Доброе утро, дорогой Александр Иванович!

Поддерживаю Вас сто раз и крепко жму руку, я ваш сторонник! Вы абсолютно правильно оценили Ливанова, его нелепое высказывание в материале «Есть такая профессия…» – http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3386&level1=main&level2=article 

Вы помните выражение Бисмарка:» Войну выиграл немецкий учитель!». Это о войне 1870 г. между Францией и Германией. Следуя этому, абсолютно правильному аргументу, мы победили немцев в 1945 году благодаря нашему учителю и преподавателю вуза, преподавателям военных училищ и академий. Ну это  ясно, как светлый солнечный день. А сколько получал за свою работу преподаватель в 30-годы, до войны? Работал за пайку хлеба, да за дрова, чтобы не замёрзнуть зимой. Настоящее, подлинное просвещение в России никогда не измерялось стоимостью, деньгами… Человек любит свою Родину, предан своей профессии, душой и сердцем любит свой труд и делает его честно и постоянно самосовершенствуется — вот таков, по моему мнению, подлинный российский преподаватель, учитель.

Вы, Александр Иванович, затронули проблему фундаментальную, коренную проблему нашей жизни, политики, экономики.

Одна из биографий, которую Вы опубликовали в «Энциклопедии Юшкинской школы», — http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2958&level1=main&level2=articles – это моя одноклассница Липанова (Галайко) Римма Сергеевна, вот уже 51 год трудится учительницей начальных классов в маленьком шахтёрском городке Гуково в Ростовской области. Мы с ней общаемся по телефону и по Skype. Она настолько любит свою профессию, свою работу, общение с детьми, что готова бесплатно трудиться  в школе! У неё все награды и звания, которые только мог получить учитель в СССР и нынешней России. Всевозможные открытые уроки для всех школ города доверяют неизменно ей. Вот она дала бы урок этому «министру», оценивающему преподавателя по сумме назначенных им самим зарплат и ставок учителям.

Высылаю Вам письмо моей дорогой одноклассницы Галайко Риммы, теперь она Липанова Римма Сергеевна (мы с ней учились в Юшкинской семилетней школе с 1949 по 1956 г.). Римма всегда была «круглой» отличницей: в семилетке, в десятилетке, в Азовском педучилище и в обоих Пединститутах! Умная, образованная,  изумительно красивая женщина. Она  работает преподавателем в одной школе более 50 лет. Учительница – от бога! И хотя у неё педучилище и два вуза, она полюбила начальную школу и «ставит на крыло» детишек за первые четыре года учёбы – она учит их читать и писать! А ещё она воспитывает их трудолюбию, почитанию и уважению своих родителей, любви к своему городу, где они живут  — одним словом, воспитывает детишек патриотами нашей Родины. Если бы мне дали возможность снова пойти в первый класс, то я непременно записался бы к ней, но только, боюсь, часто отвлекался бы, любуясь её прекрасным милым лицом, и получал бы двойки.

Письмо, немного личное, но я думаю, Вы это и так поймёте. Она прочла ваш комментарий по поводу «заявления» Ливанова о преподавателях. Ваши слова пришлись ей по душе. Я попросил её высказать и своё  мнение. Ниже привожу её  комментарий.

   А.Ф. Щеглов

 

Письмо Риммы Липановой:

Добрый вечер, Саша! Ты куда-то пропал?! Я тебя не вижу и не слышу! Хотя, что за вопросы нелепые я задаю?! И сама ведь знаю! Всё дела-дела?!..

Я и сама-то вся в делах – даже в выходные не могу оторваться от школьных забот! Скоро конец четверти, конец первого полугодия, а это связано с проведением итоговой аттестации. Да-да, друг мой, даже в 1 классе готовим работы контрольного характера, чтобы проверить состояние полученных знаний по основным предметам. Завтра провожу оценочный тест по математике, а во вторник – по чтению (обучению грамоте). В среду, 26 декабря, ёлочка, а 27-го последний учебный день,  потом – ура! Каникулы!

Обедала сегодня уже в три часа – с утра подписала открытки новогодние и отнесла их на почту, по пути пробежалась по магазинам (уже надо потихоньку покупать новогодние подарки и сувениры!), потом пока приготовила обед. Я только по воскресеньям и могу себе позволить повозиться у плиты, приготовить сразу несколько блюд! 

После обеда села за КП – готовила на завтра необходимый материал, ну, а вот сейчас решила черкнуть тебе письмецо. Просто не терпится высказаться по поводу прочитанной статьи с выступлением нашего министра в адрес учителей

  Есть в народе такое выражение, может, не очень тактичное, но достаточно точное: «Как только у него язык повернулся такое сказать?!» И, действительно, такое мог сказать человек, на мой взгляд, который не знает, что собой представляет труд учителя; который ни в школьном возрасте, ни в студенческие годы, ни потом, когда учились его дети, не понимал и не ценил этот труд! Но, что тогда он делает на посту министра образования с такими взглядами?! 

Ты, Саша, помнишь?! Ну, конечно же, ты помнишь слова, кажется, если я ничего не путаю, Некрасова: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колено…» Так это и о нас, нынешних учителях?! Вряд ли! Потому что наше правительство вело и ведёт такую политику, что учителя в России превратились в образованных нищих! А они всё говорят и говорят, всё обещают и обещают!..

По крайней мере, последние 40 лет не сходит со сцены общественного бытия тема повышения уровня школьного образования, заодно говорится о повышении статуса учителя, о необходимости увеличения заработной платы. Да только воз и ныне там! Заработная плата и условия труда заставляют будущих педагогов шарахаться от школы, как чёрта от ладана! И всё-таки, несмотря ни на что, учителя и сегодня продолжают трудиться  «с седыми прядками над нашими тетрадками».

По своему опыту знаю: учитель перестал пользоваться безграничным авторитетом и уважением не только в стране, но и  в семье ученика. Дети быстро впитали это снисходительное отношение к своему педагогу, что снизило дисциплину в классе. Я писала тебе о том, как трудно увлечь детей более старшего школьного возраста! Ты им и презентации, ты им и фильмы про Великую Отечественную, ты им и 125 г. блокадного пайка – а их ничто не трогает за душу! А учить и воспитывать надо! 

Когда я прочитала статью, что ты мне переслал, то вместе с Александром Ивановичем после слов господина Ливанова почувствовала себя «педагогом невысокого уровня». Я, проработавшая в школе более 50 лет, не заслужила лучшей оценки?! Но при этом задумалась: при всех моих «регалиях», то бишь, государственные награды, звание «Отличник народного просвещения», два высших образования, знания, стаж, категория, опыт, я получаю 15 тысяч, которые складываются из учительской деятельности, т. е. работа на классе, плюс работа по внеурочной деятельности, составляющая 75% от моей учительской ставки. А отбрось дополнительный заработок, что бы я имела?

 И что из этого следует?! А то, что по определению господина Ливанова такой уровень моей зарплаты не соответствует даже его определению «педагога невысокого уровня»! Получается, плохо я работаю, если родное государство платит мне такую зарплату?! Получается, гнать меня надо из школы, как специалиста, не соответствующего своей квалификации?! А вот и дудки! Пусть тот же господин Ливанов придёт на моё место и на мою зарплату, и мы тогда посмотрим, что он «запоёт»?! И не моя вина в том, что наше правительство, и лично господин Ливанов, не ценят мой труд, как и труд миллионов педагогов, на достойном уровне! Это им пусть будет стыдно, а не мне за то, что я получаю такую зарплату! 

А пока они там думают и решают, я, Сашенька, работаю, не покладая рук! 

Утро. Здравствуй новый день! Спешу в родную — 15-ю к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесстрашны мои человечки.
  Звонок. Начинается урок. Преображаются мои ребятишки. Поставлена учебная задача, выявлена проблема. В поиск вместе с ними отправляюсь: исследуем, обсуждаем, спорим, анализируем, делаем выводы. В чем-то сомневаемся, заглянем-ка в словарь и энциклопедию. Ура! Вот и истина нашлась. Мы сделали открытие. И так каждый урок. Иначе мы не можем!
  Перемена. Защебетали мои ребятишки, делясь со мной своим сокровенным, многое им хочется мне рассказать. Мы поссоримся и помиримся. «Не разлить водой!» — шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь — вот что значит настоящий верный друг!
  Иначе мы не можем! 

     Закончились уроки. И домой уже пора. Но скоро праздник. Подготовиться бы надо. Обсуждаем, проектируем, сценарий наш верстаем и роли распределяем.
 Иначе мы не можем! 

  И вот со стопками тетрадей бреду домой, усталая, но и счастливая. А открыв тетради, вижу, как потрудились мои человечки, как много разных вариантов отыскали, и у каждого он свой.
  И еще раз убеждаюсь: иначе мы не можем!

  И очень хочется, чтобы мои любовь и дружба согрела моих человечков в трудную минуту, знания, мною данные, помогли обрести место в жизни, человеческие качества, привитые мною, помогли выстоять и победить. 

Думаю, жизнь удалась: каждое утро с радостью иду на работу, а вечером с радостью возвращаюсь домой… На свете много хороших профессий, но, знаю: моей не найти интересней! 

       И никакие министры мне не помеха!!! 

     Однако… Что мы обсуждаем, Господи? У нас погода великолепная, почти по Чехову: «Погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы»…А.П. Чехов, «Ванька». На этой поэтической ноте и заканчиваю своё письмо. Пью чай с малиновым вареньем – простуда, всё ещё не проходит! Посмотрю, если понравится, фильм и – «баиньки»! 

А дни бегут!.. Уже скоро Новый год!.. Просто не верится!..

Саша, спокойной  тебе ночи,  Римма.