3 марта 2015 г. культурная общественность Ростова-на-Дону (а пожалуй – и всей страны) понесла тяжёлую утрату. На 83-м году жизни ушёл яркий представитель нашей интеллектуальной элиты старшего поколения, блестящий радиожурналист, прекрасный поэт Николай Михайлович Скрёбов.
Общая культура, неподражаемый артистизм, редкостная эрудиция, феноменальная энциклопедическая память – эти качества отмечались всяким его собеседником, даже при поверхностном знакомстве с Николаем Михайловичем.
Далёкий от провинциального мышления, Николай Скрёбов выбрал путь посильной, но непрестанной и вполне целенаправленной деятельности на благо российской культуры, однако, к сожалению, практически ограничившись региональным уровнем. Себя и свои возможности он, безусловно, изрядно приуменьшал. Скромность в самооценке. Тоже в наши времена (а среди литераторов, полагаю, всегда) весьма редкое качество.
Впрочем, и российскому слушателю в целом Николай Скрёбов наверняка запомнился по литературным передачам Радио России – интервью с поэтом и стихи в исполнении автора не раз включались в программу «Три сюжета» её постоянным ведущим А. Кукесом.
Всеми – и рядовыми читателями, и литераторами – равно ценима философичная в основе, но доступная по языку скрёбовская поэзия. Приемля и ценя поэтические тексты, созданные в любом из многообразных литературных направлений, сам Николай Михайлович оставался приверженцем традиционных форм. Особо отличался как мастер сонета (их – сотни!):
* * *
Нам повезло побыть на этом свете
В эпоху обнажения корней
Добра и зла. И это тем верней,
Чем глубже мы за прошлое в ответе.
Когда нам счёт предъявят наши дети
За горечь полуправды прежних дней,
Пусть нам придётся горше и трудней,
Чем причиталось по душевной смете.
Мы всё равно покинем этот мир
Привычных дел, маршрутов и квартир,
Лишь об одном смертельно беспокоясь:
Вдруг всё покроет серая зола
И над останками добра и зла
Последним дымом станет наша совесть.
В своих литературных пристрастиях поэт-Скрёбов удивительным образом был по-хорошему «всеяден». И не лукавил. Восхищался невиданными лингвистическими «наворотами» современных (реально блестящих) поэтов. И тут же – великолепно точный краткий анализ. Акцентировал внимание ровно на том, на чём возможно только при полном понимании структуры текста. И с великим терпением и доброжелательностью продвигал (на местном уровне) хоть чего-либо стоящих самодеятельных стихотворцев. Но… – выше «порога», по правде, не пускал. И с такой феноменальной корректностью освобождал неадекватных соискателей славы от их неумеренных амбиций!.. Иной раз, даже и не сказав ни единого слова. Посредством лишь мимики и едва заметного жеста. Великий артист.
Отредактировал множество поэтических сборников. Десятки лет руководил любительским литобъединением «Созвучие». Регулярно читал студийцам блестящие лекции по версификации. То есть – трудился не просто как организатор, но и как высококлассный педагог. Реально (деликатно, ненавязчиво) учил взрослых любителей сочинительства писать литературно грамотно. В литстудиях такая постановка дела большая редкость.
Через «Созвучие» прошли ныне действующие отличные поэты – члены Союза российских писателей: Любовь Волошинова, Ольга Андреева, Александр Соболев, Галина Койсужанка (Ульшина), Людмила Шутько… (Есть у них и лауреатства в серьёзных поэтических конкурсах, и множество публикаций в отечественных и зарубежных изданиях).
Подвижничество… Деятельная и действенная озабоченность сохранностью памяти об талантливых писателях разного уровня и степени значимости, живших и творивших в своё время в Ростове-на-Дону и области.
Не могу не упомянуть Павла Шестакова, известного в советский период своими романами и повестями в детективном ключе, а в постперестроечные – несколькими исторически-документальными произведениями и блестящим сборником эссе о Гоголе – «Между днём и ночью». Последний телефонный звонок Н.М. ко мне и последняя записка по эл. почте – о недавно изданной по его инициативе книге биографической – не публиковавшейся ранее – прозы Шестакова. Уклончиво сообщал, что «самочувствие ниже нормы», и беспокоился об остатках шестаковского тиража для библиотек…
Редкая природная даровитость, широкая образованность, артистичность натуры, профессионализм во всяком избранном деле, деликатность, ненаигранная этичность в общении и многие, многие качества, которым – особо в таком гармонично собранном комплекте – могли бы позавидовать и более известные на российском уровне деятели литературы и культуры – подлинный «Аристократизм духа», в исходном значении этой формулы…
Н. М. Скрёбов родился 24 сентября 1932 г. в городе Шахты Ростовской области, куда, волею судьбы, в своё время попали его родители. Окончил журфак Киевского университета имени Т.Г. Шевченко. Работал в областных газетах РО, журнале «Дон», в литературно-драматической редакции Ростовского телевидения, был долгие годы редактором и ведущим передачи «Дон литературный». Состоял в Союзе журналистов (с 1959 г.), СП СССР (с 1962 г.), в Союзе российских писателей – с 1991 г., с момента отделения от Союза советских писателей независимой писательской организации, состоявшей из наиболее демократично и прогрессивно настроенных литераторов страны).
Автор книг стихов «Корень добра», «Южная вьюга», «Родство», изданных в Москве, и многих поэтических сборников, вышедших в издательствах Ростова-на-Дону и Таганрога, в том числе четырёх выпусков в серии «32 полосы». Печатался в журналах «Дон», «Дружба народов», «Подъём» (Воронеж), «Жовтень» (Львов), «Ковчег» (Ростов) и нескольких антологиях. Публиковался в поэтическом интернет-альманахе «45-я параллель».
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Жил в Ростове-на-Дону, до последних дней работал на радио ГТРК «Дон-ТР».
____________________
© Огнева Нина Сергеевна