты.

Катя Беспалова — ученица 11 класса Лицея при Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова. И она подарила мне своей игрой трепет молодой жизни, щемящее ощущение восторга, слезы счастья.

— Вы видели мою реакцию? — спросила я преподавателя Кати по классу скрипки Сергея Игоревича Нестерова.

— Такая реакция была у всех, — сказал он спокойно.

— Но ведь она играет гораздо лучше многих студентов консерватории, куда ей только предстоит поступать в будущем году.

Соглашаясь со мной, Сергей Игоревич объясняет, что парадокса здесь нет, потому что отбор в лицей, уровень требований и вся система обучения намного более жестки и жестоки, чем в консерватории. Иначе и невозможно создать подобный заповедник талантов, где практически все лицеисты — лауреаты всевозможных конкурсов. «Я думаю, только два человека из 100 студентов консерватории способны соответствовать уровню Лицея», — говорит С.И.Нестеров.

Того же мнения о лицеистах и папа Кати Юрий Борисович Беспалов, главный редактор Издательского дома «Сейд». В ответ на мое намерение написать о Кате он сказал: «Запретить Вам я не могу, но в таком случае нужно писать о каждом лицеисте, потому что все они уникальны. Напишите о подвиге педагогов, сумевших вывести мою дочь на такой высокий уровень».

— Но я не могу писать о том, что Ваша девочка незрячая. Это может ей не понравиться.

— Нет-нет. Можете. Катя знает о своей особенности и относится к этому спокойно.

Однако, С.И.Нестеров свою работу с Катей подвигом не считает. Лауреат многих международных конкурсов С.И.Нестеров знает себе цену, среди студентов слывет строгим преподавателем, но за внешней строгостью к Кате просвечивает необычайно бережное отношение к ней.

Слушая вдохновенную игру Кати, трудно представить, что ее поступление в Лицей встретило отчаянное сопротивление со стороны некоторых деятелей консерватории, хотя уже и тогда Катя выделялась среди многих поступающих удивительным слухом, чувством музыки и исполнительским уровнем.

Для незрячих детей инвалидов I группы не разработаны способы тактильного чтения музыкальной грамоты и практически нет никаких специальных методик. В Катю надо было поверить, не побояться трудностей работы с ней, сама мысль о которых, как признается С.И.Нестеров, приводила его в шок.

Большую роль в борьбе за принятие Кати в Лицей сыграла настойчивость ректора консерватории А.С.Данилова. В результате

Катю приняли, но в спецкласс на платное отделение. И если бы не было в семье соответствующих материальных условий, возможно, стучала бы Катя на машинке в каком-нибудь офисе, и никогда не возник бы передо мной Образ Музыки в облике этого воздушного летящего существа. Впрочем, можно быть уверенным, что и Ломоносова сейчас не приняли бы в Университет.

Катя легко доказала свое право учиться в лицее. Сейчас она — лауреат областного и международного конкурсов, победитель нескольких музыкальных олимпиад.

Однако, трудности работы с Катей — проблемы пространственной координации, владения собственным телом, психологические и многие-многие другие, безусловно, остаются. О механизмах их преодоления Нестеров говорит очень скупо, считая это интимным делом. «Необычайно важно, — говорит он, — что Катя уже давно осознала, что значит для нее скрипка. Она предана инструменту и обладает очень большим трудолюбием». Это помогает ей понять, что каждое ее достижение — только момент бесконечного пути вверх — ведь в силу своих особенностей Катя может быть (должна быть) только солистом и солистом высокого класса. Для этого помимо таланта и мастерства ей необходимы самые лучшие скрипка и смычок. Порой и зрячий исполнитель «не потянет» некоторых произведений без хорошего инструмента. Время, которого у Кати просто нет, чтобы играть на плохом инструменте, увы, опять оборачивается деньгами. Дай Бог, чтобы все обстоятельства жизни всегда благоприятствовали ей, чтобы рядом были надежные друзья, потому что Кате всегда будет нужен помощник для чернового проигрывания материала; дай Бог, чтобы рядом с ней всегда были интересные люди, так как стать выдающимся музыкантом можно только, став яркой личностью с богатым духовным миром и научившись самостоятельно принимать верные решения. Катя идет по этому пути, но главные обретения еще впереди. Образ Музыки никогда не возникает сам по себе.

Если можно так сказать, Кате «повезло» и с любящими родителями, и с вдумчивыми учителями. Ей было пять лет, когда в семье решили, что основными занятиями девочки станут скрипка и английский язык. Друзья порекомендовали обратиться к Эльвире Георгиевне Восканян, известной не только в Ростове неординарностью личности, исполнительским и педагогическим талантом. Родители Кати считают, что самое главное сделала с Катей именно она.

Многие думают, что Эльвира Георгиевна владеет некой японской слуховой методикой обучения музыке, и что это и определило Катины успехи. Но Восканян утверждает, что никакой особой слуховой методики вообще нет. Обучение музыке в Японии в «Школе развития талантов» Судзуки обычных детей с трехлетнего возраста, когда они не умеют ни читать, ни писать, основано на том, что с ними на слух заучивают музыкальные произведения. Предполагаются неработающие мамы, которые дома многократно повторяют с детьми это заучивание. «Слуховой метод, если это так назвать, — говорит Эльвира Георгиевна, — древен как мир и уходит корнями в народное музицирование, никто его не придумывал. Оригинальность моей методики состояла в том, что все, что я делала с Катей, делалось впервые. В сущности, здесь был большой и благодарный материал для диссертации. Если бы не болезнь моей мамы и неблагоприятные бытовые условия…»

— Эльвира Георгиевна, профессор Ростовской консерватории по классу фортепиано Сусанна Борисовна Арабкерцева, которая часто выступала вместе с Катей, говорит, что такого слуха как у Кати не встречала ни у кого. Это — врожденное явление или приобретенное?

— Ответить на вопрос о врожденности или приобретенности абсолютного слуха невозможно, потому что для проверки слуха на абсолютность надо, чтобы ребенок уже был обучен музыкальной грамоте, умел отличать, например, звучание ноты «до» от ноты «ре». Да, существуют методики развития слуха до абсолютного, но с одними детьми это получается, с другими — нет. В пять лет Катя пела заурядно, но развиваться стала невероятно быстро. У нее не было другого выбора, потому что звуки — ее главные ориентиры.

Однако Эльвира Георгиевна утверждает, что самым трудным было не развитие слуха, а совсем другое. Девочка была очень зажата, физически слаба. Задача №1 состояла в том, чтобы для правильной постановки руки и свободного владения телом добиться у Кати состояния расслабления. Известно, что Эльвира Георгиевна великолепно «ставит руки» ученикам, но с Катей до конца сделать это ей так и не удалось, потому что этого можно было бы достичь только в сочетании с индивидуальным комплексом физических упражнений.

Физическое здоровье необычайно важно не только для достижения хорошей техники игры, но и потому, что огромная нагрузка на левую руку неизбежно приводит к заболеванию позвоночника у многих скрипачей. Когда Катя почувствовала «вкус» занятий, когда они стали ей нравиться, она порой говорила Эльвире Георгиевне: «Да, у меня болят ручки, да, у меня болит спинка, но я буду скрипачкой!».

Абстрактно Катя понимает, что без физического здоровья невозможно развиться до высокого исполнительского уровня, но и сейчас говорит, что упряма и пока еще не может заставить себя заниматься физическими упражнениями, отрывая время от занятий музыкой. Потому проблема постановки рук остается актуальной для Кати и сейчас.

Вторую задачу Эльвира Георгиевна видела в необходимости расширения Катиных представлений о мире. Пятилетняя девочка была на уровне нескольких сказок, читать по Брайлю она научилась позднее. Повзрослев, Катя стала писать стихи. К сожалению, сейчас не пишет.

Задача № 3 состояла в развитии образного мышления, воспитания чувств, формировании мира эмоций. «Катя, — говорила ей Эльвира Георгиевна, — сыграй эту мелодию так, будто кто-то гладит тебя по руке», — или — «Катя, подумай о том, как ты любишь маму», — или — «Представь, что тебя ласкает солнце».

В 1995 году Эльвира Георгиевна подготовила Катю к участию в международном конкурсе. В программе выступления 12-летней девочки были произведения, обычно исполняемые выпускниками музыкальных училищ. Катя с блеском исполнила их на своем первом сольном концерте.

— Эльвира Георгиевна, в 1995 году Вы покинули консерваторию. Следите ли Вы за успехами Кати?

— Конечно, слежу. А в последний раз я слушала Катю на ее сольном концерте в мае этого года.

— Ну и каким было впечатление?

— Невозможно было удержаться от слез: такая тончайшая нюансировка, такое глубокое прочувствование сложных и очень разных произведений. Она исполнила партиту Баха, сонату и третий концерт В.А. Моцарта.

Моя беседа с Катей состоялась сразу же после ее выступления.

— Катенька, что для тебя музыка?

— Все! Родители говорят, что я еще грудным ребенком реагировала на классическую музыку, а в 7 лет, слушая музыкальные произведения, плакала и говорила: «Мама, неужели я никогда не буду так играть?»

— А что для тебя скрипка?

— Без скрипки себя просто не представляю. Я с ранних лет одухотворяла ее и очень переживала, когда надо было переходить к инструменту большего размера. Я думала, что «восьмушка» — это моя доченька.

— А что тебя интересует, кроме музыки?

— Все, что может интересовать девушку восемнадцати лет, общение со сверстниками.

— Я думаю, тебя очень любят.

— Да.

— А за что?

— Наверное, за то, что я их всех очень люблю.

— Тебе нравилось играть с игрушками?

— Да, в детстве.

— А что сейчас вместо игрушек?

— Коллекционирую монетки, хотя и сейчас мне дарят мягких зверушек.

— А живые зверушки у тебя есть?

— Да, серый лабрадор по имени «Лайт Флеш». Я с ним гуляю. Он меня очень любит.

— А братья и сестры у тебя есть?

— Сестра. Она тоже журналист, как мама и папа. В прошлом году окончила университет.

— А из Ростова куда-нибудь выезжала?

— Да, на дачу. Там хорошо. И лабрадора с собой берем. А еще я выезжала на концерты в другие города.

— Говорят, тебе предстоят выступления на двух концертах?

— Да, в Санкт-Петербурге и Польше.

— Кто из композиторов больше всего тебе нравится?

— Трудно сказать. Чайковский, Хачатурян, Шопен, Рахманинов.

— А поэзию любишь? Кого из поэтов?

— Да. Мне папа читает, и я сама по Брайлю. Люблю Пушкина, Лермонтова.

— А Цветаеву, Ахматову, Пастернака?

Пауза.

— Я слышала ты и музыку сочиняешь?

— Сейчас нет. Но то, что я сочиняла, мне уже не нравится. Это родители хотят, чтобы я исполняла свои сочинения.

— Что для тебя самое дорогое на свете?

Мгновенный ответ: «Скрипка».

— А родители?

— Ну, родители тоже.

— А Вы знаете, — вдруг оживленно говорит Катя, — педагог по хору Тараканов обещал взять весь наш класс в свою капеллу.

— Всех?

— Но меня возьмет обязательно.

— Катя, но ведь это же счастье.

— Конечно.

— Катенька, а ты понимаешь, насколько ты богаче других людей, которые не слышат то, что слышишь ты, и потому не могут испытывать те удивительные чувства, которые дано испытать тебе?

— Да, понимаю.

Слушая признания Кати, я вспомнила с какой восторженностью говорила о ней профессор Арабкерцева: «Катя — девочка умная и необычайно преданная скрипке. Скрипка — ее исповедник. Она поверяет ей то, что не может сказать никому». В День прощенного воскресенья Арабкерцеву пригласили в католический костел. Она взяла с собой Катю. Сольная программа Кати произвела очень сильное впечатление на прихожан — людей самых разных национальностей. «Я предвещаю Кате с ее бескорыстным служением музыке яркое исполнительское будущее», — сказала Сусанна Борисовна.

— Катюша, ты понимаешь, что твое назначение в жизни — дарить людям радость, делать их счастливыми?

— Да.

— А себя ты можешь назвать счастливой?

— Конечно!

_____________________________________

© Боровская Наталья