— У скульптуры, пусть даже из кожи, металла и дерева, не бывает изнанки, — так говорит Каширский о нагайке, одном из старинных символов казачества. Ей была посвящена защита диплома на художественно-графическом факультете Ростовского пединститута. Полтора часа проректор института имени Сурикова из Москвы изучал эскизы донской нагайки — он впервые столкнулся с такой темой в дипломной работе…
Истории о нагайках, дошедшие до наших дней, очень скупы. Каширский собирал их по крупицам несколько лет. Объездил глухие казачьи селения, полузаброшенные хутора… К старым казакам обращался за легендами и образцами. Сергей записал больше 70 пословиц о нагайках. Из древних пыльных сундуков старушки вытаскивали символы своего рода. Ценного материала, что он так долго собирал, хватило на целую диссертацию!
Отобрал он и лучшее в технике плетения донского раритета. Сегодня Каширский уже превзошел в мастерстве всех ростовских шорников, которые когда-то скрывали от него свои секреты и даже прятали инструменты.
— Мы сами доходили до всего, и ты попробуй, — усмехались они.
«Молния» жезла
Он попробовал. Да так, что от его нагаек невозможно оторвать глаз.
— Есть какой-то секрет?
— Гибкой частью императорского жезла, или «молнией» называлась нагайка. Чтобы добиться изящества «молнии», я просто работаю на пределе природных качеств кожи, — отвечает Каширский.
Он берет часть заготовленного куска кожи. Еще мгновение — и кажется, что полоска лопнет под рукой мастера. Но она слушается как живая.
— Казаки любовно называли нагайку «мухобойка». Ведь не для наказания коня она применялась, а для разгона злобных слепней и оводов. На Дону ее называли «длань» — продолжение руки. Много ласковых имен дали казаки и ее деталям: ланиты, витень, лопастце…
У каждой станицы были свои привычки и правила плетения. Свои секреты. Так он узнал, как смешивать бараний жир и пчелиный воск в необходимых пропорциях — для пропитывания кожи, — чтобы не мокла под дождем…
Мастер никогда не повторяется: каждая его работа индивидуальна. Но одно в них общее — ладанка.
Ладанка
В рукояти каждой донской нагайки Каширского — специальная ладанка. В ней — донская земля с «комплицы» — со святого казачьего места у станицы Старочеркасской, где полегли в боях три поколения казаков. А еще Сергей кладет в ладанку полынь и алатор-камень (янтарь). И главное — он обязательно носит освящать ее в Старочеркасский храм.
— В старину в ладанку клали еще и кости разных животных. Хоть были казаки набожны, но к приметам относились трепетно. Свято верили, что ладанка защитит их. Когда умирал казак, его клали в гроб в бурке. Никогда не скрещивали ему рук. Их укладывали по швам. По левую руку клали шашку. А по правую — нагайку и уздечку. Нагайка была символом перехода власти в семье казака. Ее вешали в изголовье младенца-мальчика до крестин. А обмен нагайками считался лучшим знаком примирения.
____________________________
© Диана Дадашева