С проблемой детских страхов наиболее часто сталкиваются родители детей дошкольного возраста. Случается так, что родители не придают должного значения тем предметам и событиям, которых боятся дети. И в дальнейшем страхи могут перерасти в фобии: нерешенные детские страхи могут продолжать преследовать и взрослых, трансформируясь уже во взрослые страхи и подозрения.
Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, гнев, удивление печаль. Если правильно относиться к детским страхам, понимать причины их появления, то чаще всего они исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит нелишним поводом задуматься о здоровье ребенка, отношениях в семье, о поведении родителей.
Обширные образцы исследований, посвященных детскому страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано много, т.к. проблема детских страхов достаточно актуальна в настоящее время. Поэтому, будучи еще в детском саду, детям следует проходить тесты тревожности и преодолевать барьер страха в своем сознании.
Проблемами детских страхов занимались многие ученые, такие как Боулби, широко раскрывший в своих трудах причины детских страхов, Ф.Риман, писавший об основных формах страхов, А.С.Спиваковская «Профилактика и коррекция детских неврозов». Много времени посвятил проблеме исследования и психотерапии детских страхов А.И. Захаров. У А.М. Прихожан разработано много методов и приемов для снятия тревожности младших школьников.
Различные виды арт-терапии («терапии искусством») через движение, рисование, живопись, музыку, импровизацию стимулируют личностный рост ребенка, его психическое развитие и оздоровление. Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают выявить психологические конфликты детей с окружающими и внутриличностные конфликты, что трудно осуществить в беседе. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнастике и релаксации отражают подсознательные процессы психики.
Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.
Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.
Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
Системный подход в арт-терапии детских страхов – один из наиболее эффективных методов. Какой бы метод работы с детским страхом вы ни выбрали, важно не оставлять жалобы ребенка без внимания, найти время, чтобы выслушать ребенка, заслужить его доверие – только таким образом удастся воспитать незакомплексованного, психически уравновешенного и уверенного в себе человека.
_______________________
© Меркушина Лилия Сергеевна