Компания Google, или Google Inc., за свою более чем десятилетнюю историю прошла долгий путь. Из научно-исследовательского проекта учащихся Стэнфордского университета она превратилась в крупнейшую транснациональную корпорацию, стоимость которой составляет почти 140 млрд долларов, а суммарный оборот по состоянию на 2010 год оценивается цифрой в 29,321 млрд долл. Своих основателей компания превратила в мультимиллиардеров. Штаб-квартира Google, как и Microsoft и прочих гигантов IT-индустрии, находится в Пало-Альто – одном из городов знаменитой Кремниевой (Силиконовой) долины.
Для обывателя бренд Google связан в первую очередь с одноименной поисковой системой, популярность которой не подлежит сомнению – количество обработанных ей запросов только в декабре 2007 года составило 41 млрд 345 млн. Но поиском информации, пусть даже удобным, быстрым и выдающим наиболее релевантные результаты, возможности Google не ограничиваются. Поисковая система является лишь одним из компонентов развернутой сети инструментов и сервисов, ориентированных на самые разные потребности пользователя.
Большинство из этих сервисов являются так называемыми веб-приложениями – программами, процесс работы которых происходит между клиентом-браузером и сервером в Интернете. Для пользователя при работе с подобным приложением не требуется никаких дополнительных средств, кроме браузера и подключения к Интернету; в отдельных случая требуются лишь отдельные надстройки, такие, как плагин поддержки Flash для браузера или достаточно стабильный и высокоскоростной Интернет. Таким образом, веб-приложения имеют важное преимущество перед приложениями обычными – доступ к ним может осуществляться из любой точки мира, где есть Интернет, и в этом случае не возникнет никаких проблем совместимости и конфликтов с операционной системой, физическим и программным устройством компьютера и т.п., при этом пользователь не привязан к одному компьютеру, но способен обеспечить доступ к информации откуда угодно и даже идентифицировать себя там, где это нужно, пройдя на сайте процедуру регистрации; при этом все данные приложения хранятся не на локальном компьютере, но на веб-сервере. Одним из явных примеров веб-приложения является система управления содержимым статей знаменитой Интернет-энциклопедии Wikipedia: с помощью браузерного приложения любой пользователь может получить доступ к содержимому статьи и изменить его в реальном времени, используя язык разметки Wiki.
Рассматривать Google как систему веб-приложений интересно потому, что подобного рода структура во многом определяет вектор развития Интернета в целом. Одной из тенденций развития Интернета сегодня является повсеместное распространение так называемой концепции Web 2.0, в рамках которой Сеть превращается в полноправную информационную среду, где человек (пользователь) волен не только потреблять, но и формировать, а также изменять нужную ему информацию. Связанные с этим активное распространение Всемирной Сети, упрощение доступа и постоянно растущая потребность в непрерывно увеличивающемся количестве информации формируют потребность в новых, модернизированных видах сетевого поиска и рекламной деятельности. Рост активности пользователей в Интернете определил также потребность в разработке приложений, доступных пользователям из любой точки земного шара без установки каких-либо дополнительных программ и использования дополнительных средств.
Известный американский медиа-деятель Тим О’Рейли еще в 2005 году в статье «Что такое Web 2.0?» определил новое направление развития. Одной из особенностей Web 2.0 автор этой статьи считает отсутствие привязки программного обеспечения к платформе ПК [1]. И в этом смысле Google, «веб-приложение с рождения», является бесспорным флагманом Web 2.0 [1]. «Сервис Google, — пишет О’Рейли, — это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, — и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google — это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом. [1]»
В этом отношении Google трудно упрекнуть: список программ, поддерживаемых Google Inc, исчисляется десятками и содержит как инструменты для специалистов разных областей, так и простые прикладные программы для домашнего пользования.
Общей особенностью этих приложений является наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс. Кроме того, эти приложения отличает высокий уровень совместимости со всеми популярными операционными системами и браузерами (приложения Google полностью поддерживают браузеры Internet Explorer 7, Google Chrome 1, Safari 3, Mozilla Firefox 2 и более поздние их версии [2]). Это выгодно отличает их, скажем, от сервиса Microsoft Office Live Workspace, который, хотя и доступен через интернет и, более того, бесплатен, работает исключительно из-под операционной системы Windows XP (и старше) и браузера Internet Explorer [3].
Цель данной статьи – показать систему веб-приложений Google в развитии, определить хронологию появления новых сервисов, дать характеристику наиболее популярным и крупным из них и установить их системную взаимосвязь.
Среди этих сервисов в первую очередь следует упомянуть почтовый клиент Gmail, ставший во многом революционным для Интернета того времени. Он появился в начале 2004 года, когда Google как поисковая система уже достиг значительных успехов. 17 февраля 2004 года поисковый индекс Google достиг рекордной отметки – более 6 млрд запросов, а акции компании появились на американском рынке ценных бумаг. Gmail стал в этих условиях тем сервисом, который был способен привлечь новых пользователей и поспособствовать развитию бренда Google.
Одним из главных отличий, привлекших пользователей к новому продукту, стал объем хранилища на сервере, отведенный под электронную почту. Стремясь составить конкуренцию давно обосновавшимся на рынке электронной почты игрокам (AOL, Microsoft, Yahoo! и др.), разработчики Gmail обратили внимание в первую очередь на сложности, с которыми у пользователей конкурирующих почтовых сервисов возникали при работе со старыми письмами. Ограниченные (и зачастую значительно – так, например, объем почтового ящика Microsoft составлял всего 2 мегабайта) объемы виртуальных почтовых ящиков существующих на то время сервисов лишали возможности сохранять необходимые объемы информации; почтовый сервис AOL удалял письма автоматически через 30 дней после получения. Возможность расширить объем почтового ящика в этих сервисах существовала, но предоставлялась за отдельную плату. Gmail же на фоне старых сервисов выглядел намного более привлекательной альтернативой, поскольку объем его первональных хранилищ для почты составлял 1000 мегабайт, или 1 гигабайт – причем совершенно бесплатно. Примечательно, что сервис Gmail заработал 1 апреля 2004 года, и официальное сообщение об его особенностях было воспринято пользователями как первоапрельская шутка [4].
Как указано в пресс-релизе, Ларри Пэйджа на создание Gmail вдохновило обращение одной из пользовательниц Google, которая жаловалась на то, что в существующих почтовых клиентах все время приходится тратить только на поиск и сохранение писем у себя на жестком диске. По словам Пэйджа, приведенным в этом же пресс-релизе, Gmail представляет собой сервис, «полностью удовлетворяющий всем нуждам коммуникации: быстрый, вместительный, простой в использовании, доступный из любой точки планеты». Google позиционировал Gmail как сервис, который позволит пользователям «никогда больше не удалять почту».
С 2004 года Gmail был доступен пользователям лишь в виде бета-версии. Использовать этот сервис могли не все, а лишь те пользователи, которые получили приглашение по электронной почте [4]. Статус бета-версии был снял 27 февраля 2007 года [5], и с этого времени сервис стал доступен для широкого круга пользователей. На тот момент объем почтового ящика, предоставляемого Gmail, уже превышал 2 гигабайта. На сегодняшний день это значение увеличилось еще больше – сегодня при регистрации на Gmail пользователь может получить бесплатный почтовый ящик объемом более 7 гигабайт, и, как сказано на стартовой странице сервиса, «дальше – больше».
Кроме значительно большего, чем у конкурентов, объема почтового ящика, из особенностей Gmail следует выделить ряд новых свойств:
Кроме того, Gmail предложил пользователям несколько нововведений. Так, например, для обеспечения конфиденциальности доступа к почтовому ящику системой ведется специальный журнал, куда заносятся данные обо всех фактах авторизации того или иного почтового ящика. В журнале фиксируется время процедуры, а также IP-адрес и протокол, с которого она совершалась.
Нововведения были предложены и в процесс непосредственной организации писем. Нововведением, появившимся в Gmail, стала подержка так называемых «цепочек обсуждений», при которых вместе с исходным сообщением высвечиваются и все ответы на него (не более 100 в цепочке). Подобная функция была позже реализована во многих других сторонних сервисах, таких как сервис блогов LiveInternet.ru и социальная сеть ВКонтакте; схожие функции есть у почтовых сервисов Yandex и Mail.ru. Кроме того, в Gmail используется усовершенствованная поддержка папок – все письма сортируются по ярлыкам, которые можно присваивать сообщениям в любых количествах и сочетаниях. Ярлыки обеспечивают гибкие возможности сортировки писем, управляемые с помощью сети фильтров [2].
И, наконец, важной отличительной особенностью Gmail является интегрированность этого сервиса с остальными веб-приложениями Google. Для того, чтобы завести на Gmail почтовый ящик, необходимо пройти процедуру регистрации – и в данном случае, в отличие от других почтовых сервисов, регистрация создает не только почтовый ящик, но и так называемый аккаунт Google – учетную запись, необходимую для идентификации пользователя. Аккаунт Google используется в большинстве основных приложений Google – так, имея почтовый ящик на Gmail, можно воспользоваться социальной сетью Orkut или офисным пакетом Google Docs, а также расширить функциональность поисковой системы за счет просмотра личной истории поиска. Аккаунт Google применяется также для доступа к рекламным инструментам Google: AdWords и Google CheckOut. Таким образом, благодаря идентификационному механизму, единому во всех приложениях Google, пользователь может получить доступ ко всему арсеналу предлагаемых средств, используя лишь один логин и один пароль. Это – один из ключевых признаков, объединяющих приложения Google в единую систему.
Второй признак системности приложений Google заключается в том, что они зачастую не только имеют общую процедуру идентификации, но также интегрированы друг в друга. Так, в Gmail, как уже было сказано, встроен рекламный механизм; поиск писем обеспечивается через поисковый движок Google; более того – общение с другими пользователями обеспечивается не только с помощью электронной почты, но и с помощью протокола Jabber, используемого для мгновенных сообщений. В левой боковой панели Gmail находится окно клиента мгновенных сообщений Gtalk, вход в который происходит одновременно со входом в систему Google [2]. 9 февраля 2010 года в Gmail был интегрирован сервис Google Buzz, обеспечивающий пользователям возможность оперативно распространять сообщения, содержащие ссылки, фотографии и видео среди списка своих контактов и за его пределами [6]. Кроме того, через Gmail обеспечивается доступ к видеоконференциям, но для этого необходимо наличие веб-камеры и специального программного обеспечения.
Несмотря на свои достоинства, Gmail был воспринят пользователями далеко неоднозначно. Так, критике подверглись рекламные объявления, присутствующие в Gmail рядом с текстами писем: как уже было сказано выше, эти рекламные объявления представляли собой контекстную рекламу, формирующуюся на основе содержания самих писем. Это вызвало негативные оценки среди пользователей, обвинивших Google во вторжении в их частную жизнь [4]. Уже 6 апреля более 30 организаций по защите конфиденциальности и гражданских свобод в письме призвали Google приостановить работу Gmail, пока сканирование содержимого писем не будет прекращено. Были и более активные выступления – так, в Массачусетсе на рассмотрение сената штата был внесен закон, направленный против Gmail. Правозащитники потребовали от компании немедленно закрыть Gmail и начали сбор подписей против размещения рекламы в электронных письмах. Сенат Калифорнии заявил, что, если Google не откажется от своих планов, он будет настаивать на запрете Gmail. Разработанный им соответствующий законопроект прошел юридический комитет штата лишь с одним голосом «против» [4]. Руководители Google на подобные инциденты отвечали, что Gmail нарушает неприкосновенность частной жизни пользователя не более, чем любая другая почтовая программа – письма для формирования контекстной рекламы и фильтрации спама сканируются программами, а не живыми людьми [4].
Кроме того, критике подвергалась сама функциональность Gmail – так, письма, отправленные через этот сервис, иногда не доставлялись – по причине того, что почта, попавшая на сервер Gmail, не попадала на компьютер пользователя.
Несмотря на критические отзывы, Gmail является одним из самых популярных сервисов Google. По статистике только за 2010 год количество пользователей Gmail составило 173 млн человек; к концу 2010 года этот показатель стал на 20 миллионов больше.
Говоря о системе сервисов Google, нельзя не упомянуть такое название YouTube. Этот видеохостинг на сегодняшний день является самым популярным в мире – рейтинг Top-500 дочерней IT-компании Amazon.com, Alexa Internet свидетельствует о том, что по количеству посещений YouTube является третьим сайтом мира вообще (следует упомянуть, что в этом рейтинге первое место занимает Google). По состоянию на май 2010 года, количество просмотров видео на YouTube достигло отметки 2 млрд в день. Контент YouTube представляет собой как профессиональные фильмы и клипы, так и любительские видео, а также видеоблоги.
YouTube как сервис начал свое существование в феврале 2005 года, когда три бывших сотрудника компании PayPal разработали оптимизированный для сетевого вещания формат видео .flv, позволяющий передавать видео с оптимальной долей сжатия при минимальных потерях качества [7]. Основанный ими видеохостинг быстро разросся до 65000 загруженных видеозаписей и 100 млн просмотров в день.
YouTube стал частью Google в ноябре 2006 года, когда обе компании обменялись акциями на сумму 1, 65 млрд. долларов. По данным пресс-релиза Google, посвященного этому событию, решение о покупке ведет к взаимовыгодному сотрудничеству между Google и Youtube: приобретенный видеохостинг дополняет возможности Google как самый известный и мощный видеохостинг, в то время как Google акцентирует внимание на улучшении пользовательского интерфейса и функциональности сайта, а также говорит о добавлении новых возможностей для владельцев видео-контента. Так, благодаря Google на YouTube появился уже упомянутый выше живой поиск, поддержка видео в широком разрешении (HDV), улучшенные алгоритмы проверки и защиты авторских прав, а также возможность интеграции в сервисы Google. Так, например, ролики Google можно встроить в записи сервиса блогов Blogger, передать через Gmail, поделиться ими через Google Buzz. Кроме того, факт того, что для регистрации на YouTube можно использовать не только учетную запись самого по себе видеохостинга, но и аккаунт Google, делает YouTube еще одной частью описанной выше системы веб-сервисов.
Еще одним значимым компонентом системы веб-приложений Google можно назвать Google Maps – известный сервис виртуальных карт. Первое упоминание о нем в блоге Google датировано 2 августа 2005 года.
Карты в приложении Google Maps отображаются в трех видах: схематическом (больше всего напоминающем обыденные, бумажные карты), ландшафтном (анализирующем на основе схематической карты любые перепады высот местности) и фотографическом (в виде снимков со спутника). Карту мира можно представить и в четвертом, трехмерном виде, установив на компьютере приложение «Google Earth». Google Maps в связке с программой Google Earth обеспечивает пользователю широкий набор функций, среди которых, например, возможность поиска того или иного населенного пункта по ключевым словам, определение дома по адресу, возможность выстроить кратчайший маршрут из одной точки в другую и определить, сколько времени потребуется затратить на этот путь, в зависимости от того, преодолевается он на велосипеде, на автомобиле или пешком. Снимки со спутника различаются по детализации, которая зависит от степени важности объекта: так, например, наибольшая точность — в крупных городах США — 15 сантиметров на 1 пиксель, а наименьшая — в безжизненных местностях 100 метров на пиксель [8].
Использование Google Maps, в отличие от многих других сервисов Google, не требует регистрации. Тем не менее, именно этот сервис также отличает высокий уровень интеграции с другими веб-приложениями Google. Карты Google связаны со страницами пользователей в социальной сети Google Orkut, с хостингом картинок Google Picasa (где интеграция используется для привязки картинок к определенной точке местности), с новостным сервисом Google News и т.п. Кроме того, имеется возможность встраивания карт Google в сторонние сайты – посредством набора кодов Google Maps API, доступного для любого веб-сайта, доступ пользователей к которому предоставляется бесплатно. Карты Google реализованы, как и прочие веб-приложения, на языке JavaScript, что подразумевает быструю скорость взаимодействия с пользователем и динамическое обновление данных на странице.
Как уже говорилось выше, полный список сервисов Google насчитывает несколько (более пяти) десятков. Кроме уже отмеченных сервисов, следует выделить также еще несколько наименований:
Кроме основных веб-приложений Google, следует отметить также элементы поисковой системы, направленные на поиск по специализированным направлениям. Эти элементы, зачастую вынесенные в виде отдельных сервисов, получили общее название «Специальный поиск Google»:
Кроме того, Google располагает также набором так называемых инструментов – программ, которые запускаются непосредственно на компьютере пользователя в виде привязанных к операционной системе приложений. Иногда они не связаны с деятельностью пользователя в Интернете вообще, являясь своего рода утилитами, призванными выполнять те или иные задачи в рамках компьютера, на который они установлены. Об одном из подобных инструментал уже было рассказано выше – это программный компонент веб-сервиса Picasa, осуществляющий индексацию, упорядочивание и обработку коллекции фотографий на отдельно взятом компьютере, и надстройка Google Earth для сервиса Google Maps, выводящая карты в виде трехмерного изображения. Среди остальных инструментов Google следует выделить:
Таким образом, подводя итоги, следует отметить факт того, что приложения и сервисы, которыми располагает Google, неоднородны по своим типологическим признакам. Сервисы Google можно разделить на:
Все эти компоненты работают по отдельности, но вместе с тем образуют общую систему веб-приложений Google. Системность этих приложений достигается за счет единого средства идентификации – аккаунта Google, используемого для доступа ко всему набору сервиса, — и тесной взаимосвязи всех компонентов этой системы, при которой один сервис зачастую работает как часть другого (как это реализовано, например, в Gmail), и все приложения используют единое информационное хранилище, на базе которого обмениваются между собой информацией, в результате чего данные, созданные в одном приложении Google, могут быть легко использованы в другом.
Как уже было сказано выше, веб-приложения в их автономности, независимости от отдельного компьютера и практически полном отсутствии проблем с совместимостью стали одним из основных направлений развития Интернета в рамках концепции Web 2.0. Google не случайно назван Тимом О’Рейли «флагманом Web 2.0» — подобная система организации веб-приложений имеет место быть только здесь.
Но Google не останавливается на достигнутом, продолжая непрерывно развиваться. Так, в мае 2011 года на конференции Google I/O были анонсированы новые продукты Google, знаменующие следующий этап развития системы веб-приложений, а также изменившийся взгляд на сетевое пространство вообще. Одним из этих продуктов была инновационная операционная система ChromeOS. Реализованная на основе открытого ядра Linux, она ориентирована на работу исключительно с веб-приложениями. С развитием Интернета неизбежно меняется концепция восприятия персонального компьютера – и здесь Google снова делает упор на простоту и оперативность. Разработчики ChromeOS полагают, что всё своё время в веб люди проводят в обозревателе, кроме того, функциональность браузера растёт с каждым днём, предлагая замену одной программе за другой [10]. ChromeOS предполагается реализовать в первую очередь на субноутбуках. Отличиями новой системы станут мгновенный запуск, постоянный доступ к сети, возможность работать с данными из любой точки мира, где есть Интернет, высокая скорость обновлений и втроенные решения безопасности. При этом некоторые веб-приложения, такие, как Google Docs и Gmail, получат возможность работы в оффлайн-режиме.
Пока что это только прогнозы, но с учетом развития Интернета во всем мире, в частности, неуклонным увеличением точек доступа к Интернету через беспроводное соединение (Wi-Fi) в крупных городах [11] их нельзя назвать беспочвенными. И, хотя появление хромбуков (а именно так компания Google называет устройства с поддержкой ChromeOS) в розничной продаже встречает также ощутимую долю критики (так, журнал PCWorld считает, что новинка обречена на провал, т.к. пользователям сложно будет оценить ее из-за ограниченной функциональности и достаточно высокой стоимости [12]), можно сказать, что направление дальнейшего развития Google и его компонентов определится уже в ближайшем будущем.
Список литературы:
________________________
© Брень Дмитрий Дмитриевич