Если бы не было музыки, наша жизнь была бы сплошной ошибкой.
Альфред Шнитке
Еще гремела война, а Ростовское-на-Дону музыкальное училище им. А.В.Луначарского возвратилось из эвакуации. Город выделил помещение в доме актеров, так как прежнее здание на Большой Садовой сгорело.
Анна Николаевна Крахоткина аккордеонистка-баянистка, теоретик объявила набор. Моими соучениками были Борис Булгаков, Николай Евченко, Анатолий Катрус и ныне здравствующий Георгий Балаев.
Георгий Михайлович Балаев – Почетный гражданин Ростова-на-Дону, заслуженный деятель культуры России, аккордеонист-композитор, педагог, сочинения которого исполняет не только в России, но и в ближнем и дальнем зарубежьи. В 1946 году дочь известного в двадцатые годы Дмитрия Софьянопуло Элеонора собрала коллектив аккордеонисток и заиграла в кинотеатр «Комсомолец». На авансцене сидели в нарядных платьях Нора Софьянопуло, Нелли Воскерчиян, Лилия Ровчак, Анна Аксенова, слева за фортепьяно Георгий Балаев, на втором плане рядом с ударником Владимир Пилипко, все студенты музыкального училища. Я в то время параллельно учился на вокальном отделении и пел «Темную ночь» и утесовского «Извозчика». Лилия Ровчак пела песенку из кинофильма «В шесть часов вечера после войны». Публика очень тепло принимала выступление ансамбля. После отъезда Норы Софьянопуло в Ленинград, ансамблем руководил очень опытный аккордеонист – Иван Васильевич Мищенко, его сменил Илья Семенович Шнейдер. Последней руководила ансамблем Евгения Флит.
Иван Васильевич Мищенко (1905-1953) родился в селе Койсуг Ростовской области. Дед, отец и большинство его родственников любили гармошку и с удовольствием на ней играли. В детстве Иван Васильевич научился играть на баяне, а затем продолжил свое музыкальное образование в Ростове. С 1927 г. начинается его музыкальная и артистическая деятельность. Он работает в ростовских театрах и филармонии, и уже в скором времени становится известным исполнителем, гастролирующим по всей стране. С 1933 г. начинает свою деятельность дуэт баянистов — Иван Мищенко и Илья Шнейдер, где Мищенко играет на выборном баяне, а Шнейдер на готовом. Ансамбль ведет активную концертную деятельность. Особенно много дуэт гастролирует в Сибири и на Дальнем Востоке. О популярности в те годы баяна и успехах музыкантов свидетельствует афиша, на которой была надпись: «Лучшие в СССР баянисты — Иван Мищенко и Илья Шнейдер». В 1935 г. у Ивана Васильевича появляется аккордеон, который изготовили по его чертежам на фабрике «Красный партизан» в Ленинграде. С этого времени в концертах он играет на выборном баяне и аккордеоне. В годы ВОВ он вместе с баянистами П. Жихаревым, Г. Зайцевым, гитаристом Н. Бинардаки добровольцами уходят на фронт, где в составе концертных бригад выступают перед воинами Красной армии. С марта 1942 г. Иван Мищенко служит в Ансамбле песни и пляски СКВО в качестве солиста-аккордеониста. После войны Иван Васильевич работает в Ростовской областной филармонии и параллельно — аккомпаниатором в театре «Юного зрителя». В 1946 г. он открывает класс баяна и аккордеона в музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова. В ней он проработал до конца своей жизни, передавая свой богатейший опыт ученикам. Одновременно, начиная с 1948 г., он работал руководителем эстрадного ансамбля в Доме офицеров, экспертом на баянной фабрике.
Великолепный баянист Петр Фролов, которого я слушал в 1944 году, играл на выборном баяне, и я был удивлен, как он переходил на игру левой рукой.
В 1945 году я впервые слушал баяниста Лехмуса, музыканта из Прибалтики, который играл на пятирядном баяне, и это была новинка.
Теперь этой игрой не удивишь. Студенты консерватории обязаны играть на выборных аккордеонах и баянах. И на пятирядных ведущие музыканты тоже играют.
В марте 1948 года Пленум Правительства постановил: «Запретить обучение в музыкальных школах по классу аккордеона, саксофона, гитары». И только в 1953 году, после смерти Сталина, разрешили занятия на этих инструментах.
В 1960 году оркестры в кинотеатрах расформировали. Музыканты ушли в филармонию, рестораны, преподавателями в музыкальные школы, студии.
В этом же году я перешел на преподавательскую деятельность и в течение 40 лет учил детей играть на этом замечательном инструменте во Дворце Пионеров, а затем – во Дворце Творчества Детей и Молодежи. Руководила им все эти годы Зоя Игнатьевна Бондарчук. И вот совсем недавно мы отметили 75-летие Дворца. Спасибо нынешнему руководству, что приглашают ветеранов и всегда посвящают интересные концерты.
Аккордеонисты и баянисты из России на конкурсах и фестивалях по всему миру, как правило, занимают первые места. А наш земляк, Александр Поелуев, бывший учащийся Ростовской музыкальной школы им. П.И.Чайковского, стал лауреатом международных конкурсов, обладателем звания «Чемпион Мира» — 2002 года. Я был на ростовском конкурсе, мне очень понравилось его выступление.
Поэтому, думаю, что наша школа аккордеонно — баянного музыкального образования, возрождается и имеет большой потенциал, а наша молодежь достаточно талантлива в плане музыкального искусства. Очень приятно осознавать, что русская баянная и аккордеонная школа развивается, несмотря на некоторое отчуждение в начале перестройки, которое она в очередной раз пережила. И этот интерес к аккордеону — замечательному народному и джазовому инструменту, дарит нам новых самородков.
Рис.1. Кинотеатр «Буревестник» в послевоенные годы и до его закрытия сейчас.
Рис.2. Кинотеатр «Комсомолец», где я работал.
Рис.3. Мои фото: а)во время войны б) в 1946 году
Рис.4. Фото Г.М.Балаева, известного ростовского композитора и аккордеониста: а) свальба с Нелли Воскерчиян; б) современное фото.
Рис.5. С аккордеоном SCANDALLI, 90-е гг.
Рис.6. Портрет в костюме – выступление во Дворце Пионеров по случаю моего 85-летия
Рис.7. Фото с 85-летнего юбилея, с друзьями (слева – Балаев – композитор и аккордеонист, справа-Попов-скрипач)
Рис.8. С аккордеоном НОRCH, июнь 2001 г.
Рис.9. На чествовании Ветеранов Великой Отечественной.
Рис.10. Фото 9 мая 2011 г.
________________________
© Пилипко Владимир Ефимович