Призрак цифрового телевидения бродит по Европе

Последние данные показывают, что в области цифрового телевидения Соединенное Королевство впереди не только Европы, но и всей планеты. Правда, в сфере широкополосного доступа к интернету Британию обскакали.

По мнению аналитиков Jupiter MMXI, составивших прогноз на основании опросов населения и интервью с руководителями предприятий отрасли, самый высокий в мире уровень проникновения цифрового телевидения наблюдается в Великобритании. К концу 2002 года в этой стране цифровые телевизоры будут у половины семей, тогда как в среднем по Европе эта цифра составляет лишь 25%.

Технология стремительно завоевывает континент — люди стремятся приобщиться к ней как можно быстрее. За год, по данным Jupiter, широкополосный доступ к интернету будет почти в четверти семей. «Темпы роста в европейских странах не одинаковы», — отмечает аналитик Jupiter Марк Маллиган. По его словам, страны Южной Европы, такие как Италия и Португалия, совершили технологический скачок, и их жители выбирают широкополосный доступ в качестве своего первого канала связи с интернетом.

Маллиган говорит, что, несмотря на замедление экономического роста, потребители продолжают тратить деньги на интернет, и все больше людей, которых раньше отпугивали разговоры об опасности веб-транзакций, теперь делают покупки в онлайне. Однако крупные фирмы звукозаписи — и порталы цифровой музыки, такие как Pressplay, — концентрируют внимание на США, хотя и в Европе перед подобными компаниями открываются широкие возможности. «Это создает благоприятную ситуацию для более мелких независимых музыкальных фирм, хотя доходы пока сравнительно невелики: индустрия находится в стадии экспериментирования», — подчеркивает Маллиган.

19 декабря 2001

Антивирусные фирмы отказываются оставлять лазейку для ФБР

Производители антивирусного ПО отказались делать в своих защитных продуктах лазейки, позволяющие ФБР или другим госструктурам использовать вирусы для установки «жучков» в компьютеры подозреваемых в преступлениях.

В ноябре агентство MSNBC.com сообщило, что Федеральное бюро расследований США в рамках проекта с кодовым названием Magic Lantern разрабатывает троянского коня, который тайно, прячась в компьютере, следит за нажимаемыми клавишами, позволяя, например, узнавать ключи шифрования электронной почты. За этим последовали опровержения, но в понедельник официальные представители Symantec и Network Associates вдруг сочли нужным заявить, что они не намерены добровольно модифицировать свои продукты в соответствии с требованиями ФБР. Аналогичные заявления сделали представители двух других компаний, специализирующихся на компьютерной безопасности, — японской Trend Micro и американского отделения британской Sophos. Все четыре антивирусные компании отрицают, что они контактировали с американскими властями по этому вопросу или власти обращались к ним с таким предложением.

Когда MSNBC.com впервые сообщила о программе Magic Lantern, в ФБР отказались подтвердить или опровергнуть эту информацию; в понедельник получить комментарий у ФБР также не удалось.

Тони Томпсон из Network Associates сказал: «Мы создаем безвирусную среду для наших пользователей и не собираемся делать что-то, что может нанести ущерб их безопасности». В заявлении руководителя Symantec Джона У.Томпсона говорится: «У нас нет намерений создавать или оставлять в нашем ПО лазейку, способную нарушить его защиту».

Если производители антивирусного ПО оставят в своих программах проход для троянского коня ФБР, этим проходом не замедлят воспользоваться хакеры. «Оставляя лазейку для ФБР, вы оставляете ее для всех», — говорит эксперт по информационной безопасности, профессор Нью-Хейвенского университета Фред Коуэн.

С другой стороны, наличие такой лазейки в антивирусном ПО подорвет доверие к нему со стороны пользователей и подмочит репутацию производителя, клиенты которого обратятся к конкурентам. Так что правительству придется склонить к кооперации все антивирусные компании, иначе план не сработает, так как не согласившиеся получат преимущество перед конкурентами и будут располагать той же информацией, что и остальные. «Наивно полагать, что к этому можно принудить целую отрасль», — сказала представительница Symantec.

Этот план отзовется и в других странах. Symantec и Network Associates, каждая из которых имеет инвестиции в Китае, не станут рисковать своими позициями на этом рынке, считает Роб Розенбергер, редактор веб-сайта www.vmyths.com, развенчивающего мифы о вирусах. «Если китайцы заподозрят, что компания была инструментом ЦРУ, они перестанут пользоваться ее продуктами, — говорит Розенбергер. — Производители антивирусов заинтересованы в том, чтобы не отвечать на звонки из ФБР».

«Мы всегда стараемся сотрудничать с властями, когда это возможно. Но наша основная задача — это защита клиентов, — говорит Барбара Вульф из Trend Micro. -Я слышала, будто правительство отказалось от этой идеи и вернулось к чертежной доске».

Тем производителям, родительские компании которых находятся за пределами США, будет особенно трудно выполнить требования властей. «Если такие требования будут отражены в государственных законах, нам придется смириться с этим, — говорит президент американского отделения Sophos Дэвид Хьюз. — Но как производителю защитить своих клиентов за пределами данной юрисдикции? Если мы сделаем это для правительства США, то будем вынуждены делать то же и для правительства любой другой страны, которому взбредет в голову нечто подобное».

Reuters
11 декабря 2001

ФБР подтвердило существование инструмента интернет-сыска

В среду представитель ФБР подтвердил, что правительство США работает над скандальной технологией с кодовым названием Magic Lantern, которая может использоваться для перехвата компьютерных коммуникаций подозреваемых в преступлениях.

«Это опытный проект, который пока не внедрен, — сказал представитель ФБР Пол Брессон. — Мы не можем говорить о нем, так как он находится в стадии разработки». ФБР уже признало, что в ходе следствия оно применяет программы, регистрирующие нажатие клавиш на компьютере, для получения паролей к шифрам электронных писем и других документов. По некоторым данным, Magic Lantern позволит ведомству тайно внедрять в компьютеры подозреваемых такие программы-троянских коней, засылая их через интернет при помощи вирусов.

В ноябре, когда произошла утечка информации о проекте Magic Lantern, правозащитники подняли тревогу по поводу того, что слишком рьяные силовые структуры легко могут использовать эту программу для злоупотреблений. На вопрос, потребуется ли для использования ФБР технологии Magic Lantern постановление суда, как в случае с существующей технологией регистрации нажатия клавиш, Брессон ответил: «Как и любые технологические проекты или инструменты, внедряемые ФБР, она будет использоваться в соответствии с процессуальным кодексом».

На этой неделе крупные производители антивирусного ПО заявили о своем нежелании сотрудничать с ФБР и сказали, что их продукты будут по-прежнему обновляться с целью охвата всех обнаруженных вирусов, независимо от их источника, пока закон не потребует иного. Если же это случится, то заказчики в США и за рубежом будут возмущаться; в других государствах это тоже вызовет обеспокоенность. Однако компании добавили, что ФБР не обращалось к ним с требованием игнорировать какие-либо вирусы.

В свое время ФБР создало прецедент, попросив интернет-сервис-провайдеров установить на свои серверы ПО, позволяющее органам секретно читать электронные сообщения подозреваемых в уголовных преступлениях. Хотя для использования этой технологии, которую раньше называли Carnivore, требуется постановление суда, некоторые сервис-провайдеры установили ее добровольно. Но и постановление, по мнению борцов за гражданские права, получить достаточно легко.

После терактов 11 сентября правительство США, вероятно, постарается заручиться поддержкой частных компаний в борьбе с терроризмом и проведении военной операции. «В предыдущих войнах, включая Вторую мировую, у правительства было право призвать компании к себе на помощь, мобилизовать технологии, — говорит Майкл Эрбшло, вице-президент по исследованиям аналитической фирмы Computer Economics, анализирующей последствия вирусных атак. — Если мы находимся в состоянии войны, то правительство может требовать от технологических компаний кооперации по разным направлениям, в том числе предоставления тайного доступа к информации и компьютерным системам».

Reuters
15 декабря 2001

Bluetooth готова к спринтерскому рывку

Беспроводная сетевая технология, призванная заменить кабели, соединяющие такие устройства, как ноутбуки, карманные ПК и принтеры, начинает приближаться к критической массе. На состоявшейся на прошлой неделе в Сан-Франциско конференции Bluetooth Developers Conference прозвучал длинный перечень продуктов, которые либо уже поставляются, либо готовы дебютировать в будущем году.

«На конференции стало ясно, что Bluetooth предполагается применять во многих устройствах; осторожная, консервативная позиция производителей сменилась активной, экспансивной, — говорит аналитик Dataquest Стэн Брюдел. — Такая перемена в их настроениях знаменательна».

Бурный расцвет Bluetooth на технологической сцене обещают отнюдь не впервые. Многие наблюдатели ждали его в текущем году, однако проблемы с выводом продуктов на рынок и высокий спрос на беспроводные сети 802.11b замедлили процесс освоения технологии Bluetooth. Некоторые верят, что эти технологии способны сосуществовать; другие утверждают, что успех 802.11b зачеркнул будущее Bluetooth. Несмотря на медленный старт — впервые технология Bluetooth появилась в 1998 году — некоторые аналитики полагают, что появление в 2001 году чипсетов Bluetooth приведет к широкому распространению этой технологии в будущем.

Радиотехнология Bluetooth позволяет передавать данные между устройствами, находящимися на расстоянии до 90 м друг от друга на скоростях до 1 Мбит/с. Она может заменить кабели, используемые, например, для связи между ноутбуком или карманным ПК и принтером. Другой пример применения Bluetooth — передача фотографии из цифровой камеры в интернет через сотовый телефон.

Аналитическая фирма Dataquest прогнозирует, что в этом году будет продано 4 млн чипсетов Bluetooth, в 2002 году — 36 млн, а в 2003 году эта цифра вырастет до 186 млн. Еще более оптимистические прогнозы строит Cahners In-Stat, согласно последнему отчету которой уже в этом году будет продано 13 млн чипсетов Bluetooth, а к 2005 году объемы поставок достигнут аж 780 млн. Но эти цифры все же ниже, чем те, которые Cahners рисовала весной, когда на этот год прогнозировала 15 млн чипсетов, а на 2005 год — 955 млн. А год назад оптимизм аналитической фирмы простирался до 1,4 млрд чипсетов в 2005 году. В необходимости пересмотра цифр Cahners винит неожиданные задержки в выпуске продуктов и неблагоприятную экономическую ситуацию. Внес свою лепту и отказ Microsoft от поддержки Bluetooth в первой версии операционной системы Windows ХР.

Однако сегодняшние прогнозы реалистичны, уверяют аналитики. «Это не вызывает сомнений, — говорит Брюдел. — Судя по конференции, многие компании либо уже поставляют продукты на рынок, либо имеют очень подробные планы выпуска на будущий год. Во время прошлогодней конференции ничего подобного не было».

В числе производителей ПК, освоивших Bluetooth, компании IBM, Toshiba и MicronPC. Они представили ноутбуки со встроенной поддержкой радиоинтерфейса Bluetooth, такие как IBM А30 или Toshiba Tecra 9000. Большинство продуктов, включая несколько ноутбуков, сотовых телефонов и карманных компьютеров, это новинки, способные стать стартовой площадкой для роста популярности Bluetooth.

Microsoft тоже сделала долгожданный одобрительный жест: объявила о своих планах уже следующим летом ввести поддержку Bluetooth в Windows XP. «Bluetooth «взрослеет», — сказал на прошлой неделе менеджер продукта Windows XP Том Лэмелл. — К лету 2002 года мы введем стек Bluetooth в Windows XP».

Многие компании работают над решением проблем совместимости 802.11b и Bluetooth. Обе технологии используют один и тот же диапазон радиочастот 2,4 ГГц, что приводит к необходимости применять специальные методы, гарантирующие отсутствие взаимных помех, такие как адаптивная скачкообразная перестройка частоты. «Мы думаем, что 2003 год станет поистине великим годом», — сказал Брюдел.

Джон Спунер
17 декабря 2001

Google мерещатся деньги на картинках с товарами

Компания планирует выйти на рынок коммерческих каталогов, отказавшись от бизнес-модели «чисто поисковой машины».

Пока издателям каталогов, таким как L.L. Bean, Pottery Barn и Lands’ End, предлагается бесплатная бета-версия сервиса, но Google разрабатывает программы расширения этого бизнеса. В число ее платных служб, возможно, войдут анализ характера шоппинг-поиска, размещение рекламы и прямые ссылки на прилавки онлайновых магазинов.

Если опытные сервисы превратятся в коммерческие, то это будет означать переход локомотива Google на новые рельсы. Компания долгое время изображала из себя самую бескорыстную поисковую машину во все более коммерциализующемся окружении, и этот имидж помог ей завоевать народную любовь. Но всякий раз, когда Google совершает очередной рейд погони за долларами, этот имидж становится все менее убедительным. «Это нехарактерное направление для Google; они явно ищут новые источники дохода», — прокомментировал ситуацию аналитик The Yankee Group Роб Ланкастер.

Недавно компания добавила к своему сервису новые функции поиска, включая поиск в архивах новостных групп и поиск изображений. Но создание отдельного mall-подобного поискового механизма для каталогов станет откровенным проявлением алчности и может привести к войне за передел сфер влияния с такими признанными лидерами в сфере электронной коммерции, как Amazon.com, Yahoo! Shopping и др.

В случае успеха Google глубоко уйдет в мир коммерческого поиска — тот самый, от которого компания до сих пор воротила нос. С оскудением рынка рекламы почти каждый крупный поставщик услуг поиска, включая крупнейшие порталы America Online, MSN и Yahoo!, приняли ту или иную форму платного включения спонсоров в свои базы данных. Так, Yahoo!, один из последних оплотов относительно некоммерциализованных результатов поиска, недавно заключила соглашение с Overture Services, а весной 2002 года Yahoo! запустит собственную службу платных листингов.

Google продает не позиции в своей базе данных, а места на страницах результатов поиска, соответствующих указанным в поле поиска ключевым словам. Ссылки располагаются вверху и справа страниц результатов поиска и явно обозначаются как спонсорские. Страницы новой службы поиска Google по каталогам, как и страницы поиска изображений и поиска в новостных группах, вероятнее всего будут отделены от страниц стандартного поиска. «Google пошла по тому же самому пути коммерциализации, что и другие», — отмечает редактор газеты Search Engine Watch Дэнни Салливан.

В прошлый четверг компания запустила бета-версию службы Google Catalogs, которую разрабатывала почти три месяца. Сайт содержит свыше 1500 каталогов от сотен розничных продавцов. Покупатели могут искать любые товары от игрушек и электроники до одежды, вызывая копии изображений размером с почтовую открытку из печатных каталогов. Кликнув на них, покупатель может открывать страницы каталога и просматривать подряд или задавая определенный номер страницы. «Мы рассматриваем этот проект как возможность максимально расширить аудиторию (читателей каталогов) и улучшить возможности поиска для наших клиентов. Те, кто не подписан на каталог L.L. Bean’s, смогут искать их товары в онлайне», — сказал представитель Google Эйлин Родригес. При помощи нового сервиса компания планирует продавать торговым сетям исследования в области пристрастий покупателей. Google обещает продавцам помочь узнавать, как потребители пользуются их каталогами, предоставляя отчеты о часто употребляемых ключевых словах поиска, количестве разыскиваемых страниц и фактической эффективности онлайновых каталогов.

Кроме того, Google разрабатывает рекламные программы «для повышения visibility торговых сетей на страницах Google Catalog Search». Компания будет снабжать продавцов именами и адресами тех пользователей Google, которые в своих письмах интересуются какими-то определенными каталогами.

Но важнее всего, быть может, то, что компания планирует продавать ссылки на страницы веб-сайтов магазинов с теми или иными товарами. Например, покупатель, заинтересовавшийся щеткой, рекламируемой в каталоге Target’s, сможет попасть по такой ссылке прямо на онлайновый прилавок компании.

Стефани Олсен,
20 декабря, 2001

Мобильные сети 802.11g обречены?

Похоже, более быстродействующий вариант стандарта беспроводных сетей 802.11b достигнет рынка слишком поздно, чтобы оказать на него какое-то практическое влияние. Спецификация 802.11g может внести лишь дополнительную путаницу, но не составит конкуренции более перспективному стандарту 802.11a.

В США уже продаются продукты на базе стандарта беспроводных локальных сетей (wireless local area networks, WLAN) 802.11a с пропускной способностью 54 Мбит/с. Однако Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) утвердил еще одну спецификацию — 802.11g для сетей, в которых данные передаются с той же скоростью, что и 802.11a. Технически разница между двумя стандартами заключается в том, что 802.11a работает в частотном диапазоне 5 ГГц, а 802.11g — в диапазоне 2,4 ГГц, который используют сегодняшние продукты WLAN, поддерживающие стандарт 802.11b.

«К моменту, когда 802.11g дойдет до рынка, 802.11a станет повсеместно используемой технологией, — говорит менеджер Intel EMEA по продуктам WLAN Дэвид Брэдшоу. — Окончательный вариант стандарта 802.11g, вероятно, появится не раньше 2003 года. И хотя к тому времени продукты с пропускной способностью 54 Мбит/с, работающие в диапазоне 2,4 ГГц, уже начнут продаваться, у 802.11a будет бесспорное преимущество».

Беспроводные устройства, поддерживающие стандарт 802.11g, должны быть в большей степени совместимы с существующей спецификацией 802.11b, так как обе технологии используют один и тот же частотный диапазон, и платы базовых станций будут взаимозаменяемы. Однако Intel, Agere и другие производители оборудования WLAN поставляют двухплатные базовые станции, в которых можно использовать как платы 802.11a, так и платы 802.11b, что обеспечивает достаточную совместимость между быстрыми и медленными сетями WLAN.

Еще одна особенность 802.11g заключается в том, что его внедрение может увеличить трафик в диапазоне 2,4 ГГц, а для европейских телекоммуникационных властей это нежелательно. «Управление радиосвязи Великобритании следит за уровнем трафика 2,4 ГГц», — отмечает Брэдшоу.

Питер Джадж, ZDNet (UK)
19 декабря 2001