Поздравления студентов — лауреатов международных конкурсов, никогда не исчезают в Ростовской-на-Дону государственной консерватории с доски объявлений, что прямо в вестибюле у входа. Их снимают только для того, чтобы сразу же повесить другие. «Мы производим «штучный товар»», — так однажды сказал гениальный педагог консерватории Сергей Иванович Осипенко о своих студентах. Чаще поздравляют инструменталистов, в основном, пианистов и скрипачей. Вокалистов – реже. Поэтому сообщение о победе студента 3 курса Хачатура Бадаляна на 3 Международном конкурсе оперных певцов Галины Вишневской (1 место) привлекало внимание.
— Бадалян? Ничего о нём не слышала, — сказала я.
— Как? — удивились мне. Ведь он уже два года солирует в Большом театре! Его педагог – доцент кафедры сольного пения Наталья Олеговна Петрова.
Милая Наталья Олеговна! Услышав ее имя, я сразу вспомнила нашу первую встречу, те незамутнённые ничем случайным минуты, когда о человеке узнаёшь больше, чем за всю жизнь. Не зная практически ничего обо мне, она сразу же, с доброй улыбкой откликнулась на мою просьбу исполнить два моих романса в моей Литературно-музыкальной программе. Только позже я поняла, что значило для неё, матери в то время трёхлетнего малыша, при полной загруженности на работе бескорыстно и с радостью подарить мне столько своего свободного времени.
— Пустите меня на Ваше занятие, Наталья Олеговна!
— Пожалуйста, как раз Бадалян приехал сдавать сессию, – ответила она,- я познакомлю вас.
И вот четыре часа, забыв о жаре, духоте, обо всём на свете наблюдала я за «сеансом волшебства». Удивительное преображение пения студентов происходило будто по мановению волшебной палочки, сразу же после чётких, точных указаний педагога — передо мной раскрывался тайный миг рождения красоты, момент истины.
Наталья Олеговна ставит диагноз безошибочно. В доброжелательной, свободной и даже радостной атмосфере урока студенты понимают её с полуслова и отвечают благодарным подчинением. Она замечает каждое движение тела: и правильное, и неправильное, всё время вскакивает с места, чтобы придать певцу нужную позу, показать необходимый жест, положение головы, движение рта.
— Мышцы очень жёсткие, расслабься, — говорит она.
— Осанка должна быть чуть-чуть гордой в этом месте. Неси себя, неси.
— Не имеешь права ломать вокальную линию.
— А здесь раскройся, раскройся.
— О чём ты поёшь? — Думай. Тебе надо в этой миниатюре показать всю её красоту. Это ведь чудо! А ты поёшь, как машина. Я ведь вижу, что голова твоя занята другим. А мне надо, чтобы ты растворился в этой музыке и словах, — подобные «посылы» она непрерывно отправляет студентам, зная особенности каждого ученика и требуя максимальной собранности. Она и сама собрана, как пружина, работает на уроке, как хороший дирижёр и по эмоциональному накалу, и по способности слышать неточный обертон, тут же корректируя звучание. Она переживает каждый романс, арию, исполняемую студентом. В ней живёт та юность сердца, которая, быть может, и неведома современным молодым людям.
— Наталья Олеговна, — мне кажется, что после занятия Вы должны худеть на несколько килограммов, — заметила я в перерыве.
— Сегодня – это только 4 часа, а представьте дни, когда такие занятия длятся на несколько часов дольше, — вступила в разговор концертмейстер Оксана Николаевна Шанкиева, — главное, что она – профессионал. И что очень важно, учит чувствовать меру. А это не каждому дано!
— С концертмейстером Наталье Олеговне повезло: Шанкиева – достойная ученица Сергея Ивановича Осипенко, и работают они с Петровой в очень дружном взаимопонимании с первых дней работы Натальи Олеговны в Ростове.
— А работает она у нас недавно, — рассказывает композитор, профессор Ростовской консерватории Виталий Семёнович Ходош. Всего пять лет. Приехала из Екатеринбурга, где окончила Уральскую консерваторию по классу известного педагога-вокалиста, профессора, народной артистки России Маргариты Георгиевны Владимировой. Приехала вместе с мужем, военным юристом, которого перевели на работу в Ростов. В консерваторию её взяли не «по звонку». Подала заявление, провела открытый урок, выдержала экзамен.
Я счастлив, — продолжает Е.В. Ходос, — что она исполняла мои произведения, потому что Наталья Олеговна – очень профессиональная певица. Жалко, что мало поёт. Она выступала во время Международной конференции по музыковедению. Крупнейшие музыковеды были удивлены, что она не поёт в театре, так хороша она была и в вокальном, и в сценическом отношении. Недавно Наталья Олеговна пела в Ингушетии, а в этом году исполнила цикл песен на стихи японских поэтов, написанный нашим выпускником, композитором Пашей Левадным. Её исполнению свойственно чуткое интонирование и очень бережное отношение и к словесному, и к музыкальному материалу.
— Прекрасный педагог, очень профессиональная певица, — сказал о Наталье Олеговне композитор, профессор В. Ф. Красноскулов. Надеюсь, что она будет петь мои произведения. Я этого жду.
— Виолетта Александровна, — обратилась я к коллеге Петровой по кафедре, доценту Юрчук, — я знаю, что о каждом педагоге Ростовской консерватории можно писать отдельную статью, но сегодня есть повод поговорить о Наталье Олеговне. Как Вы оцениваете её работу?
— Наталья Олеговна – сильный педагог, открытый всем хорошим влияниям и веяниям. Она постоянно развивается. Как новичку ей давали трудных учеников, но она умеет работать с разными голосами. Предана профессии, «врастает в студентов», в их проблемы. Снискала большую любовь учеников. Они стараются не пропускать ни одного её занятия. На её уроках всегда творческая атмосфера. И как певица она всегда показывает высокую профессиональную культуру.
О педагогическом мастерстве Натальи Олеговны знают не только в Ростове. Я присутствовала при прослушивании ею юноши из Новосибирска, города с прекрасной консерваторией. Однако парень ехал трое суток в плацкартном вагоне, в жару, только для того, чтобы учиться у Натальи Олеговны.
— Легко не будет,- говорит ему Петрова, — Согласен подчиняться?
— А я за этим и приехал, — ответил будущий студент.
За этим приезжает из Москвы и солист Большого театра Хачатур Бадалян, превращаясь в классе просто в прилежного ученика. Он говорит, что весь свой репертуар оттачивает на занятиях с Натальей Олеговной, а репертуар уже достаточно обширен для такого молодого певца: Рудольф в «Богеме», Альфред в «Травиате», Родериго и Кассио в «Отелло», Фентон в «Виндзорских проказницах» композитора Николаи, Ленский в «Евгении Онегине», множество романсов, песен и оперных арий для концертного исполнения.
Недавно Хачатур победил ещё в одном состязании в Италии. Он оказался лучшим на прослушивании среди звёзд, поющих в знаменитых театрах мира. Контракт уже заключён, и в октябре Бадалян будет петь партию Рудольфа в «Богеме» в театре Массимо Беллини.
Мне было интересно узнать, как солист Большого театра относится к своему статусу студента 3 курса.
— Знания никогда не бывают лишними, — ответил Хачатур. — а у Натальи Олеговны я – вечный ученик. Я был во многих странах, общался с разными педагогами вокала, но таких педагогов, как Наталья Олеговна, — единицы. Она знает технологию звукоизвлечения от «А» до «Я».
— А как у Вас с итальянским? – спросила я Хачатура.
— Я владею им, а также английским и французским. Английский даже преподавал ради заработка.
— А Ваш путь в музыку, вокал – это от семьи?
— Нет. Профессиональных музыкантов в семье никогда не было, хотя у мамы абсолютный слух, а отец дома иногда поёт под гитару. Моя мама – экономист, папа – физик, учёный, работающий в университете. В детстве у меня обнаружились способности к рисованию и живописи, и меня отдали в Лицей искусств. Мы тогда жили во Владикавказе. Занятия изобразительным искусством продолжались и, когда мы переехали в Ростов, в специальной школе №35. Но очень скоро я перешёл в экономический лицей, а затем поступил в ДГТУ и окончил с отличием по специальности «Мировая экономика» – таков тогда был мой выбор.
— Но с чего началась тяга к пению?
— Это произошло в 1994 году, когда я впервые услышал концерт трёх теноров. Мне тогда было 12 лет. Впечатление было таким сильным, что я начал коллекционировать их записи, слушать и подпевать. Одновременно увлёкся джазом, стал петь для гостей песни Синатры. Моя сестра подыгрывала мне на фортепиано (ныне она — профессиональная скрипачка и работает в оркестре Ростовского музыкального театра). Но наступил момент, когда я решил попробовать себя в Консерватории. Меня взяли на подкурсы, и я попал к замечательному педагогу и человеку Валерию Костину. Я проучился у него полтора года. Потом он переехал в Краснодар. Через некоторое время, уже поступив на первый курс, я забрал документы и решил попробовать себя в Москве.
Но оказалось, что второе высшее образование не могло быть бесплатным. В конце концов я вернулся в Ростов и снова поступил на 1 курс заочного отделения уже к Наталье Олеговне. Однако в Москве меня заметила Алла Ландер, руководитель фонда Исаака Дунаевского. Прослушав как-то мой компакт-диск с ариями, она пригласила меня участвовать в концертах фонда и платила мне стипендию. Затем около двух лет я был постоянным участником «Парада теноров» под руководством Владислава Пьявко, Но всё это время я занимался с Натальей Олеговной, примерно раз в месяц приезжая в Ростов и получая коррективы, указания, упражнения для ежедневной работы. Следующим этапом было прослушивание в Новой опере. Меня взяли. После Козловского я был первым тенором, поющим Лоэнгрина Вагнера. Я и сейчас его пою. В Большой театр меня пригласили, когда я уже пел в Новой опере. Сразу же назвали даты моих выступлений в спектаклях «Богема» и «Иоланта».
— Хачатур, Наталья Олеговна успела сказать мне, что Вы постоянно принимаете участие в Проектах фонда Ирины Архиповой.
— Да, это так.
— И еще я знаю, что на последнем конкурсе Вишневская и Богачёва аплодировали Вам.
— Да, это правда.
— Вы встречались с ними, беседовали?
— Вишневская поздравляла меня, хвалила, вручала диплом.
— На Вашем замечательном дипломе множество подписей и других членов жюри. Чьи это подписи?
— Прежде всего — директоров крупнейших оперных театров мира, например, Римской оперы, Венской, Норвежской.
— Наталья Олеговна, — обратилась я к Петровой,- мне известно, что Вы – тоже лауреат, но не знаю, какого конкурса.
— Международного конкурса исполнителей старинной музыки. Я пела в костёле под орган.
— А почему Вы не поёте в театре?
— Меня не приглашали, а я увлечена педагогической работой и многого добилась. Я очень благодарна замечательному педагогу профессору Маргарите Александровне Худовердовой за то, что она взяла меня на свою кафедру и очень помогала войти в жизнь коллектива, хотя мне как новому преподавателю сначала давали трудных студентов. Моя ученица Юля Гридина появилась у меня, имея серьезные проблемы с голосом и здоровьем. Но мы очень много работали, и в итоге она поступила ко мне в аспирантуру на бюджетное отделение. Это очень трудно сейчас – заработать бесплатное обучение в аспирантуре.
— Наталья Олеговна, я слушала Гридину, когда на экзамене вокалистов она выступала вместе с экзаменовавшейся девочкой в дуэте из «Фигаро». Я не знала тогда, что это – Ваша ученица, но я отметила её вокальную культуру, как и у Бадаляна, которому вопреки экзаменационным правилам аплодировали на экзамене и даже кричали: «Браво!»
— Наталья Олеговна, а что такое счастье?
— Счастье – это здоровье близких, взаимопонимание, любимая работа, возможность отдать что-то другим, помочь.
— А Вы счастливы?
— Я хочу быть счастливой.
__________________________
© Боровская Наталья Ивановна