Ещё ехать и ехать, а монастырь уже на виду: под необъятным осенним небом белый чудо-храм с голубыми куполами. А вокруг ещё не тронутые желтизной луга да блестит кое-где ленточка речки… Как в сказке.

До революции здесь несли послушание около тысячи монахов и было у них богатое хозяйство: кузница, мельница, кирпичный завод, огород, конюшня… На кладбище у стен храма монахи веками хоронили своих братьев. 

Пришли большевики и велели всем убираться вон, а если кто не согласен — расстрел. Повырывали из земли и сбросили в речку могильные кресты (там они до сих пор на дне и лежат). Черепа и кости тоже зачем-то покидали в воду. Всё порушили и на монастырский погост пустили пастись скот. Дивный старинный храм был обезглавлен и превращен в грязный колхозный курятник.
Жизнь снова пришла на это святое место 20 лет назад, когда поселились здесь одиннадцать монахинь. Поначалу ютились они в единственном, пригодном для жилья помещении. Удобств — никаких, крыша дырявая, печь дымилась… Но самое скверное — каждое утро монахини вытряхивали из одежды ужей. Неядовитые эти гады на ночь в поисках тепла залезали в карманы и рукава — в тот год их развелось немыслимое количество: речка рядом, сырость, запустение…
Первое богослужение в монастыре совершилось в Великий четверг на Страстной неделе 12 апреля 1990 года, — этот день здесь крепко помнят, — и с той поры служба идет ежедневно…

Божественная «реставрация»
— Отключите сотовые телефоны и фотокамеры, — смиренно говорит матушка. — Перед входом в храм оставьте своё мирское…
В ХVIII веке этот храм был весь расписан удивительной красоты фресками. Монахини хотели было их реставрировать, но не хватало денег. И тут случилось чудо — фрески явили себя сами.
— Фрески медленно проявляются через несколько слоев краски, — объясняет матушка Эмилия.
Афонская Божия матерь уже видна очень хорошо, клонит голову к Сыну, глубокими складками ниспадают алые Её одежды… А раньше тут была стена, закрашенная синей масляной краской… Куда подевалась та краска — Бог весть. И потолок в притворе был пустой — одна серость и сырость. Но вот уже пятнадцать лет на нем проявляются ангелочки, и число их постоянно растет! Несколько лет назад на моления в монастырь приезжала женщина из Тольятти и посчитала ангелочков. Приехала через год, пересчитала — ангелочков стало вдвое больше!
Нам показали иконы, которые в 30-е годы спасли местные жители, разобрав по домам. Открыто держать образа в доме тогда было опасно, и люди прятали иконы где придется — в подполе, на чердаках, на дне сундуков… Доски потемнели, порой даже не ясно было, чей лик изображен. Когда иконы вернулись в монастырь, монахини, поместив их под стекло, повесили в храме. Спустя время они ожили — осветлились… Говорят, подобное чудо сейчас наблюдают во многих монастырях…

— А в прошлом году к нам приезжали американцы, и среди них был владелец музыкальной студии, — рассказывает матушка. — Он как вошел сюда, ушам своим поверить не мог — хлопал в ладоши то здесь, то там, бегал по храму и приговаривал: «Мы тратим миллионы долларов, а такого звучания добиться не можем!»

Акустика в храме удивительная: тихий вздох слышен на другом конце святилища… 

От хвори, от боли, ото всякой погубы…

Главная святыня монастыря — чудотворная икона Трубчевской Божией Матери.
В ХIХ веке она спасла жителей города Норовчат от страшной эпидемии холеры. До революции икона была богато украшена — серебряная риза, в короне драгоценные камни — все это подарили люди, которым икона помогла исцелиться. Когда монастырь закрыли, все ценности исчезли, а икону отправили в Норовчат — в музей, там в запаснике она лежала, считаясь утерянной. Несколько лет назад её отыскали и реставрировали.
Теперь исцелившиеся снова украшают икону. Цепочка с золотыми украшениями, которую мы видели, — только малая часть драгоценностей, подаренных Трубчевской Божьей Матери. Большую часть пришлось продать, чтобы реставрировать храм…
Мы встретили женщину, которая несколько раз в году приезжает в Троице Сканов монастырь из Пензы. Пять лет назад от нее отказались врачи: рак последней стадии, «больше месяца не протянет»… Больную выписали домой — умирать, а она, еле живая, добралась до монастыря, молилась чудотворной иконе, купила масло от Трубчевской, стала мазать больное место и поправилась.
Монахини рассказывают, что в прошлом году приезжала женщина из Саранска, привезла этой иконе золотое кольцо в благодарность за спасение жизни племянницы, которая уехала в Америку. На город, где она живет, обрушился страшный ураган. Тетушка тут в России день и ночь молилась иконе Трубчевской Божьей Матери. Долгое время не было из Америки никаких известий, потом сообщили: ураган разрушил весь город, уцелел лишь один дом и территория вокруг него радиусом десять метров. Это был дом ее племянницы.
Икона Божьей матери «Неупиваемая чаша» вышита бисером — работа монахинь. «Неупиваемая Чаша» избавляет людей от алкоголизма и наркомании, и тому есть живые доказательства. В соседнем селе живет семья, где муж пил горькую много лет. Жена и так и сяк просила его прийти к иконе, приложиться… Ни в какую! И тогда женщина, отчаявшись, буквально на себе притащила его — пьяного! — в храм и приложила к иконе. По вере жены было ниспослано спасение той семье: третий год не пьет муж, мир и благодать в их доме. 

Другая жизнь

Матушка Эмилия — красива, но возраста на лице нет: ей может быть и тридцать пять, и все пятьдесят. Образована — прекрасно знает историю и литературу, к месту наизусть цитирует Пушкина, Тютчева, Фета. Её умению выразительно говорить впору поучиться ведущим нашего телевидения.
В монастыре 15 совсем юных послушниц — они еще не принесли монашеских обетов и не носят монашеской одежды, но исполняют разные послушания, то есть работы в храме и по хозяйству. Женщины из разных городов и сёл России, ушедшие из нашего суетного мира, просветленные, тихие, приветливые. Что привело их сюда? Вера? Грех? Душевная боль? Об этом здесь не говорят…
— Считается, что монастырь — прежде всего молитва, — говорит матушка Эмилия. — Но послушание — это труд от зари до зари.
В монастыре держат птицу и скот, есть свой сад и огород. Восстанавливают постройки, ухаживают за подворьем, готовят еду, пекут хлеб, водят экскурсии, когда надо, садятся за руль машины (есть тут свой грузовичок и легковушка). А рукодельничают только зимой, когда мало другой работы. И считают, что главное — дела милосердия. Сегодня в женском монастыре живет около 60 монахинь…

— Мы даем приют беспризорным девочкам — здесь они получают образование. Некоторые предметы сами преподаем (есть у нас свои педагоги), а что сами не можем — приглашаем учителей из соседнего совхоза. Девочки заканчивают школу, получают обычный аттестат зрелости и решают, уйти ли в мир или остаться в монастыре.
Весной здесь закончили школу двадцать девочек — первый набор. В послушницах осталось двое, остальные ушли в мир — работают, учатся дальше, некоторые уже замужем…
— А как-то приняли мы трех девочек наркоманок, — говорит матушка Эмилия. — Одна из них от нас ушла — вернулась к пагубной жизни. А две исцелились — без лекарств, молитвой, исповедью и трудом. Обе уже взрослые, вышли замуж, одна учится в институте, другая деток родила…
Во всех окрестных селах монахини организовали Воскресные школы. Дают уроки, рассказывают, что такое православная вера. Дети уже понимают: самые важные события в жизни происходят в храме. Родился человек — в храме его крестят, согрешил — придет сюда каяться, полюбил другого человека — здесь их обвенчают, родились дети — опять в храм, упокоился человек — в храме простятся с ним… 

_______________________
© Константинова Наталья Андреевна
Фотографии из альбома монастыря