Беседа заведующего международным отделом журнала RELGA Евгения Смотрицкого с руководителем школы ART plus в немецком городе Кайзерслаутерне художницей Мариной Дворкиной по поводу проходящей там художественной выставки. 

 

Е.С. Да простят меня читатели, но не могу определиться с жанром публикации. Репортаж? Интервью? Очерк? Статья?… Я не знаю, как лучше сформулировать саму тему: эмиграция, творчество, личность, а может творческая личность в эмиграции? Словом – я не знаю. А Вы, уважаемые, если продолжите чтение дальше, или  сами разберётесь, или просто оставите в стороне эти формальности и профессиональные тонкости. 

С 18 июля по 28 сентября 2012 г. в немецком городе Кайзерслаутерне проходит художественная выставка. На стенах представлены акварели учеников маленькой художественной школы для взрослых ART plus. Но в центре события – конечно же человек. Организатором и вдохновителем, я бы даже сказал пассионарием события, является Марина Давидовна Дворкина — дипломированный дизайнер по текстилю, окончила художественное училище и затем Текстильный университет в Москве, постоянная участница выставок. Но это – сухие анкетные данные. Я не боюсь добавить: Учитель, художник, писатель – по призванию. И, как ни странно для человека такого творческого склада, – хороший организатор, ибо художественные школы сами не открываются, да и выставки с неба не падают. Нужно найти помещение, уговорить владельца предоставить его на каких-то условиях на какой-то срок, нужно организовать вернисаж и презентацию, ну и конечно же нарисовать картины. Впрочем, предоставим  слово пассионарию события.

 

М.Д. В нашей школе — большая радость: открытие первой выставки в помещении местной клиники! Это серьезный результат моей работы за два года со дня официального открытия школы. Выставлено 42 работы шести моих учениц и мои. Людей на открытии было мало — человек 30, хотя приглашения разослали в ратушу, во все ведомства и медийные инстанции. Конечно, середина рабочего дня в середине лета, но я надеялась, что мои ученики немного искупаются в лучах славы. Теперь жду публикации в газете, повешу на стенку в школе для воодушевления.

  

Знакомы мы с Мариной Давидовной уже 10 лет. Я читал многие её повести и рассказы и ценю её как писателя очень высоко. Картины её раньше я тоже видел. Но выставка – повод поговорить и задать ряд вопросов, что я и сделал.

 

Е.С.  Марина Давидовна, у Вас прекрасная проза, но последние годы Вы окунулись в мир акварели. Выставка – результат, но как Вы к нему шли?

 

М.Д. В сомненьях и поисках. Мои подруги и я — 5 женщин творческих профессий — после нескольких лет эмиграции и поисков хоть какой-то достойной работы, открыли в декабре 2010 года русский дом культуры ART plus, в котором занимается русский хор и кружки различных направлений. В том числе, акварельная школа для взрослых. Мы все имели опыт преподавания, и наполняемость групп сегодня показывает, что дело мы затеяли полезное и нужное.

 

Е.С. Марина Давидовна, у Вас прекрасное советское образование, Вы воспитаны на традициях русской художественной школы. И Вы уже много лет живёте в Германии, общаетесь с коллегами, знакомитесь с их принципами и методами работы. Могли бы Вы кратко сравнить «их» и «наши» методы?

 

М.Д. Могу попытаться. В целом, отличается методика преподавания и взгляды на хобби и самореализацию. Западный стиль образования художников — выразить себя по-особому, правил нет, и для учителя не важны дидактика, контроль и педагогика; советский стиль образования: приверженность школе, масса правил без учебников, упорная отработка навыков до совершенства, скрытые смыслы и сверхзадачи. Очень отличается отношение к учителю. Для наших людей учитель – это самоотверженность, служение благородному делу, источник знаний, а для здешних – человек, которому платят деньги за то, чтобы приятно провести время.

 

Е.С. Правильно или нет, но у меня возникла мысль, что на Западе главное – культивирование индивидуальности, а в русской культуре – приобщение к традиции и посвящение в эгрегор, если можно так сказать… Вот у меня ещё один вопрос, вернее, хочу задать вопрос Достоевского. Не ручаюсь за точность цитаты, но смысл вопроса таков: каждый человек озабочен поиском хлеба насущного, но что ты будешь делать, когда наешься? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

 

М.Д. Акварель — это страсть, это вечное соревнование, это любовь к чудесам. Поэтому сегодня мой ответ – акварель! Мир, где ничего не взрывается и не умирает. Хотя безусловно, со времен Сурикова и Брюллова акварель очень изменилась. Каждых год промышленность изобретает новые краски, виды бумаги, приспособления,  облегчающие жизнь художника-акварелиста. 

 

Е.С. У Вас есть девиз, кредо?

 

М.Д. «Кто, если не я?» Кому супы варить, кому школы открывать; люблю первое, но надо делать второе. 

 

Е.С. Я задавал вопросы и чувствовал, что пытаюсь втиснуть Художника в прокрустово ложе своих дилетантских представлений. Поэтому я мягко спросил, что она ещё хочет добавить, и Марина Давидовна начала взахлёб рассказывает о своей работе, учениках, творчестве, о Жизни. Слушайте!

 

М.Д. Я изобрела свой собственный метод «заманивая» в акварель новичков, которые переступают порог нашей школы. Сначала я рассказываю вкратце о кистях и красках на примере своих, потом даю им кальку с готовым рисунком, развожу три краски на палитре и показываю пару основных приемов. Это задание вроде детской раскраски, но получается маленькая симпатичная картинка, и они, довольные, несут ее домой, разуверившиеся в своей неталантливости (многие ученики приходят с убеждением, что они рисовать не могли и теперь не смогут, что таланта нет, а многие — что они уже умеют, и теперь будут без учебы выдавать картину за картиной). В следующих заданиях сложность незаметно увеличивается, и возможны разочарования, но акварель, причудливо расплывающаяся по мокрой бумаге, посыпанная солью, закапанная спиртом, это такой чудо-фокус, такое химическое волшебство, созданное доступными средствами, что неудача забывается, а память о чудесах остается. Так хитро и коварно я не даю новичкам бросить. Постепенно они начинают понимать то, что мы постоянно обсуждаем с другими учениками (некоторые рисуют со мной 5-6 лет. Хотя официально школе 2 года, раньше мы рисовали в Volkshochschule (учреждение для обучения и повышения квалификации  взрослых людей), ZMO (организация русско-немецкой дружбы) и просто у кого-нибудь на дому). Я настойчиво сгоняю время от времени сидящих со стульев, чтобы они взглянули на свою работу издали, свежим взглядом и послушали мнение остальных. Эти разговоры о композиции, о равновесии, о доминанте, о планах перспективы, о контрастах, о теории цвета на практике, раскрывают для новичков основные принципы, и они с удивлением постигают, что живопись — это некий синтез знаний, умений и интуиции. Я всегда спрашиваю, как им нравится чья-то работа, прошу высказаться, и если автор работы и другие ученики согласны с мнением новичка — это значит, коллектив его принял как своего, такого же «повернутого»  на рисовании, как остальные. После 5-8 занятий с упражнениями на отработку различных акварельных техник, ученик в зависимости от успеха в каком-то упражнении, получает задачу копировать чью-то акварель: он уже сам делает на кальке набросок или пользуется готовой калькой. Поскольку ко мне приходят люди заниматься живописью, а основа живописи — рисунок, основ которых они также не знают, понятно, что за пару уроков всему не научить и не научиться. И моя помощь, помощь других учеников, готовая калька — это те «перила», которые приведут ученика к формулировке мысли: чтобы сделать то, что хочется, надо научиться немного рисовать.  Тогда я рассказываю об основных геометрических фигурах как основе изображения и ставлю муляжи или живые фрукты для рисования, а затем натюрморт. Важно, чтобы все постановки выглядели красиво и гармонично (никаких полуразбитых горшков и драных драпировок, как было в нашей юности!), чтобы эту красоту ОЧЕНЬ хотелось бы нарисовать и повесить у себя в гнездышке — это второй стимул и мотиватор в моей «коварной» методике.
      Наконец, приходит день, когда у ученика спрашивают, о чем он собственно мечтает и что хочет изобразить. Я выслушиваю и к следующему занятию распечатываю акварели известных современных мастеров, которые мы анализируем: как подана и раскрыта тема, какие технические приемы были выбраны, что удачно, что нравится, совпадает ли образ с лелеемым в душе у новичка. Когда всё это обсуждено, начинается сбор материала и маленькие пробы. Если такая работа проведена успешно вплоть до оформления своей акварели в рамку, я такому ученику нужна уже только для советов в самом начале процесса и помощи в трудных ситуациях: ученик уже понял алгоритм, уверенно действует на всех этапах, и я могу уделять основное время занятия следующему новичку или передохнуть. Каждое занятие иногда длится до 5-6 часов, так что от стола к столу, от мольберта к мольберту — получается много километров и много слов. Когда приходит сразу несколько новичков — это стресс, потому что каждому надо объяснять по-разному,  дежурными фразами тут не отделаться, кому-то достаточно журнал об акварели подсунуть, а кто-то «желтый+синий=зеленый» полгода выучить не может, рассказываю и показываю без злости в сто первый раз.  Вешаю таблицы и фотографии на стены.

В моем методе есть и сверхзадача: отвлекаю женщин от сериалов, от бесконечного стояния за плитой, и сама тоже отвлекаюсь. В эмиграции организация досуга весьма проблематична, потому что местные развлечения нам не очень подходят, и люди интуитивно заполняют свой день бытовыми делами и телевизором. Я считаю, что созидание – даже в виде маленькой картинки на стене – всегда лучше. Я за то, чтобы люди пели, танцевали, рисовали, играли спектакли, читали и всегда что-то изучали!

Кстати, я выписываю французский журнал по акварели, даже начала учить французский, но не очень всерьез. Хотя все интернациональные выставки и конкурсы акварели, ближайшие к нам, находятся во Франции и Бельгии, не теряю надежды постоянно в них участвовать. Мечтаю, чтобы мы с учениками вместе поучаствовали в таких конкурсах. Мне кажется, что сегодняшняя выставка наглядно показывает, что это возможно.  

 

Е.С. Я очень благодарен Вам, Марина Давидовна. Благодарен за творчество, атмосферу, которую Вы создаёте в Кайзерслаутерне и желаю Вам воплотить Ваши мечты в реальность. И да помогут Вам все: спонсоры, меценаты, власти и просто доброжелатели. 

           

Открытие выставки. Слева направо: Валентина Нюрнберг, Марина Дворкина, представитель клиники фрау Штрессербергер.

 

Общий вид: 18.07.2012. Выставка хорошо освещена сверху. Первые посетители. 

 

 

___________________________________

© Смотрицкий Евгений, Дворкина Марина 

 

Более подробную информацию смотрите на сайтах: 

Школа акварели ART plus

Обсуждение выставки  

Дневник Марины Дворкиной на сайте Демиарт

Фотографии Kulturzentrum ART plus e.V.