Людей исключительной памяти, острой интуиция, огромного творческого потенциала, способных генерировать идеи, считают одаренными искрой божьей. Обладают ли эти счастливчики уникальным складом ума или только определенными психотехническими приемами, которые ведут их на вершину успеха?

Ответы на эти вопросы пытаются найти специалисты из Международного центра исследования резервов интеллекта в Санкт–Петербурге. Это обучающий и исследовательский центр, который тесно сотрудничает с институтом нейрохирургрии им. Павлова, институтом мозга им. Бехтерева и применяет их разработки в современных тренингах.

Руководитель этого центра, психолог с мировым именем Елена Шугалей ведет занятия по своей эксклюзивной методике «Скорочтение. Интеллект. Память».

Елена Шугалей убеждена, что люди со средними способностями вполне могут развить их до выдающихся. Наш мозг ленив и использует свои «закрома» лишь на одну десятую. Но если знать, к а к заставить его работать с наслаждением, результаты вас ошеломят. У Елены Шугалей дети начинают читать со скоростью более 1000 слов в минуту (в то время как норма в их возрасте 140), двоечники, пропустившие два года школьной программы, спокойно поступают в вузы и учатся на круглые пятерки, шестиклассники за секунды запоминают энциклопедические тексты…

Елена Шугалей создала в разных городах России и в Крыму школу «Мир Гарри Поттера», где она и ее коллеги меняют не только скорость мышления, но и характер детей. Рассеянные становятся внимательными, агрессивные — добрыми, непоседы — усидчивыми…

Первый вопрос, который возник у меня при встрече с Е. Шугалей — всякий ли может стать гением?

— Ну, возможно, и я бы смогла написать маленькую серенаду Моцарта, только на это мне понадобилось бы много десятилетий. Вопрос — зачем? Существуют законы энергоцелесообразности.

Но абсолютно бездарных людей нет. Знаете ли вы, что в компании Майкрософт работает много аутистов? У них очень хорошо развито левое полушарие и они обладают способностью все великолепно рассчитывать.

Конечно, природную предрасположенность человека надо учитывать. Развивайте именно те навыки и склонности, которые вам необходимы в повседневности и в профессии.

Человек обладает огромными интеллектуальными ресурсами, спонтанно они могут проявиться в экстремальной ситуации: известны случаи, когда женщину ударило током и она стала на лету схватывать иностранные языки, мужчина после пережитой личной драмы начал писать талантливые стихи и т. п. Но повысить КПД умственной деятельности можно и в обычных условиях. Только для этого придется потрудиться. Просто так природа ничего не дает. Любые навыки закрепляются систематическими упражнениями.

— Ну а как насчет обучения во сне, под гипнозом? Или вот еще рекламируют метод 25–го кадра?

— Одно время в питании увлекались всякими концентратами, суррогатами — съешь таблетку, раствори бульонный кубик — вот тебе и обед. Быстро и без усилий. Но потом убедились, что это вредно. То же и в области психотехнологий. Во сне или с помощью 25–го кадра нельзя научиться практическим навыкам, например, плаванию. Но почему–то считается, что обучить иностранному языку такими способами можно. Это заблуждение.

— А на чем основаны ваши методики?

— Один из аспектов — спонтанное восприятие. Это умение отличает мастеров восточных единоборств. Они входят в состояние спокойного присутствия и демонстрируют молниеносную реакцию. Это же состояние может помочь и при усвоении большого объема информации, запоминании, скоростном чтении. Ученые Института им. Бехтерева озвучили энцефалограмму мозга. Когда сознание негармонизировано (как у среднего европейца), мозг звучит как оркестр, который только настраивает инструменты. Это какофония, слышны лишь отдельные мелодические элементы. Похоже на музыку Губайдуллиной. В состоянии покоя мозг звучит как симфонический концерт. Если вы обучаетесь без напряжения и с удовольствием ваш мозг работает на порядок эффективней.

Еще один аспект — упор на целостность восприятия. Многие школы учат отдельным техническим приемам — отдельно укрепляют память, концентрацию. Это неэффективно. Я долго работала по традиционным методикам и пришла к выводу, что им недостает динамики, они не учитывают индивидуальность физиологии. Ведь кому–то удобнее фиксировать смысл строки по центру страницы, кому–то по диагонали, кто–то выхватывает содержание блоками… У меня на занятиях люди сами находят оптимальную для них стратегию восприятия.

Еще одна помеха, которую мы убираем в процессе обучения — страхи и стереотипы, навязанные с детства: «У меня неважная зрительная память», «Читай медленно, иначе не поймешь», «В транспорте и лежа читать вредно»…

— А разве нет? Ведь так зрение портится.

— Наоборот — это хорошая тренировка для глаз. Она необходима и полезна, как физкультура для мышц тела! Мы предлагаем на наших курсах людям читать без очков — и глаза быстро самонастраиваются. В итоге, люди начинают лучше видеть. Очки — это костыли, к которым быстро привыкают. Моя бабушка долгое время не могла заказать себе новые очки. Приезжаю к ней через несколько месяцев — она спокойно читает самый мелкий шрифт в газетах невооруженным глазом. Деваться некуда — и глаза приспособились.

У современного человека очень много костылей и подпорок. Ученые провели исследование мозга молодого ученого 27 лет, кандидата наук в сфере компьютерных технологий и 67–летней женщины 19–го века. Так вот по количеству нейронных связей молодой ученый — сущий ребенок по сравнению с женщиной–домохозяйкой позапрошлго века. Потому что ей все надо было держать в уме, а у нас очень много всяких опор — калькуляторы, компьютеры, электронные записные книжки и пр. Человек постепенно становится зависимым от инструмента.

Но когда человек раскрывает возможности собственного интеллекта, его самооценка полностью меняется. Только работать над этим следует осознанно, нужна сильная мотивация.

— Кстати, о мотивации. А любви к чтению вы не учите? Ведь современные дети вообще не хотят читать — не быстро, не медленно…

— Они не хотят читать именно из–за того, что это для них медленный процесс. Почему они так любят клипы и американские мультики? Потому что там все время экшн. Когда подростки начинают уваивать текст со скоростью мысли, им становится интересно читать.

— Может быть, тут срабатывает и дух противоречия? От телевизора и компьютера родители гонят, а за книги насильно усаживают…

— Не без этого. Лично я начала читать в 4 года. Причем сразу взрослые книжки. Их от меня прятали в платяной шкаф. Я ставила стул на стол и как обезьянка карабкалась на верхотуру, чтобы вытащить из стопки хоть какой–нибудь том. В семь лет дотянулась до «Мертвых душ» и прочитала их с упоением.

— Так вот откуда эта страсть к магии печатного слова…

— Одно из первых моих впечатлений с первого класса — недоумение. Почему дети так медленно читают? Но из предметов я больше всего полюбила математику — за красоту и возможность графически выразить абстрактные понятия. Мечтала стать физиком–ядерщиком. Прочитала много специальной литературы. Школьная программа уже не удовлетворяла. Училась в заочной всесоюзной физико–математической школе. Уроки учить было некогда. Дома я не брала в руки учебники, а просто на уроках подсматривала главу из–под парты или проглатывала на переменке за десять минут. А потом еще любила кому–то из однокашников объяснить доходчиво.

— В итоге вы закончили физмат, преподавали в вузе, а почему вдруг повернулись к практической психологии?

— Уже в школе меня ужасно заинтересовало — почему все люди такие разные? Одного учителя понимают, другого — нет, одни ребята учатся легко, а другие — тормозят, почему у людей разные приоритеты. Увлеклась философией. Прочла Гельвеция «Об интеллектуальном равенстве людей». И поняла, что если я что–то умею, например, быстро читать, значит, и другие так могут, только надо их научить. Просто надо объяснить им, к а к это делается.

Я люблю приводить одну притчу. Великий лучник, устав от своей славы, отправился на поиски еще более искусного стрелка. На опушке леса одной далекой деревни он увидел стрелу, пронзившую мишень на дереве точно по центру. Это был идеально меткий выстрел. Через несколько шагов он увидел еще одну мишень, пораженную в самое «яблочко». И еще, и еще. Лучник бросился расспрашивать жителей деревни, где живет великий лучник. «Да нет у нас такого», — отвечали все. Расстроенный стрелок вернулся в лес и в задумчивости присел на пенек. В этот момент к дереву подбежал мальчик, приколол к стволу листок с мишенью и с силой воткнул стрелу в самую серединку.

Эта притча о том, что цели можно достигнуть иногда самым непривычным образом.

— Спасибо за беседу.

_________________________________

© Севидова Наталья Александровна