Такое ощущение, что нынешняя российская власть окончательно оторвалась от реальности и сейчас вообще находится по ту сторону добра и зла. Некоторые последние действия и заявления наших политических руководителей уже невозможно оценивать по этим критериям. За примерами далеко ходить не надо. Чего только стоят слова президента об ООО «Байкалфинансгруп» – скандальном победителе аукциона по Юганскнефтегазу. Помните(?): «…за ним стоят известные физические лица…». Или фантастическое по своей экономической глупости соображение-жалоба главы правительства о том, что рыночные механизмы у нас работают не на приток, а на отток капитала. Или правовая новация генерального прокурора Устинова из репертуара «отца народов» о целесообразности взятия в заложники родственников лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Я уже не говорю о Чечне, где, по утверждениям представителей верховной власти, «давно налажен мирный процесс». Не вспоминаю о награждении Рамзана Кадырова звездой Героя России. Оставляю за скобками историю с поддержкой неоднократно судимого Януковича на президентских выборах на Украине. Молчу про монетизацию льгот, поставившую «на уши» полстраны. И конечно, делаю вид, что людей с фамилиями Ходорковский и Лебедев, а также крупнейшей, в недавнем прошлом, нефтяной компании ЮКОС не существует в природе.
Тотальная коррупция, лживость, серость – вот как можно определить характерные черты существующего в нашей стране режима. Его очевидная неэффективность фатально предопределена системой организации власти в стране. Предопределена закончившимся монтажом в России пресловутой «вертикали», которой, как дубиной, была разрушена с таким трудом созданная в 90-х демократическая властная конструкция, которая базировалась на принципе разделения властей, выборности, многопартийности и федерализме.
Сегодня парламент, правительство, судебная система, «независимое» телевидение, политические партии – суть муляжи, созданные Кремлем наподобие известных по школьной программе «потемкинских» деревень. Они выполняют только одну функцию – правовой и общественной легализации и легитимизации решений, принимаемых кругом избранных и непубличных истинных властителей страны.
Государственная власть в России реально уже почти год не принадлежит ни правительству, ни парламенту. Она не принадлежит даже в полном объеме самому президенту. Власть находится в руках у окончательно сформировавшегося класса «опричников» (или, как чаще говорят, «силовиков»). Именно эти люди принимают все значимые решения: как по вопросам внешней политики, так и в области экономического развития. «Опричники» имеют свою иерархию, их основной инструмент – бюрократия и бюрократические полномочия, их отличительная черта – безусловная, безоговорочная преданность верховному правителю. Их основной лозунг об усилении роли государства служит одной цели – увеличению собственных полномочий во всех сферах экономической, политической и общественной жизни. По сути, это класс новых феодалов, которые, не занимаясь собственно продуктивной деятельностью и практически не неся никакой ответственности за результаты принимаемых решений, управляют сегодня огромной страной и контролируют ее гигантские природные богатства, перераспределяя в свою пользу значительную часть доходов от их эксплуатации. Посмотрите хотя бы, в каких домах живут, на каких машинах ездят, на каких курортах отдыхают эти, с позволения сказать, скромные чиновники и радетели мощи российского государства!
Однако при всем своем могуществе эти люди в своей массе не отличаются высоким интеллектуальным развитием, их посредственность не могут скрыть ни контролируемые ими телеканалы, ни демагогическая риторика и патриотический пафос их публичных выступлений. Ярких и умных сегодня во власти нет. Да и откуда им взяться, ведь режим «силовиков» органически не выносит таких людей. Умный – значит самостоятельный, значит независимый – значит враг. Сами собой подразумевающиеся бездарность и некомпетентность российских чиновников и назначенных из Кремля политических лидеров порождают, помимо всего прочего, одно препротивное следствие – их безнаказанность и безответственность. Еще бы, если бездарность и некомпетентность исполнителя априори подразумеваются, то как можно его наказывать за непрофессионализм и разгильдяйство? Вот вам и ответ, почему у нас так и не нашлось виноватых ни за «Курск», ни за «Норд-Ост», ни за Беслан, ни за Назрань, ни за «Трансваальпарк», ни за монетизацию.
А что народ? Безмолвствует? Увы, да. Люди пока принимают за чистую монету патриотическую и неоимперскую риторику власти, они аплодируют национализации собственности олигархов и их посадкам на нары в следственные изоляторы. Патерналистски настроенным обывателям успешно внедряется в сознание миф об эффективности государства как собственника. И тут к месту будет вспомнить незабвенного Бориса Абрамовича, который еще в далеком 95-м говорил о том, что финансовый результат от деятельности предприятия гораздо проще и безопасней извлекать, не являясь его собственником, гораздо важнее для этого иметь контроль над людьми, им управляющими. Именно эту схему, опробованную БАБом на ОРТ, Аэрофлоте и АвтоВАЗе, реализуют сегодня «кремлевские опричники» в Газпроме, Роснефти, Транснефти, РАО ЖД и предприятиях ВПК. Напомню, речь идет о финансовых потоках в десятки миллиардов долларов, которые проходят через эти государственные «черные ящики».
Любая частная компания по действующим российским, я уже не говорю западным, законам должна быть полностью прозрачной как с точки зрения собственности, так и с позиций ведения бизнеса и налоговой политики. Иначе ни кредит не получить, ни с акциями на биржу не выйти. Но эти правила не распространяются ни на вышеперечисленных государственных монстров, ни на десятки и сотни, всевозможнейших ГУПов и МУПов, контролируемых российской бюрократией, которые определяют экономику России как неконкурентоспособную и коррумпированную.
Что же касается бизнес-сообщества, то тут ситуация несколько иная. Российский бизнес, пресмыкаясь перед властью, ее ненавидит и презирает. Другое дело, предпринимательское сословие само никогда не поднимется против «опричников», уроки ЮКОСа и десятков других, не столь громких операций по отъему собственности научили его осторожности. Однако нет никаких сомнений в том, что если вдруг в России случится «майдан», бизнес втихую потащит на него все – от денег до биотуалетов. Власть это понимает и платит ему такой же ненавистью.
Засилье «опричников» лишает страну долгосрочной перспективы развития и экономического роста, дискредитирует ее в глазах всего цивилизованного мира, ставит на одну ступень с Белоруссией, Северной Кореей и Туркменией. Однако жесткая критика творимых в России безобразий и беззаконий со стороны западного сообщества натыкается на прямой, как лом, асимметричный ответ кремлевских силовиков о разработке в России новых суперсовременных видов ядерного оружия. Именно изрядно заржавевшая ядерная дубинка да газ и нефтепроводы являются сегодня главными инструментами нашей внешней политики, основные принципы которой все чаще вместо министра иностранных дел формулирует министр обороны Иванов. Наблюдая за действиями нашего верховного правителя и его верных соратников, перепахавших до неузнаваемости внутриполитический ландшафт России, можно с уверенностью прийти к простому выводу: люди, затеявшие это, преследуют одну единственную цель – во что бы то ни стало обеспечить режим несменяемости собственной власти. Это ясно, как день! За три–четыре года в стране была проведена масштабная спецоперация по зачистке пространства – информационного (получение полного контроля над центральными телеканалами), политического (построение полуторапартийной системы, кастрация законодательной ветви власти, фактический отказ от федерального устройства), кадрового (устранение реальных претендентов на власть), экономического (постановка под полный контроль сырьевого сектора и ВПК). Нежелание отдавать власть обусловлено для них не только прямой зависимостью между властью и ростом собственного благосостояния, это нежелание также связано с банальным страхом потерять все «благоприобретенное» за последние годы и со страхом перед вполне вероятной будущей ответственностью за совершенные деяния. Эта опасность стала особенно наглядной после недавних решений новой власти на Украине, решений, связанных с началом ревизии деятельности экс-президента Кучмы и его приближенных.
Однако все эти мероприятия по так называемому укреплению государственной власти в России не сделали и никогда не сделают выстроенную систему надежной. Более того, совершенно очевидно, что «вертикаль власти» является наименее стабильной и наименее устойчивой конструкцией особенно для такой огромной, многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия. По-настоящему прочными и долговечными могут быть только гибкие и сложно организованные системы. Но они не вписываются в представления об идеальном устройстве мира наших новых «опричников», потому что основываются на чуждых их менталитету принципах разделения властей, неприкосновенности собственности, соблюдения демократических свобод, независимости средств массовой информации, уважения прав человека.
Долго ли осталось ждать неизбежного падения вертикали этой власти, на которую, как на вертел, оказались нанизаны подлинная демократия, федерализм и гражданское общество? Не знаю. Но очень хочу верить в то, что у россиян, и в первую очередь у российской интеллигенции и у предпринимательского сословия, наконец, достанет ума и самоуважения задуматься о своей судьбе и о судьбе своей страны.
________________________
© Ягутян Владимир Радикович