В последнее десятилетие помимо  бизнес-прессы в России развиваются и электронные СМИ делового типа: специализированные радиостанции, телеканалы, интернет-порталы. 

Условимся, что деловые СМИ – это СМИ, основным содержанием которых является экономическая информация, рассчитанная прежде всего на деловую аудиторию. 

В советский период (50–80-е гг. ХХ в.) по понятным социально-экономическим причинам собственно деловых телепередач в нашей стране не было, хотя многие телепрограммы  уделяли экономическим вопросам большое внимание: «Международная панорама» (1969–1987), «Прожектор перестройки» (1987–1989). В 90-х гг. XX в. на центральных каналах выходили в эфир деловые программы «Деловая Россия» (телеканал «Россия», прекратила выход), «Большие деньги» («НТВ», прекращает выход в 2002 г., с 2002 г. – на «РЕН ТВ», в настоящее время не выходит), «Средний класс» (http://sklass.ntv.ru) («НТВ», выходила в эфир в 2009 – 2010 гг.). 

Сегодня федеральные эфирные телеканалы («Первый канал», «Россия 1», «НТВ», «Пятый канал») уделяют экономической проблематике небольшую часть вещательного времени (как правило, в рамках новостных, авторских передач, ток-шоу общественно-политической направленности), специализированных деловых телепередач мало. В поисках деловой информации аудитории приходится обращаться к вещательному «меню» кабельных и спутниковых, интернет-каналов. В их числе можно назвать программы «Деловая Москва» («ТВ Центр», Москва, http://dm.tvc.ru), «Деньги», «Госзакупка недели», «Капиталисты», «Чай со слоном», «Гаджеотаж» (телеканал «Дождь» –  http://tvrain.ru/teleshow/business/ ). Передачи на «Дожде» можно просматривать онлайн, по запросу или слушать аудио-версии, как радио. Программный продукт входит в пакеты услуг спутниковых и кабельных телеканалов, также «Дождь» можно смотреть по телевизору, подключённому к сети Интернет (новые интегрированные модели цифровых телевизоров).

Начало XXI века ознаменовано появлением в России специализированных деловых телеканалов, что соответствует мировой тенденции развития «нишевого» телевидения (деловые, спортивные, музыкальные, детские телеканалы и т.д.).

       Телеканал «РБК-ТВ»  (основан в 2003 г.) вполне объективно позиционируется как «первое российское бизнес-телевидение». Генеральный директор канала – Александр Любимов. «РБК-ТВ» входит в крупный российский медиахолдинг ОАО «РБК Информационные системы», известный также своей ежедневной газетой «РБК-daily», информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» и одноимённым деловым интернет-порталом.

Концепция вещания определяется диадой «новости + аналитика». В сетке вещания на данный момент около 20 программ:

  •   «Новости» – каждые полчаса (хронометраж выпуска – 20 минут).
  •  Аналитика: большинство передач посвящены экономике, финансам, а также политике («Рынки», «Компании», «Герои открытых рынков», «Диалог», «Мир сегодня», «Обзор российской прессы», «Обзор зарубежной прессы» и др.)
  •  Несколько передач «неделовой» тематики: «Салон» — о дизайне, обустройстве элитного жилья; «Адреналин» (спорт); «Отдых и туризм». 

Канал вещает круглосуточно семь дней в неделю. Использование удалённых камер в крупных банках и инвестиционных компаниях позволяет передавать оперативные комментарии в прямом эфире.

Территория вещания: Москва, регионы России, а также страны СНГ и Балтии. Охват аудитории в России – 23 млн. чел. (общая аудитория – более 69 млн. чел.) «Общественный» просмотр благодаря установленным крупноформатным панелям: крупные компании, банки, биржи; Администрация Президента РФ, Госдума РФ, министерства и ведомства; рестораны, дорогие автосалоны, бизнес-центры; отели и  респектабельные гостиницы  не только в России, но и в 30 странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Чехия и др.).

Используется несколько способов вещания: спутниковые каналы, кабельные сети, эфирное вещание, интернет-вещание.

В Интернете (сайт телеканала «РБК-ТВ» – http://rbctv.rbc.ru) можно смотреть передачи «РБК-ТВ» в режиме реального времени (потоковое вещание) и «по запросу» – видеоархив всех передач, в т.ч. тех, которые уже на данный момент не выходят (скачать выпуски можно с помощью любой программы-загрузчика, также имеется текстовая расшифровка некоторых передач).

Передачу можно обсудить на форуме или отправить ссылку в социальные сети, блоги, по электронной почте. Имеется статистика просмотра каждого выпуска.

Кроме телепередач на сайте представлены: телепрограмма («РБК-ТВ»), лента корпоративных новостей «РБК-ТВ», форум (связь с аудиторией), сведения о рекламных расценках, географии распространения, условиях подключения «РБК-ТВ».

«РБК-ТВ» сотрудничает с американской телекомпанией CNN, снимая репортажи для программы World View, и с американским деловым телеканалом Bloomberg, видеоконтент которого частично используется при подготовке передач. В сентябре текущего года в СМИ появилась информация о том, что руководство РБК обсуждает планы по запуску с 2013 г. совместного телепроекта с зарубежными компаниями Bloomberg и CNBC в России [1]. 

Стоит отметить, что «РБК-ТВ», изначально представлявший строгий образец делового канала в чистом виде постепенно претерпевает обратную трансформацию: в сторону массовости и введения некоей развлекательности в формат (в планах расширение тематики канала – введение в сетку вещания спортивных передач, кинофильмов) [2].

 

Телеканал «Вести» («Россия 24») – в эфире с июля 2006 г. Это информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Аудитория канала (по России): около 50 млн. чел.

Концепция вещания:

  •  Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика и интервью с влиятельными персонами. 
  •  Особое внимание телеканал уделяет прямым трансляциям наиболее важных мировых событий – экономических форумов, встреч на высшем уровне, запусков космических кораблей.
  • Существенную часть эфира телеканала «Вести» также составляет детальная экономическая информация. Для получения, анализа и подготовки специализированных выпусков новостей создан Единый экономический центр ВГТРК.  
  • Передачи, рассчитанные прежде всего на деловую аудиторию: «Агробизнес», «Вести. Транспорт», «Вести. Машиностроение», «Вести. Страховое время», «Вести. Технопарк», «Вести. Энергетика», «Телекоммуникации», «Российские технологии», «Мнение», «Биржевые вести» и др.

Способы вещания: 

  • спутниковое (НТВ +, Hot Bird – Европа и Ближний Восток, DirectTV – США). 
  • эфирные частоты и кабельные сети 85-и регионов России.
  • Вести.Ру – интернет-сайт http://www.vesti.ru (потоковое вещание и видео по запросу). 
  • прямой эфир на мобильные устройства (iPhone/ iPad/ iPod и мобильные устройства с поддержкой 3GP).

 

Телеканал «Эксперт-ТВ» – основан в 2008 г., входит в медиахолдинг «Эксперт». Позиционируется как «новый деловой информационно-аналитический канал». Генеральный директор – Фируз Каримов.

Концепция вещания: в отличие от «РБК-ТВ»  не является чисто деловым – в сетку вещания включены, помимо деловых, общественно-политические и развлекательные передачи. Однако размытость формата порождает некоторую конкуренцию с  телеканалами «Вести (Россия 24)» и «Евроньюс Россия».

В  настоящее время в эфире «Эксперт ТВ» более 20 передач:

  • «Новости».
  • Экономические, экономико-политические программы – «ядро» вещания («Программа 7», «Угол зрения», «Разговор PRO…», «Инвест-идеи», «Искусство бизнеса» и др.).
  • Общественно-политические: «Свой взгляд на мир»  (Павел Быков), «Демократия» (Пётр Скоробогатый), «Журналистский клуб» – ток-шоу с Валерием Фадеевым, главным редактором журнала «Эксперт»  и  Мариной  Ахмедовой, специальным корреспондентом журнала «Русский Репортер» и приглашенными журналистами из ведущих российских СМИ.
  • Документальные фильмы (история, культура, география).
  • «Спорт. Экспертиза».
  • По выходным на телеканале можно смотреть арт-кино — художественные фильмы, получившие награды на престижных мировых кинофестивалях.

Создатели программ «Эксперт ТВ» активно привлекают экспертов из деловой среды, некоторые передачи ведут не журналисты, а действующие успешные бизнесмены. Используются прямые включения, «горячие» репортажи из регионов России (совместный проект с журналом «Русский репортёр», также  входящим в медиахолдинг «Эксперт»). Одним из отличий от конкурирующего канала «РБК» создатели изначально считали отсутствие бегущей строки с биржевыми индексами, т.к., по мнению руководства канала, эта информация получается зрителями из других, более оперативных источников, не все зрители понимают, что означают эти индексы и такие строки попросту отвлекают внимание. Но «РБК» после обновления в прошлом году концепции канала, дизайна студий ряда передач теперь тоже не используют бегущую строку в новостях, видимо, отказавшись от неё по тем же причинам.

Форматы вещания: SDTV (цифровое телевидение стандартного разрешения) и HDTV  (цифровое телевидение высокой чёткости). 

Способы вещания:

  • Спутниковое
  • Кабельное 
  • Интернет 

Территория вещания: Россия, СНГ, страны Европы.

В Интернете можно смотреть передачи «Эксперт ТВ» (сайт http://tv.expert.ru):

1) В режиме реального времени (потоковое).

2) «По запросу»: видеоархив передач  – скачать выпуски можно с помощью программы-загрузчика.

3) «Эксперт-ТВ» предлагает  аудиоверсии  телепередач (их можно  скачать в формате mp3 любой программой-загрузчиком). 

4) Вещание на мобильные устройства.

 

«Коммерсантъ-ТВ» – проект издательского дома «Коммерсантъ» (сайт http://www.kommersant.tv). Информационный  круглосуточный канал, начавший вещание в сентябре 2011 г. 

Особенности телеканала:

  • Отсутствие дикторов и ведущих, только закадровый голос. Всю необходимую информацию о событии можно получить с экрана, даже при выключенном звуке. Формат Mute-TV, или «немой телевизор» подходит для трансляции в ресторанах, аэропортах, гостиницах, офисах и других общественных местах. Также такой формат подходит для людей с нарушением слуха. Для удобства зрителей имеется «полоска состояния» сюжетов и рубрик.
  • Графическое оформление канала напоминает дизайн новостных интернет-сайтов.
  • Ноу-хау канала – твит-лента в формате «бегущей строки»: последние сообщения из Twitter, Facebook и Живого журнала. Зритель узнает не только собственно события, но и – в режиме реального времени – видит общественную реакцию на самые свежие новости. 

«Коммерсантъ» ТВ можно смотреть в пакетах услуг спутникового и кабельного телевидения. Также есть специальное приложение для iPad. 

Вообще в разговорах о современном телевидении невозможно не упоминать Интернет. Поэтому особого внимания требует «интернет-вещание» – своеобразный гибрид телевидения и интернета, порождённый эпохой медиаконвергенции. Отметим, что «интернет-вещанию» посвящён ряд статей (в том числе на страницах журнала «Релга») [3] российского исследователя данной проблемы А.А. Гарматина, защитившего в 2005 г. кандидатскую диссертацию «Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания» (первое комплексное исследование на эту тему в отечественной науке) [4].

Под интернет-телевещанием в узком смысле понимают IPTV – цифровое интерактивное телевидение,  данные передаются через защищенные IP-каналы (т.е. «прямой телеэфир в Интернете», не путать с видеохостингом!). Иногда в понятие интернет-телевидения (или «сетевого телевидения») включают и «видео по запросу», размещаемое на сайтах телеканалов или тематических ресурсов.

Повсеместный переход с dial-up на ADSL-подключение способствует развитию интернет-телевидения.  

Но вместе с тем имеется ряд проблем, препятствующих его широкому проникновению:

  • Качество видеоизображения и звука.
  • Скорость и стабильность подключения пользователей (чем дальше от столиц, тем хуже, хотя некоторые поставщики видео, учитывая эту проблему, предоставляют несколько вариантов качества, так что для медленного Интернета можно выбрать видео низкого разрешения или, если сайт даёт такую возможность, скачивать программы из архивов).
  • Цена за трафик.
  • Проблема  авторских и смежных прав на видеоконтент. 

И всё же потенциальная аудитория интернет-ТВ растёт: за 2011 г. количество людей, которые потребляют видео в Сети, увеличилось на 77 %. Читатели и зрители превращаются в пользователей, которым важно получать именно то, что они хотят и именно тогда, когда им это удобно. Основные виды потребления видеоконтента – ТВ-эфиры в записи, в т.ч. выкладываемые самими каналами, а также видео по запросу. Россия является самым большим рынком потребления видеоконтента в Европе. Растёт и спрос на рекламу в ТВ-интернете. В скором будущем произойдёт окончательное совмещение телевидения и компьютера – это сделает телевидение индивидуальным, интерактивным, доступным в любом месте и любое время, а также более качественным и честным [5].

Выше представленный обзор российских специализированных деловых телеканалов свидетельствует об уже состоявшейся на сегодня интеграции делового эфирного (спутникового, кабельного) и интернет-вещания, трансформации телевидения в сторону максимальной персонализации, удобства восприятия  и доступности (сочетание разных форматов подачи информации – видео, аудио, текст и фотографии, инфографика; развитие мобильных приложений для просмотра ТВ). «Коммерсантъ-ТВ» демонстрирует уход от «традиционного» телевидения с его системой ведущих и дикторов, дизайн и структура программ мимикрируют под интернет-среду.

Следующий шаг – появление бизнес-телеканалов, рождённых и существующих исключительно в Интернете. И этот шаг уже сделан.

Осенью 2009 г. начал работу канал Teleforum.tv (основатель – Валентин Божиевский), представленный создателями как  «Первое бизнес-телевидение в Интернете» http://www.teleforum.tv. К сожалению, сейчас канал не производит впечатление активно развивающегося проекта – на сайте можно найти немногочисленные выпуски передач (основные тематические разделы, из которых складывалась сетка вещания  – «PRO Энономику», «PRO Законы», «PRO Бизнес», «PRO Банки», «PRO Успех», «PRO Стартапы»), датированные по 2011 г. Одной из главных причин «затухания» проекта, думается, следует считать финансовую – недостаток инвестиций и спонсорской поддержки [6].

Delovoe.TV –  проект, запущенный в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 г. (входит в холдинг «Раград»: Piter.TV, Delovoe.TV, Fuzz, online47) и не совсем правомерно, учитывая, например, сказанное о Teleforum.tv, позиционируемый как «первый бизнес-канал в Интернете».

И к этому СМИ в полной мере применимо понятие «интернет-канал», сформулированное А.А. Гарматиным: «Интернет-канал – это интернет-СМИ, которое распространяет информацию в Интернете с помощью аудиовизуальных средств, которое использует интернет-вещание для распространения массовой информации» [7]. При этом, как отмечает данный исследователь, интернет-канал как продукт конвергенции использует для распространения информации сочетание различных её форматов – текст, фотоиллюстрации, видео- и аудиоматериалы [8].

Идеологом и управляющим директором Delovoe.TV является Олег Третьяков, который до этого 18 лет возглавлял газету «Деловой Петербург». В штате редакции канала всего 9 человек: 3 редактора, редактор по инфографике, 2 корреспондента, 2 оператора-монтажёра и главный редактор – Алексей Дементьев. 

Delovoe TV представляет собой соединение информационного делового портала и классического телевидения.

  • Главная особенность Delovoe.TV  – подача информации без искажения (по словам создателей), т.е. без интерпретации журналиста и редактора, как это происходит в газете, и без «шумов», которые накладывают на обычном телевидении интонация и мимика информатора. 
  • Чёткая рекламная политика: ни одна новость в главном плеере не может быть показана за деньги. Но вместе с тем имеется целый ряд других возможностей для внедрения тематической рекламы: спонсорство рубрик, прямая реклама (баннеры, ролики) и косвенная (события в компании рекламодателя, рубрики под рекламодателя, если их наполнение интересно аудитории; экспертное мнение). В прямой рекламе продаётся количество показов, чьё количество зависит от числа посетителей, от того интересны ли новости, рядом с которыми идут ролики и стоят баннеры.
  • Нет ограничений по хронометражу (в отличие от эфирного ТВ).
  • Новости российских и мировых рынков, комментарии экспертов, специальные программы – архивные или воспроизводимые по требованию.
  • Ключевые материалы также транслируются в потоковом режиме в главном просмотровом окне. 
  • Целевая аудитория – руководители высшего звена и собственники, чей доход составляет 70 тыс. руб. и выше.
  • Новости (5 рубрик): «Новости компаний», «Недвижимость», «Финансы», «Автомобили», «Неформат» (политика, спорт и др.) – при этом практически не используются пресс-релизы. 
  • Текстовая расшифровка материала дополняет видео. 

По мнению Олега Третьякова, интернет-телевидение обладает рядом неоспоримых преимуществ:

  • Более простая и точная система изучения аудитории («кликабельность» материалов, время просмотра и т.д., тогда как насчёт периодической печати – неясно, кто читает, сколько по времени).
  • Низкие затраты на производство (но и прибыль сравнительно небольшая, например в сопоставлении с эфирным ТВ).
  • Отсутствуют ограничения по брендированию, легко интегрироваться в социальные сети, можно создать собственную сетку вещания. 
  • Работает быстрее эфирного ТВ. Нет ограничений – можно дать полное видео без купюр. 
  • Материалы снимаются HD-камерами, быстро перекидываются на компьютер (простота производства).
  • Возможность прямых онлайн-трансляций удалённых от офиса событий, проведение нестудийных передач о бизнесе в режиме онлайн [9].

Слоган, используемый при запуске проекта Delovoe.TV, ярко характеризует взгляд руководства на перспективы оффлайновых прессы и телевидения: «Когда уйдут деловые газеты, останется бизнес-телевидение в интернете». Символический жест – на презентации канала гостям предложили порвать и выбросить деловую газету [10]. 

И наконец, о региональном бизнес-телевидении в России. Можно назвать московский телеканал малого бизнеса «Business TV» (с 2008 г.) – http://business-tv.ru. Если рассуждать об эфирном телевидении вне столицы, то даже в таком крупном и недалеко расположенном от Москвы областном центре с богатыми культурными и деловыми традициями, как Нижний Новгород, бизнес-телевидение развито слабо. В течение нескольких лет на местном коммерческом телеканале «Волга» трижды в неделю выходили передачи «Легко ли быть предпринимателем?» (2008 – 2010 гг.) и «Личный опыт» (2007 – 2010 гг.). Проблема в том, что зачастую местные производители подобных программ испытывают недостаток в интересном контенте, круг героев – людей успешных и при этом умелых ораторов и собеседников, готовых общаться перед камерой и «на камеру», довольно ограничен, и, как правило, передачи быстро превращаются в собрание имидж-портретов и сюжетов с прямой и скрытой рекламой, что не может иметь длительную перспективу. 

Интернет размывает границы между региональным и федеральным (транснациональным). Питерское Delovoe.TV (изначально региональный проект) доступно любому русскоязычного пользователю Сети практически из любой точки земного шара. Из локального телеканал перерастает в общероссийский: в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и других крупных городах России открыты корпункты.

Уже можно назвать и другие интернет-проекты бизнес-телевидения. Amtv.ru – проект национального делового партнёрства Альянс Медиа http://www.amtv.ru/ , также претендующий на звание «Первого канала бизнеса». На портале представлены  видеосюжеты новостных и аналитических передач с текстовой расшифровкой, велись онлайн-трансляции на темы бизнеса, политики и экономики. На текущий момент информация не обновляется – на портале хранятся сюжеты, размещаемые в 2003 – 2010 гг., причём их размещение носило нерегулярный характер, поэтому в широте и интенсивности освещения событий бизнеса портал не выдерживает никакой конкуренции с выше названными каналами.

На региональном уровне – «Волгоградское деловое телевидение» (http://vd-tv.ru). Однако работает данный канал по принципу «видео по запросу» – коллекция видеосюжетов на темы бизнеса, карьеры, финансов, а также стиля жизни современного человека, а не потокового вещания. 

Петербургский проект «TV4biz» (http://tv4biz.ru) под звучным подзаголовком «интернет-телевидение для бизнеса» представляет собой тематические подборки видео, загруженных на платформу YouTube. Несколько программ бизнес-тематики (в основном в жанрах интервью или комментария) подготавливаются творческо-административным коллективом из трёх человек. 

Создаётся обманчивое впечатление простоты и дешевизны запуска и поддержания делового телеканала в Интернете, и всё-таки для того, чтобы приобрести вес в мире медиа и получить признание аудитории (количество уникальных посетителей и кликов, которое будет интересовать потенциальных рекламодателей и инвесторов, способных сделать проект самоокупаемым), необходимы качественный, уникальный и регулярно обновляемый контент (соответственно профессиональная команда, которая будет этот контент создавать), высокое качество видео, грамотно спланированная рекламная кампания и продвижение СМИ.

И всё это в условиях нарастающей конкуренции с такими крупными игроками, как «РБК-ТВ», «Эксперт-ТВ», «Коммерсантъ-ТВ» и «Вести», имеющими значительную брендовую оффлайновую поддержку (как поясняет Ю. Зленко – «привычка» смотреть эфирное телевидение на обычных телевизорах, а не с мониторов компьютеров пока ещё сильна [11] ), а также рядом деловых мультимедийных порталов, использующих видео как дополнительный формат преподнесения информации аудитории (Ведомости.Ру, Slon.ru  и др.).

 

 

Литература

  1.  Щербакова А., Болецкая К. Телевизионный Bloomberg собирается выйти в Россию через РБК // Ведомости.Ру: портал. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/companies/news/3932231/russkij_bloomberg#sel
  2.  Потапова П. РБК-ТВ станет развлекательным каналом // Маркер: деловая газета. – Режим доступа:  http://marker.ru/news/514907
  3.  Гарматин А.А. Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание // Релга: интернет-журнал. – 2008. – №8 (171). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2185&level1=main&level2=articles; Гарматин А.А. Взгляд на историю телевещания в Интернете через «окно возможностей» // Релга: интернет-журнал. – 2005. – №10 (112). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=551&level1=main&level2=articles; Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования // Релга: интернет-журнал. – 2005. –  №2 (104). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles; Гарматин А.А. Некоторые принципы функционирования сетевого телевидения // Релга: интернет-журнал. – 2004. – №8 (98). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=236&level1=main&level2=articles.
  4.  Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания: авт. дис. к.ф.н. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 25 с.
  5.  Варыга Ю. Деловая идея работает на зрителя // Журналист: журн. – 2012. – № 2. – С. 36 – 37.
  6. Рагимова С. Возвращение зомбоящика // Коммерсантъ – Business Guide. – 2010. – № 9. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1356913 .
  7. Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования // Релга: интернет-журнал. – 2005. –  №2 (104). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=321&level1=main&level2=articles
  8. Там же.
  9. Варыга Ю. Деловая идея работает на зрителя // Журналист: журн. – 2012. – № 2. – С. 36 – 37.
  10. Там же.
  11. Зленко Ю. Сетевое телевещание в Интернете // Релга: интернет-журнал. – 2011. – №10 (228). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2938&level1=main&level2=articles.

 

________________________

© Толстунова Марина Андреевна