В Экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской работает выставка «Под донским небом», на которой представлено творчество Владимира Бегмы, Заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза художников России. Владимир Иванович живёт и работает в Ростове-на-Дону. Он известен как график и живописец, талантливый художник-анималист, обладающий большим опытом педагогической деятельности.
Тематика картин художника, техника их исполнения разнообразны, но все его работы объединяет безграничная любовь к шолоховским образам, природе Донского края. Большая часть работ выполнена по мотивам романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
Как вспоминает художник, впервые он познакомился с произведениями Михаила Александровича Шолохова в 11 лет, и с тех пор они постоянно сопровождают его. Интерес к творчеству Шолохова Владимир Иванович объясняет тем, что работы Михаила Александровича поражают «жизненной правдой образов героев, глубиной изображения сути времени, лирическим и тонким описанием близкой нам природы донского края, бесконечностью, как микро-, так и макромира».
Особый интерес представляют картины, написанные к определенным эпизодам произведения. В этих работах автор показывает нам не только свое видение развития сюжета, но и раскрывает его динамику во времени. Давайте прочтём шолоховские строки и посмотрим, как они воплощены на картинах Владимира Бегмы.
На выставке представлена серия иллюстраций, относящихся к теме рыбной ловли, которая у Шолохова проходит через весь роман. Так, описывая сборы Григория с Пантелеем Прокофьевичем на рыбалку, тонкости самой ловли и продажу улова купцам Моховым, Михаил Александрович впервые представляет читателям новых действующих лиц – Аксинью Астахову, Митьку Коршунова, деда Гришаку, братьев Шамилей, Лизу и Сергея Платоновича Моховых. Также в этой главе завязываются отдельные сюжетные линии романа.
Владимир Бегма выполнил рисунок «Подсекают сазана» — иллюстрацию к одному из моментов рыбалки Григория и Пантелея Прокофьевича, образно противопоставив могучие силы природы решимости человека выйти победителем в борьбе со стихией. «Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и двухаршинный, словно слитый из красной меди, сазан со стоном прыгнул вверх, сдвоив по воде изогнутым лопушистым хвостом. Зернистые брызги засеяли баркас…» [1, с.15].
На иллюстрации «После рыбалки» Григорий и Пантелей Прокофьевич поднимаются вверх по тропинке. С высокого берега Дона открывается панорама широкого простора реки, вдали виднеется маковка церквушки. Люди как бы представлены в едином целом с широтой необъятных далей. Разговор отца с сыном драматичен, и художник противопоставляет ему умиротворенный пейзаж. Люди воспринимаются как часть пейзажа. «Ты, Григорий, вот что… примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой… Ты гляди, парень, я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу – запорю!.. Гляди, не забудь, а нет – с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!..» [1, с.16].
Иллюстрация «Выкуси, батя» — мысленный ответ Григория на предупреждение отца. Фигуры выдвинуты на первый план, они приближены настолько, что зритель чувствует настроение персонажей — непререкаемость и уверенность в своей правоте отца, настырность и упрямство молодого сына. «Покусывая губы, шел Григорий сзади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный уйду ноне на игрище», – думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок…» [1, с.16].
Далее художник словно продолжает вслед за автором романа рассказ о молодом рыбаке, который несет улов на продажу и встречает друга-одногодка Митьку Коршунова. В иллюстрации «Сазан. “Наш дед Гришака про турецкую войну брешет…”» сцена развернута на площади у церковной ограды, куда попали Григорий и Митька по пути к купцам Моховым. На первом плане мы видим, как Григорий объясняется с Митькой Коршуновым, на втором – группа казаков слушает рассказы героя турецкой войны Митькиного деда. Будничность хуторской сценки подчёркивается возвышающимся над толпой гусем, которого пытается продать ктитор. Григорий одет в повседневную одежду, обут в белые носки и чирики, так, как был на рыбалке. На Митьке праздничная одежда: вышитая рубаха, новые шаровары, сапоги, он подпоясан наборным кавказским поясом. Этим контрастом показаны характеры героев романа.
«На площади у церковной ограды кучился народ. В толпе ктитор, поднимая над головой гуся, выкрикивал: «Полтинник! От-да-ли. Кто больше?».
Гусь вертел шеей, презрительно жмурил бирюзинку глаза.
В кругу рядом махал руками седенький, с крестами и медалями, завесившими грудь, старичок.
— Наш дед Гришака про турецкую войну брешет, – Митька указал глазами. – Пойдем послухаем?» [1, с.17].
Следующая иллюстрация — картина-портрет «Лиза Мохова». В этой сцене закладывается интрига дальнейших взаимоотношений Митьки Коршунова и Лизы Моховой, отношений, круто перевернувших судьбу этой чистой, любопытной и наивной девушки. «В плетеной качалке – девушка. В руке блюдце с клубникой. Григорий молча глядел на розовое сердечко полных губ, сжимавших ягодку. Склонив голову, девушка оглядывала пришедших» [1, с.18].
На иллюстрации «Семья Мелеховых во время грозы» изображена подготовка к ночной рыбалке. Вся семья, кроме Петра, который находился в казачьих летних лагерях, готовит бредень для ловли стерлядей. Это счастливое время, когда ничего семье не угрожает: Григорий и Дуняшка беззаботно смеются, и лишь раскаты грома да вспышки синего света молний пугают Ильинишну и Дарью.
«Зашивать бредень села Дарья. Старуха, укачивая дитя, бурчала:
— …Какая теперича ловля? Куда вас чума понесет? Ишо перетопнете, там ить на базу страсть Господня. Ишь, ишь как полыхает! Господи Иисусе Христе, царица небес…”.
В кухне на секунду стало ослепительно сине и тихо: слышно было, как ставни царапал дождь, следом ахнул гром…Дарья мелкими крестиками обмахивала окна и двери…
— Дунька! Кошку выкинь на баз. Брысь ты, нечистая сила! Чтоб ты…
Григорий, уронив комол бредня, трясся в беззвучном хохоте…
— И какая теперя рыба, — заикнулась было старуха.
— Не разумеешь – молчи! Самое стерлядей на косе возьмем. Рыба к берегу зараз идет…» [1, с.23].
Представлены на выставке и другие иллюстрации к шолоховским произведениям – портреты, пейзажи, сцены из жизни станичников. «В течение многих лет своей творческой биографии я вновь и вновь обращаюсь к иллюстрированию романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». В процессе разработки эскизов иллюстраций я не мог не коснуться темы природы – образа донской земли, её животного мира, драгоценной россыпью вкраплённых в живую ткань великого романа», – подчеркивает художник.
Побывав на выставке Владимира Бегмы, хочется ещё раз перечитать роман, пройти дорогами шолоховских героев, погрузиться в страстный мир донского казачества. Каждый эпизод, проиллюстрированный художником, воспринимается по-новому, характеры персонажей обретают новые черты, а красота природы воспринимается острее.
Выставка «Под донским небом» представляет только часть большого собрания работ Владимира Бегмы, посвященных легендарным образам «Тихого Дона». В планах художника – продолжение работы по шолоховской тематике.
Литература:
_____________________________
© Благодарова Наталья Александровна
[dmc cmp=DMFigure mediaId=»5146″ width=»440″ align=»center»]