(Плато Лагонаки, Фишт-Оштенский горный массив, и урочище Бамбаки остаются в составе Кавказского биосферного заповедника)
3 декабря 2001г. в Краснодаре состоялось заседание Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, на котором была рассмотрена кассационная жалоба Кавказского государственного природного биосферного заповедника, касающаяся статуса земель возвращенных в заповедник в начале 90-х годов и изъятых из его состава решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 6 августа 2001.
В августе 2001г. Арбитражный суд Адыгеи, удовлетворив иск Администраций эколого-туристской территории «Фишт» и Майкопского района, в нарушение правовых норм, признал недействительными решения, согласно которым в начале 90-х годов в состав Кавказского заповедника было возвращено около 18 тыс. га отторгнутых прежде заповедных земель.
Решение суда было заказным и заранее предопределенным оно было принято отнюдь не судьями, а на самом верху властной пирамиды Республики Адыгея. Принадлежность этих земель заповеднику мешала властям Адыгеи реализовать давние планы о строительстве автодороги через территорию заповедника (Лагонаки- Дагомыс) и горнолыжной турбазы на плато Лагонаки. Об этом отчетливо свидетельствует сам текст иска: «Фишт-Оштенский массив, урочище Бамбаки и плато Лагонаки имеют огромное значение для развития горнолыжного тризма и спорта в Республике Адыгея. На данной территории же оформлен акт выбора участка на строительство туркомплекса и канатно-кресельной дороги, а также планируется продолжение строительства дороги федерального значения».
Раньше, когда федеральные природоохранные органы имели определенную силу и влияние, адыгейские власти не осмеливались на такой шаг. Но в контексте негативного изменения российской государственной природоохранной политики и пользуясь тем, что государственная природоохранная служба России практически разгромлена, они решили, что время изъять эти земли из заповедника пришло. При этом их не остановило даже то, что эти земли входят в состав Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО и что имеет место нарушение Международной конвенции об охране всемирного и культурного наследия.
Их расчет во многом оправдался. Кавказский заповедник в борьбе за эти земли оказался практически один на один с властями Адыгеи. Ни прокуратура, ни федеральные природоохранные органы не оказали помощи заповеднику, чтобы отстоять эти уникальные в природном отношении участки заповедной территории, являющиеся федеральной собственностью.
Поддержку на федеральном уровне наоборот получили адыгейские власти. Ярким выражением этого стал тот факт, что директор Кавказского заповедника В.А.Бриних, который через суд боролся за возвращение плато Лагонаки, Фишт-Оштенского массива и урочища Бамбаки в состав заповедника, при активном участии представителей адыгейских властных структур был в октябре 2001г. незаконно уволен со своей должности министром природных ресурсов РФ.
В этой ситуации шансов на возвращение заповедных земель было очень мало. Российские суды обычно следуют существующей конъюнктуре. Два решения Арбитражного суда Республики Адыгеи (первичное — от 6 августа, и от 4 октября его подтвердившее) — яркое тому свидетельство.
И, тем не менее, даже в нашем псевдоправовом государстве, где буква закона соблюдается, как правило, только тогда, когда это не идет вразрез с интересами правящей элиты, чудеса все-таки иногда случаются.
3 декабря Арбитражный суд Северо-Кавказского округа под председательством Ю.В.Ширвиса, рассмотрев материалы дела, постановил: решение Арбитражного Суда Республики Адыгея от 6 августа 2001 г. и постановление апелляционной инстанции того же суда от 4 октября 2001 отменить, в иске Администраций эколого-туристской территории «Фишт» и Майкопского района отказать.
Справедливость и закон восторжествовали. Огромная уникальная природная территория снова имеет охранный заповедный статус. Огромный вклад в то, что это все-таки случилось, внес теперь уже бывший директор Кавказского заповедника В.А.Бриних, который от начала до конца провел судебную линию по возвращению земель в состав заповедника и представлял интересы заповедника и на этом финальном судебном заседании.
Однако эта победа заповедника не должна быть поводом для спокойствия. Власти Адыгеи, пользуясь поддержкой на федеральном уровне, несомненно будут предпринимать новые попытки отторжения заповедных земель в целях их последующего хозяйственного использования. Что приведет к уничтожению имеющих мировую ценность уникальных природных комплексов. При этом они будут лицемерно прикрываться словами, что, мол, нет никаких нарушений и что вообще какие претензии — «Адыгея в деле охраны природы впереди планеты всей».
Свидетельств тому — большое количество. Не далее как на днях, высшее должностное лицо республики — Президент Адыгеи А.А.Джаримов (имеющий почетные природоохранные титулы «Зеленого Президента» и «Хранителя Земли») в предвыборном выступлении по телевидению рассказывал, преподнося это как свой большой успех, о своих действиях по согласованию строительства горнолыжной базы на плато Лагонаки (на территории биосферного заповедника и Всемирного Природного Наследия!!!). Если сам Президент не считает обязательным соблюдение российского и международного природоохранного законодательства, то чего можно ждать от адыгейских чиновников меньшего ранга?
Независимая Экологическая Служба по Северному Кавказу