Предисловие редактора

Наш автор и друг редакции — светлый человек, известный, заслуженный, капитан первого ранга — Александр Федорович Щеглов, почитав исторические изыскания другого нашего друга и тоже человека лучших моральных качеств — Виктора Исидоровича Литвиненко, выраженные, после ряда публикаций в Релге и запечатленные затем в книге «Сёла Приазовья» — предался воспоминаниям о своем детстве и отрочестве, проведенном в хуторе Юшкин Азовского района Ростовской области, и воспылал желанием найти своих одноклассников и восстановить через 55 лет после окончания школы страницы истории. Конечно, можно отнестись к этому, как к мемуарам, на которые тянет всех, увы, немолодых людей, но мне показалась эта история знаковой. 

Мне показалось, что история провинциальной хуторской школы — это и есть модель России как государства. Александр Федорович собрал по возможности скупые справки о выпускниках Юшкинской школы разных лет — от 1925 до 1949 года рождения. Они приводятся в нижеследующем тексте в качестве примера неизменной цепочки традиций, эстафеты поколений. Эти люди ничего не требовали от государства, не жаловались на судьбу и никого не обвиняли. Они просто жили и честно трудились, чем и выполнили свою, им предназначенную миссию. Мне показалось, что именно эти люди и составили остов, фундамент, основу России. И когда вспомнишь деревню Ивановку Купянского уезда Харьковской губернии, подарившей миру и России великого ученого и ярчайшую личность — Илью Ильича Мечникова или село Усмань Воронежской губернии, где родился нобелевский лауреат по физике Николай Геннадиевич Басов, или село Троицы Московской губернии, откуда вышел в мир гениальный авиаконструктор Олег Константинович Антонов или Константиново Рязанской губернии — родину русского гения поэзии Сергея Есенина («родился я с песнями в травном покрывале, зори меня вешние в радугу свивали…») и много-много других хуторов и сел России, одаривших мир таким множеством величайших имен, что становится сразу понятно: именно на них и держится Россия. 

Вот почему история хутора Юшкина, история Юшкинской семилетки — это и есть история России. Почитайте даже маленький фрагмент из собранного А.Ф.Щегловым — и Вам станет это ясно…

А.И.Акопов  

 

 

Обращение автора и составителя Энциклопедии Юшкинской школы к своим одноклассникам

   Дорогие одноклассники, учителя и выпускники нашей школы разных лет! Неужели я закончил эту работу? Просто не верится. 

Мне давно  хотелось собрать и напечатать в одном сборнике – энциклопедии —  всё-всё, что только возможно собрать, о нашей маленькой деревенской школе, её учителях и учениках, о школе, которая действительно дала нам всем путёвки в большую взрослую жизнь.

Я не поверю, что среди тех, кто учился в нашей школе, найдётся хоть один человек, который не вспоминал бы о школе, о своих одноклассниках, учителях – воспитателях, положивших немало труда, чтобы научить нас быть  грамотными, полезными своей семье и обществу людьми. И каждый из нас, в силу собственных способностей и возможностей, стал в дальнейшем тем, кем мечтал и хотел стать.

Но что нас всех объединяет? Несомненно – это Юшкинская школа, самые счастливые,  трудные, но  и незабываемые детские годы.

И я решил: постараюсь собрать всё, что доступно в архивах, в альбомах, в записках и автобиографиях, в скупых исторических хрониках о наших хуторах и их людях, семьях, из которых выходили ученики нашей школы. Некоторые удивлялись  — а зачем тебе нужно  переписывать  тех, кто здесь жил 60-70 лет назад?

Друзья мои, к сожалению, совсем немного длится человеческая жизнь. Но пока мы живы, мы должны, просто обязаны оставить о себе и наших  одноклассниках  добрую память. Нас этому учили умные, авторитетные люди. Вспомните, что из прошлого оставили нам наши родители, наши предки? К сожалению, очень немного. Но, тогда было сложное, очень трудное время: революции, войны, голодные годы. Не могли наши родные получить достойного образования, оставить письменных источников и архивов. Ценой огромных потерь они подарили нам мирные десятилетия. И наш долг — не забыть их, оставить и сохранить память о них в книгах, в воспоминаниях, в фотографиях, одним словом,  в письменных источниках и передать  как эстафету эти сведения следующим за нами более молодым поколениям. Неужели кто-то будет возражать против этого?

  Взяв в качестве главного лозунга к действию известный в Вооруженных Силах девиз: «Никто кроме меня!», я и  приступил к выполнению этой, как оказалось, совсем нелёгкой задачи. Спасибо всем, кто поверил мне и помог  решить многие проблемы по созданию этого труда.

Я бесконечно благодарен всем вам.

С глубоким уважением, Александр Щеглов

 г. Москва, апрель 2011 г.

 

Из предисловия Редакционного совета Энциклопедии

Идея создания Энциклопедии Юшкинской школы принадлежит Щеглову Александру Фёдоровичу, выпускнику школы  1956 г. Примерный план содержания  Энциклопедии книги был согласован 28 сентября 2010 г. в г. Азове на заседании Редакционного совета и одобрен одним из наиболее уважаемых директоров школы (1962-1968 гг.) Паршиным Петром Алексеевичем Он дал согласие быть  Почетным председателем Редакционного Совета.

Энциклопедия не могла бы появиться на свет без большого реального вклада в её подготовку десятков выпускников школы разных лет. Но прежде всего Редакционный Совет и автор выражают благодарность и признательность Шкурко Ирине Ивановне, руководителю и учителю Юшкинской школы,  и выпускнице  1955 г. Зазимко Светлане Ивановне, организовавшей деятельность  Редакционного Совета в  г. Азове. Несмотря на занятость, они провели большую работу по сбору материалов, фотографий, их «расшифровку»  и пересылку почтой в Москву.

Неоценимую помощь в поиске архивных сведений оказали заведующий Азовским районным  отделом образования Богданов Василий Дмитриевич и сотрудница этого отдела Коляда Надежда Николаевна, к большому сожалению, уже ушедшая из жизни. От Редакционного Совета в архиве успешно потрудились Родзина (Малюк) Нина Яковлевна и Шкурина (Гончарова) Галина Михайловна (см. примечание).

Особую признательность выражаем старшему поколению выпускников школы Ирлык Надежде Николаевне и Тамаровской (Винниковой)  Юлии Николаевне приславших фотографии 40-х годов прошлого века.

Большое спасибо всем выпускникам школы, выславшим  биографии воспоминания  и фотографии не только свои личные, но также и родителей, братьев, сестёр и других родственников, окончивших в своё время школу или работавших в ней учителями и техперсоналом. Особенно ценные материалы, прежде всего фотографии, выслали: Артёмова (Некрасова) Лидия Евгеньевна, Боянжу Фёдор Иванович, Галайко (Липанова) Римма Сергеевна, Железняк Давиденко (Железняк) Светлана Васильевна, Паршина (Вихрова) Эвелина Петровна, Аникеева (Стетюха) Галина Гавриловна, Тамаровская (Кудлай) Клавдия Михайловна, Савранская Валентина Ивановна, Тамаровская (Прибылова) Алина Ивановна, Трипута (Калюжная) Алла Петровна, Чернова Татьяна Михайловна и другие  выпускники.

В составлении списков жителей хуторов Юшкин, Нижняя Козинка,  Приморский, Серебряков большую помощь автору  оказали: Аникеев Леонид Николаевич, Крикушенко Георгий Иванович,  Ирлык (Бабаева) Алла Николаевна, Кравченко Николай Павлович, Канурная (Слановская)  Любовь Дмитриевна, Замай (Журенко) Тамара Ивановна, Зикранец (Яковенко)  Анна Филипповна,Тамаровская (Моргун) Мария Алексеевна, Тыцкая (Максимова) Таисия Ивановна, Шкурко Николай Николаевич  и другие.

  Мы благодарим всех, кто не упомянут в этом предисловии, за помощь материалами и консультациями по различным вопросам. Мы полагаем, что Энциклопедия – это только начало большой и кропотливой работы по дальнейшему пополнению сведений о Юшкинской школе, её учениках и учителях, особенно тех, кто прошел трудными дорогами войны и не вернулся с фронта. Теперь эта работа, надеемся, будет продолжена молодыми поколениями выпускников школы. 

Редакционный Совет Энциклопедии Юшкинской школы

 

 

Справка о  содержании  Энциклопедии

В общей сложности в ней около 500  страниц текста, различных таблиц и врезок.  Сканировано и помещено более  1000  фотоснимков, часто любительских, к сожалению, невысокого качества, особенно снятых в 40-е годы прошлого века.

Всего в Энциклопедии более 1300 фамилий учителей, учеников и технического персонала. Источники сохранилось главным образом за 50-60 годы. Нет предвоенных  архивов за  30 – е годы.

В сборнике 75 биографических справок (автобиографии и биографии).  Биографии предваряются краткими статистическими таблицами. К большому сожалению, не удалось найти фотографии некоторых директоров и ряда учителей. В книге более 400 фамилий (семей) жителей Юшкина и других хуторов.

Материалы Энциклопедии размещены  по алфавиту, кроме исторической справки и документов, которые  расположены в хронологическом порядке. 

К энциклопедии прилагается фотоальбом, содержащий более 100 фотографий.

 

 

 

КРАТКИЕ БИОГРАФИИ ВЫПУСКНИКОВ ЮШКИНСКОЙ ШКОЛЫ РАЗНЫХ ЛЕТ

 

ШКУРКО Иван Григорьевич

Ученик Юшкинской школы 1932 – 1936 гг.

Родился 12 февраля 1925 г. в хуторе Юшкин Азовского района. В 1932 г. поступил в Юшкинскую начальную школу, которую окончил в 1936 г. 1 января 1943 г. призван Азовским военным комиссариатом  в ряды действующей армии. Участник боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 г. по май 1945 г. 

Январь 1943 – июль 1943 гг.  1-я Приморская армия, 876 стрелковый полк.

Июль 1943 – февраль 1944 гг. Северо-Кавказский фронт, 339 Таманская дивизия 56 армии, командир отделения телефонной связи.

Февраль 1944 – декабрь 1946 гг. 1-й Белорусский фронт, 339 стрелковая дивизия и 74 корпусная артиллерийская бригада – командир отделения телефонной связи.

Декабрь 1946  — май 1948 гг. 2021 гаубично-артиллерийский полк, старшина батареи 152 мм. пушек-гаубиц.

В послевоенное время работал  в совхозе «Маргаритовский».

 Дочь Ивана Григорьевича, Ирина Ивановна Шкурко, многие годы возглавляла Юшкинскую школу, работала учителем математики и продолжает  трудиться в ней по настоящее время.

Государственные награды Ивана Григорьевича Шкурко.

Ордена:

«Красной звезды» — награждён за освобождение Крыма, февраль 1944 г.

«Отечественной войны II степени», награждён за прорыв обороны на западном берегу Вислы и взятие Берлина, июнь 1945 г.

Медали (фронтовые)

«За отвагу», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

 Медали (Юбилейные):

«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

«Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

«Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

«50 лет Вооружённых сил СССР»

«70 лет Вооружённых Сил СССР»

  

ТАМАРОВСКИЙ Валентин Михайлович

Ученик Юшкинской школы 1938 – 1946 гг.

 Родился 26 июня 1931 года в хуторе Юшкин Азовского района Ростовской области. Отец  Михаил Андреевич, мать  Мария  Ивановна. Семь классов Юшкинской школы окончил в 1946 г. и в том же году поступил в Новочеркасский зооветеринарный техникум. В  декабре 1949 года Валентин вступил в ряды ВЛКСМ. В 1950 году он  закончил  техникум, сдав государственные экзамены на «4» и «5» .

Работал зоотехником в Калмыцких совхозах, на Чёрных землях (Черноземельский район), где познакомился со своей будущей женой Екатериной Стус, тоже зоотехником. 18 февраля 1952 года – свадьба и почти сразу после рождения дочери Людмилы  Валентин призывается на службу в  армию. Службу он проходил в г. Ростове-на Дону, в ч  01957 «Б» от курсанта до старшего лейтенанта.

Затем работа в калмыцких совхозах. В 1956 году в республику из холодной Сибири  стали возвращаться калмыки (около 50 тысяч), депортированные  Сталиным.  Для руководства восстановлением автономии калмыков, развитием экономики республики воссоздавались партийные и общественные организации. Нужны были опытные руководители. Заметив организаторские способности Тамаровского, его назначают первым секретарём Каспийского райкома Комсомола.  Комсомольцы под руководством Тамаровского Валентина Михайловича провели огромную работу по организации приёма и трудоустройства прибывающих калмыков. За успехи в этой работе Валентин Михайлович был приглашён в качестве гостя на VI  Всемирный Фестиваль Молодёжи, который проходил в г. Москве в 1957 году.  Из столицы Валентин привёз много впечатлений, фотографий и подарков от новых друзей из Бельгии, Японии, Вьетнама, Шотландии, Франции,…

  В 1960 году друзья из Чехословакии пригласили Валентина вместе с женой погостить в Прагу. Чехословакия тепло и радужно встретили делегатов из Калмыкии. Водили их в школы, на  различные мероприятия, показывали красоты Праги, а в конце поездки подарили сувениры и вазы из знаменитого чешского стекла. Он вступает в ряды КПСС и снова возвращается в сельское хозяйство поднимать животноводство.

В городе Каспийске рождается вторая дочь Татьяна. В  эти годы  в свободное время  Валентин увлекался охотой. Карьера Тамаровского Валентина Михайловича стремительно шла вверх. Зоотехник, главный зоотехник, заместитель директора Яшкульского совхоза. За большие успехи в разведении крупного рогатого скота – знаменитой калмыцкой порода (мраморной) — Валентин Михайлович  в 1968 году был награжден бронзовой медалью ВДНХ ( Выставка  Достижений Народного Хозяйства ) в г. Москве. В 1969 году Тамаровского Валентина Михайловича  назначают заместителем министра сельского хозяйства Калмыкии. В 1970 году он был директором Выставки достижений Калмыцкой автономной республики, посвященной 50-летию Республики. За успехи в труде Тамаровский Валентин Михайлович  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1971 года был награждён орденом «Знак Почёта». 

  Многие годы Валентин Михайлович активно занимался научной работой,  издавал книги по животноводству. Заочно закончил Сельскохозяйствнный институт.  В  ноябре 1971 года он успешно  защитил диссертацию и Советом Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства ему была присуждена  учёная степень кандидата экономических наук. В последние годы жизни Валентин  Михайлович работал заместителем директора  Калмыцкого Научно-исследовательского института  мясного  скотоводства. Умер Тамаровский Валентин Михайлович  31 октября 1972 года в городе Москве, в больнице после операции на почки. Похоронен в  г. Элисте – столице Республики Калмыкия.

  

ЛИПАНОВА (Галайко) Римма Сергеевна

Ученица Юшкинской школы 1949 – 1956 гг.

     Я, Липанова (Галайко) Римма Сергеевна, родилась в грозном 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны – 3 августа. Мы, дети войны, с детства испытали на себе суровую жизнь военных лет. Мы рано взрослели,  мечтали о светлом будущем, которого нас лишила война в раннем детстве. Я и мои сверстники не знали отцовской ласки, потому что все они ушли на фронт, и многие не вернулись домой с полей сражений. Рано старели наши мамы, оставшись в трудное военное время одни; рано и мы, дети, узнали тяготы тех лет. У нас до войны была большая дружная семья: папа – Галайко  Сергей Никитович  работал бригадиром скотного двора, мама – Галайко  Акулина Лаврентьевна, трудилась там, где нужны были заботливые и ласковые женские руки, и трое детей: старшие братья Иван и Вячеслав и я – младшенькая, как меня любовно называли в семье! Война нарушила весь уклад нашей семьи, как и миллионы других семей  Папа в 1941 году в ноябре месяце был призван Азовским горвоенкоматом на фронт, и больше мы его не видели. Со слов  его однополчанина наш отец погиб в 1943 году при форсировании Днепра, но мама получила не менее страшное по тем временам известие: пропал без вести! И на все наши послевоенные запросы нам отвечали то же самое!  Всю свою жизнь и мама, и мы, дети, страдали от того, что не могли поклониться тем местам, где наш отец  сложил свою голову. В  1943 году ушёл на фронт и старший брат Иван, которого мы не видели долгих 6 лет! Брат Вячеслав, которому в 1941 году исполнилось 15 лет, начинает трудиться в совхозе трактористом.  И воссоединилась наша семья (но уже без папы) только в 1949 году. 

В этом же году я поступила в 1 класс Юшкинской семилетней школы. Дружной ватагой мы ходили из совхоза «Приморский» в хутор Юшкин. Нелёгкое, но по-своему счастливое было время! Нас не пугали ни морозы зимой, ни слякоть весной и осенью! Мы учились охотно, преодолевая все трудности!

В 1956 году я заканчила 7 классов и продолжила учёбу в средней школе с. Александровки Азовского района, Ростовской области. За три года  я повзрослела и уже осмысленно выбрала себе профессию, которую пронесла через всю мою жизнь!  В 1959 году я поступила в Азовское педагогическое училище, которое закончила  в 1961 году и была направлена в шахтёрский город Гуково Ростовской области учителем начальных классов. Этот город стал для меня второй родиной. Здесь я познала все «тонкости» педагогического труда, и за 50 лет работы в школе прошла путь от молодого специалиста до Заслуженного учителя России. Я имею правительственные награды, два высших образования, у меня есть дети и внуки. 

Но какие бы перемены ни происходили  в моей жизни, одно остаётся неизменным – моя любовь к детям! Тысячи детских судеб прошли через моё сердце, и всех, и каждого я люблю, как собственных детей! И когда у меня спрашивают: «Тебе это  всё ещё не надоело?!» Я отшучиваюсь: «А как быть, если я ничего другого не умею делать, как учит детей?!» Хотя на самом деле я не представляю свою жизнь без этой неугомонной оравы детишек, без  этих детских глаз, которые ежедневно встречают меня своей любовью, без  этих ручонок, которые тянутся ко мне не только за знаниями, но и за теплом и нежностью! Моя жизнь – в моих учениках! Многие из них занимают руководящие посты, стали врачами, учителями, многие трудятся в своём родном городе на шахтах и других предприятиях. Они пишут мне письма, шлют поздравительные телеграммы и открытки, приходят в гости.  Это ли не счастье?! 

Казалось бы, откуда у меня – простой деревенской девчонки – такая тяга к знаниям, такая любовь к чужим детям?! За долгие годы своей жизни я сталкивалась со многими людьми, которые как приходили в школу без огня и задора, так и уходили, не оставив следа ни в своей душе, ни в душе детей, которых они обучали. А я пришла 20-летней девчонкой, взяла за руки  моих первых питомцев и иду по этой жизни без малого ни 50 лет! И с уверенностью знаю ответ на этот вопрос! У меня был, есть и останется со мною навсегда надёжный маяк, который освещал  мне путь все эти долгие годы! Я благодарна Богу и судьбе за то, что в моей жизни был этот «приют» света, тепла и добра – моя  любимая Юшкинская школа!  Мои дорогие учителя, давшие мне путёвку в жизнь, мои незабвенные одноклассники!  

Неизгладимые впечатления до сих пор хранит моя память о моей первой учительнице – Трипута Анне Петровне! Я помню  взгляд её прекрасных карих глаз, помню её движения, жесты!  Помню,  как мы, девчонки,  старались копировать её походку, её слова, взгляд! Я помню, как темнели её глаза, как мрачнел вид, когда она кем-то из нас была недовольна! Анна Петровна была не только прекрасным педагогом, но и замечательным человеком! Сколько раз, когда заметала непогода зимой, она вела нас, ребят и девчонок, живших в «Приморском», к себе домой! Она поила нас чаем и угощала пирожками, которые в те годы казались нам верхом блаженства! Вечная память ВАМ, дорогая АННА ПЕТРОВНА! Мы ВАС не подвели! И я знаю, что ВЫ бы нами гордились!  В настоящее время я всё ещё продолжаю трудиться! Мой возраст – мне не помеха, потому что мои года – моё богатство! 

Р. С. Липанова (Галайко).  г. Гуково, 2011 год.

 

 

ЩЕГЛОВ  Александр  Фёдорович

Ученик  Юшкинской семилетней школы  с 1949 по 1956 гг.

Щеглов Александр Фёдорович родился 10 августа 1942 г. в посёлке Приморский  совхоза №730 Азовского района Ростовской области. Отец, Щеглов Фёдор Антонович (1906 г. рожд.), погиб на фронте в 1943 г. при освобождении Украины от немецко-фашистских захватчиков. Мать, Щеглова (Тамаровская) Тамара Ивановна (1912 г.рожд.), воспитала нас, троих детей. Умерла в 1985 г. В семье кроме меня были ещё старшие сёстры Люба и Лида. Поступил в школу 1 сентября 1949 г. Учила нас с первого по четвёртый класс Трипута Анна Петровна, прекрасный учитель, замечательный человек и удивительно красивая женщина. В 5-м и 6-м классах  были  по два параллельных класса «А» и «Б». Седьмой класс сделали объединённым и мы окончили его в 1956 году. Многие ученики продолжили учёбу в средних школах сёл Александровка и Маргаритово. Мы вместе с Леонидом Аникеевым, Анатолием Примаковым и Борисом Тамаровским поступили в Первый Ростовский автомобильно-дорожный техникум (ПРАДТ), который окончили в 1960 г., получив диплом техника-строителя автомобильных дорог и мостов. После окончания техникума  работал на строительстве автодороги Краснодар-Волгоград в Краснодарском крае (станица Выселки, г. Тихорецк).

В 1962 году был призван на действительную военную службу, которую проходил в Ракетных войсках стратегического назначения. На третьем году  службы (1965 год) сдал вступительные экзамены и стал слушателем Военного института иностранных языков (ВИИЯ) специального факультета в городе Москве. После годичной командировки за границу и окончания в 1971 г. этого вуза со знанием двух иностранных языков (испанский и французский) и определённой специальностью продолжил службу на Краснознамённом Северном флоте (главна база г. Североморск, зона ответственности – Атлантический океан). Ходил в длительные океанские походы с посещением иностранных портов в странах Европы, Африки и Латинской Америки. Участвовал в выполнении  заданий Главного штаба Военно-Морского Флота СССР.

С 1975 года почти 25 лет служил и работал после увольнения из кадров в центральном аппарате Министерства обороны и Генеральном штабе Вооружённых Сил. Окончил  ряд курсов. Неоднократно выезжал в зарубежные командировки для выполнения заданий командования. Последние годы службы возглавлял одно из подразделений Генерального штаба Вооружённых Сил. Уволился из кадров в 1994 году в звании капитана I ранга с правом ношения военно-морской формы одежды. С 1999 года в течение более 10 лет работал государственным служащим в Министерстве промышленности Российской Федерации (Департамент радиоэлектронной промышленности), занимался информационными вопросами. С 1965 г. живу в Москве, за исключением периода службы на флоте и зарубежных командировок. Женат. Супруга — Татьяна Андреевна. Работала врачем, сейчас на пенсии.  Взрослый сын Андрей женат. 

Многие годы увлекаюсь военной историей и своей родословной. Последнее время  вместе с другими выпускниками стараемся помогать Юшкинской  школе в воссоздании её истории  и пополнении экспозиции  музея, который организован в средней школе села Маргаритово. Работаем над созданием «Энциклопедии Юшкинской школы». Моя память будет  хранить, пока я жив, дорогие лица одноклассниц:  Галайко Риммы, Замаевой Тамары, Аникеевой Аллы, Брагиной Вали, Шутьевой Тамары и Шутьевой Вали, Канурной Любы, Малаховой Юли, Овчинниковой Раи и  других девочек. Я был уверен тогда,  и ещё более убеждён сегодня, что лучше, благороднее, милее и красивее  наших девочек-одноклассниц нет нигде в целом мире. Невозможно забыть моих одноклассников, блестящих отличников, талантливых ребят: Аникеева Леонида, Приймакова Толю, врождённого киномеханика Тамаровского Бориса,  Маслянника Витю, Тамаровского Ваню и его сестру Веру, Зинченко Ваню, Парфилова Колю и многих других, с кем я провёл вместе  школьные годы. 

К сожалению, уже немало наших ребят ушли из жизни в мир иной, светлая им память!

Благодарен и всегда буду помнить наших дорогих учителей: мою первую учительницу Трипута Анну Петровну, научившую меня читать и писать; строгого  завуча Тамаровскую Полину Емельяновну; математика, активного участника Великой Отечественной войны Ясинского Сергея Павловича, который часто с юмором не знавшим твёрдо таблицу умножения, в качестве результата всегда предлагал писать цифру «48»; учительницу  Рыбалкину Надежду Ивановну, с её неизменной муфтой, прекрасно излагавшую материалы по истории; Чернова Михаила Кирилловича, замечательного человека, активного участника Великой Отечественной войны, орденоносца, с которым я часто встречался и после окончания школы, а также других наставников. Все они, несмотря на тяжелые послевоенные годы, в нашем маленьком хуторе сумели вооружить нас, своих учеников, прочными знаниями, воспитать  в духе патриотизма, привили нам высокие моральные устои, что позволило многим из выпускников школы добиться успехов в последующей жизни. Несмотря на отдалённость от города, слабую материально-техническую оснащенность в те далёкие  послевоенные годы, школа дала всем нам хороший старт в жизни и те, кто хотел,  продолжили  учёбу в средних школах, военных училищах, ПТУ, техникумах и вузах,  получили различные профессии. Великая благодарность,  низкий поклон и светлая память всем нашим учителям — воспитателям.

Минуло 55 лет с той поры, как мы расстались со своими одноклассниками и учителями,  ушли  навсегда в свободное плаванье по  бурному жизненному морю,  но где бы я ни был – в стране, или далеко за её рубежами, я нигде не забывал и никогда не забуду нашу старую добрую Юшкинскую школу.

Щеглов А.Ф.,  Москва, август 2010 г.

 

КАЛЮЖНАЯ (Трипута) Алла Петровна

Ученица Юшкинской школы с 1954 по 1961 г.

Родилась я в 1947 г. Моя семья жила в Юшкине рядом со школой, и поэтому все мои детские воспоминания связаны с ней. Более всего я помню тополиную рощицу у школы, которую мы называли «школьный сад». Здесь мы проводили всё свободное время, любовались тополями-исполинами, кроны которых уходили высоко в небо, а стволы можно было обхватить, только взявшись вместе за руки с друзьями. Особенно манили нас надписи на белых стволах тополей. Мы старались разобрать их. Были там отметки о чьём-то пребывании, какие-то даты, клятвы в дружбе и особенно много признаний в любви.

Многие поколения учащихся школы оставляли автографы на этом тополе и за прошедшие десятилетия эти надписи поднялись высоко-высоко в небо. Залезть по гладкому стволу дерева мы не могли, поэтому завидовали немногим смельчакам, умеющим взбираться на большую высоту. Зато мы с большим удовольствием «гнездились» как птички на раскидистых  ветвях тютин – шелковиц, которые росли здесь же неподалеку в саду. Мы любили наш школьный сад в любое время года, но больше всего он нравился нам в осеннюю пору. Крупные листья лимонного цвета сводили нас с ума. Мы делали из  них букеты, плели венки, прятались под ними, когда играли в прятки.

Классные комнаты школы тоже казались нам загадочными. Особенно нравились лепные украшения на потолках, остатки помещичьей роскоши. Нравился и белоснежный кафель, которым как изразцами  была облицована стенка печи. На  центральной плитке  — красивая фигурка женщины, нежной, загадочной, манящей.

Из учителей больше всех мне помнится Лейдерман Любовь Григорьевна, моя первая учительница. Она была безмерно талантлива: прекрасно пела, умела рассказывать так, что заслушаешься. А как она рисовала! Написанная Любовью Григорьевной картина висела у нас в доме десятки лет, в зале, на самом видном месте. И ею невозможно было не любоваться. Всем нам хотелось рисовать так же, как умела это делать наша учительница.

А в 5–6 классах нам очень повезло. В школу приехала молоденькая, только что из института, учительница математики и физики. Звали её Татьяна Васильевна Жижкина. Я и сейчас прекрасно помню её внешность: невысокая, худенькая, с голубыми глазами и с гладко зачесанными светло-рыжими волосами. Она была для нас как свет в окошке. Помимо того, что она научила нас свободно решать задачи по алгебре и геометрии, составлять электрические цепи и делать опыты по физике, она приобщила нас к чтению. 

Татьяна Васильевна не была нашим классным руководителем, но оставалась с нами после уроков и читала нам. Мы узнавали о немецком лагере смерти в Бухенвальде, о Сталинградском сражении, об индейцах и героях книг Аркадия Гайдара. Я как сейчас помню её полупрозрачные веки, опущенные в книгу глаза, завораживающий голос,  который нам хотелось слушать хоть целый день. А ещё она умела красиво танцевать и учила нас этому. Мы объехали с ней все слёты и смотры и неизменно оказывались победителями.

С Солдатовой Зинаидой Ивановной мы насадили огромный яблоневый сад, потом ухаживали за ним. В один их весенних дней, когда мы окапывали сад, а он был в то время весь в бело-розовом цвету, нам сообщили о том, что в космос полетел Юрий Гагарин. Теперь, когда я слышу о его полёте, вспоминаю тот яблоневый сад, гудящих над цветами пчёл и счастливые лица моих одноклассников.

После окончания 7 классов я поступила в Педагогическое училище в г. Азове. Почему именно туда? Просто других профессий кроме учителя  я в то время и не знала. Но я не жалею о выборе. Это то, что я умею и хочу делать. После училища – институт в Ростове. Работаю в школе уже 45 лет. Продолжаю работать и сейчас. Без школы себя не мыслю. Более 35 лет я заместитель директора, сначала по воспитательной, потом по учебной работе. Считаю, что жизнь прожита не зря. Сотни детей пишут грамотно благодаря мне, любят литературу и искусство. И в этом тоже есть частица моего труда.

У меня двое детей, трое внуков.  Муж работает в школе вместе со мной. 

Февраль 2011 г., с. Кугей

  

ЖЕЛЕЗНЯК  (Давиденко) Светлана Викторовна

Ученица Юшкинской школы 1958 – 1964 гг

Я родилась 11 ноября 1949 г. Судьба распорядилась так, что до 14 лет меня воспитывала бабушка, Тамаровская Мария Павловна. Жили мы в хуторе Юшкин Азовского района. В первый класс Юшкинской школы я пошла в 1958 г. Школа, как мне казалось, была на значительном расстоянии от моего дома, и чтобы сократить дорогу я ходила через луг. По пути в школу вместе с подругами мы любовались всеми прелестями природы в любое время года: знали, где расцвёл первый цветок, где птичка свила гнёздышко! Прошло много, много лет, но чувство любви и уважения к родным местам, где ты жил в детстве, не утрачено. Нас этому учила жизнь, а именно – добрая, заботливая учительница Трипута Анна Петровна, мои дедушка и бабушка. Меня окружали люди труда. Я даже сейчас думаю, а почему мою бабушку называли не тётя Маруся, а именно Мария Павловна, а дедушку – Николай Разумович? Нас учили уважать людей, любить их! Никогда не забуду, как красиво и задушевно пели женщины, возвращаясь с полевых работ.

С раннего детства я прикоснулась к музыке, мне нравится  живопись, люблю животных. Мы с моим дедушкой несколько раз ходили на теплоходе от Азова до Таганрога, где жила моя мама. Моё детское воображение просто поразили  картины нашего знаменитого мариниста Айвазовского, находившиеся в фойе Азовского морского порта. На нашей улице жил преподаватель музыки Кулявцев Николай Иванович. Он прекрасно играл на баяне, задушевно пел.  Мы очень любили слушать музыку. По вечерам, заслышав звуки баяна, балалайки, песни, мы, деревенские дети, бежали в любой уголок села. Низко кланяюсь моей покойной бабушке, которая всё делала для меня. Как в детстве, так и  сейчас я не могу жить без прикосновения к музыке, животным, природе!

Если пригласите меня на выбор — в ресторан или на субботник, я выберу субботник. Была бы я Президентом, устроила бы грандиозный субботник, с помощью которого убрала бы,  почистила – вымыла всю нашу страну. А потом – все другие дела.

В нашей деревне жило несколько инвалидов войны. Когда я бегала в магазин за хлебом, то всегда припасала в кармане конфетку для мужчины, у которого не было руки. Он часто сидел на скамейке у совхозной конторы и слушал радио, прикреплённое к столбу напротив магазина, а мы, дети подходили к нему и угощали его сладостями. Кто воспитывал чувство сострадания и уважения к старшим? Я не знаю. В 14 лет, это было в 1964 году, по настоянию бабушки я уехала в Таганрог, где и живу по настоящее время, но мыслями часто возвращаюсь в село. Детство деревенское я никогда не променяю на городское. В городе я окончила педагогический институт, вышла замуж. У меня трое детей. Уже стали взрослыми и внуки, скоро стану прабабушкой.

Очень  люблю деревню, и, сколько бы лет ни отвелось мне жить на этом свете, хочу, чтобы  в мире ином  я была навечно в хуторе Юшкине. О городе ничего  писать не буду, там ничего интересного нет.

Давиденко Светлана, а ныне Железняк С.В., ноябрь 2010 г., Таганрог.

 

 

 

Татьяна Стаценко, газета «Приазовье», № 18, 11 мая 2011 г. 

 г. Азов, Ростовская область

 

Оставить след…

 

Создана уникальная книга о скромной сельской школе

 На берегу речки Мокрая Чубурка расположен небольшой хутор Юшкин. Есть в хуторе школа. Учеников в ней немного, да и сам хутор сейчас немноголюден. Но так было не всегда. Школа дала путёвку в жизнь нескольким поколениям жителей Юшкина и близлежащих хуторов. Воспитала людей достойных, порядочных. Кто-то остался работать на селе, кто-то, получив высшее образование, уехал в далекие города, но все с благодарностью вспоминают о родной Юшкинской школе. Свидетельством тому – появление уникальной книги, вобравшей в себя огромное количество документов, воспоминаний и фотографий.  

Автор книги – Александр Фёдорович Щеглов, капитан I ранга, кавалер ордена Красной Звезды, ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах», ученик Юшкинской семилетней школы  с 1949 по 1956 год.  

Рассказывает автор

 «Идея создать «Энциклопедию Юшкинской школы» возникла в 2010 году, во время встречи выпускников. Признаться, мне давно хотелось обобщить и напечатать в одном сборнике всё-всё, что только возможно собрать, о нашей маленькой деревенской школе, – рассказывает Александр Щеглов, –  и я решил: постараюсь найти всё, что доступно в архивах, в альбомах, в записках и автобиографиях, в скупых исторических хрониках о наших хуторах и их людях, семьях, из которых выходили ученики нашей школы. Систематизировать и обрабатывать информацию мне приходилось и раньше, однако, книга не могла бы появиться на свет без большого реального вклада в её подготовку десятков выпускников школы разных лет. 

Был создан редакционный совет, почетным председателем которого был избран один из наиболее уважаемых директоров школы Петр Алексеевич Паршин, разработан и одобрен примерный план содержания энциклопедии. К сбору информации подключились все, кого захватила идея создания книги. Пошла, если можно так выразиться, «цепная реакция» —  редакционный совет  находил выпускников школы, те, в свою очередь разыскивали своих одноклассников. Все, кого удалось найти, делились с нами своими воспоминаниями о родной школе и о своих любимых преподавателях.  

Огромную работу проделали руководитель и учитель Юшкинской школы Ирина Ивановна Шкурко и выпускница 1955 г. Светлана Ивановна Зазимко. Неоценимую помощь в поиске архивных сведений оказали заведующий Азовским районным  отделом образования Василий Дмитриевич Богданов и сотрудница этого отдела Надежда Николаевна Коляда, к большому сожалению, уже  ушедшая из жизни. От редакционного совета в архиве успешно потрудились Нина Яковлевна Родзина (Малюк) и  Галина Михайловна Шкурина (Гончарова).

Особую признательность хочется выразить старшему поколению выпускников школы Надежде Николаевне Ирлык и Юлии Николаевне Тамаровской (Винниковой) которые прислали нам фотографии 40-х годов прошлого века.

Наша книга была создана всего за год. Но, мы, члены редколлегии, полагаем, что появление данного труда — это только начало большой и кропотливой работы по дальнейшему пополнению сведений о Юшкинской школе, её учениках и учителях, особенно тех, кто прошел трудными дорогами войны и не вернулся с фронта. Теперь эта работа, надеемся, будет продолжена молодыми поколениями выпускников школы».  

Книга 

Книга действительно уникальна. По замыслу автора, в нее вошли не только воспоминания и документы, касающиеся непосредственно Юшкинской школы. Это настоящая энциклопедия, охватывающая большой исторический период. В ней собраны материалы об истории возникновения хуторов Юшкина и Нижней Козинки. Кроме того, перечислены имена жителей хуторов Юшкина, Приморского, Нижней Козинки и ныне не существующего хутора Серебрякова. Благодаря этому, жители Приазовья интересующиеся своей генеалогией, могут найти в книге имена своих дедов и прадедов. 

Воспоминания учеников школы, рассказы о том, как сложилась их жизнь в дальнейшем, трогают своим теплом,  искренней  признательностью своим первым учителям, любовью к своей малой родине. 

Большой интерес представляют найденные в архивах автобиографии директоров и преподавателей школы, — в скупых анкетных  данных сохранился дух того сложного времени, когда «неправильное» социальное происхождение или существование родственников живущих за границей, ломали человеческие судьбы. 

Многочисленные документы, собранные в энциклопедии являются настоящей находкой для историков и краеведов.  

В общей сложности в книге около 500 страниц текста, различных таблиц и врезок, около 1000  фотоснимков и более 1300 фамилий учителей, учеников и технического персонала. 

В сборнике 75 биографических справок. К энциклопедии прилагается фотоальбом, содержащий около 100 фотографий. 

В надежные руки…

 Проделана огромная работа. Наступило время передать книгу тем, кто только начинает свой жизненный путь – школьникам, потомкам тех, о ком повествует энциклопедия. 

5 мая на торжественной линейке посвященной 66-й годовщине Великой Победы, Александр Фёдорович Щеглов передал «Энциклопедию» музею Маргаритовской средней общеобразовательной школы, филиалом которой является начальная школа хутора Юшкин. На линейке присутствовали глава Маргаритовского сельского поселения  Александр Васильевич Гончаров, соавторы книги — директор Юшкинской школы Ирина Ивановна Шкурко и Светлана Ивановна Зазимко. 

Директор Маргаритовской школы Валентина Михайловна Красникова от имени всех учеников и педагогического коллектива искренне благодарила авторов «Энциклопедии» за бесценный подарок. В школе краеведению уделяется огромное внимание, а музею могли бы позавидовать многие городские образовательные учреждения. Поэтому, вполне возможно, в ближайшие годы на свет появится аналог книги, составленный по материалам собранным маргаритовскими краеведами. 

Второй экземпляр «Энциклопедии Юшкинской школы» передан на хранение в Азовский районный отдел образования. 

 

 

Оставить след…

 Знать и уважать историю своей родины необходимо. Когда теряется связь поколений, возникает реальная опасность потерять самое главное – душу народа. Его неповторимое лицо.  

«Некоторые удивлялись  —  а зачем тебе нужно  переписывать  тех, кто здесь жил 60-70 лет назад? – говорит Александр Фёдорович Щеглов. — Друзья мои, к сожалению, совсем немного длится человеческая жизнь. Но пока мы живы,  должны, мы просто обязаны оставить о себе и наших  одноклассниках  добрую память. Нас этому учили умные, авторитетные люди. Вспомните, что из прошлого оставили нам наши родители, наши предки? К сожалению, очень немного. Но, тогда было сложное, очень трудное время: революции, войны, голодные годы. Не могли наши родные получить достойного образования, оставить письменных источников и архивов. Ценой огромных потерь они подарили нам мирные десятилетия. И наш долг — не забыть их, оставить и сохранить  память о них в книгах, в воспоминаниях, в фотографиях, одним словом,  в письменных источниках и передать  как эстафету эти сведения следующим за нами более молодым поколениям. Неужели кто-то будет возражать против этого?».