Мы с моей женой, Еленой Петровной, дружим с семьей Щербаковых 50 лет. В таких случаях пишут, счастлив, что судьба подарила встречу… Судьбе, конечно, спасибо, а не замечали ли вы: фортуна нас буквально «несет на руках» по жизни, если мы не противимся ей. В отношениях людей складывается в основном то, что и должно было сложиться. И Галя, и Саша были нашими учителями, но они «учили» нас не тому, о чем обычно говорят, а тому, чему нельзя научиться извне, они показывали нам — своей жизнью – надо всегда быть самими собой и отдавать себя без остатка любимому дел. Во многом у нас с Леной это получилось – значит, мы «совпадали» со своими учителями в главном…
Первым, кого я встретил, придя на практику в газету «Комсомолец», был огромный бородатый детина. Он сидел за столом и легко выжимал огромную гирю. Поставил ее на пол, начал писать, потом вновь взялся за двухпудовик. Это был Леонид Плешаков – символ тогдашней редакции, «ископаемое» — как называли его болельщики СКА, когда он стоял у футбольных ворот с громадным фотообъективом. Теперь все журналисты того «Комсомольца» — «ископаемые мамонты»: Александр Щербаков, Борис Яковлев, Галина Режабек (Щербакова), Виктор Степаненко, Александр Яковенко, Нелли Егорова… Я «практиковался» во всех отделах, но больше всего мне нравилось работать с Галиной Режабек. От нее исходило какое-то светлое облучение. Его не опишешь, а можно только чувствовать. Точно так же воспринимала Галину и Елена, которая в то время уже работала в штате редакции, в отделе учащейся молодёжи у Режабек. С тех пор мы считаем Галину Щербакову нашим наставником в журналистике.
Это было удивительное время. Романтизм нашей молодости совпал с романтикой хрущевской оттепели. Политические химеры не омрачали тогда нашей прекрасной юности. Биологическая линия саморазвития совпала с амплитудой государственного оптимизма – такое бывает нечасто. Хотя… и сейчас пессимизм поздней зрелости совпадает с развалом страны… Мы исчерпали «утопические искания» времени своей жизнью. Какие вечеринки мы устраивали тогда под видом комсомольских собраний, как бескомпромиссно спорили о стихах А.Вознесенского, песнях Б.Окуджавы. как самозабвенно пели! У нас даже был свой гимн – «Шеф нам отдал приказ лететь в Кейптаун» — песня американских журналистов, ни больше и ни меньше. Теперь-то я понимаю, как много значила для нас эта атмосфера искреннего дружества, доверия, взаимоуважения. На новоселье у Саши Яковенко Роман Розенблит, острослов, балагур и выдумщик, принёс подарок: новый ночной горшок с пивом, в котором плавали сосиски. И ничего — мы тогда со смехом выхлебали этот горшок. Подумаешь – условность какая… Галя вообще не обращала внимания на условности. «Поступайтесь принципами, ребята, поступайтесь!». Эти реактивные слова на прошумевшее письмо Н.Андреевой «Не хочу поступаться принципами» — по сути дела были ее кредо, активным неприятием-противостоянием серым чиновничье-партийным «моделям» запрограммированного мышления и послушного социального поведения.
Когда Щербаковы сами получили квартиру на улице Мечникова, меня поразила одна деталь: они свезли свои библиотеки и расставили их по разным стеллажам двух противоположных стен, оказалось: многие книги у них были одинаковыми! Да, Александр и Галина были единомышленниками во всем, и это потом помогало им хранить любовь, тепло семейного очага, в противостоянии преградам жизни, которых у них было предостаточно. Мне кажется, что Саша Щербаков сыграл в писательском становлении Галины Режабек немалую роль. Великолепный профессионал, знаток литературы, рассудительный, глубокий, спокойный — Саша «огранивал» темперамент жены, направлял его. И поддерживал всем, чем мог в нелегкие времена её медленного, долгого движения к высокому успеху. Неслучайно она всегда доверяла его художественному вкусу. Он был её самым первым читателем – внимательным и заинтересованным. Сколько раз я наблюдал, как проявлялась Галина благодарность. Даже когда его настигала обыкновенная простуда, она рассказывала, как лечила его популярным «Фервексом» с интонациями настоящей сестры высшего милосердия. А уж когда он заболел серьезно, она буквально поставила его на ноги любовью и заботой. Тем же, естественно, отвечал ей и он. Она писала, что журналистика и писательство — два разных типа творчества. Журналистика «кормится» фактами, художественное творчеством «дышит» фантазией автора. И журналистика, мол, только мешает писателю. Но журналистика дала ей возможность и место для отталкивания от одномерного мира официальной информации в «страну реальных грез». Недаром же она признавалась, что в своих журналистских материалах иногда немного «присочиняла» — так проклевывался в ней будущий писатель. и даже скорее не фактически, а энергетически. Так в ней начинал «шевелится» ее неугомонный талант. Это было самое то, употреблю ее любимое выражение. Но она никогда не «чернила» журналистику и была по-своему благодарна ей. В жизни вообще нужно быть благодарным всему, что с тобой случилось. У неблагодарных нередко остается в ладонях горстка пепла…
Я всегда удивлялся, как близко она может принимать к сердцу чужую боль и заботы. Как реактивно клокотала в ней заинтересованность в правде, искренности, нетерпимость ко лжи, несправедливости! Вспоминается случай. Одним из первых её заданий, которые она мне поручила, было – написать репортаж из приёмной комиссии в университете. И вот я, студент-третьекурсник, уже вдохнувший сладкого редакционного воздуха, где меня приняли как своего, с удостоверением корреспондента гордо иду в альма матер. А там меня «отшила» какая-то девчуха- секретарь — не дала нужную информацию. Галя приняла это как личное оскорбление. Нужно было видеть, как она взвилась: «Ну, я им сейчас покажу!» Чинушество, хамство были её «личными врагами», вот только не знаю, какое номер один, какое — два.
«Писать нужно о том, что в тебе кричит». Это, правда, она говорила о литературном творчестве. Ещё она любила словечко «заглотнуть». Но глотать ей было ни к чему. Все и так пристрастно булькало в глубоком и горячем «кратере» её мировидения.
Когда я просматривал её старые публикации в «Комсомольце», то только теперь обратил внимание на их стиль и язык. Уже тогда в Галину Николаевну все было «заложено», все ярко пробивалось: и резкость ума, и острота глаза, и широта души, и доброе озорство. И росло это все, как трава на старых трамвайных путях, вопреки общественным прополкам. Только видеть этого мы, её коллеги, тогда еще не умели…
А вот опыт маститого писателя чувствуется в современной публицистике Щербаковой в каждом слове. Я не раз перечитывал её интервью – надо сказать, столичные журналисты баловали свою любимицу. Как плотно, ёмко, образно и одновременно глубоко и оригинально умела она говорить! Вспоминается случай: я захотел записать беседу с ней. Достал свой магнитофончик, и вот беда -он вышел из строя. Ну, такое у меня бывало не раз, думаю – не пропаду, все-таки – профессиональный радиожурналист. Решил записывать от руки живой разговор. И я столкнулся с тем, как же трудно мне было фиксировать этот нестандартный сверкающий каскад мыслей, метафор, неожиданных речевых поворотов…
Её публицистика была органичным продолжением её художественных текстов. Она спускалась тогда с подмостков «кукловода», выходила из-за ширмы. И раскрывала то, что «паковала» в своих замечательных романах и рассказах – свои пристрастия, привязанности и острые нелицеприятные оценки. Поэтому я с такой радостью ждал выхода в свет тома с ее публицистикой и интервью. И спасибо Александру Сергеевичу Щербакову, который подготовил эти дорогие для всех любителей творчества Галины Николаевны материалы.
Я уже написал этот очерк-воспоминание, когда в Ростов пришла новинка – эта самая книга статей, интервью, заметок — «И вся остальная жизнь». Я не могу оторваться от её страниц. В ней заключался для меня один из последних, но, пожалуй, самых важных уроков Г.Н. Щербаковой. Я понял: по строчкам серьезного, глубокого писателя нельзя скользить глазами. За их краткостью, внешней броскостью – точность наблюдений, оригинальность размышлений. Книга будила мысль. Открывалось что-то новое, что-то хотелось дополнить, с чем-то поспорить… Она звала и учила думать. С ней интересно, и что важно — продуктивно было продолжать непредсказуемый диалог. И то: настоящий писатель пишет книги своей кровью, так их и читать — то надо всем своим существом. Более того, перечитывать вновь и вновь. Сейчас стоит буквально вселенский шум и гам: читать, мол, из нынешней литературы ничего. Ой, ли! Господи, ну, а уж если вы так видите, тогда читайте нашу великую классику. Она никогда не стареет, в ней бездна мудрости, настоящий кладезь для ума и чувств. Так читала всю свою жизнь А.П. Чехова Галина Щербакова.
Как мы любили наши коньячно-водочные чаепития под маринованные грибки на маленькой московской кухоньке Щербаковых, с коллекцией пустых заграничных бутылок на шкафах и декоративными, «полулетающими» тарелками на стенах. Но мы отдавали предпочтение не «политической кухне». Она обожала вспоминать: друзей, знакомых, ушедшую юность! В последнее время ее буквально преследовали сценки из её военного донбасского детства… Словно она с чем-то недорасчиталась, недосказала того, что стала понимать тогда, когда жизнь подошла уже к самому концу. О, это высшее знание – свидетельство высшего, уже не земного озарения.
Галя, нередко рассказывал забавные случаи из своей творческой биографии. О том, например, как задумывались «Яшкины дети», или как приходил к ним Д.Быков за рассказом, который Галина Николаевна так и назвала «Рассказ для Димы». Эмоциональный, крупно-неуклюжий раблезианец он едва поместился в их узком коридорчике, завешанном рисунками внучки. Галя вспомнила однажды, как стала писать детективы. Дело было на даче, и к ней обратился их сосед, коллега Саши по «Журналисту», В. Кузнецов: «А тебе слабо написать детектив?» Они поспорили, и она выиграла пари. И ее «романы про убийства» стали прекрасной художественной прозой. Она ломала жанр современного пошлого детектива через свое «колено» мастера серьезной прозы, и у нее это отменно получилось. Да иначе и выйти не могло.
Назовите мне, пожалуйста, другую писательницу, которая добилась бы такого успеха в «формате» классической русской прозы – в каждом крупном магазине стоит полка с изданиями Г.Н.Щербаковой. А ведь писала она без спекулятивных поп-прибамбасов на потребу избалованной публике, до отвала накушавшейся нашей тлетворной телекаши.
Как многое говорил о ней её рабочий кабинет и особенно стол! На стенах – живописные миниатюры со сказочными эльфами, эстампы с экзотическими насекомыми, графика с полумистическими сюжетами. На столе: загогулины сухих веточек в вазоне, какие-то камешки-амулеты, особенно дорогие сувениры… Литературные новинки, подаренные книги. И листы бумаги, исписанные крупным круглым почерком «ясновидца душ». Она писала только ручкой. Теперь я понимаю: этот коллаж письменного «станка» был островком спасения – позднеромантическими кущами её духа. Этот фантастический пейзаж противостоял будням серой улицы, хищным житейским вещам-обыденностям, злополучного века, которые окружали её дом в Москве на Бутырской улице, далее – везде…
Как-то она спросила меня: «Слава, а ты давно перечитывал «Мелкого беса»? И когда мы стали говорить об этом странном романе, она сказала: «Вся классическая русская литература рассказывала нам о человеке «головы и сердца», а Ф.Сологуб впервые показал нам его «ниже пояса». Мне кажется, неслучайно, она заговорила об этом. А кто же были её герои? При её жизнелюбии реальное наше бытие для неё было таким возбудителем, что она рисовала мир, с которым хотела «рассчитаться». Она не поднимала своих героев, но и не опускала их. Да и куда денешься от жизни? Мне думается, что глубокое художественное осмысление обычной жизни – и есть её стихия. Она любила-ненавидела своих героев, обывателей в лучшем смысле этого слова. Так ведь и Александр Щербаков назвал свой прекрасный интернет-журнал «Обыватель. Страж здравого смысла».
Однажды она сказала мне: «Ты знаешь, последние письма Чехова не уступают его поздним рассказам». Чеховым она «оправдывала» свои поздние творческие искания. Она словно вела с ним внутренний диалог. Навсегда запомнилась мне её фраза: «Если Бог не всандалил в человека ген любопытства (речь шла об интересе к чтению), то лучше его и не трогать». Мне кажется, она вплотную подошла к мысли, что человека вообще лучше не трогать. Все великие русские писатели-мыслители были учителями жизни: Н.Гоголь, Л.Толстой, Ф.Достоевский – строили свои учения, концепции переустройства мира и человека. А Чехов – нет. Он изображал жизнь такой, какая она была. Я давно убедился в том, что, действительно, человека нельзя исправить, его надо принимать таким, каков он есть. И творчество Щербаковой еще раз убеждает меня в этой концепции. Таким человек создан природой. Сколько дров наломали люди в политических и иных попытках переустройства жизни с благими воспитательными целями (один социализм чего стоит!). Противоречие жажды любви и жажды самой жизни («Как хорошо и вкусно жить!») – и ее великой обыденности, с её мелкими страстями, заботами, надеждами и создали блестящий, яркий мир «вселенной» Галины Щербаковой. И еще одно наблюдение: в плотном, влажном, пульсирующем дыхании языка Щербаковой отдаленно чувствуется В.В.Розанов.
Я всегда поражался – она никогда не говорила общих слов, тем более – банальностей. Она во всем была неповторимо индивидуальна. Для меня Галина Николаевна — выдающийся писатель не потому, что ее произведения переведены на иностранные языки, даже китайский, не потому, что она постоянный автор высокочтимого и почитаемого высоколобой интеллигенцией «Нового мира» и лауреат его премии, не потому, что её творчество серьезно, на уровне научных изысканий, изучают в Европе. Для меня писатель начинается с языка: инструмента, сущности и души литературы. Н.Гоголь, Ф.Кафка, А.Платонов, М.Шолохов… Для меня Щербакова — в этом «моем ряду». Я могу читать её с любого места, как «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. И наслаждаться этим удивительным калейдоскопом неожиданных деталей, словечек-заковык, неповторимых, ароматных черточек, через который она внимательно и заинтересованно рассматривала нашу несуразную жизнь. Её «поток жизни», её «языковая игра» — уникальны.
Не забуду, с каким восхищением читал я автобиографическое предисловие к одному из томов её избранного. По-моему, таких иронических и в тоже время драматических собственных жизнеописаний не создал никто. Обогащенный самоиронией текст блистал, переливался как свежий наст под северным солнцем. И за каждым словом проступало её внутренняя готовность оценить сходу, нестандартно любую конкретную ситуацию, – всё воспринималось ею так естественно, словно в ней всё уже было готово к такому импровизированному общению. Она была так «устроена», жила всем этим органичным мироощущением, которое и составляло суть её внутренней, а значит, и художнической жизни. У неё в прозе был такой запас энергетики, что она «перехлестывала» через край, т.е. существовала не только в самих словах, в их органичной связи, но и между словами, и между строк и вообще «окутывала» весь текст.
Любой талант — загадка. Стократно прав Ван Гог, говоря, что «всё решает темперамент». У неё была мгновенная реакция, точная и тонкая ирония, схватывающая существо дела. Вспоминается такой случай: я лечил катаракту во Всесоюзном институте глазных болезней в Москве. И кому бы я ни говорил об этом, все в один голос спрашивали, как заведенные: « — У Фёдорова?» (Обратите внимание на то, как действуют на человека клише СМИ). Когда я сказал об операции Галине, она (полуотрешенно) : « — У Фёдорова?» Я ( удивленно-возбужденно): «Галя, и ты!?» И тут последовала незамедлительная торжествующе-озорная реакция: « У нас в стране если и есть что-то хорошее, то — в единственном числе». Это, между прочим, любопытная задачка для психологов. А психологом она в своих полифункциональных, остросюжетных произведениях была превосходным. Да, собственно, без психологии и писателя-то настоящего нет.
В одной из опубликованных наших бесед, я спросил Галину Николаевну:
— «Работа писателя – это всегда и выявление собственного «я». Для этого существует немало художественных способов. Какие из них ты предпочитаешь?
— До перестройки у нас существовала совсем другая литература. Я была сочинителем историй. Была сцена, я и мои персонажи. Мне было интересно придумывать своих героев, заселять ими сцену. Я была водилой, дергала их за ниточку. Были палец, нитка и куклы. А меня не видно, как в кукольном театре.
— Так ведь актеры исполняют чужой сценарий, разыгрывают уже описанные кем-то и известные актерам ситуации, да и зрителям порой — тоже. А в твоем «театре»?
— А я дергаю ниточки по своим правилам. Поступки героев разыгрываются впервые здесь и сейчас. Никто не знал, что это — я. Я была свободна в творчестве и через героев освобождала себя. Прикрываясь ими, я одновременно наполняла их собой. Писать о себе? Я стеснялась: кому это интересно? Но происходила эволюция, внутреннее дорастание, потом во мне что-то сломалось. Мне гораздо интереснее стала я сама. И мне захотелось на страницах книг стать собой. Это работа без лонж, под куполом цирка. Можно и сорваться. Здесь есть риск самооткровения.
— В твоих произведениях все чаще появляется ирония. Это способ познания, самозащиты или что-то другое? Как она работает?
— Это трудно растолковать. Значит, в какой-то степени происходят изменения во мне самой. Ирония – способ показать более откровенные вещи. Ведь я смеюсь и над собой. «Куклы» и «ирония» — разные способы прикрытия себя».
Галя никогда не сетовала на свою творческую судьбу, хотя всегда с горечью вспоминала годы вынужденного молчания, когда «работала в стол» и боялась выглядеть в глазах детей неудачницей. А потом пришла пора признания и славы. Пришло время раскрепощенной литературы, эпоха новых слов, новых надежд, заблуждений и иллюзий. Но мне кажется: то, что контрасты её житейской, творческой биографии в советские и постсоветское времена, так разительно отличавшийся художнический опыт, столь разные возможности самовыражения — только плодотворно обогатили её.
Она не принимала советскую власть, нашу прежнюю донельзя запрограммированную, заштампованную жизнь — со всей своей эмоциональностью, но эта жизнь стала для нею трамплином к её же непримиримому отрицанию. Полёт помогал самостоянию? Диалектика способна и не на такие чудеса! Ибо Галина Щербакова была человеком необыкновенно цельным, преданным своей идее. И, что особенно важно, — честным. Она не приняла и жизнь современную. « Я не хочу идти в ногу с этим временем, оно мне не нравится так же, как не нравилась коммунистическая партия», — сказала Галина Щербакова в одном из своих интервью.
Возможности новой бесцензурной литературы только усилили её основное природное и самое ценное качество — она была писателем-художником. Она не размышляла, не описывала, она показывала и события, и поступки своих героев через действия, детали, «подробности мелких чувств». И делала это превосходно!
А ведь если задуматься по глубже, то советская власть не виновата в своем «поведении». Так жестко и однолинейно действовать её заставляла идея. И все критики советской власти почему-то не говорят о главном — об этой самой идее, которая уходит корнями в фантазии достославных французских утопистов-просветителей. Ведь никто иной, как Руссо провозгласил неумирающий и ныне лозунг: «Свобода, равенство, братство», звучащий ничем не хуже, чем мысль о «светлом будущем». Утописты-моралисты учили: люди приходят в жизнь равными, их нужно только воспитывать и тогда наступит царство всеобщего благоденствия. !?!?!? Идеология марксизма стоит на этом. И бесы-революционеры в России-СССР стали врубать эту идею в жизнь топором. И тогда сама действительность как могла стала сопротивляться этому.. Да, не забыть бы и о людях, которые эти идеи двигали в реальную жизнь. Откуда взяться такому количеству «святых», когда их и по штучно что-то не очень видать? Идея, которая была навязана России извне, стала драмой страны, трагедией для миллионов людей. Более того, это противоречие больно бьет и по нам, уже в наше время. Ведь люди- то не изменились, они остались прежними! Они вообще, если и меняются, то настолько медленно, что при наших скоростях это практически можно не брать в расчет.
В этом водовороте страстей, в этой драме идей, трагедийности самой жизни Галина Николаевна Щербакова стояла за честность, боролась за человека высоконравственного и всегда защищала любовь, которую она видела тоже диалектически, так как любовь может нести и беду, и даже порой ненависть, хоть «от беды любви не ждешь».
В размышлениях о творчестве Г.Н.Щербаковой все говорят о том, что любовь — ключ к её произведениям, стержень, на котором она проверяет человека. Да и сама она повторяла, что пишет в основном о любви. А что такое любовь? Что имеется в виду под этим всепобеждающим чувством? Разумеется, речь в первую очередь идет о сексуальном влечении — романтическом в юности и «губительной страсти» (Б.Окуджава) взрослого человека. Так, со всесокрушающей мощью заложила природа в человека побуждение к продолжению рода – свою главную стихийную задачу. И так райски-сладостно обустроила чувственные переживания, что человек теряет и одновременно находит свое истинное лицо и нутро в облучении любовным влечением. Вот тут-то и возникает бездна соблазнов показать человека в его этом самом «закрыто-раскрытом» состоянии, когда он перед тобой как на блюдечке с голубой каемочкой. Плодотворнейшие соблазны надо сказать! Но это – и сложнейшая задача, требующая подлинного таланта. И эту задачу Г. Щербакова решила тоже блестяще. И потому она — классический реалист чеховской школы, в самом лучшем значении этого слова. Ну, а где берега её реализма читатель должен определять сам…
Ах, как я жалею теперь, о том, что о некоторых экзистенциальных проблемах творчества мы так и не успели поговорить. От жизни, как и от любви, беды тоже не ждешь…
Галина как-то сказала: «Я бабушка политическая, хочу досмотреть это «кино до конца»». Галя, Галя! Это «кино» нам досмотреть не дано. Но главное в нем, как мне кажется, мы всё-таки поняли. «Мы успели сорок тысяч всяких книжек прочитать и узнали, что к чему и что почем и очень точно». Наш любимый Булат Окуджава нас никогда не обманывал и в заблуждения не вводил. Но кто бы мог подумать, что судьба «покажет» нам такое социально-политическое кино, какое нам и не снилась в золотых наших юношеских снах.
Во время наших встреч я иногда фотографировал. Последний раз меня подвел аккумулятор. Когда я стал делать снимки, оказалось: с каждым кадром все словно потухало. Четко: она сидит за столом, развернув газету со своим рассказом «Бабушка и Сталин». Менее четко: Галя обнимается с Леной. Еще менее четко – с нашей внучкой Сашей, которую Галя особенно любила. (Мне казалось, ею она сублимировала сложнейшие проблемы в отношениях со своими детьми). И вот, наконец, Александр Сергеевич снимет меня с Галиной Николаевной на диване. Она положила мне голову на плечо, и смотрит, как будто, из какого-то далёка-далека — всё расплывалась в зыбком полутумане. Она словно «уходила» от нас…
На могильном камне Жана Кокто — надпись: «Я начинаю…» Надгробная плита Галины Щербаковой встречает печальных посетителей каскадом необыкновенно живых портретов… Её книги, отделённые от автора, начинают жить другой жизнью. Галина Николаевна Щербакова вернулась в них, осветив тексты не только выдающимся талантом, но теперь уже — и всей своей удивительной жизнью.
Перечитывая это эссе, я поймал себя на мысли: а ведь я пишу о ней, как о живой. И это действительно так: она жива и для меня, и для многих ее благодарных читателей.