Одним из величайших достижений нашей цивилизации является то, что ныне для того, чтобы найти Человека, вовсе не обязательно, как во времена Диогена, блуждать днем с огнем. Ныне любому человеку в любой стране достаточно набрать на русском языке в окне любой серьезной поисковой системы слова «что истинно в общем есть человек», и через несколько секунд URL-адреса людей, к которым относится определение «Человек», возникнут перед глазами. При этом, естественно, самым выдающимся это достижение станет только тогда, когда слова «что истинно в общем есть человек» можно будет писать в окне поиска на любом из существующих в мире языков. И пока остается только надеяться, что со временем это благо цивилизации станет доступно и тем, кто не имеет выхода в Интернет.
При этом так уж исторически сложилось, что именно Россия оказалась первой страной, в которой был дан развернутый ответ на упоминавшийся выше запрос. В начале ХХ века А.Блок писал: «Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном (то есть, в общем — Авт.) ее значении и членом нации в абсолютном ее предназначении». Чуть позже В.Маяковский сказал о необходимости «третьей революции духа» в нашей стране. То есть, Россия оказалась первой страной, в которой упоминавшийся вопрос стал наиболее остро, и потому она просто не могла не оказаться первой страной, где ответ на этот вопрос впервые прозвучал ясно и точно.
Невнятно же и приглушенно этот ответ прозвучал уже несколько веков назад в Англии эпохи Возрождения. И тут не позавидуешь англичанам, которым придется все-таки ужами выворачиваться, объясняя, почему они уже века не могут понять, что первым человеком, давшим такой ответ, был их великий соотечественник В.Шекспир. Для утешения их можно привести слова знаменитого экономиста, много лет прожившего в Англии, и в семье которого, по свидетельствам его современников, «царил культ Шекспира»: «Даже самые выдающиеся умы, принципиально, вследствие какой-то слепоты суждений, не замечают вещей, находящихся у них под самым носом. А потом наступает время, когда начинают удивляться тому, что всюду обнаруживаются следы тех самых явлений, которые раньше не замечали». Впрочем, уже Сенека говорил: «Придет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не понимали того, что так ясно».
Чтобы не повторяться, можно указать, что о великой зоркости В.Шекспира достаточно много сказано в статье «Зеркало Шекспира», помочь найти которую в Интернете может любой поисковик. То же, что мы — русские прошли свою часть пути независимо от великого англичанина, можно увидеть по статье «Кто есть кто?» в номере 1 (45) за 1994 г. газеты «Совесть». То есть по отношению к Шекспиру произошло то, о чем писал В.И.Вернадский: «Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в иной и все новой перспективе. Каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты. Случайное и неважное в глазах ученых одного поколения получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение». Надо только, чтобы это другое поколение поднялось хоть на ступеньку выше поколения предшествующего.
И здесь, наверное, надо вернуться к одному моменту в наследии В.Шекспира, который в статье «Зеркало Шекспира» не раскрыт должным образом. Смысл первых двух строф сонета 26 Шекспира проясняется в следующем рифмованном переводе:
С достоинством твоим, моя любовь,
Мой долг по-рабски крепко связан;
Его свидетельство я посылаю вновь:
Не ум, но долг свой показать обязан.
Долг так велик, что бедный ум
Слов не находит описать его значенье:
Хочу вложить в основу твоих дум
Твое же о себе благое самомненье.
Как и говорил В.И.Вернадский, в свете открытий следующих поколений мыслителей, эти слова Шекспира получают необычайно крупное и глубокое значение. А открыли эти мыслители следующее. «Мир можно изменить, только изменяя людей (Ч.Уэлсс)». «Дайте человеку сознание того, что он есть, и он быстро станет таким, каким он должен быть; внушите ему в теории уважение к самому себе, и оно быстро осуществится на практике (Ф.Шеллинг)». «Смысл всякой философской деятельности должен заключаться в том, чтобы сделать философа человеком, а человека философом (Л.Фейербах)». К месту сказать, что поныне вовсе не очевидно, какая из этих двух задач самая трудная. То же, что «Определяет судьбу человека то, как он понимает себя» было известно задолго до Г.Торо, сказавшего эти слова, и задолго до самого Шекспира. «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем (М.Аврелий)». В статье «Зеркало Шекспира» указано на необходимость понимания, что слова Шекспира «моя любовь» относятся к каждому читателю сонета 26 и к каждому человеку вообще. И в свете этого понимания, отчетливее, рельефнее видно, что В.Шекспир на деле решал именно ту задачу, о которой Ч.Уэлсс и Ф.Шеллинг только говорили.
То есть В.Шекспир понял: для того, чтобы стать человеком, мало знать, что истинно в общем есть человек. «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком (Ф.М.Достоевский)». «Ведь недалеко ушел от бессловесных животных тот, кто не ведает ни себя самого, ни общей природы рода человеческого (И.Скот Эриуген)». «Человек отличается от животного именно тем, что он знает, что он такое и что он делает (Г.Гегель)».
Стать человеком на деле — значит нести открытую «тайну человека» всем людям. Ведь уже Пиндар знал:
А кто пасет про себя тайное свое добро,
Насмехаясь над теми, кто не таков, как он,
Тот забыл, что душа его низойдет к теням
Бесславно.
Таким образом, на деле людьми являются только те, кто своим «великим долгом» полагают нести людям понимание, что истинно общем есть человек. При этом выполнять свой долг они могут, и не произнося громких слов об этом долге. Но, с другой стороны, нельзя быть добросовестным, честным человеком, если не указывать, что именно таким — «великим» считал этот долг В.Шекспир.
Ф.М.Достоевский говорил: «Прежде чем быть верным своим убеждениям, убедись, что эти убеждения верны». И верность и добросовестность Шекспира доказываются тем, что он дал критерий, по которому можно определить верность представления о том, что истинно в общем есть человек. Верным же это представление будет только тогда, когда в основании его будет лежать истина, против которой «не попрешь», и когда, отталкиваясь от него, каждый здравомыслящий человек может сознательно, самостоятельно и своевременно идти к частным, доходящим до практики выводам.
Чтобы не гонять людей по ссылкам, можно сразу сказать, что выделенной Шекспиром истиной является вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей. «Есть вчера – сегодня – завтра – в мгновении (В.И.Вернадский)». В сонете 11 он, Шекспир написал, что наиболее очевидным примером проявления этой истины является само человечество, которое вообще может существовать только потому, что в каждый миг бытия в нем взаимосвязано сосуществуют три поколения людей, в определенной степени, олицетворяющих собой прошлое, настоящее и будущее. И нужно это уже для того, чтобы поколение, олицетворяющее собой будущее, на примере олицетворяющего настоящее поколения училось, как надо относиться к поколению прошлому, так как со временем таким прошлым поколением станем и оно само. «И в этом мудрость, красота и развитие» — подытожил в этом сонете В.Шекспир. А мудрость, как известно, как раз и состоит в способности идти от истинного общего к частному.
Самым же ярким примером этой истины является каждый человек. Каждый человек суть материализованная вечная истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия. При всем этом, очевидно, что будущее у каждого человека может быть разным: «Что посеешь, то и пожнешь». Надо только четко понимать, что даже тот, кто сеет ложь, все равно, со временем, пожнет правду о том, что он сеял. И настоящий человек всегда думает о том, что он сеет. «Мы сеем то, что не мы будем жать, а пожинаем то, что не мы сеяли (П.Ладевиг). «Отцы ели зеленый виноград, а у детей на зубах — оскомина (приводимая в Ветхом завете (!) пословица).
Академик Л.С.Берг отмечал: «Из всех гипотез, которые могут быть составлены для известных групп явлений, выбирайте ту, которая не пресекает дальнейшего мышления об исследуемом объекте». Выдвинутое же Шекспиром решение вовсе не пресекает дальнейшего мышления о человеке, и еще многим поколениям исследователей придется поломать головы над решением частных загадок человека. Но пройдут века, а выдвинутое Шекспиром общее понимание, что есть человек, останется столь же актуальным, как и сегодня. И через многие века, как и века назад человек будет важнейшим элементом будущего в бытии.
Естественно, в свое время Шекспир не мог заглядывать далеко на века вперед. Но он знал главное: если даже человечество ждет гибель, важно, чтобы причиной этой гибели не была глупость самого человечества. Именно в этом заключается в общем его, человечества честь, так же как в частности в этом заключается честь каждого народа. Но то, что в этом отношении его честь будет чиста вечно, Шекспир знал точно, о чем он и написал в сонете 123.
То есть человек с большой буквы, образовавшийся не вследствие случайного смешения неких «элементов», а вследствие размышлений уже века присутствует среди нас, в том числе с последних десятилетий ХХ века в Интернете в своих произведениях. Но люди не могли его найти только потому, что не знали, как такого человека искать. «Коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? (С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Сказка)» И ни какой фонарь тут не поможет. Найдя же Шекспира, люди смогут найти и других подобных людей, которые эстафету Шекспира своевременно подхватят. Ведь важнейший, вытекающий из наследия Шекспира вывод гласит: «Теряя время, мы теряем честь» (С.Маршак)
____________________________
© Зеленецкий Юрий Георгиевич