http://www.gipp.ru/openarticle.php?id=46311

    Дискуссия вокруг судьбы печатных СМИ, видимо, будет продолжаться долго, и это не связано даже с усилиями «похоронной команды» объявившей граду и миру, что печатные СМИ обречены. Мне уже приходилось писать по этому поводу, что часто за этими утверждениями стоит элементарная борьба за рекламный бюджет. 

   Реальная жизнь подтверждает тот факт, что газеты и журналы, напечатанные на бумаге, будут ещё иметь долгую жизнь, но не все. Слабые и убогие, чей жизненный цикл как товара исчерпан, уйдут с рынка. А крепкие, сильные, новые и молодые будут здравствовать и процветать. Приведу яркие примеры. «Крупное издание, освещающее медийные новости, — The American Journalism Review — прекращает выпуск своей печатной версии. Теперь оно будет доступно исключительно в онлайн-режиме.Осенью 2013 года издание запустит обновлённый сайт, который и станет основной площадкой для контента. Основная часть контента обновлённого издания будет производиться студентами Merrill College под руководством преподавателей. Декан колледжа Merrill Люси Далглиш: «Мы изучали рынок в течение девяти месяцев. Смотрели, планировали, призывали на помощь как наших сотрудников из колледжа, так и сторонних специалистов. На основе этого анализа и было принято решение уйти из печати в чистый электронный формат». AJR издавался в течение с 1977 года, выходил один раз в две месяца. Годовой бюджет на выпуск журнала составлял порядка $800 000.

    Диагноз очевиден: слабый журнал, выпускаемый из престижно-корпоративных и учебных соображений в вузе, утратил всякую экономическую целесообразность выхода в свет в печатном формате. Вместо этого журнал будет выходить в электронной версии, поскольку в печатной студенты, очевидно, не нуждаются и платить за нее не намерены. Обратный тренд демонстрирует похожее американское издание, руководство которого решило, наоборот, перейти из интернета в печатку. Популярный ресурс и приложение для смартфонов и планшетных компьютеров — Allrecipes.com в пику The American Journalism Review, решил выпускать печатное издание.При этом, выход в печать не является полностью инвестиционным проектом. Ресурсу удалось собрать более 400 000 подписчиков ещё до выхода журнала. Читателям предлагалось подписаться на журнал на два года по цене годовой подписки. Напомним, что в 2012 году проект Allrecipes.com стал частью Meredith Corporation. Компания купила его за $175 млн у Reader’s Digest. Новые владельцы уже издают ряд женских журналов. И, согласно пресс-релизу компании, идея сделать печатную версию проекта начала формироваться ещё в 2012 году.Тираж нового издания составит 500 000 экземпляров. Первый номер выйдет в середине ноября 2013 года. В дальнейшем периодичность издания будет один раз в два месяца.

   Судьба этих двух изданий, как очевидно, определяется главным – спрос у потребителя. В первом случае спрос упал до минимума, во втором – вызвал к жизни печатную версию. Совершенно аналогичные процессы идут на рынках СМИ во всех странах и на всех континентах. Поэтому абсурдно говорить о смерти «печатки» и торжестве «цифры». В идеале должен быть симбиоз всех возможных носителей контента. Если контент будет гениальным или хотя бы уникальным, будущее у его носителей светлое и прекрасное.

«Лёлик, всё пропало!» Эта популярная фраза одного из героев «Бриллиантовой руки» всплывает в памяти в связи с тем, что всемирно известный германский концерн Axel Springer решил избавиться от своих печатных СМИ. Т.е., попросту говоря, продать их и вложить деньги в другой бизнес, конкретно – в «цифру». Но, как известно, панические возгласы героя Андрея Миронова шли врозь с реалиями его умного шефа. 

   А что, собственно, Axel Springer? Медиакорпорация объявила о продаже части своих активов медиагруппе Funke за 920 млн. евро. Об этом вчера написал «Коммерсантъ-онлайн», уточнив, что речь идет о региональных газетах, журналах для женщин и еженедельниках с телепрограммами. Эксперты считают, что сделка связана прежде всего со стратегическим курсом Axel Springer на постепенный переход от печатной продукции к цифровой. Это подтвердил и генеральный директор медиаконцерна Матиас Дёпфнер, который заявил, что компания «продолжит свой путь к превращению в ведущую группу цифровых медиа с фокусировкой на свои активы – газеты Bild и Velt». Против логики германского концерна не попрешь. А что, может быть, действительно настало время сливать воду и сматывать удочки на рынке печатных СМИ?! Уж если немцу-издателю «смерть» в этой сфере, то русскому издателю хорошо будет, наверное, недолго. Но это вывод поверхностный и неглубокий. Прагматичные американцы демонстрируют обратный подход в отношении к изданиям на бумаге. Новость, подтверждающая это, была опубликована на информационно-аналитическом портале «БКС Экспресс»: миллиардер Уоррен Баффет решил приобрести газету The Press of Atlantic City, ежедневный тираж которой составляет 67 тысяч экземпляров, а число посетителей на ее сайте доходит до 700 тысяч в месяц. Это издание станет уже 30-й ежедневной местной газетой, купленной Баффетом, и это говорит о его убежденности в том, что бумажные издания способны выжить в век интернета.

   Мировой рынок постоянно демонстрирует процессы купли-продажи. Непрерывно что-то продается и покупается, и это в полной мере относится к издательскому делу. Вопрос – кто дальновиднее, кто выиграет, а кто проиграет. И хотя Axel Springer имеет большой авторитет и грандиозный опыт, его поведение – всего лишь тактика в бизнесе. Во всяком случае, у этого внутринемецкого события есть еще одно важное обстоятельство – это покупатель. У бумажных активов Axel Springer нашелся заинтересованный покупатель, предложивший за печатные СМИ неплохие деньги. А движение капитала в нашей отрасли – что в Америке, что в Германии, что в России – это хороший признак!

________________________ 

Блог Александра Оськина