В последнее десятилетие помимо бизнес-прессы в России развиваются и электронные СМИ делового типа: специализированные радиостанции, телеканалы, интернет-порталы.
Условимся, что деловые СМИ – это СМИ, основным содержанием которых является экономическая информация, рассчитанная прежде всего на деловую аудиторию.
В советский период (50–80-е гг. ХХ в.) по понятным социально-экономическим причинам собственно деловых телепередач в нашей стране не было, хотя многие телепрограммы уделяли экономическим вопросам большое внимание: «Международная панорама» (1969–1987), «Прожектор перестройки» (1987–1989). В 90-х гг. XX в. на центральных каналах выходили в эфир деловые программы «Деловая Россия» (телеканал «Россия», прекратила выход), «Большие деньги» («НТВ», прекращает выход в 2002 г., с 2002 г. – на «РЕН ТВ», в настоящее время не выходит), «Средний класс» (http://sklass.ntv.ru) («НТВ», выходила в эфир в 2009 – 2010 гг.).
Сегодня федеральные эфирные телеканалы («Первый канал», «Россия 1», «НТВ», «Пятый канал») уделяют экономической проблематике небольшую часть вещательного времени (как правило, в рамках новостных, авторских передач, ток-шоу общественно-политической направленности), специализированных деловых телепередач мало. В поисках деловой информации аудитории приходится обращаться к вещательному «меню» кабельных и спутниковых, интернет-каналов. В их числе можно назвать программы «Деловая Москва» («ТВ Центр», Москва, http://dm.tvc.ru), «Деньги», «Госзакупка недели», «Капиталисты», «Чай со слоном», «Гаджеотаж» (телеканал «Дождь» – http://tvrain.ru/teleshow/business/ ). Передачи на «Дожде» можно просматривать онлайн, по запросу или слушать аудио-версии, как радио. Программный продукт входит в пакеты услуг спутниковых и кабельных телеканалов, также «Дождь» можно смотреть по телевизору, подключённому к сети Интернет (новые интегрированные модели цифровых телевизоров).
Начало XXI века ознаменовано появлением в России специализированных деловых телеканалов, что соответствует мировой тенденции развития «нишевого» телевидения (деловые, спортивные, музыкальные, детские телеканалы и т.д.).
Телеканал «РБК-ТВ» (основан в 2003 г.) вполне объективно позиционируется как «первое российское бизнес-телевидение». Генеральный директор канала – Александр Любимов. «РБК-ТВ» входит в крупный российский медиахолдинг ОАО «РБК Информационные системы», известный также своей ежедневной газетой «РБК-daily», информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» и одноимённым деловым интернет-порталом.
Концепция вещания определяется диадой «новости + аналитика». В сетке вещания на данный момент около 20 программ:
Канал вещает круглосуточно семь дней в неделю. Использование удалённых камер в крупных банках и инвестиционных компаниях позволяет передавать оперативные комментарии в прямом эфире.
Территория вещания: Москва, регионы России, а также страны СНГ и Балтии. Охват аудитории в России – 23 млн. чел. (общая аудитория – более 69 млн. чел.) «Общественный» просмотр благодаря установленным крупноформатным панелям: крупные компании, банки, биржи; Администрация Президента РФ, Госдума РФ, министерства и ведомства; рестораны, дорогие автосалоны, бизнес-центры; отели и респектабельные гостиницы не только в России, но и в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Чехия и др.).
Используется несколько способов вещания: спутниковые каналы, кабельные сети, эфирное вещание, интернет-вещание.
В Интернете (сайт телеканала «РБК-ТВ» – http://rbctv.rbc.ru) можно смотреть передачи «РБК-ТВ» в режиме реального времени (потоковое вещание) и «по запросу» – видеоархив всех передач, в т.ч. тех, которые уже на данный момент не выходят (скачать выпуски можно с помощью любой программы-загрузчика, также имеется текстовая расшифровка некоторых передач).
Передачу можно обсудить на форуме или отправить ссылку в социальные сети, блоги, по электронной почте. Имеется статистика просмотра каждого выпуска.
Кроме телепередач на сайте представлены: телепрограмма («РБК-ТВ»), лента корпоративных новостей «РБК-ТВ», форум (связь с аудиторией), сведения о рекламных расценках, географии распространения, условиях подключения «РБК-ТВ».
«РБК-ТВ» сотрудничает с американской телекомпанией CNN, снимая репортажи для программы World View, и с американским деловым телеканалом Bloomberg, видеоконтент которого частично используется при подготовке передач. В сентябре текущего года в СМИ появилась информация о том, что руководство РБК обсуждает планы по запуску с 2013 г. совместного телепроекта с зарубежными компаниями Bloomberg и CNBC в России [1].
Стоит отметить, что «РБК-ТВ», изначально представлявший строгий образец делового канала в чистом виде постепенно претерпевает обратную трансформацию: в сторону массовости и введения некоей развлекательности в формат (в планах расширение тематики канала – введение в сетку вещания спортивных передач, кинофильмов) [2].
Телеканал «Вести» («Россия 24») – в эфире с июля 2006 г. Это информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Аудитория канала (по России): около 50 млн. чел.
Концепция вещания:
Способы вещания:
Телеканал «Эксперт-ТВ» – основан в 2008 г., входит в медиахолдинг «Эксперт». Позиционируется как «новый деловой информационно-аналитический канал». Генеральный директор – Фируз Каримов.
Концепция вещания: в отличие от «РБК-ТВ» не является чисто деловым – в сетку вещания включены, помимо деловых, общественно-политические и развлекательные передачи. Однако размытость формата порождает некоторую конкуренцию с телеканалами «Вести (Россия 24)» и «Евроньюс Россия».
В настоящее время в эфире «Эксперт ТВ» более 20 передач:
Создатели программ «Эксперт ТВ» активно привлекают экспертов из деловой среды, некоторые передачи ведут не журналисты, а действующие успешные бизнесмены. Используются прямые включения, «горячие» репортажи из регионов России (совместный проект с журналом «Русский репортёр», также входящим в медиахолдинг «Эксперт»). Одним из отличий от конкурирующего канала «РБК» создатели изначально считали отсутствие бегущей строки с биржевыми индексами, т.к., по мнению руководства канала, эта информация получается зрителями из других, более оперативных источников, не все зрители понимают, что означают эти индексы и такие строки попросту отвлекают внимание. Но «РБК» после обновления в прошлом году концепции канала, дизайна студий ряда передач теперь тоже не используют бегущую строку в новостях, видимо, отказавшись от неё по тем же причинам.
Форматы вещания: SDTV (цифровое телевидение стандартного разрешения) и HDTV (цифровое телевидение высокой чёткости).
Способы вещания:
Территория вещания: Россия, СНГ, страны Европы.
В Интернете можно смотреть передачи «Эксперт ТВ» (сайт http://tv.expert.ru):
1) В режиме реального времени (потоковое).
2) «По запросу»: видеоархив передач – скачать выпуски можно с помощью программы-загрузчика.
3) «Эксперт-ТВ» предлагает аудиоверсии телепередач (их можно скачать в формате mp3 любой программой-загрузчиком).
4) Вещание на мобильные устройства.
«Коммерсантъ-ТВ» – проект издательского дома «Коммерсантъ» (сайт http://www.kommersant.tv). Информационный круглосуточный канал, начавший вещание в сентябре 2011 г.
Особенности телеканала:
«Коммерсантъ» ТВ можно смотреть в пакетах услуг спутникового и кабельного телевидения. Также есть специальное приложение для iPad.
Вообще в разговорах о современном телевидении невозможно не упоминать Интернет. Поэтому особого внимания требует «интернет-вещание» – своеобразный гибрид телевидения и интернета, порождённый эпохой медиаконвергенции. Отметим, что «интернет-вещанию» посвящён ряд статей (в том числе на страницах журнала «Релга») [3] российского исследователя данной проблемы А.А. Гарматина, защитившего в 2005 г. кандидатскую диссертацию «Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания» (первое комплексное исследование на эту тему в отечественной науке) [4].
Под интернет-телевещанием в узком смысле понимают IPTV – цифровое интерактивное телевидение, данные передаются через защищенные IP-каналы (т.е. «прямой телеэфир в Интернете», не путать с видеохостингом!). Иногда в понятие интернет-телевидения (или «сетевого телевидения») включают и «видео по запросу», размещаемое на сайтах телеканалов или тематических ресурсов.
Повсеместный переход с dial-up на ADSL-подключение способствует развитию интернет-телевидения.
Но вместе с тем имеется ряд проблем, препятствующих его широкому проникновению:
И всё же потенциальная аудитория интернет-ТВ растёт: за 2011 г. количество людей, которые потребляют видео в Сети, увеличилось на 77 %. Читатели и зрители превращаются в пользователей, которым важно получать именно то, что они хотят и именно тогда, когда им это удобно. Основные виды потребления видеоконтента – ТВ-эфиры в записи, в т.ч. выкладываемые самими каналами, а также видео по запросу. Россия является самым большим рынком потребления видеоконтента в Европе. Растёт и спрос на рекламу в ТВ-интернете. В скором будущем произойдёт окончательное совмещение телевидения и компьютера – это сделает телевидение индивидуальным, интерактивным, доступным в любом месте и любое время, а также более качественным и честным [5].
Выше представленный обзор российских специализированных деловых телеканалов свидетельствует об уже состоявшейся на сегодня интеграции делового эфирного (спутникового, кабельного) и интернет-вещания, трансформации телевидения в сторону максимальной персонализации, удобства восприятия и доступности (сочетание разных форматов подачи информации – видео, аудио, текст и фотографии, инфографика; развитие мобильных приложений для просмотра ТВ). «Коммерсантъ-ТВ» демонстрирует уход от «традиционного» телевидения с его системой ведущих и дикторов, дизайн и структура программ мимикрируют под интернет-среду.
Следующий шаг – появление бизнес-телеканалов, рождённых и существующих исключительно в Интернете. И этот шаг уже сделан.
Осенью 2009 г. начал работу канал Teleforum.tv (основатель – Валентин Божиевский), представленный создателями как «Первое бизнес-телевидение в Интернете» http://www.teleforum.tv. К сожалению, сейчас канал не производит впечатление активно развивающегося проекта – на сайте можно найти немногочисленные выпуски передач (основные тематические разделы, из которых складывалась сетка вещания – «PRO Энономику», «PRO Законы», «PRO Бизнес», «PRO Банки», «PRO Успех», «PRO Стартапы»), датированные по 2011 г. Одной из главных причин «затухания» проекта, думается, следует считать финансовую – недостаток инвестиций и спонсорской поддержки [6].
Delovoe.TV – проект, запущенный в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 г. (входит в холдинг «Раград»: Piter.TV, Delovoe.TV, Fuzz, online47) и не совсем правомерно, учитывая, например, сказанное о Teleforum.tv, позиционируемый как «первый бизнес-канал в Интернете».
И к этому СМИ в полной мере применимо понятие «интернет-канал», сформулированное А.А. Гарматиным: «Интернет-канал – это интернет-СМИ, которое распространяет информацию в Интернете с помощью аудиовизуальных средств, которое использует интернет-вещание для распространения массовой информации» [7]. При этом, как отмечает данный исследователь, интернет-канал как продукт конвергенции использует для распространения информации сочетание различных её форматов – текст, фотоиллюстрации, видео- и аудиоматериалы [8].
Идеологом и управляющим директором Delovoe.TV является Олег Третьяков, который до этого 18 лет возглавлял газету «Деловой Петербург». В штате редакции канала всего 9 человек: 3 редактора, редактор по инфографике, 2 корреспондента, 2 оператора-монтажёра и главный редактор – Алексей Дементьев.
Delovoe TV представляет собой соединение информационного делового портала и классического телевидения.
По мнению Олега Третьякова, интернет-телевидение обладает рядом неоспоримых преимуществ:
Слоган, используемый при запуске проекта Delovoe.TV, ярко характеризует взгляд руководства на перспективы оффлайновых прессы и телевидения: «Когда уйдут деловые газеты, останется бизнес-телевидение в интернете». Символический жест – на презентации канала гостям предложили порвать и выбросить деловую газету [10].
И наконец, о региональном бизнес-телевидении в России. Можно назвать московский телеканал малого бизнеса «Business TV» (с 2008 г.) – http://business-tv.ru. Если рассуждать об эфирном телевидении вне столицы, то даже в таком крупном и недалеко расположенном от Москвы областном центре с богатыми культурными и деловыми традициями, как Нижний Новгород, бизнес-телевидение развито слабо. В течение нескольких лет на местном коммерческом телеканале «Волга» трижды в неделю выходили передачи «Легко ли быть предпринимателем?» (2008 – 2010 гг.) и «Личный опыт» (2007 – 2010 гг.). Проблема в том, что зачастую местные производители подобных программ испытывают недостаток в интересном контенте, круг героев – людей успешных и при этом умелых ораторов и собеседников, готовых общаться перед камерой и «на камеру», довольно ограничен, и, как правило, передачи быстро превращаются в собрание имидж-портретов и сюжетов с прямой и скрытой рекламой, что не может иметь длительную перспективу.
Интернет размывает границы между региональным и федеральным (транснациональным). Питерское Delovoe.TV (изначально региональный проект) доступно любому русскоязычного пользователю Сети практически из любой точки земного шара. Из локального телеканал перерастает в общероссийский: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и других крупных городах России открыты корпункты.
Уже можно назвать и другие интернет-проекты бизнес-телевидения. Amtv.ru – проект национального делового партнёрства Альянс Медиа http://www.amtv.ru/ , также претендующий на звание «Первого канала бизнеса». На портале представлены видеосюжеты новостных и аналитических передач с текстовой расшифровкой, велись онлайн-трансляции на темы бизнеса, политики и экономики. На текущий момент информация не обновляется – на портале хранятся сюжеты, размещаемые в 2003 – 2010 гг., причём их размещение носило нерегулярный характер, поэтому в широте и интенсивности освещения событий бизнеса портал не выдерживает никакой конкуренции с выше названными каналами.
На региональном уровне – «Волгоградское деловое телевидение» (http://vd-tv.ru). Однако работает данный канал по принципу «видео по запросу» – коллекция видеосюжетов на темы бизнеса, карьеры, финансов, а также стиля жизни современного человека, а не потокового вещания.
Петербургский проект «TV4biz» (http://tv4biz.ru) под звучным подзаголовком «интернет-телевидение для бизнеса» представляет собой тематические подборки видео, загруженных на платформу YouTube. Несколько программ бизнес-тематики (в основном в жанрах интервью или комментария) подготавливаются творческо-административным коллективом из трёх человек.
Создаётся обманчивое впечатление простоты и дешевизны запуска и поддержания делового телеканала в Интернете, и всё-таки для того, чтобы приобрести вес в мире медиа и получить признание аудитории (количество уникальных посетителей и кликов, которое будет интересовать потенциальных рекламодателей и инвесторов, способных сделать проект самоокупаемым), необходимы качественный, уникальный и регулярно обновляемый контент (соответственно профессиональная команда, которая будет этот контент создавать), высокое качество видео, грамотно спланированная рекламная кампания и продвижение СМИ.
И всё это в условиях нарастающей конкуренции с такими крупными игроками, как «РБК-ТВ», «Эксперт-ТВ», «Коммерсантъ-ТВ» и «Вести», имеющими значительную брендовую оффлайновую поддержку (как поясняет Ю. Зленко – «привычка» смотреть эфирное телевидение на обычных телевизорах, а не с мониторов компьютеров пока ещё сильна [11] ), а также рядом деловых мультимедийных порталов, использующих видео как дополнительный формат преподнесения информации аудитории (Ведомости.Ру, Slon.ru и др.).
Литература
________________________
© Толстунова Марина Андреевна