С каждым годом становится все более очевидным, что реализация многих информационно-коммуникативных процессов неразрывно связанно с современными телекоммуникационными системами. Более того, порой эти процессы оказываются напрямую зависимы от электронных сетей. В этом плане наиболее большое значение в современном информационном обществе приобрела сеть Интернет. Именно она стала сегодня гарантом открытости политических и финансовых институтов, позволяет гражданам напрямую участвовать в коммуникации с различными институтами, организациями и между собой. 

К настоящему моменту Интернет превратился именно в то пространство, где ключевые мировые события не только находят свое отражение, но и порой происходят. Ярким тому подтверждением является то, что традиционные средства массовой информации все чаше черпают информацию и даже оперативные поводы для своих выступлений именно в сети Интернет. Многие главы государств, в том числе и российского, устраивают в Интернете прямые линии. Именно в Интернете расположены электронные торговые площадки, позволяющие на федеральном уровне осуществлять в конкурентной среде закупки на государственные и муниципальные нужды. Кстати, последний пример, может служить подтверждением того, что сегодня Интернет служит не только целям рекламы и PR, но и позволяет сохранять экономические устои современной государственности.

Безусловно, глубокое взаимопроникновение политики, общественных интересов и коммуникации в сети Интернет не осталось незамеченным исследователями. В разное время учеными из разных отраслей науки предпринимались попытки осмысления происходящих в сети процессов. Вопросы воздействия Интернета на социально-экономическое развитие общества затрагиваются в работах И.И. Засурского, Д. Иванова, Е. Камак, С.И. Паринова, А. Хайтина, А.Е. Шадрина. Проблемы политических коммуникаций в глобальной сети Интернет поднимались в работах Т. П. Ворониной, М.Н. Грачева, В.Л. Иноземцева, И.В. Кравченко, И.С. Мелюхина, В.П. Терина и некоторых других авторов. Вопросы влияния Интернета на современную систему средств массовой коммуникации глубоко разработаны в работах А.И. Акопова, М.М. Колесниковой, А. Гарматина, В. Колодкина, Э. Могилевской, Е. Вартановой и др. Необходимо отметить, что за последние годы появились также десятки диссертационных исследований в области журналистики, социологии, политологии. 

Благодаря указанным исследователям была сформирована твердая теоретическая и методологическая базы, позволяющие оценивать Интернет не как технологию или средство коммуникации, а именно как общественное явление и как особое пространство протекания коммуникативных процессов. 

Однако с момента появления основного объема научно-исследовательских работ Интернет сделал большой скачок в своем развитии. Кроме отдельных сайтов, электронной почты, форумов и чатов в сетевом пространстве появились многочисленные блоги, социальные сети, системы обмена мультимедийной информацией, микроблоги и т.д. Кроме того, за последние годы широкое распространение получили новые технические устройства (типа коммуникаторов, дешевых нетбуков,  iPod и iPad), а также новые протоколы связи (например, 3G). Эти новые технологии дали новый стимул для трансформации вовлеченных в сеть процессов, в том числе и для трансформации политической коммуникации. 

Анализ российских интернет-ресурсов, имеющих общественно-политическое содержание, позволяет констатировать, что в настоящее время в политической коммуникации широко задействованы практически все сервисы и технологии сети Интернет. В наиболее общем виде их можно поделить на следующие группы: 

— сайты;

— социальные сети;

— блоги;

— микроблоги.

Практически все наиболее заметные политические акторы России представлены во всех перечисленных номинациях. 

И партийные организации, и политические лидеры активно создают собственные официальные и неофициальные сайты. При этом, если ранее подобные сайты были своего рода визитными карточками, то в настоящий момент многие из них превратились в полноценные средства массовой информации, зарегистрированные соответствующим образом. Невозможно не отметить и то, что распространение получили сайты, призванные удовлетворять информационные потребности узких, даже маргинальных групп политически активного населения (националисты, анархисты, монархисты, и т.д.). 

Социальные сети («Одноклассники», «В контакте», «facebook») все чаще становятся способом донесения мобилизующей информации. Периодически здесь создаются группы или распространяются сообщения, призванные привлечь внимание того или иного сегмента населения к возникшей общественно-политической проблеме или проводимому мероприятию. В период проведения выборов можно встретить и случаи незаконного распространения агитационных материалов, представлено в виде видеороликов, флеш-анимации и т.д.

Блогосфера, в особенности livejournal.com, с момента своего появления уже прочно вошла в обиход политических деятелей. Федеральные и региональные политики используют личные интернет-дневники для донесения до избирателей своей позиции по тем или иным вопросам повестки дня, а также для прямого контакта с гражданами. Не менее, а зачастую и более популярными становятся блоги людей, напрямую не связанных с политической жизнью, но активно ее обсуждающих. В их числе журналисты, одиозные бизнесмены, деятели науки и культуры.

Микроблоги – относительно новое явление, но уже получившее огромное влияние среди сетевой аудитории. Наиболее показателен в этой категории проект Twitter. По официальным данным в сентябре 2010 года число пользователей Twitterа превысило 145 миллионов человек. Здесь всего в 140 символах у каждого желающего есть возможность оставить сообщение о том, что происходит с ним в настоящий момент. Благодаря интеграции различных протоколов от SMS до RSS и специальной системе распространения эти сообщения в доли секунды становятся достоянием каждого, кто следит за вашим микроблогом. Только среди российских политиков в число пользователей Twitter входят Президент РФ Д. Медведев, губернатор Кировской области Н. Белых, глава ЛДПР В. Жириновский и т.д.

Попробуем выделить наиболее характерные черты политической коммуникации, протекающей в указанной системе интернет-ресурсов. 

Необходимо отметить, что все проекты в перечисленных группах тесно связаны друг с другом. Например, посредством специальных программ сообщение появившееся на сайте отдельной партии, моментально распространяется по сайтам сетевых СМИ, в социальных сетях, блогах и микроблогах. При этом в большинстве случаев это осуществляется автоматически, в соответствии с заранее выбранной пользователем установкой. То же происходит и в обратном порядке. Нередко в микроблогах публикуется лишь часть сообщений. А в полном виде его можно прочитать либо на сайте, либо в блоге. Таким образом, переходя с сайта на сайт, из блога в блог, рядовая частная реплика способна превратиться в сообщение, адресованное неограниченной аудитории.

Еще одна особенность сформировавшейся в Интернете системы ресурсов – обилие людей, не имеющих прямого отношения к выполнению политических функций. Зачастую их публикации и выступления оказывается гораздо значимее и весомее для сетевой аудитории, задают своеобразные тренды в осмыслении общественности происходящих событий. Примером этого может послужить Twitter Тины Конделаки. Популярная телеведущая развернула в сети активную публицистическую деятельность, чем смогла привлечь внимание значительной аудитории. Таким образом, в политической коммуникации в сети Интернет огромное значение приобретают не сами политики, а люди, близкие к общественной и политической деятельности, так называемые «интерпретаторы событий».

Анализ блогов и микроблогов отдельных государственных деятелей, позволяет констатировать, что под влиянием новых сетевых технологий трансформации подвергается и сама политическая деятельность. Особого внимания в этой связи заслуживает Twitter Никиты Белых, губернатора Кировской области. Политик лично отражает в своем микроблоге практически все происходящие с ним события: от участия в крупном государственном форуме, до совещания в Администрации области. Ежедневно Никита Белых публикует несколько десятков подобных сообщений, а также фотографий, иллюстрирующих их, со своего мобильного телефона. В результате граждане имеют возможность в режиме он-лайн наблюдать за работой губернатора. Однако важнее другое – теперь каждый желающий может напрямую обратиться к Белых, причем по вопросу происходящих в данный момент событий. В частности, были примеры, когда по просьбе граждан, Белых задавал интересующие их вопросы министрам, губернаторам других областей и т.д. 

Как мы видим, с одной стороны, охарактеризованные черты системы политических интернет-ресурсов, позволяют нам говорить о том, что политическая деятельность приобретает большую открытость и публичность. Никогда прежде у людей не было возможности круглые сутки в режиме реального времени не только наблюдать, но и участвовать в общественно-политическом процессе. При этом нередко элемент участия в новых условиях проявляется в прямом комментировании работы того или иного политического деятеля. С другой стороны, очевидна еще большая медиатизация политики. Сами государственные деятели становятся практически героями реалити-шоу. Не исключено, что определенные действия могут совершаться ими в том числе из желания продемонстрировать свою максимальную публичность и открытость перед избирателями. Тем не менее, именно эта публичность и открытость в определенные моменты может начать диктовать им логику поведения и принимаемых решений.

___________________________

© Долгополов Александр Юрьевич