Новый год, Рождество, радостная череда искрящихся зимних праздников…

В эти дни ежегодно, на протяжении уже шестидесяти лет, музыкальная столица Европы Вена живет ожиданием новогоднего симфонического концерта, проводимого 1 января.

В Ростове подобная традиция тоже складывается, быть может, уже сложилась, благодаря профессиональному фанатизму главного дирижера Ростовского музыкального театра А.М. Анисимова.

Если венские концерты – новогодние, то ростовские рождественские и проводятся 7 января. Но есть еще одно, более существенное, отличие: на венских концертах звучит облегченная, развлекательная музыка. Маэстро Анисимов имел смелость предложить ростовчанам в целом довольно сложную программу, требующую определенного труда души и разума. И надо отдать должное замечательной ростовской публике, проявившей огромный интерес к этому концерту: задолго до 7 января были распроданы все билеты, в том числе на приставные места. Сверханшлаг! Восторженные аплодисменты в начале и в конце концерта, после каждого произведения, овации, возгласы «Браво, бис» и цветы, цветы… Концерт, безусловно, был триумфальным.

Следует заметить, что дирижирование оперой и дирижирование собственно симфоническими произведениями – вещи совершенно разные. На это в свое время обращал внимание П.И Чайковский. Чтобы создать театральный оркестр, способный провести сложный симфонический концерт, надо быть очень незаурядным дирижером. Это умеют делать, например, Гергиев и Темирканов. Это умеет и маэстро Анисимов, притом – блистательно!

Говоря о музыкантах своего оркестра, маэстро всегда подчеркивает их духовную красоту, интеллигентность. Но следует заметить, что оркестр, состоящий даже из первоклассных музыкантов, с разными дирижерами звучит по-разному, а с плохим дирижером может звучать плохо. Так было, например, с замечательным композитором Глазуновым, когда неумелым дирижированием он «провалил» Первую симфонию С.В. Рахманинова. Когда дирижирует Анисимов, возникают невидимые «провода высокого напряжения» (выражение Е. Светланова), связывающие дирижера с музыкантами и публикой в единое целое.

Маэстро говорит, что, составляя программу концерта, он хотел показать красоту русской музыки и преемственность ее традиций за сто лет: от 1874 года – года создания «Картинок с выставки» М. Мусоргского – до 1974-го – года рождения свиридовской «Метели».

Логично, красиво выстроенная программа открывала концерт «Метелью». По воле дирижера музыкальные картины русской природы становились зримыми, наполняя душу предчувствиями радости и неизбежной тревоги в эпизодах «Зимней дороги» и мчащейся «Тройки», тихой грустью отраженных друг в друге «Весны» и «Осени», добрым юмором гусарского «Военного марша», меланхолией романса и невесомой прозрачностью воздушного вальса.. Оркестр играл выразительно, образно, мелодия солирующей скрипки (Сергей Нестеров) изысканным рисунком парила над оркестром.

Хоровой цикл «Курские песни Г. Свиридова» прозвучал в исполнении хора Ростовского государственного музыкального театра при участии синтез-хора «Певчие Тихого Дона». Прекрасное созвучие голосов, слаженность, замечательное пианиссимо, почти шепот в лирических эпизодах – результат огромного труда хористов (над каждым словом, а порой, и буквой) под руководством главного хормейстера театра, заслуженного деятеля искусств России, профессора Е.М. Клиничевой. Солисты И. Крикунова (сопрано), дипломант конкурса «Золотая маска», голос которой А.М. Анисимов не раз называл национальным достоянием России, и А. Лейченков (тенор) сумели так войти в роль, что казалось, будто они всю жизнь работали не в опере, а в народном хоре.

В заключение 1-го отделения был исполнен Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. Солировала юная звезда, выпускница музыкального лицея при Ростовской консерватории, а ныне студентка этой консерватории Юлия Чаплина. Она показала фантастическую фортепианную технику и сумела блестяще воплотить замысел композитора. Ее успех – это одновременно и успех замечательного педагога Осипенко, выпустившего целую когорту выдающихся пианистов.

Второе отделение концерта было целиком посвящено «Картинкам с выставки» М. Мусоргского в оркестровке знаменитого французского композитора Мориса Равеля. В соответствии с партитурой на сцене был сдвоенный состав оркестра с редко используемыми инструментами: колокол, трещотки, челеста (которую изображал синтезатор), саксофон-альт, две арфы и даже бич. В некоторых картинках солировали практически никогда не солирующие в симфоническом оркестре инструменты. Саксофон-альт в «Старом замке», совершенно незаменимый, звучал возвышенно и романтично, и также характерно было великолепное труднейшее соло тубы в картинке «Быдло». Блестяще, мощно, могучей жизнеутверждающей силой звучало tutti всего оркестра в картинке «Богатырские ворота».

Зал «ревел» от восторга, и оркестр дважды играл «на бис» фрагменты из «Щелкунчика» и «Лебединого озера».

«Концерт уникален, – сказала знакомая музыкантка, – это замечательный рождественский подарок. Какие молодцы!»
_____________________

© Боровская Наталья