8 декабря на традиционном бизнес-ланче генеральный директор GM-AVTOVAZ Джон Милонас рассказал журналистам о достижениях и планах компании, за становлением и развитием которой пристально наблюдает весь деловой мир. Это и понятно: «Дженерал моторс» первым из западных автопроизводителей решился опробовать российскую почву. Теперь к его опыту присматриваются другие, в частности, японцы. И это обстоятельство так или иначе отразилось на диалоге топ-менеджера с представителями СМИ, желающими получить как можно больше конкретных цифр.
«Я за конкуренцию в любых проявлениях – это хорошо для людей, это хорошо для бизнеса», — сказал Милонас, дав при этом понять, что у уважающего себя и своих учредителей предприятия есть свои коммерческие тайны.
Однажды мы уже обращались к истории этого партнерства (см. «Долгая дорога к сделке»), вылившейся в итоге в создание совместного предприятия. Действительно, еще три года назад, несмотря на «женевское соглашение» по поводу намерений двух компаний, мало кто из экспертов и журналистов относился к перспективе подписания контракта без доли скепсиса. И не случайно. В свое время мне выпало интервьюировать менеджеров Дженерал Моторс, курировавших проекты в Тольятти. В эпоху, когда к АВТОВАЗу (как, впрочем, и ко всему российскому бизнесу) внимательно присматривались, их разговоры с журналистами больше напоминали обмен верительными грамотами. И в самом деле, напрямую высказать все, что они думали тогда о порядках в России и ее «инвестиционном климате», не позволяло разве что воспитание…
Джон Милонас тоже избегает резких оценок. Но и асом дипломатии его не назовешь. Это вполне объяснимо: для того чтобы делать серьезный бизнес в наших краях, приходится принимать и озвучивать не очень-то популярные решения.
Сам он сегодня популярнее многих других работающих в России западных менеджеров — достаточно взглянуть на ссылки в Интернете. Его цитируют, к нему прислушиваются. Более четверти века работы в одной из самых успешных мировых корпораций — это не шутка. А два с лишним года работы «на российской почве», пожалуй, перевесит любой другой опыт.
«Конечно, я не разобрался во всех нюансах российского бизнеса, для этого потребуется вся оставшаяся жизнь. Но я многому научился. Например, понял, что имею дело с приличными людьми. Особенно в Тольятти, где, наверное, самое большое количество талантливых инженеров на квадратный километр. Я говорю это без тени иронии», — заявил Милонас в интервью «Эксперт-Авто» (№4, 2 апреля 2001) сразу после того, как стало известно о его назначении на пост генерального директора будущего СП.
Похоже, за три года его мнение не изменилось. На встрече 8 декабря гендиректор GM-AVTOVAZ вновь вернулся к этой теме: «Я уверен, что лучшие ресурсы этого региона – человеческие ресурсы. Они высочайшего уровня»…
Джон Милонас вспоминал, насколько непросто шли переговоры с руководством АВТОВАЗа. «Я видел, что некоторые люди относились к нам настороженно, словно пришли те, кто хочет что-то у них отнять. Когда мы разъяснили нашу стратегию, объяснили то, что именно хотим сделать, отношение изменилось» («Эксперт-Авто», №4, 2001).
Впрочем, изменилось отношение к «пришельцу» не совсем и не у всех. Полтора года спустя, незадолго до презентации первого автомобиля «Шевроле-Нива», в интервью тольяттинскому журналу «Этажи» (полная версия — на сайте www.ladaonline.ru) Милонас так сказал о своей работе в Тольятти:
«Когда вы начинаете новое дело, тем более такое, как строительство нового завода, — у вас всегда возникает много работы. Это применимо и к Тольятти, и к любому другому городу или месту. Никаких особых отличий в этом плане нет. Естественно, что в процессе работы мы получаем удовольствие, хотя некоторые моменты огорчают…
Вы же понимаете, что существуют две различные системы. Наша задача — их совместить. Это не может произойти за один день. Одним из наших партнеров является АВТОВАЗ. Там существует своя система. Мы пытаемся в процессе сотрудничества привнести свою философию рабочего процесса, но эти изменения не происходят быстро»…
Эффективное, гибкое и ресурсосберегающее производство — так сформулирована в интервью журналу «Этажи» философия, привносимая ДжМ через Джона Милонаса. Процессы, основанные на знании и их постоянном обновлении. Предприятие, где все делается по плану, а не «на авось». Производство, где все на своих местах, а ненужное просто выбрасывается — поскольку для лишнего просто нет квадратных метров. Только в таких условиях, как полагает Джон Милонас, может появиться на свет автомобиль, которого еще не было в России.
Сегодня даже прожженные скептики говорят: да, такой автомобиль появился. И «Нива», и «Вива» — именно такие машины. Мало того – на них уже выстроилась очередь. Как справедливо заметил 8 декабря сам Джон Милонас, «подобного автомобиля ждали тысячи людей, и предыдущий опыт предприятия по выпуску Шевроле Нивы убедил автомобилистов в качестве выпускаемой продукции… Гордитесь – у вас в руках хороший автомобиль»». А на очереди новая модель.
Нетрудно представить, как непросто дается каждый шаг на этом пути. Еще год назад, на подобном бизнес-ланче Милонас, как отметило одно из тольяттинских изданий, «не стеснялся в оценках крупнейшего поставщика и одного из соучредителей СП. Было заявлено, что АВТОВАЗ не готов к работе с GM». 8 декабря подобных заявлений не звучало. Может быть, как раз потому что велик соблазн отнести их к сфере политических — особенно в нашей стране, где политика и бизнес, мягко говоря, идут рука об руку. «В мире нет грека, который не занимается политикой, — утверждает Милонас. – Но я работаю на заводе…»
«Естественно, вы должны понимать, что у нас существуют определенные трудности в работе с нашими поставщиками, с обеспечением качества. Я понимаю и принимаю, что есть некоторые сложности и будут некоторые сбои, но поскольку я перфекционист, то никогда не бываю доволен тем, что получаю, мне нужно больше и лучше», — сказал Милонас в интервью журналу «Этажи».
На последней встрече с прессой он не раз дал повод убедиться в этом. Так, говоря о причине задержки поставок автомобилей самарским дилерам, гендиректор GM-AVTOVAZ объяснил: недопоставленные машины собраны, но испытания выявили проблему в одном из узлов. «Я никогда не допущу, чтобы автомобиль вышел на рынок, если у меня существует хоть малейшее сомнение в его безопасности».
В самом начале пути Джон Милонас заявил корреспонденту «Эксперт-Авто»: «Мое личное мнение: качество автомобилей для внутреннего российского рынка должно быть даже выше, чем для экспорта. И я не принимаю компромиссов. Покупательская способность россиян очень низка из-за низкой зарплаты. Они зарабатывают деньги долгим тяжелым трудом, сберегают их, а потому заслуживают высококачественного автомобиля. Конечно, такой покупатель не обрадуется, если у него машина сломается очень скоро. А ведь если сравнивать доходы, то для россиянина купить новую «Ниву» — это почти то же, что для англичанина приобрести Rolls Royce».
Впрочем, «непопулярных» мер предприятию избежать не удастся. Не секрет, что весь этот год цены на «Шевроле-Ниву» оставались неизменными. Так вот, в следующем году ожидается повышение – когда и на сколько, Милонас не уточнил. Но шаг этот, по его словам, сделать придется. Рынок есть рынок.