Однажды в Брянске кто-то поставил перед администрацией вопрос о будущем памятнике Сигизмунду Кацу, автору одной из лучших песен о Великой Отечественной – «Шумел сурово брянский лес», на что получил брезгливый ответ: «Ещё мы будем всяких кацев увековечивать!»
Не понравилась фамилия… Ну не захотел композитор брать псевдоним! Зато написал дивные песни «Сядь со мною рядом», «Два Максима», «Сирень цветёт»… Был знаменит: его с радостью встречали везде, куда он выбирался с творческими поездками. Первую из них он совершил на Дон; в 1937-м году Кац колесил по донским станицам, слушал народные хоры, любовался хороводами казачек, изучал по нотам песни, записанные Листопадовым, – и всё для работы над своей первой опереттой «Взаимная любовь» – её действие происходило на казачьем Дону. Насколько удачной получилась оперетта, неизвестно: она затерялась в истории и вряд ли будет когда воскрешена. Но осталось другое – песня, которую Кац сочинил вскоре, прочитав утром в ростовской гостинице газету «Молот»: ему попались на глаза стихи местного поэта Анатолия Софронова «Как у дуба старого». Через год песню Каца и Софронова записал на пластинку вокальный октет Госджаза Виктора Кнушевицкого. И понеслось с патефонов, с репродукторов: «Ехали мы, ехали сёлами-станицами…»
А осенью 42-го Кац с Софроновым создали шедевр – «Шумел сурово брянский лес». Песня и поныне считается символом Брянска, начальная её музыкальная фраза – позывные городского радио…
Мне же лично дорога послевоенная песня Каца и Софронова «Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!», бравурная и вместе с тем щемяще грустная… И раз уж речь зашла о донских корнях песен композитора, вспомню жизнерадостный, мелодичный вальс «У нас в общежитии свадьба»; автор слов – тогда ещё никому не известный Николай Доризо, который прочитал своё скромное произведение Кацу, посетившему Ростов в очередной раз, в конце сороковых.
Осенью 1951-го года Сигизмунд Абрамович вместе с композитором Леонидом Бакаловым и поэтом Александром Коваленковым около месяца прожил на строительстве Цимлянского гидроузла. Уступив просьбе гостей, стройуправление поручило мотористу прокатить их на катере по Дону, показать зону затопления. По берегам рубили рощи, рокотали трактора, перевозя на салазках станичные дома…
О путешествии от Калача до Цимлянска Кац так писал в своих воспоминаниях:
« – Где мы будем сегодня обедать? – спросил я у моториста катера.
– Если станица Нижне-Чирская ещё не переехала, там есть чайная, – совершенно невозмутимо ответил на мой вопрос водитель Михаил Назарович, даже не повернув головы от штурвала.
И всё-таки мы опоздали. Через несколько часов мы увидели только место, где раньше стоял Нижний Чир. Этот посёлок переехал на гору и уже начал строиться по новому генеральному плану».
Если полагаться на память ростовского журналиста Соломона Гурвича, Кац рассказывал ему иначе:
«От Нижне-Чирской осталась половина станицы – так утверждал моторист. Чайная ещё стояла, но персонал заявил: всё съедено. «И выпито?» – с тревогой спросил Кац. – «Ну, чай остался. Чай и сахар-рафинад. И хлеб». – «Давайте хоть это, – попросили гости и посетовали: – Так вот встречают песенников!» – «А как вас зовут?» – «Кац, Бакалов, Коваленков». – «Не знаем таких»…
«Потом начальник чайной, уважив артистов, всё же вынес им бутылку самогона, – с неодобрением продолжал Гурвич, за всю жизнь ни разу не нюхавший спиртного. – Да только закусывать было нечем, вот они и «пообедали» чаем, а бутылку привезли в Калач».
Уже в Ростове местный поэт Леонид Шемшелевич написал по просьбе Каца текст: мол, приехал казак на побывку и не узнал своей станицы. И той же осенью, но уже в Москве, новая песня Каца прозвучала на концерте в честь 7 ноября.
Называется она «Как приехал казак». Большой известностью не пользовалась. Не пошла в народ.
А у меня такая пластинка есть: выпущена «Апрелевским заводом», поют Евгений Белов и Матвей Матвеев, оркестр под управлением Виктора Кнушевицкого. Песня, как и все другие у Каца – с «изюминкой»…
______________________
© Сокольский Эмиль
Фото из Википедии