Началом коммуникации является осознание необходимости и формирование мотива переда определенного смысла, а также цели, ради которой возникает потребность в другом субъекте. Чтобы коммуникация состоялась, человек должен воплотить содержание своих мыслей идей, желаемого действия в коммуникационное сообщение. Коммуникационное сообщение обретает форму в материальном пространстве и времени бытия человека. В пространстве оно должно быть закреплено в определенной физической материальной форме или представлять собой такую форму. Во времени коммуникационное сообщение должно обладать возможностями сохранения, транспортировки, систематизации. Подобные манипуляции с коммуникационным сообщением приобретают формы коммуникационного процесса, элементы которого в историческом времени и пространстве приобретают свои специфические формы, способы создания и передачи, получения и потребления информации.

   В теории коммуникации сложилось представление о моделях осуществления коммуникационного процесса. Возникновение простейшей модели коммуникации восходит к временам Аристотеля, которая включает три элемента: оратор – сообщение – аудитория. Впоследствии представления об элементах коммуникационного взаимодействия нашли отражение в многочисленных моделях коммуникации, которые соответствовали диверсификации коммуникационной деятельности в обществе. Это сопровождалось расширением технологических возможностей генерирования, передачи и распространения информации. В моделях коммуникационного процесса нашли отражение изменения коммуникационной деятельности представителей коммуникационных институтов общества, а также изменения в состояниях аудиторий, выделение видов и уровней коммуникации. Однако, несмотря на длительную историю формирования модельного ряда социальных коммуникаций актуальным остается изучение вопроса о содержательной стороне коммуникационного взаимодействия или другими словами о предмете коммуникации. Фрагментарно вопрос о предмете коммуникационной деятельности изучался представителями журналистики, информатики, социологии, психологии, лингвистики в разных аспектах. В настоящее время предмет коммуникации становится одним из важнейших объектов теории социальных коммуникаций. Именно в нем заключен основной смысл и результат совершения акта коммуникационного воздействия, направленный на достижение и реализацию цели коммуникации.

    Теоретически вопрос о предмете коммуникации возник сравнительно недавно — в период становления теории социальных коммуникаций с 70-х гг. ХХ века. Основой формирования представлений о предмете коммуникаций было изучение коммуникационной деятельности, где предмет коммуникационного труда стал рассматриваться как одна из форм материально-вещественной или материально-психической субстанциональности освоения (опосредования) пространства бытия человека, как объект воздействия коммуникационных технологий [1, с. 256].        Существенным вкладом в формирование представлений о предмете коммуникации до этого времени были психологические исследования интеллектуально-познавательной деятельности и чувственно-эмоциональной активности человека в процессе общения (Л. Видгенштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже). Следует также добавить изучение вопросов объективации информации в научно-информационных процессах, знаковую природы интеллектуальной деятельности человека и образно-символическую знаковость в искусстве. Серьезным теоретическим вкладом в изучение темы стали исследования книжно-документальной предметности в области книговедения, библиотековедения, документоведения, архивоведения. Окончательно вопрос о предметности коммуникационного взаимодействия сформировался в период информатизации, создавшей необходимые предпосылки для формирования представлений об информации как предмете человеческого труда наравне с материально-вещественными формами.

   Рассмотрение предмета коммуникации является чрезвычайно важным с точки зрения понимания развития механизма, который осуществляет перевод процесса трансляции и восприятия информации в социально значимые результаты коммуникационного воздействия.

   Первый этап формирования предметности связан с выделением коммуникации в отдельный вид социального взаимодействия. Начало этого этапа традиционно связывают с необходимостью формирования человеческого сообщества, потребностью объединения людей для своего жизнеобеспечения [2]. Существенной стороной данного этапа была сигнальная, знаково-символьная коммуникация или невербальная коммуникация, которая исследовалась, прежде всего, в рамках психологии общения и семиотики. Сама же невербальная коммуникация преследовала цель управления, подражания, общения в рамках первобытных человеческих сообществ. Исследователи связывают возникновение коммуникационного взаимодействия в этот период с необходимостью удержания сообщества в целостности и организации группового действия. Реализуется оно в основном на уровне межличностных контактов. Известным теоретическим положением, является то, что по мере социализации эти формы переросли в знаково-речевую коммуникацию, где речевое сообщение приобрело гораздо больше коммуникационных значений. Этому способствовало расширение форм, способов, целей практического освоения природной действительности, наследования образцов жизнедеятельности человеческих сообществ, а также передачи формирующейся социально информации и знаний другим поколениям.

  В становлении невербальной коммуникации важное место отводится знакам и символам. Соотношение между ними, а также их свойства и расширение коммуникационного значения изучается в семиотике, психологии, лингвистике и других науках. В социально-коммуникационном аспекте социальный знак рассматривается как символ, который реализуется в предмете, слове, жесте, действии или образе [3, с. 106]. Как пишет Ф.И. Шарков: «Символы являются посредниками между сущностью явлений, смыслом и его образом, идеями, находящихся за пределами чувственного восприятия, с одной стороны, и отражением предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств» [3, с.105].

   Символ как элемент дописьменной коммуникации сохраняет свое присутствие в современных коммуникативных сообщениях, поскольку обладает более сильным воздействием на людей, чем даже слово. Так, Г.Г. Почепцов отмечает, что с помощью символа мы можем подключаться к иным информационно насыщенным сферам, используя при этом положительные и отрицательные его смысловые значения [4, с.11]. Символ и в настоящее время приобретает особое значение в условиях визуализации коммуникационного пространства. Простота, узнаваемость, глубина отражения определенных связей реальности и социальной памяти людей делают символ важным элементом коммуникационного взаимодействия, и усиливает связи между участниками коммуникации. В научном сообществе принято считать, что визуальное сообщение носит более долговременный характер. В связи с этим, Почепцов Г.Г. объясняет развитие визуальной коммуникации уже в условиях наличия электронных каналов коммуникации, а также в сфере искусства, художественной литературы. Такого же мнения придерживается и А.В. Соколов [5].

  Следует добавить, что основные невербальные предметы социальной коммуникации сохраняют свое значение в настоящее время, раскрывая свои свойства универсальности и обобщенного концепта, часто заменяющего отсутствия вербализированного высказывания. Так, означенный звук стал основой музыкального языка нот и в процессе своего развития трансформировался в специальную музыкальную подсистему коммуникаций, коммуникативный предмет которой насчитывает значительное число форм [6, 7]. Практика использования символьно-знаковой коммуникации широко распространена в политической коммуникации, рекламной и PR-коммуникациях, в бизнес-коммуникации [8]. Возникновение разговорного языка явилось новым этапом в развитии знаковых систем коммуникации. По мнению специалистов, язык является продуктом развития мыследеятельности человека, а с точки зрения теории коммуникации и лингвистики – формой этой деятельности.

   Следующий этап – устная коммуникация, связанная с появлением языка как формы передачи сообщения. Исследователи вербальной коммуникации, признавая ведущую роль речевой формы сообщения, выявили ее параллельное функционирование с невербальным способом коммуникации, на что обращает внимание А.В. Соколов [5, с.108-109]. Как замечает автор, вербальная коммуникация, сочетающая в себе невербальные элементы, обеспечивала достаточный уровень эмоционально-чувственного взаимодействия, однако, не была пригодна для передачи абстрактных понятий и смысловых нюансов [там же, с. 110].

  Устная коммуникация является первичной формой языковой практики. Здесь получает развитие языковый знак как выражение, высказывание, представляющее и интерпретирующее воспринимаемую действительность. Словесные знаки имеют вербальную природу и реализуют основные коммуникативные функции: номинативно-диференцирующую; эмотивно-экспресивную; прагматическую [9, с.102]. Природа, признаки, эволюция устной коммуникации глубоко изучается в рамках лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

   С точки зрения теории социальных коммуникаций наиболее важным аспектом устного языка как коммуникативного предмета являются положения, которые относятся к характеристике высказывания как вербализированного результата, продукта речевого действия. Высказывание предстает коммуникативной единицей вербального языкового уровня. При этом, высказывание имеет свои особенности: ситуативность, социальная обусловленность, вариативность, избирательность. Эти особенности используются в актах устной коммуникации при достижении различных целей коммуникации. На данный момент, эти свойства широко используются в практике проведения выборных компаний, общественных дискуссий, ток-шоу, в устной рекламе, в публичных выступлениях политиков, общественных деятелей и т.д.

  Чаще всего речь рассматривается как текущий обмен высказываниями. Словесность в сравнении с ней предстает как исторически сложившаяся система образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка – организованную совокупность слов и приемов выражения мысли [5]. Устная речь является естественным каналом и природной средой  языка, питающей  живую ткань человеческого общения и поддерживающей, сохраняющей языковое разнообразие. Знак в устной коммуникации также может приобретать форму высказывания как единицы коммуникации. Слово постепенно занимает основное положение в репрезентации информации в человеческом общении и коммуникации. Таким образом, формы устной коммуникации от простых форм межличностного общения приобретают формы массовой коммуникации и соответствующие технологические каналы их поддержки (радио, телевидение, Интернет). Развитие устной коммуникации сопровождалось появлением совокупности высказываний, которые приобретали форму устного текста. Текст является связанным повествованием, которое имеет определенную смысловую логику, коммуникативную цель и словесную семантическую нагрузку. Устные тексты в давние времена реализовались в устном народном творчестве.

    Возникновение языка как средства трансляции опыта было необходимостью для передачи информации и знаний в горизонтальной плоскости социального взаимодействия, и в вертикальной плоскости между поколениями. Язык стал необходимым элементом коммуникационного процесса, который обеспечивал формирование информационного ресурса сообщений, имеющих социокультурное назначение. Использование предмета коммуникационного действия – устного сообщения (текста) – происходило по схеме «из уст в уста». Эта схема являлась основой накопления социального опыта, а также средством, которое обслуживало общественную практику. Язык, являясь по природе знаковой системой, в своих превращенных формах постепенно входит в разнообразные культурные формы социальной жизни: управление, семейно-бытовые отношения, художественное творчество, политику, образование и тд. При этом в каждом элементе культуры язык приобретает свои специфические формы передачи культурных смыслов.

  Особое значение устная форма коммуникационного действия приобрела в условиях становления массовых коммуникаций. Массовая аудитория требует специальных знаний по формирования устных текстов, использование приемов удержания внимания слушателей, сохранение определенного темпо-ритма донесения информации до массовой аудитории, а также достижение требуемого эффекта. Существует представление о масскоммуникативной словесности, которая представляется как периодический, комплексный текст (дискурс), назначением которого является распространение текущей, общественно-значимой информации. Это имеет отношение к различным компонентам массовых коммуникаций: радио, кино, телевидение, пресса, реклама. Появление письменного языка знаменовало собой новый этап преобразовательной деятельности человека и прежде всего в сфере коммуникаций. Письмо – это искусственная графическая  семиотическая система, знаки которой обозначают единицы естественного языка [10]. На основе этой системы развилась письменная словесность. Как известно, в систему письма входят: алфавит, графика, каллиграфия, орфография, пунктуация [там же]. Каждый из приведенных элементов является необходимым с точки зрения формирования письменного текста, который в свою очередь является новой формой представления смысла передаваемых сообщений, приобретает черты предмета коммуникационного взаимодействия. Система письма, включая нормы, правила, составляет необходимые основания  воспроизведения устной  и письменной  речи. Появление письменности дало возможность фиксировать сообщение на разных носителях, которые обладают свойствами фиксации, хранения, копирования (тиражированию), передачи (распространению). Появление письменных сообщений обусловило развитие документальной коммуникации. Письменный текст расширил возможности социальной памяти социума.

   Документ является завершенной формой письменности. В самом общем виде документ это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение [1, с.78]. Документ является предметным элементом системы социальных коммуникаций. Его особенностью является то, что он одновременно является носителем и источником информации, способом передачи и распространения. Документ имеет разные трактовки в дисциплинах коммуникационного цикла (информатике, музееведении, библиотековедении, библиографоведении, журналистике и т.д.). Совокупность документов образует документальный поток в социально-коммуникационных процессах. Документ также рассматривается как микроэлемент документосферы социальных коммуникаций [11]. Процессы, технологии и операции процесса обработки документа изучаются в документоведении. Книжно-документальные предметы, такие как: издания художественной, научной, производственной и других видов литературы, периодические издания, карты и т.д., – входят в сферу труда библиотечной и архивной деятельности, делопроизводства.

   Понятие «текст» в письменной коммуникации в современной культуре приобрело особое значение, поскольку текст стал рассматриваться как порождение культуро-образующей деятельности человека во всех сферах социального бытия. Текст как информационное сообщение в информатике имеет уже давнюю традицию представления в информационно-коммуникационных каналах. Формы информационного предмета, его особенности, свойства достаточно хорошо рассмотрены в литературе (Г.Р. Громов, Ю.А. Шрейдер, М.Ш. Цаленко) [1, с. 258]. Разновидности информационного сообщения  (репортаж, новости, аналитика) рассматриваются в предметном аспекте в журналистике, теории массовых коммуникаций. В науке рассматривается вопрос о междисциплинарности понятия «текст», который перерастает свои границы до пределов реальности [12]. Текст является носителем социально значимой информации как производной различного рода сигналов, сообщений из внешней среды, в том числе объекты окружающей среды, которые имеют знаковый характер и выступают в виде определенного кода. Среди современных исследователей все больше проявляется отношение к тексту как к метафоре социального пространства, которое организованно по языковому принципу. Интернет пространство также рассматривается как языковое, текстовое пространство [там же].

   Интернет изменил традиционно существующие формы коммуникативного предмета в среде массовых коммуникаций. При этом расширились не только формы сообщений, но и жанрово-стилистическое наполнение, что стало результатом новых технологий обработки, переработки и представления и информации в электронной среде. К ним можно отнести: документальный материал (съемка/запись); советы; календари событий; аналитику; эксклюзив; обзорные статьи; освещение плановых событий; прогнозы; репортажи с места событий; исторический материал; интервью; опросы; пресс-релизы; дайджесты прессы; биографические очерки; цитаты; специальные репортажи; трансляции и стенограммы; запись голоса [13]. Электронная коммуникация является следующим этапом трансформации предмета коммуникационной деятельности.  Как отмечалось выше многие традиционные предметы приобрели новую жизнь в информационно-коммуникационных системах  и системах мультимедиа, объединивших знак, звук, движение, изображение, текст. Революция в области социальных коммуникаций, возникновение глобальной сети Интернет, развитие средств связи и телекоммуникаций стало объективной причиной появления новых форм сообщений, предназначенных для передачи в обществе.

   На этом этапе следует говорить о появлении электронного документа, который на первых этапах освоения электронной коммуникационной среды был «зеркальным» отражением традиционного документа и, прежде всего, на бумажном носителе. Электронная коммуникация явилась следствием развития информационных технологий и, прежде всего, автоматизированных технологий генерирования, обработки, сбережения, передачи и распространения документализированной информации. Дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий, а также расширение возможностей мультимедиа привело к мыслям о завершении эры документальной коммуникации [5]. Однако мы являемся свидетелями действия закона кумуляции коммуникационных каналов, сформулированного А.В. Соколовым [там же]. В соответствии с ним в современной системы социальных уживаются как разные каналы передачи информации, так и присутствуют различные предметы коммуникационной деятельности, что, по нашему мнению, отражает неравномерное развитие социально-коммуникационного пространства в обществе. Дискуссия по поводу определения электронного документа фактически пошла на убыль, поскольку актуальным уже является не столько его определение, сколько необходимость быстрого реагирования на появление все новых и новых форм существования электронных текстов. Уже сложились определенные подходы к классификации электронных документов, новые формы которых возникают по мере развития коммуникационных технологий. Известны разные подходы к рассмотрению электронных документов, которые на наш взгляд, можно свести к одному подходу: «электронный документ – это документ, который создается, хранится и обрабатывается, записывается, отображается, используется и/или передается с помощью электронных, аналоговых и других средств связи, отличных от традиционных бумажных форм, обладающий установленной законом структурой и реквизитами, позволяющими определить автора документа», – который определился в результате исследования проведенного Кулик Т.Ю. [14]. Это и другие существующие определения электронного документа так или иначе обращаются к онлайновой или офлайновой форме документа в традиционном документалистском подходе. Скорость изменений предметной формы коммуникационного взаимодействия в электронной среде значительно выше, чем теоретическое осмысление этих явлений. Следует отметить, что электронная среда и информационные технологии воздействия на коммуникационный предмет усилили значение содержания документа над ее формой, значение достижения коммуникационной цели над способами представления сообщения.

   В литературе, посвященной медиапространству, особенно относящейся к сфере массовых коммуникаций, где практически одновременно в процессе информационного взаимодействия учувствуют и коммуникат и коммуникант форма подачи сообщений существенно изменяется. Специалисты и практики поднимают вопрос о таких формах коммуникационного предмета, которые выходят из сетевых контактов (социальных сетей, чатов, форумов, блогов) и быстро переходят в предметные формы деятельности профессиональных коммуникаторов.

Таким образом, изменение форм коммуникационного предмета следует воспринимать как объективный процесс, связанный с расширением возможности представлять и тиражировать смыслы. Соответственным должно быть и восприятие этих изменений, что подразумевает не сопротивление им, не критику или противодействие, а понимание происходящего и  использование преимуществ для установления новых отношений в системе коммуникаций. С одной стороны, сами получатели информации становятся сопроизводителями коммуникационных сообщений, преобразуя имеющиеся в электронном пространстве коммуникационные формы, а также выступают заказчиками новых медиа-продуктов. С другой стороны, профессиональные коммуникаторы должны отслеживать изменения в потребностях аудитории, реагировать на них. При этом они должны не только учитывать свою работу для конкретных медиа-платформ, но и дифференцировать потребности аудитории. Учитывать ее интересы и предпочтения, а также упаковывать информацию в приемлемые для аудитории формы медиа-продукта. Все чаще информация требует своей подачи параллельно событиям – он-лайн, мультимедийно и мультиформатно [15].

   Исследованию структуры он-лайн СМИ посвящено исследование Н. Лосевой [15]. Она представила результаты анализа электронных СМИ и систематизировала способы подачи и жанры новых медиа: текстовые, мультимедийные, синтетические (главная страница; страницы статьи, рубрики, подрубрики, сюжета; второстепенные страницы; рубрикаторы; варианты ситуативной организации контента) [там же]. Автор исследования достаточно полно охарактеризовала возможности мультимедийной статьи, видеоиллюстрации, видеосюжета, интерактивного видео, подкастов, онлайн-трансляции, а также привела примеры упаковки мультимедийного контента (фотолента, слайдшоу, аудиослайдшоу, статичная и сложносоставная, интерактивная инфографика и мн. др.).

  Рассмотрение эволюции предметных форм социальной коммуникации, представление смыслосодержащих сообщений в коммуникационных каналах позволяет сделать вывод о том, что первичные знаково-символьные формы общения и коммуникации претерпели существенные изменения. По мере развития коммуникационной культуры и коммуникационной деятельности, под влиянием растущих потребностей общества, формы представления информации видоизменялись в соответствии с новыми способами и технологиями, а также субстанциональными особенностями результатов мыследеятельности людей. Перспектива углублений исследования предметности коммуникационной деятельности также связанна с изучением влияния изменений содержательной стороны передаваемых сообщений, выявлением преимуществ и возможностей новейших презентаций смыслов, новых форм организации контента, а также влияние этого контента на аудитории.

 

Список литературы:

1. Ильганаева В.А. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность): словарь – справочник. /В. А. Ильганаева – КП: «Городская типография», 2009. – 392 с.

2. Ильганаева В.А. Социально-культурная динамика в социальной истории: трансформационные основания и тенденции / В.А. Ильганаева // Філософія спілкування: філософія, психологія, соціальна комунікація. – 2012. – №5. – С. 30-36.

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. – 246 с.

4. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века / Г.Г. Почепцов. – М., К., 2000. – 352 с.

5. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 . – 461 с.

6. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления). Автореферат … доктора искусствоведения: 17.00.02. / А. Якупов. – М., 1995. – 48 с.

7. Воеводина Л.П. Теория музыкальной коммуникации (в теоретическом наследии В.В. Медушевского) / Л.П. Воеводина // ФІЛОСОФСЬКІ ДОСЛІДЖЕННЯ. збірник наукових праць, Вип. № 12 Ч.1, 2010 – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/mz/2010_17/17.pdf.

8. Символы в коммуникации. Коллективная монография. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 6. М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 161 с.

9. Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

10. Волков А. АКурс русской риторики. – М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480 с.

11. Гельман-Виноградов, К.Б. Документальная память ноосферы как новый объект познания (к постановке проблемы) / К.Б. Гельман-Виноградов // Междунар. форум по информации и документации, 1992. – Т.17. – № 1. – С. 8-16.

12. Суминова Т.Н. Текст произведения как философская категория и социокультурный феномен / Т. Суминова // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 4. – С. 34 – 43. 

13. Первухин А.А. Универсальное информационное сообщение как жанр интернет-журналистики (на примере сайтов Челябинской области dostup1.ru, 1obl.ru, 74.ru) – [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://journ.igni.urfu.ru /index.php /component/content/article/372

14. Кулик Т.Ю. Особенности правового регулирования договоров, заключаемых в электронной форме  дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Кулик Татьяна Юрьевна. – Ростов-на-Дону, 2007.  [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://wiasite.com/page/internet-realnost/ist/ist-17—idz-ax48—nf-18.html

15. Тулупов В. Вызов современной журналистике. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid =3584&level1 =main&level2=articles

________________________

© Моисеева Наталия Ивановна