Шестого апреля Камерный зал Ростовского музыкального театра не смог вместить всех желающих попасть туда. Многих просто не пустили. Ни одного свободного кресла, не хватило приставных стульев. Люди стояли в проходах, свешивались откуда-то сверху. Такой аншлаг при практическом отсутствии рекламы (где-то попалась маленькая сиротливая афиша на одной из тумб) говорит о многом. Играла Сусанна Арабкерцева.
Изысканно-романтическое оформление сцены (достойная оправа для артиста такого уровня) соответствовало и содержанию исполняемых произведений, и особенностям выразительной игры. В психологически точно выстроенной программе рахманиновские «Колокола» возвестили начало концерта, который пианистка посвятила Ростовскому музыкальному театру и его главному художественному руководителю и генеральному директору Вячеславу Митрофановичу Кущёву. Таким же удачным было и посвящённое слушателям окончание: «Вешние воды» Рахманинова – торжество жизни и весны.
Слушая Арабкерцеву, до физической боли воспринимаю каждую музыкальную фразу, звуки превращаются во внутреннюю пластику тела, рождаются потоки удивительных ассоциаций, как при чтении захватывающей, умной и доброй книги с бесконечностью постижения и тайной в остатке.
– Сусанна Борисовна, Ваша игра заставила почувствовать, что Рахманинов – это Блок в музыке, «чистый дух», как говорила о поэте Марина Цветаева, а Фантазия-экспромт Шопена – портрет самой Марины: «…брызги из фонтана, искры из ракет…», единство и борьба страсти и долга, а шопеновский вальс № 3 вызвал в памяти строки Игоря-Северянина: «Мы живём точно в сне неразгаданном / На одной из удобных планет. / Много есть, чего в жизни не надо нам, / А того, что нам хочется – нет». И простите меня, мне кажется, что это – Ваш портрет!
– Спасибо за сотворчество, – отвечает Арабкерцева. – Это так.
Интерпретации Арабкерцевой уникальны. Выпускница Московской консерватории, ученица всемирно прославленных Якова Флиера и Беллы Давидович, она умеет всё: ей доступна неженская мощь рахманиновских «Колоколов» и удивительные замирания в «Грёзах» Шумана. А некоторая экзальтация средней части шумановских «Арабесок» (ни у кого такого не слышала) усиливает грациозное изящество других частей.
Автор более тридцати научных работ, лауреат международных конкурсов, профессор, академик Сусанна Борисовна Арабкерцева имеет множество и других почётных титулов, но никогда не говорит об этом. Очень простая в общении, она понимает и принимает – и джаз, и рок, если это сделано мастерски и без пошлости, которой она противостоит всем существом.
«Хорошая картина, – писал знаменитый живописец Винсент ван Гог о своём друге Гогене, – равноценна доброму делу». Это относится и к музыке Арабкерцевой, и к словам, которыми она разговаривает с залом.
«Вход свободный» – всегда написано на афишах о её концертах.
_______________________
© Боровская Наталья Ивановна