* * *
И у городов бывает запах –
значит, город тоже организм!
Кожа у него, глаза и лапы,
не лишен сомнений и каприз…
Подружиться с городом непросто,
городу полюбится не всяк:
можешь в нем родиться, жить лет до ста –
да вот не подружишься никак…
Город как собака – чует наших,
в кровь дерётся город за своих,
то есть много соли, много каши
съесть с ним надо, скушать за троих…
Город – женщина, что точно знает,
если любишь искренне её,
если нежно трогаешь, ласкаешь,
если шепчешь: мой, моя, моё…
Город отзывается на ласку
и берёт любимых под крыло…
Город-запах, город-голос, краска —
город, счастие и зло…
* * *
День прощальный, хмурый, межсезонный –
Осенью пахнуло как-то вдруг…
Скоро, скоро поезд многотонный
Увезёт тебя далёко, друг.
Город древний – и родной, и тёмный –
Встретит и печально лишь вздохнёт…
Снова день наступит беспокойный,
И тоска как будто отойдёт.
Только иногда кольнёт у сердца,
Жар воспоминания обдаст…
Оглянувшись, ты прикроешь дверцу…
Не грусти – увидимся, бог даст.
* * *
Вот опять я знакомым маршрутом иду,
Оживают события, чувства –
Так от века написано нам на роду:
Жить и прошлым, что тоже – искусство…
Отгуляв, город словно устал и притих:
Хоть огни сохранились на ёлках,
Но уже не услышишь бравурный мотив,
Не доносится речь без умолку…
И в душе, как на улицах, пусто теперь,
Сохранились обрывки мелодий.
Здесь взаправду любили, страдали, поверь,
Но скажи, что осталось в итоге?..
В том магическом круге у Красных ворот
Что задумали, бросив монету:
Продолженье дороги, крутой поворот
Иль без цели скитанья по свету?..
* * *
Жизнь моя – двадцатый пятый поезд,
комфортабельное купе…
Я заранее в нем устроюсь,
и устрою всё по себе:
Разложу аккуратно вещички,
облачуся в дорожный костюм…
Ну когда ж тепловозик засвищет,
ну когда ж зазвучит ноктюрн?
Вот уже миновали море,
и берёз отошла череда –
Я в дороге – и я спокоен,
дорогие мои поезда.
В бетонно-каменных темницах
что чаще человеку снится?
Вода, деревья, небо, птицы
и бег – из детства – колесницы…
Проснувшись, хочет вновь забыться
и в сон вторично погрузиться,
где отражением водица
играет, плещется, искрится.
Пьёт и не может все напиться…
Криница вечностью струится…
Я вернулся в свой город…
Я вернулся в свой город, но он не знаком…
Он не хуже – значительно лучше,
но повеяло вдруг на меня холодком –
город мой показался беззвучным…
Город мой, город мой, почему ты немой?
Почему мы друг другу не рады?
Может быть, потому, что ты стал дорогой:
украшают тебя эстакады
и гиганты-дома, и билборды реклам,
и авто на шикарных развязках?
Поделён ты во мне навсегда пополам:
Старый – Новый, в неоновых красках.
Ты сегодня, увы, не со мной говоришь
и иные ведешь диалоги,
ты все больше похож на Берлин иль Париж –
вид вполне европейский, по моде.
Но я так не хочу отдавать, отпускать
тот – из памяти: тихий, нескладный.
Ты позволишь тебя иногда вспоминать
деревянным и низеньким, ладно?..
* * *
Мне нравится, нравится дождь, хоть и промок до нитки –
приходит без спросу, когда не ждёшь… И всё же улыбки,
вызывает у горожан (если недолгий и тёплый) –
у петербуржцев и парижан… Даёшь Париж мокрый!
Даёшь Воронеж чистый, в потоках летней воды,
умытый, в каплях искристых до самой первой звезды!..
от сложностей и неудач, от суеты и заботы,
спрячь меня, дождь, спрячь – уставшего от работы…
«Шербурские зонтики»
В центре города Воронежа, рядом с площадью вождя
временем треклятым нонешним и под струями дождя
мужичок сидит на ящичке – капюшон, в руках баян,
из под плащика рубашечка, выбрит и совсем не пьян…
Слышу «Шербурские зонтики» – чисто, грамотно ведёт.
А народ в осенних ботиках озабоченный бредёт,
а вокруг киоски шумные – городская суета,
люди глупые и умные – кто с зонтом, кто без зонта…
Огибают музыканта, молча с сумками бегут –
на народного таланта нету слушателей тут…
И летит мотив французский от витрины «Утюжка»
в городе типично русском и для русского ушка.
Так, возможно, в сорок пятом – в двадцать с малым поседел
инвалид войной помятый здесь с гармошечкой сидел.
Может быть, «Землянку» пел он иль про хату и врагов –
в двадцать с малым поседелый, к жизни мирной не готов…
Может, батька баяниста, что на ящичке сидит,
или даже дед артиста – с жёлтой карточки глядит…
Сколько песен прозвучало, время выдало итог,
но не мнилось, не гадалось: будет времечко не то…
Филармония направо, а налево – Опера…
Как-то грустно, братцы, право, за такие номера…
* * *
Ещё недавно… Выглянул в окно,
и видел сад, – весь в белизне кипелой…
Теперь, увы, нам видеть не дано –
всем, даже зрячим, красоты несмелой…
Она ушла, обидевшись на нас,
не защитивших от громады зданий,
она ушла, и царствует сейчас
не здесь… А где? Где живо мирозданье…
* * *
Ещё вчера деревья были голы –
лишь почки набухали на ветвях,
а нынче зеленью покрыты долы,
листва скрывает заполошных птах.
А те поют, незримы в новых кущах,
приветствуя рождающийся день –
Весна пришла! И солнца ранний лучик
щекочет, загоняя в угол тень.
Играет солнце на стекле оконном,
берёзы томные ещё как будто спят,
но в городе подслеповато сонном
готовится невидимый обряд.
Рабочий люд идёт на остановки,
моторы пробуют лениво шофера…
День настаёт и требует сноровки
для скромных дел, оставленных вчера.
___________________________
© Тулупов Владимир Вавильевич