По-настоящему интересная и противоречивая статья украинских ученых Е.Смотрицкого и В.Савчука (РЕЛГА, №4, 2013), суженное дидактизированное название которой („Преподавание естественнонаучных дисциплин как способ формирования мировоззрения”) плохо информирует читателей о ее гораздо более обширном общепроблемном наполнении, вызвала у нас живой и весьма заинтересованный отклик. Поддерживая ее цель и общий замысел, воздержимся от вполне возможной критики отдельных излишне категорических утверждений и, мягко говоря, неполного ответа на провозглашенный в первой же фразе вопрос: «Каким должно быть естественнонаучное образование в школе?». Нам гораздо важнее поддержать искренний порыв Е.Смотрицкого и В.Савчука и, конечно же, предложить всем заинтересованным лицам альтернативный вариант модернизации школьного и даже вузовского естественнонаучного образования, разработанный в своей основе еще во времена существования СССР. Разумеется, надеемся на продолжение дискуссии по этой фундаментальной и комплексной проблеме.
Сразу же определимся в специализации: первый из двух авторов данной статьи претендует на неплохой уровень осведомленности и продуктивности в вопросе «Перспективы нооестествознания в образовательной сфере XXI века» и имеет десятки научных публикаций разного уровня ([3-6] и др.). Второй почти вышел на защиту диссертации, нацеленной на исследование философско-мировоззренческого потенциала новой российской дисциплины «Концепции современного естествознания» ([8; 9] и др.), но в итоге успех был достигнут только после весьма значительного расширения темы.
Ядро дальнейшего изложения (пункты 1-4) – подвергнутая необходимому сокращению одна из многих публикаций 10-летней давности, ничуть не потерявшая свою актуальность и новизну.
1. “Эффект хоттабизации” в букете когнитивных проблем современности
Мы убеждены, что почти все представители старшего поколения, услышав слова «старик Хоттабыч», с теплой улыбкой вспомнят забавного литературного героя, рассыпавшего чудеса и пытавшегося отблагодарить этим современного подростка за освобождение от почти 4-х тысячелетнего плена [10]. Увы – старичок в своих усилиях удостоверил присущую подавляющему большинству людей чрезмерную веру в свои знания и способности, а потому не воспользовался своим уникальным даром для пополнения собственной “информационной базы”. Особенно показательна в этом аспекте его попытка на основе своих знаний помочь на экзамене по физической географии подростку-спасателю, когда он принудил того изложить представление о плоской форме Земли, черепахо-слоновьей природе ее опор и т.д.
Слово «Хоттабыч» будем использовать для обозначения названия общего и очень грозного современного явления — глобального эффекта «хоттабизации». Речь идет об ошибочных действиях миллиардов лиц на основе безнадежно устаревшей информации, поскольку новая и правильная остается им неизвестной. Печально – жертвы эффекта даже не догадываются о нем, а потому не могут воспользоваться известным афоризмом: «Кто предупрежден — тот защищен!»
Во многих странах мира проводились подсчеты и публиковались сведения об эволюции длительности периода удвоения накопленных людьми знаний. Обычно для начальной стадии промышленной революции указывают интервал 15-20 лет, с изобретением берлинской модели научно-исследовательского университета и появлением огромных политехнических институтов этот показатель упорно уменьшался и к моменту приходя компьютеров сократился раза в три. В наши дни время удвоения упало для многих важнейших секторов роста интеллектуального капитала наций до 10-15 месяцев.
Значительно реже называют и анализируют более важное явление – экспоненциальный рост количества ученых и повышение производительности их труда. Считают, что нашими современниками являются приблизительно 90% (скорее всего – 93-94%) всех профессиональных и квалифицированных ученых-исследователей, живших на планете. Вдобавок, производительность их работы значительно возросла в тех случаях, когда они заменили механическую или электрическую рычажную печатную машинку на компьютеризированные и предельно сложные измерительные приборы. Все больше ученых соединяются вместе оптоволоконными и спутниковыми линиями связи и обмена полученными данными. Скорость и объем накопления новой информации тяжело даже вообразить и осознать. Никогда в истории человечества не возникала ситуация настолько быстрого и общего накопления новых знаний и настолько заметного разрыва между ними и той ничтожно малой информацией, которая сохраняется в голове конкретного человека и используется им для анализа в процессе принятия важных для него решений.
Особенно важными являются решения и действия, требующие точных и объективных знаний человека о себе, других людях, об их объединениях (группах, ассоциациях, партиях, обществах и т.п.). Но именно в этой сфере эффект «хоттабизации» сразу по нескольким причинам обнаруживает себя поразительно ярко, приводя к печальным последствиям.
Первая – почти полная неосведомленность практически всех (включая и граждан развитых стран) о новейших открытиях и достижениях большой группы точных наук, получивших инструментарий и средства для изучения самого человека не на уровне павловских рефлексов, а в высотах нелинейных явлений и комплексных процессов в мозгу человека и множества не менее важных систем его организма. Они расшифровали наши унаследованные программы реакций и действий, определив степень их соответствия требованиям современного изменяющегося общества знаний и сверхвысоких технологий. Но эта информация уходит в мир через тысячи научных журналов, каждый из которых содержит знание из очень узкого участка, в котором работают совсем немного исследователей. Пока не изобретено надежных средств для интеграции этой информации, препарирования, адаптации и распространения на все население. Те же средства, которые существовали в СССР (группа массовых научно-популярных журналов), вообще отсутствуют в современной Украине.
Учитывая количество, качество и «вооруженность» тех ученых, которые в пределах разных наук исследуют человека и созданные им объединения, можно утверждать, что с 1990 г. ими получено свыше 95% всей достоверной информации в этой сфере. Понятно, что она вообще не упоминается в современных школьных учебниках, входя разрозненно и фрагментарно в часть учебной литературы для отдельных факультетов университетов и специализированных вузов. В подобных условиях не только студенты, но и активные ученые имеют лишь отдельные фрагменты тех знаний, которые разрушают опасные мифы прошлых времен и вооружают каждого человека эффективным инструментарием для действий именно в современных быстропеременных условиях.
К эффекту хоттабизации прибавляется другое неприятное явление — снижение общественного рейтинга всей группы точных наук, распространение искаженных или неправдивых данных о содержании и возможных направлениях использования новейших научных открытий. Пример — акцентирование в массовой печати клонирования, а не несравненно более важных усилий ученых достичь выращивания органов-заменителей из клеток больного человека, нуждающегося в данном органе.
Следствием стало не только замедление темпов развития многих научных направлений в отдельных странах (от указанной ошибки СМИ пострадали даже США), но и формирование у молодежи пренебрежительного отношение к точным наукам. Анкетирование студентов младших курсов высших школ современной России доказало, что свыше 60% респондентов “не доверяют” точным наукам. Даже французы считают ситуацию с преподаванием точных наук “угрожающей” [12].
Итак, происходит определенная переоценка роли точных наук в системах образования многих стран. Более других пострадали страны СНГ, растеряв многие достижения советского времени.
2. Еще раз о системе образования и научно-информационном поле в СССР
Объективный анализ систем образования разных стран мира за последний век свидетельствует, что советский вариант отличался многими особенностями, своеобразно объединяя положительные и отрицательные сущности. Мир признал его высокую специализацию и эффективность в качественной подготовке значительной части молодых поколений в сфере точных наук — математики, физики, химии и др. Это достигалось удачным объединением большого количества средств и методов достижения желательной цели. Этот комплекс включал:
В наше время страны, стремящиеся к успеху на мировых рынках, стимулируют быстрый подъем уровня технологически-производственной компетентности своего активного населения. Они, фактически, чуть ли не до мельчайших деталей повторяют советскую модель естественно-математического образования (Сингапур, Южная Корея и др.).
К сожалению, в Украине и части других стран СНГ в 1990-х годах не было стремления обязательно сохранить и развить положительные достижения советской средней и высшей школы. Как свидетельствуют результаты международного тестирования по естественным предметам, проведенного экспертами ЮНЕСКО и других международных организаций в апреле 1995 года для учеников 8-х классов школ Российской Федерации, качество знаний значительно снизилось буквально за пятилетку. Если в конце 1980-х годов школьники России по нескольким предметам входили в группу олимпийских победителей (занимали 6-е места), то в середине 1990-х оказались среди середняков (тестировались ученики еще 40 стран) [2]. И уж совсем разочаровывающими оказались показатели России в 2000-м году во время тестирования по проекту PISA ([1] и др.). Мы можем предположить, что преподавание математики и естественных предметов в Украине вовсе не лучше, чем в Российской Федерации.
Потери старых преимуществ не были компенсированы новыми достижениями — попытки ввести в школу новые предметы или улучшить преподавание традиционных (в России инициатором был О.Тарасов, а в Украине — В.Ильченко) не вышли за пределы эксперимента в ограниченном количестве школ ІІ уровня (5-7 класса).
Но особенно прискорбным мы считаем то обстоятельство, что быстро ухудшаются средства и условия формирования целостного и современного естественно-научного мировоззрения. Если в СССР за время пребывания в школе и вузе оно частично возникало как следствие преподавания астрономии и других естественных предметов, ознакомления с научно-популярной печатью и учебными программами телевидения, то в современной Украине информация, с которой сталкиваются ученики и молодежь в данной сфере, приблизилась к нулю и потеряла систематичность.
Вынуждены констатировать, что условия для формирования правильного представления о Вселенной, эволюции материи и законах функционирования и развития окружающей среды в Украине постоянно ухудшаются с самого начала 1990-х годов, чему оказывали содействие несколько обстоятельств:
Среди последствий всех этих отрицательных процессов — снижение эффективности деятельности всей высшей школы, а также значительная потеря влияния научного сообщества на общественную мысль. Как известно, этим немедленно воспользовались представители псевдонаук и невежды, адепты религиозных и эзотерических учений и т.п. При первом же обращении к содержанию материалов национальных СМИ убеждаемся в том, что настоящие научные материалы отсутствуют и слишком мало сообщений о серьезных открытиях. Все это угрожает дальнейшим снижением интегральной производственной компетентности всего населения Украины.
3. Роль интегрированного “Природоведения-21” в формировании целостной картины мира
Сокращая изложение, подчеркнем то обстоятельство, что не только в названных нами выше странах третьего мира, но и в большинстве развитых стран (Франции, Финляндии, Великобритании, Нидерландах и др.) расширяются программы профессионализированной высшей школы, обращается особое внимание на преподавание естественно-математических предметов [11].
Одновременно, не наблюдается значительного прогресса в привлечении к учебному процессу на уровне средней школы самых новых достижений и открытий старых и молодых наук. Этот недостаток лишь частично компенсируется в странах Запада усилиями средств массовой информации, которые, впрочем, концентрирует свое внимание на сенсационных событиях — перспективах клонирования, новых эпидемиях и др.
Мы не нашли в странах Запада достаточно совершенных курсов общего современного природоведения для уровней старшей средней школы и вузов. Анализ программ развитых стран по интегрированному предмету “Наука (Science)” свидетельствует, что речь идет о простой компиляции нескольких разрозненных разделов, заимствованных из физики, химии и биологии (США, Бельгия и др.). Более интегрированные курсы, объединяющие на широкой основе достижения многих наук за последние десятилетия, на Западе не существуют.
А вот в Украине еще в советские времена поставили и частично решили именно такую задачу. Напомним, что во второй половине 1980-х министерство народного образования проводило конкурс по созданию программы интегрированного предмета «Природоведение», предназначенного для замены физики, химии и биологии в гуманитарных профилях или потоках обучения дифференцированной старшей средней школы. На протяжении нескольких лет комиссии отвергли множество неудачных вариантов. Практически все предложения представляли собой программу по одному-единственному предмету, расширенную за счет включения нескольких разделов из других наук.
Организаторы в 1990 г. предложили первому автору принять участие в конкурсе, что привело к быстрому созданию нужной программы и закрытию проблемы. Впервые получившая полное одобрение новая программа по интегрированному “Природоведению” была опубликована в №23 Информационного сборника минобразования в 1991 г., а позже регулярно переиздавалась (напр., [7]). К сожалению, по нескольким причинам дальнейшего развития этого интересного замысла не произошло.
Почему же победа на конкурсе оказалась столь полной и легкой? Рискнем предположить, что решающим стал принципиально новый подход к понятию «естествознание» — стремление аккумулировать в нем новейшие открытия и достижения большой группы наук о природе и человеке: астрофизики, ядерной и теоретической физики, неравновесной термодинамики, нелинейной химии, геофизики и геохимии, этологии, нейро- и молекулярной биологии, генетики, теории информации, отчасти, экологии и др. Понятие эволюции стало эффективным средством объединения большого материала в единое стройное целое – новую дисциплину «Природоведение-XXI».
Эта идея детерминировала и ее структуру — две равноправные части с изложением эволюции двух главных составляющих мира. В первой кратко изложена эволюция представлений людей о структуре мира и акцентированы самые новые данные о происхождении косной части Природы, ее первичных характеристиках, причинах усложнения под влиянием основных сил на протяжении миллиардов лет, характер этих сил (законов), современное состояние и вероятное развитие в будущем. Создана даже рукопись, победившая на конкурсе международного фонда «Возрождение», но не получившая ресурсов на тиражирование из-за отсутствия указанной дисциплины в государственных школах и вузах. По этой же причине исчезла необходимость в завершении второй части полного курса, излагающей новейшие данные о происхождении жизни, законах ее совершенствования и распространения, о появлении вида Homo Sapiens и изобретении им социальной эволюции на технологической основе и т.д.
4. Интегрированное “Природоведение” и эффект хоттабизации
Напомним, что в Украине была предпринята попытка значительно приблизить обязательное обучение детей и молодежи к европейским стандартам (они же, после дискуссий со странами Северной Америки, стали мировыми). Предполагали начать процесс в 6-летнего возраста и использовать структуру 4+5+3. Приняли даже закон о 12-летке. Мы не будем анализировать определенные недостатки этого Закона (например, установленная им абсолютная продолжительность всех уроков равняется 7650 астрономических часов – ниже уровня европейских аутсайдеров середины 1990-х годов и всего 75% среднего для школ развитых стран показателя), а укажем, что на заключительной стадии для старших классов он предусматривает деление всех учеников на несколько потоков, каждый из которых будет иметь свою группу предметов для углубленного усвоения.
Как свидетельствует опыт многих развитых страна мира, дифференциация обучения вполне оправдывает себя в случае надлежащей адаптации содержания обучения, удачного выбора комплекса предметов и объема каждого из них внутри этой группы. В этих условиях неизмеримо возрастает значение интегрированного “Природоведения” как главного и эффективного средства большой (сотни часов) экономии времени в школе ІІІ степени. Одновременно можно сформировать у старшеклассников целостную и современную мировоззренческую картину, надежную базу представлений о Вселенной, земной окружающей среде, законах и особенностях развития биосферы и роли человека во всех процессах и явлениях. Пока не угаснувшее намерение непрерывно совершенствовать «Природоведение» включением главных идей современных открытий, позволяет надеяться на то, что выпускники украинских школ (даже гуманитарных профилей) не будут страдать от «эффекта хоттабизации» и превзойдут заокеанских ровесников в понимании и использовании законов Природы.
Особо укажем тот факт, что усилиями полтавских педагогов под руководством В.Ильченко были созданы и испытаны в основной школе учебники по интегрированному предмету “Окружающая среда” (в комплексе две книги). Рамки статьи не позволяют выполнить их детальный анализ. Укажем лишь, что в них доминируют старые знания и неудачно (т.е., с множественными грубыми ошибками) изложены новейшие. Естественно, эксперимент был скомкан и не стал импульсом для дальнейшей модернизации обязательного образования.
Разумеется, остается посетовать на неблагоприятные социально-экономические условия в современной Украине, не позволяющие развить проект В.Ильченко и дать возможность реализовать столь привлекательное средство борьбы с «эффектом хоттабизации», каким может стать авторское «Природоведение-XXI».
* * *
За годы, прошедшие со времени создания текста пунктов 1-4, усилия первого автора позволили поддерживать готовность изобретенной дисциплины к немедленному применению. Привлечение значительной новейшей информации обусловило обнаружение среди ноотехнологий сперва двух, а позже – четырех, отличавшихся безвредностью для биосферы и человека. В 2010 году удалось предложить для них удачное название «ноотехнологии», поддержанное коллегами и все чаще применяемое в России и Украине. Естественно, это открытие позволяет улучшить описанную выше авторскую дисциплину и предложить новое название – «нооестествознание» (или «нооприродоведение»), акцентирующее основные направления постоянного совершенствования ее содержания. К слову – первым автором в рамках проекта «Новая физика для новой школы XXI века» был создан и успешно испытан в гуманитарном лицее специализированный учебник по физике для старших классов. Но это лишь часть нашего ответа на большой вопрос Е.Смотрицкого и В.Савчука: «Каким должно быть естественнонаучное образование в школе?»
Система образования Украины пока не готова абсорбировать и применить не только «гуманитаризированную физику», но и «нооестествознание». Собственно, в ней так и не произошло заметных изменений, а идея 12-летней школы не была реализована. В Российской Федерации дела шли получше, а дисциплина «Концепции современного естествознания» вышла на уровень признания ее полезности и по-настоящему широкого использования. Исследования второго автора включали детальный анализ учебников и учебных пособий для философского курса «Концепции современного естествознания», опубликованных в России и Украине в 1995-2011 годах. Созданы детализированные таблицы для сопоставления главных характеристик свыше 80 российских и украинских учебников. Выявлены и проанализированы причины появления наиболее выразительных недостатков – использование и приведение в списках лишь русскоязычной и далеко не самой новой литературы, игнорирование перспективных новейших открытий в аспекте их способности обеспечить устойчивое развитие, устарелость иллюстраций и их слишком малое количество, отказ от создания и использования практических работ и выполнения задач повышенной сложности и др.
Из проведенного контент-анализа был получен вывод о значительном философско-мировоззренческом и интеграционно-культурном потенциале новой философской дисциплины «Концепции современного естествознания», состоящий в возможности влияния на формирование позитивно-эсхатологического мировоззрения путем предоставления современной информации о состоянии и тенденциях развития всей сферы естественных наук в аспекте предотвращения глобальных угроз и гарантирования экобезопасного развития человечества. Было доказано, что соответствующий выбор содержания и надлежащие методы преподавания «Концепций» дают возможность решить сразу несколько важных задач:
— ликвидировать (или значительно ослабить) разрыв общественного восприятия, противопоставления естественно-математических и гуманитарных знаний и представлений, показать их непротиворечивость и взаимодополнительность, убедить социум в безопасности и надежности современных научных знаний и в необходимости широкого их использования;
— привлечь внимание общества к открытиям и достижениям нано- и других ведущих наук вместе с акцентом на результативности использования синергетических подходов к анализу событий в природной и социальной окружающей среде. Это даст возможность повлиять на становление научного мировоззрения, повысить интерес студентов к новейшим научным знаниям, и со временем превратить их в инструмент принятия важных решений не только в сфере общих мировых проблем, но и в профессионально-дисциплинарной, в частности, в образовательной деятельности.
Нам остается надеяться на то, что новый школьный предмет «Нооестествознание-XXI» вместе с вузовской философской дисциплиной «Концепции современного естествознания» станут неотъемлемой частью ориентированных на будущее систем образования в роли эффективных средств борьбы с отрицательными последствиями “эффекта хоттабизации” и инструмента постоянного обновления научного содержания среднего и высшего образования.
Литература
1. Долженко О. Какова наша школа (по результатам международного сравнения) // Вестник высшей школы (Alma mater) — №3. – 2002. – С. 37-42.
2. Ковалева Г. Не впереди планеты всей … // Народное образование. – 1998. — №5. – С. 6-11.
3. Корсак К.В. Интегрированное “Природоведение” и формирование у студентов целостной картины мира // Вестник Херсонского государственного технического университета. – 2001. — №2(11). – С. 208-210.
4. Корсак К.В. Основы современного природоведения // Высшее образование Украины. — №2. – 2003. – С. 94-98
5. Корсак К.В. “Ефект хоттабизації” і можливі шляхи його подолання використанням у школі інтегрованого “Природознавства” // Науковий вісник Нац. аграрн. ун-ту. – Вип. 65. – 2003. – С. 87-93
6. Корсак К.В. Предмет ХХІ століття – “Сучасне природознавство» // Світло. – 2003. – №3. – С. 16-20
7. Корсак К.В. Природознавство (10-11 кл) / Програми курсів основ природничих дисциплін за вибором для загальноосвітніх шкіл, ліцеїв, гімназій. Міністерство освіти України. — Київ, «Перун», 1996. — С. 73-91.
8. Корсак Ю. К. Дисциплина “Концепции современного естествознания” в образовании России – философский анализ / Высшее образование в национальном и глобальном измерениях. Матер. н.-пр. конфер. 17 декабря 2004 г., г. Яготин. – Яготин: МАУП, 2005. – С. 45-53
9. Корсак Ю. К. Из практики использования дисциплины “Концепции современного естествознания” // Высшее образование Украины. – 2005. – №3. – С. 108-112
10. Лагин Л. Старик Хоттабыч. – М.: ООО «Изд-во АСТ», ООО «Изд-во Астрель», 2004. – 316 с.
11. Dossier. Universite: passeport pour l’emploi // Le Мondе de l’education. – 2001. – n.289, fevrier. – P. 22-39.
12. Sciences en crise // Le Monde de l’education. – n.307. – Octobre 2002. – P. 24-47.
____________________________________________
© Корсак Константин Витальевич, Корсак Юрий Константинович