Представьте себе, что вы политик, выступающий на предвыборном собрании.
Вам задают вопрос: «Что вы думаете о размерах чаевых?»
Первое ваше побуждение – ответить, что уровень чаевых должен быть снижен. Это понравится пассажирам такси, посетителям ресторанов, клиентам парикмахерских, постояльцам отелей. А их суммарно гораздо больше, чем работников сферы услуг.
Но можно ли игнорировать интересы шоферов такси, официантов, парикмахеров? Ведь суммарно их тоже немало…
«Уровень чаевых должен быть понижен», — сказать так — значит, угодить одной части электората, но восстановить против себя другую часть. Сказать, что уровень чаевых должен быть повышен – значит восстановить против себя одних, хотя и угодить другим.
Самое лучшее — провозгласить, что вы горой стоите за РАЗУМНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ уровень чаевых. А еще лучше:
— От имени простых людей, рядовых налогоплательщиков МЫ ТРЕБУЕМ обеспечить разумный, честный и справедливый уровень чаевых!
И пусть кто-нибудь попробует возразить…
Не так уж много острых общественно-политических тезисов, которые вызывали бы либо полный одобрямс, либо стопроцентный негатив. Как правило, у каждой великой истины есть ее прямая противоположность – такая же великая истина:
— Вор должен сидеть в тюрьме. – Пусть лучше ловкий вор гуляет на свободе, чем все честные граждане, как воры, дрожат от страха перед «правоохранительными» органами.
— Общество, не дорожащее традициями, обречено. – Общество, не желающее обновляться, обречено.
Государство должно помогать обездоленным. – Государство не должно содержать бездельников.
И так далее.
Если политик говорит такие вещи, на которые нечего возразить, это верный признак того, что перед нами демагог.
Если он к тому же говорит «от имени всего народа…», «народ требует…» и все в таком духе — это второй верный признак.
Вот пример откровенной демагогии: «Надо возродить силу и мощь российского государства, поддержать становление новых для России структур гражданского общества, восстановить и укрепить нравственный авторитет власти, обеспечить динамичный и устойчивый рост экономики, заложить основы правосознания у граждан, воспитать в них чувство уважения к закону, труду, земле и частной собственности. Но прежде всего мы должны поверить в нашу Россию, укрепить дух нашей нации, восстановить позитивный образ нашей страны во всем мире»,
Словом, за всё хорошее!
Кто посмеет возразить? Кто против возрождения и мощи родного государства? Против устойчивого роста экономики? Против становления, восстановления, укрепления, заложения, воспитания уважения?
Можно бы, конечно, задать неудобные вопросы: «А если возрождение мощи государства противоречит становлению структур гражданского общества? И как «прежде всего» заставить людей поверить в себя и укрепить дух без укрепления государства, а заодно и нравственного авторитета власти, без роста экономики, т.е. как это сделать «на ровном месте»?
Недолго приходится искать и другой признак демагогии – «всенародность». Тот же автор пламенно уверяет, что опирается на поддержку и учащейся молодежи, и практически всех людей среднего возраста, и умудренного опытом старшего поколения.
— Что вы думаете о размере чаевых?
«Предельно конкретные» ответы предсказуемы.
— Я, как и весь народ, за разумный размер!
— Что значит «разумный»?
— Ну, это же очевидно: справедливый! И в этом меня поддержат все слои населения.
Если под Манифестом, о котором идет речь, стояла бы подпись какого-нибудь профессионального политикана, это было бы понятно. Если бы у него хорошо получалось что-нибудь другое, вряд ли он сунулся бы в политику.
Но до чего же обидно слышать такую пошлую болтовню из уст Никиты Михалкова, которого вроде бы ничто не заставляло искать дешевой популярности, ибо у него собственной залуженной славы хоть отбавляй.
Из того же Манифеста «Право и правда»:
«…позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его»,
Погодите, вам это ничего не напоминает? Ну, конечно, осмеянное А.К. Толстым казенное словоблудие: «России надлежит, Соединив прошедшее с грядущим, Создать, коль смею выразиться, вид, Который называется присущим Всем временам…»
Что можно возразить против «осмысления и соединения прошедшего с грядущим», против «позитивного умения»? Против «должной меры», а также честного и справедливого размера чаевых?
Никите Михалкову захотелось назвать этот свой набор слов «просвещенным консерватизмом». С таким же успехом можно было бы говорить о консервативном позитивизме, эффективном историзме и т.д.
В свое время Ярослав Гашек выпустил Манифест Партии умеренного прогресса в рамках законности. Похоже, Н.Михалков воспринял эту идею всерьез т вдохновился ею. С одной стороны, «пора делать дело!», великий режиссер как бы за прогресс. С другой стороны, «тот, кто ратовал и ратует в России за скорые реформы, тот не понимает природы российской государственности и подрывает корневое бытие нации, личности и государства».
То есть прогресс и просвещение должны идти потихонечку, стабильненько. Поспешишь – людей насмешишь и подорвешь корневое бытие. У России, видите ли, другой темп бытия. Нам нельзя торопиться. Бог с ними, с прыткими геополитическими конкурентами, нам за ними все равно не угнаться.
Вот такая осмотрительность и спокойствие, «ровное дыхание», по мнению Михалкова, наилучшим образом обеспечат вставание на ноги, возвращение гордости и обретение достоинства.
— Пришла пора! – призывает Михалков просвещенный.
— Только без суеты! — предупреждает Михалков-консерватор.
Оба императива премило уживаются.
«Воля и вера, знание и сила, мудрость и терпение — вот верный рецепт для любой российской власти, а тем более для власти, занимающейся реформами», – глубоко копает Михалков! Это поистине новое слово в развитии политической мысли!
Со своей стороны, окрыленные Михалковым, мы готовы предложить другой, не менее верный рецепт для российской и любой другой власти:
«Чуткость к мнению широких народных масс и творческая смелость, дух новаторства и уважение к славным традициям, принципиальность и порядочность. И главное – умение поддерживать уровень чаевых на разумном, честном, справедливом, антикоррупционном уровне!»
_____________________________
© Хавчин Александр Викторович