Споры о границах понимания понятия «авторская песня» возникли не сегодня, но не утихают и сейчас. Вот как об этих спорах пишет журналист Борис Жуков (бывший редактор настенной газеты «Менестрель» известнейшего клуба самодеятельной песни г. Москва)[1]: 

« Эмпирически установлено, что:

а) определить, принадлежит ли та или иная песня к числу «наших» – для любого человека задача неизмеримо более легкая, чем объяснить, по каким критериям он сделал этот выбор, а тем более сформулировать какой-то общий принцип или правило решения подобных задач; 

б) разговор о «границах», однажды начавшись, никогда не заканчивается по внутренним причинам (исчерпанность темы, достижение консенсуса), но только по внешним (просят освободить помещение, надо успеть на пересадку в метро, кто-то из участников уже уснул и т. п.); 

в) раз и навсегда плюнуть на эту тему, наложить на нее табу как на источник априорно неконструктивного фрейма и не обсуждать её вовсе почему-то тоже не получается».

Вопрос сложен. Нужна специальная, остро направленная и теоретически нагру-женная практика, которая смогла бы дать ответ на поставленный вопрос. 

 

Тезис 1. Авторская песня – это сложный песенный феномен. Определить её как песенный жанр или субкультуру не удаётся.

 

Приведём несколько примеров мнений «изнутри», от активных участников темы «авторская песня», заимствованных нами с различных сайтов Интернет (Бардоведы, Бардолюбы и т.п.): 

«Эта вечная путаница с названием «авторская песня» надоела всем. Мне нравится два понятия «гитарная поэзия» (от профессора университета Нью-Йорка Мартин Дотри) и «поэтическая песня» (от Владимира Розанова-Большедворского)…» [Хорлин Андрей, 2009].

 «Авторская песнянекоммерческий вид искусства. Представляет собой вербально-музыкальный способ художественно-образного отображения авторского видения действительности. Характеризуется синкретичностью и синергетическим (взаимно обогащающим) единством слов, музыки и исполнения. Базируется на художественной (поэтической) речи. Предполагает примат этического над эстетическим. Имеет целью максимально полно донести до слушателя авторскую идею. Отличается диалоговой интонацией исполнения» [Юринов Владимир, 2009].

«Авторская песня – это своеобразный оптический прибор, сконструированный автором стихов при помощи стихов и музыки, позволяющий слушателю, зрителю, увидеть  мир через призму авторской души,   и либо совпадающий со слушательским видением, растормаживающим, расширяющим горизонты слушательского  видения, либо не совпадающий, и тогда справедливо утверждение  «АП  у каждого своя»» [Клепиков Алексей, 2009]. 

«Авторская песня – песенный жанр, возникший в середине 20-го века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; наст-роение доверительного общения; камерность исполнения; и идеалистическая, либеральная направленность… Бардовскую песню от других песен, пусть даже с хорошими стихами и музыкой, отличает совокупность трех элементов:

1) Либерально-идеалистическая направленность. Я не могу назвать ни одного мэтра АП, который бы в песнях не надеялся, что «когда-нибудь добро победит в борьбе со злом»… или же не жалел, что этого не происходит (Высоцкий, Галич, Визбор, Ким или Щербаков, или любой другой).

2) Настроение доверительного общения. В АП не просто выступить, а поделиться, рассказать, пообщаться.

3) Камерное исполнение. Не хочу формулировать правило, что обязательно  гитара, но ключевое слово «камерность», то, что естественно видеть в дружеской компании.

Именно наличие всех трёх характеристик делают песню «бардовской».  Более того, эти же характеристики делают бардовской и песню написанную на плохие стихи (песен с плохими текстами достаточно в АП).» (Фиш Дмитрий, Интернет, 2009).

А вот часто цитируемое определение от науки [2]: «Авторская песня…– это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции, в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихот-ворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни». 

Дискуссионным остается вопрос о позиционировании «авторской песни» в формате «жанр – не жанр»: 

  •  Авторская песня – песенный жанр (И.А.Соколова), но с открытой структурой  для вхождения в нее новых, оригинальных форм, отсутствующих в традиционном песенном жанре. Например: песни-рассказы, -очерки, -репортажи, -памфлеты, -фельетоны, -думы, -эссе, -сказки, -сценки, -поэмы, -монологи, -диалоги.
  •  Авторская песня – это наджанровое поэтическое явление (А.В.Кулагин, Вл.И.Новиков). Авторская песня, строго говоря, не жанр. Она – многожанрова, лучше считать ее особым наджанровым явлением – синтетическим и синкретическим, некой «паралитературой». Литературоведение обнаружило в текстах «авторской песни» не один, а много литературных родов и жанров, например, такие, как: короткая новелла, новелла-драма, новелла-повесть, новелла-притча, сатира, размышление, диалог, монолог, рассказ, пейзаж, репортаж, «песни в свитере, для своих», пейзажная и любовная лирика, песня-портрет, лирический театр, публицистика «из записной книжки», элегия, психологическая новелла, философское размышление.
  •  Авторская песня – это жанр литературной утопии. «Авторская песня в сознании многих связана, прежде всего, с романтикой путешествий. Неслучайно среди её определений (особенно на первых порах ее существования) присутствовали и такие, как: песни дорожные, путевые, туристские. Произведения романтической тематики – о путешествиях и путешественниках, о странствиях и странствующих, о морях и капитанах, ведущих по этим морям корабли, – были особенно характерны для авторской песни 50-60-х годов… авторская песня реализовала нравственно-этический вариант утопии с идеей суперценности человеческой личности.»[3]. 

Наука делает попытки создания целостной типологии явления «авторская песня»,  относя её к таким направлениям как: 

феномен лирической песни. Имеется в виду, прежде всего, песенная поэзия Б. Окуджавы и А.Городницкого, а также «бардов–женщин» (Н. Матвеева, А. Якушева, В.Матвеева, В. Долина).  

феномен публицистически-протестной песни. Ассоциируется, прежде всего, с сатирическим творчеством А. Галича, В.Высоцкого и Ю.Кима. 

В результате выполненной исследовательской работы была построена таблица (см.табл.1)  свойств феномена «авторская песня». Эти свойства были собраны из разных значимых слоёв дискурса «авторская песня», а именно: фон(от практики песни, простые любители песни, не исследователи), ученые(профессиональные учёные), кардинальные теоретики(от практики песни), любитель(от практики песен, любитель-исследователь), бард (известный автор-исполнитель песен). Всего отмечено 67 признаков, из них: 21 – принадлежит кардинальным теоретикам, 24 – бардам, 28 – любителям, 2 – учёным, 15 – фону.

 

Таблица 1. Признаки феномена «авторская песня»

 

Название признака(67)

Фамилия автора введения признака

Тип 

исследователя

музыкальное интонирование поэтической речи

Альтшулер Л.

любитель

поющаяся поэзия

Альтшулер Л.

любитель

синкретика

Анчаров М.

бард

любитель

доверительность

безымянный

фон

ключ (достижение внутреннего человека)

безымянный

фон

путь «скульптора»

безымянный

Фон

самодеятельность(не профессионализм)

безымянный

Фон

смысловая песня

безымянный

Фон

хочется разучить (желание)

безымянный

Фон

гитарность

безымянный

Фон

летучесть(запоминаемость с лету)

безымянный

Фон

лидерность смысла

безымянный

Фон

лидерность текста 

безымянный

Фон

наличие поющей интеллигенции

безымянный

Фон

наша песня

безымянный

Фон

не официальная песня 

безымянный

Фон

певучесть(привлекаемость с лету)

безымянный

Фон

поэтическое действие, усиленное элементами музицирования

безымянный

Фон

песня – это формула и поэтика 

Визбор Ю.

бард

любитель

современный фольклор городской интеллигенции

Володин А.

любитель

доверие и волнение  

Высоцкий В.

бард

любитель

не только песни протеста

Высоцкий В.

бард

любитель

особенные эмоции  

Высоцкий В.

бард

любитель

песня от первого лица 

Высоцкий В.

бард

любитель

самостоятельный вид искусства  

Высоцкий В.

бард

любитель

песня – мобильная форма отражения событий  

Галич А.

бард

любитель

правдивый образ человека наших дней   

Галич А.

бард

любитель

литературная песня

Долина В.

бард

любитель

поэтическая песня 

Долина В.

бард 

любитель

гармония чувства, слова и звука  

Дольский А.

бард

любитель

третья культура 

Дулов А.

бард

любитель

вольная культура 

Дулов А.

бард 

любитель

песни путешественников  

Ким Ю.

бард

любитель

интеллектуальная песня

Клячкин Е.

бард

любитель

искренность

Клячкин Е.

бард

любитель

песни дорог и привалов

Круп А.

бард

любитель

личностная песня

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

неподцензурность

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

непретенциозность

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

педагогическая помощь 

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

камерность 

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

конкретность

Ланцберг В.

бард

кардинальный теоретик

гитарная лирика

Лебедева Е.

любитель

театр одного актера

Лорес Ю.

бард

любитель

особый стиль жизни

Луферов В.

бард

любитель

интеллигентный фольклор  

Матвеева Н.

бард

любитель

культура языка

Мирзаян А.

бард

кардинальный теоретик

песня высокой поэзии

Мирзаян А.

бард

кардинальный теоретик

песня как пважнейший путь общения языка и души, их взаимного оживления

Мирзаян А.

бард

кардинальный теоретик

песня как строитель языка и души, как путь оживления истинно человеческого  духа

Мирзаян А.

бард

кардинальный теоретик

философия открывания

Мирзаян А.

бард

кардинальный теоретик

авторская интонация

Мирзаян А.

бард 

кардинальный теоретик

диалог «давай поговорим»

Мирзаян А.

бард 

кардинальный теоретик

песня думающих людей для думающих людей (думающая песня для думающих людей)

Окуджава Б.

бард

любитель

поэты, поющие свои стихи  (поющая поэзия)

Окуджава Б.

бард

любитель

отраженная поэзия 

Орловский С.

кардинальный теоретик

Красота Пронзительная

Орловский С.

кардинальный теоретик

песня – деятельность саморазвития человека

Орловский С.

кардинальный теоретик

искренняя песенная речь

Орловский С.

кардинальный теоретик

песня включенного внутреннего эхо

Орловский С.

кардинальный теоретик

песня не остановленного развития человека

Орловский С.

кардинальный теоретик

речь в бардовской окантовке или речь, вписанная в бардовский орнамент

Орловский С.

кардинальный теоретик

торжественно-пронзительное интонирование внутренней речи

Орловский С.

кардинальный теоретик

авторскость (степень  синкретики)

Орловский С.

кардинальный теоретик

песня интеллигенции

Соколова И.

ученый

гитарная поэзия

Фрумкин В.

ученый

простота формы и камерность 

Якушева А.

бард

любитель

 

Тезис 2. Авторская песня – это феномен нового слоя культуры «авторская культура». Его нужно изучать как «феномен авторской культуры песен» сначала в русской культуре, а потом и в «авторской культуре песен народов мира».  

 

Сложная содержательная структура, высокое качество, большое количество песен, жанровая несводимость – вот не полный перечень сигналов, позволяющих полагать авторскую песню феноменом нового слоя культуры, не сводимого к уже   известным слоям культуры как то: профессиональная и фольклорно-народная.

Феномен «авторская песня» создавался за счёт творческой активности, которая носила название «самодеятельность масс». Однако, было написано немало песен, которые достигали уровня «профессиональная культура». Здесь можно отметить песни целого ряда авторов-бардов, например: Окуджава В., Высоцкий В., Визбор Ю., Ким Ю., Никитин С., Берковский В. Налицо был явно некий «культурный взрыв», когда самодеятельность заявила себя как полноценный слой культуры, далеко выйдя за рамки только противопоставления «профессиональное — не профессиональное». Не заметить этого нельзя. Не позволяет сделать это хотя бы показатель «количество песен». Репрезентативное (представительное) множество песен феномена «авторская песня», в период с 1950 по 2000 гг. русской культуры, оценивается нашим исследованием примерно в 18000 песен от 250 авторов! Что это? – Полноценный «культурно-песенный контейнер», который сочинён и пропет, вошел в виртуальное пространство русской культуры, в её исторический объем. Но при этом для него нет места в действующих в науке классификациях!? Нужно ввести представление о новом слое культуры. Естественное название такому слою культуры – «авторская культура», которая в приложении к песням даёт термин «авторская культура песен». 

«Авторская культура» – это третий слой культуры, равноправный с уже устоявшимися фундаментальными слоями культуры: «профессиональная культура» и «народная культура» (фольклорная культура). 

Конечно, пространство культуры можно обозначить и другим способом, через её известные сегменты: массовая культура, классическая культура, коммерческая культура, экспериментальная культура, элитарная культура, мейнстрим и др. Однако, нам не походит такая изощренная классификация. 

Исследование показало, что третий слой культуры заметен не только в песне. О нём весьма наслышаны искусствоведы, занимающиеся живописью, кино и музыкой. Позывы к «третьему элементу культуры» можно встретить и в: современном искусствоведении, литературоведении («третье пространство литературы»), фольклористике (малоизученный городской песенный фольклор), музыковедении (третий пласт – пограничные формы творчества в музыкальной культуре США и некоторых стран Латинской Америки).

Доктор искусствоведения Прокофьев В.Н. был одним из первых, кто в науке советского времени поднял вопрос о «третьем слое культуры». Предметом его исследований было «народное искусство городской ориентации», творчество, рождающееся в среде обычных граждан, «народное» в социальном смысле, но заимствующее свои ценности из профессионального искусства  великосветского художественного быта, «современное» в эстетическом отношении. Самодеятельность выступает здесь деятельностью по отражению саморазвитию человека – ключевой деятельности третьего слоя культуры – читай «авторской культуры». Прокофьев В.Н. писал о «третьем слое» культуры следующее [4]: «Еще совсем недавно искусствоведы пребывали в счастливой уверенности, будто художественная культура Нового и Новейшего времени освещается ими в полном объеме и открыта ими на всех своих важнейших уровнях. В принципе предполагалось, что таких уровней два: искусство профессиональное («высокое», если употреблять архаичную академическую терминологию; «верхнее», если пользоваться более современным языком) и искусство народное («низовое»). С одной стороны, плоды цивилизации, просве-щенности, школьной выучки и личного артистизма, непрестанного художественного прогресса, а с другой – дремотная, но мощная и плодотворная почва фольклора… В своей практической деятельности историки искусства Нового и Новейшего времени уже давно наталкивались на не чисто фольклорные и не чисто профессиональные явления. И в зависимости от своих интересов, привязанностей, предрассудков относили их либо по ведомству сниженного профессионализма, либо по ведомству городского фольклора; оценивали то как варварскую пародию первого или, напротив, как его потенциально плодоносный резерв, то как дальнейшее развитие или же печальное вырождение второго… В начале (в прошлом веке) редко попадавшие в поле зрения искусствоведов, эти явления чем дальше, тем все больше накапливались в чисто количественном отношении. И их все труднее становилось без натяжек и оговорок «пристегивать» то к нижнему слою «верхней» культуры, но к верхнему слою «низовой», собственно фольклорной… Образцы этой «срединной» культуры почти не систематизированы, …они вовсе не оценены еще в целом, в качестве особого слоя, пласта или уровня в системе ново- и новейшего искусства, в качестве «третьей культуры»….». 

Авторская культура как особенный слой творчества потенциально существует всегда, ведь самородки – это факт природы всех времен. Однако заметным этот слой культуры становится только в обществе, достигшем определенного уровня развития. Творчество, как минимум, требует свободного времени и особенного «пропитывания культурой». Например, слой авторской культуры песен приобрел весьма зримые очертания в феномене «авторская песня» русской культуры второй половины 20 века.

Бытовая музыкальная культура в 20 веке сильно расширилась и образовала  самостоятельный пласт, который известный музыковед В. Д. Конен [5]  назвала третьим пластом культуры (после фольклора и композиторского творчества). По её мнению, в «третий пласт» входят: различные виды бытовой музыки: массовая, эстрадная и авторская песни, танцевальные жанры, отчасти джаз, рок- и поп-музыка. 

Авторская культура занимает промежуточное положение между так называемыми «народной культурой»(фольклорной) и «профессиональной культурой». Авторство в такой культуре носит естественный характер, человек творит, потому что не может жить иначе. Причём, это происходит, даже если ему за это ничего не платят. «Искусство ради искусства?» – И да, и нет. Искусство выступает здесь как отражение процесса саморазвития человека. Без такого саморазвития авторская культура мертва, впрочем и человеку не очень без неё живётся. 

Главная функция авторского слоя культуры есть «авторскость» – всемерная поддержка жизни авторского пространства культуры.  Культура жива за счет наличия в ней пространства авторскости.

Авторская культура питает признанные слои культуры. С другой стороны, она сама пользуется содержанием и плодами этих культур. Разделение и соединение, граница и ее размытость, отражения и взаимопроникновение, отстраненность и органическое привлечение.

Несмотря на то, что авторская культура занимает промежуточное положение «между двумя слоями культуры», ее носители создают «веер культурного выбора», оригинальность которого имеет самый высокий ранг активности во всех слоях культуры. Можно даже высказать гипотезу, что настоящее новаторство в профессиональной культуре происходит только за счет погружения профессионального автора в слой «авторской культуры». То есть, за счет временного выхода автора из слоя «профессиональная культура», временного погружения  в слой «авторская культура» и возращение обратно в слой «профессиональная культура».

Если профессиональная культура может создавать так называемые «авторские фишки» – не произведения искусства, а просто добротные «плакаты» на профессиональном уровне, то авторская культура пробует и отбрасывает так называемые «неудачные пробы». Например, это явно видно в мировой истории «авторского кино», дискурс которого здесь даже мощнее песенного дискурса. Некоторый исследователи песенной темы даже полагают, что название «авторская песня» есть отражение более раннего понятия «авторское кино».

Авторская культура – это особенная свободная культура развития автора. С помощью этой культуры удерживается «зона напряженного развития» в культуре. В этой культуре живёт эксперимент автора над самим собой, испытывает становление его творческая мастерская. Здесь сознание автора переходит в новое качество «творческое сознание». Поле культуры как бы совершает «прыжок» за счет потенциала своей подвижности. Но, сам потенциал существует здесь как некое имманентное выражение разнообразия движений сознания.

Авторская культура – это важнейшее горнило вызревания новизны в культуре. Здесь автор ещё не скован профессиональной формой и общим признанием.

Авторская культура сильно отражает уровень и процесс развития её автора, насыщена индивидуальностью, которая не достигла еще универсальной абстрактности или достигнутый уровень универсальности не вписывается в общепринятые культурные нормы. То есть, деятель авторской культуры может быть как до, так и вне профессиональной культуры. 

Авторская культура – это область практически любого вида культурной выра-зительности: песня, театр, кино, архитектура, скульптура, живопись, музыка, танец и др.

Можно полагать, что немалая часть творческих сил любой культуры черпает свое вдохновение на основе процессов слоя «авторская культура». Такая культура формирует пространство актуальных содержаний для культуры в целом. Она несёт в себе как национальные особенности, так и общемировые интернациональные тенденции развития культуры народов планеты Земля.

Однако, авторская культура это не тоже самое, что «элитарная культура». Она  демократичнее. 

Авторская культура – маргинальная, подпольная? – Нет. Но, она направлена на поиск, на саморазвитие как поиск самореализации авторских возможностей и идей. Она может расшатывать и даже требовать изменения существующего общественного мнения. В конце-то концов, по данным социологов искусства, искусство непосредст-венно понимает менее пяти процентов населения. Остальная часть населения требует погружающих в искусство пояснений. Это никак не связано с уровнем образования. Восприятие искусства – другой уровень развития. Это – формирование особенного восприятия, на основе развития эстетического вкуса и чувства. 

Авторская культура выступает экспериментальным цехом для массовой культуры. Она рождает образы, которые впоследствии адаптируются для массовой культуры. 

Автор создает для себя или для всех? Абсолютное или относительное? – Авторская культура творит в большей степени как «искусство ради искусства», а уж потом «для всех». Поэтому, вокруг автора должна быть так называемая «демпферная аудитория», достаточная в количественном отношении, которая была бы способна воспринять ценности авторской культуры и транслировать их дальше. Она не должна сокращаться, что называется, до «шагреневой кожы».

Если массовая культура существует по законам рейтингов успешности (по-пулярность, количество продаж, …), то авторская культура распространяема, а не продаваема, её продукт производится и употребляется другим способом. Авторская культура формирует пространство базовых художественных смыслов. Это – её главнейшая задача.

Что можно считать результатом в авторской культуре? –  К такому результату можно отнести не только «продукт культуры» в обычном понимании, но и сам процесс достижения такого продукта. В одной из своих песен, известный бард русской культуры Юрий Кукин поёт[6]: «Важна не цель, а путь,  которым к ней идешь». Конечный продукт может концентрировать в себе целый ряд авторских результатов: подход, модальность, стиль, маску, язык, образ и др.

Авторская культура всегда достигает такой глубины любого языка, где становится возможным его участие в процессе авторской культуры. Что это за глубины? – Как минимум глубины поэтичности языка.  Авторская культура извлекает эту поэтичность из любого языка, обнажая глубокие слои языка. Соединяет движение сознания в языке с его движением в культуре и даже в метакультуре.

Наконец, признание реальности нового слоя культуры «авторская культура» выводит исследователя на уровень рассмотрения «авторская культура народов мира», который в приложении к песне превращается в понятие «авторская культура песен народов мира». Тогда феномен «авторская песня» попадает в следующую цепочку «авторская культура песен русской культуры – авторская культура песен народов мира». При этом, значимость феномена «авторская песня» существенно изменяется, войдя в поток естественного возвышения своей культурной ценности. Сквозь феномен «авторская культура» на нас смотрит феномен «авторская культура песен»!!! Погружаясь в изучение феномена «авторская песня» мы погружаемся в более объемный и фундаментальный феномен «авторская культура»!!!

  

Выводы

 

Результаты выполненного исследования существенно изменяют бытующее научное и фоновое представление об известном феномене «авторская песня». Вводят в обращение совершенно новое представление об «авторской песне» как об элементе нового культурного слоя «авторская культура» («авторская культура песни»), возвышая понимание до уровней «авторская культура песен в русской культуре» и «авторская культура песен народов мира». До опубликования результатов исследования „авторская песня“ была поднята наукой, в лучшем случае, на уровень „мета-жанр“ литературного направления.

Введенный уровень представлений об «авторской песне» меняет оценку её культурной ценности, существенно возвышая её и требуя нового культуро-определения, как на официальном, так и на других уровнях культурно-общественной жизни. 

 

Примечания:

1.  Борис Жуков. Споры об авторской песне. Интернет, 2008.

2. Соколова, И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. Монография / И.А. Соколова. – М., 2002.

3. Соколова И.А.. Авторская песня: от экзотики к утопии. М., 2001.

4. Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах). В книге: Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М. Наука, 1983, с. 6-28.

5. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М. «Музыка”. 1994. 160 стр.

6. Первая строчка песни Ю.Кукина «И холодно и ветер и сумерки в глазах».

________________________

© Орловский Сергей Павлович