В Ростове-на-Дону прошел семинар «Ростов: Другая культура». Его организаторами выступили Донская публичная библиотека, региональные отделения Союза российских писателей и Союза журналистов России, творческое объединение «Заозерная школа», литературный журнал «Ковчег», Интернет-проект «Ростов неофициальный 80-90».
В течение трех дней, с 29 по 31 мая, представители этих структур Михаил Коломенский, Олег Лукьянченко, Бронислав Берковский, Виталий Федоров, Анна Бражкина, Наталья Строкова и многие другие провели несколько открытых информационных заседаний и культурных встреч. А также в ходе семинара его гостям и слушателям были представлены основные задачи общественного форума и замыслы на будущее.

Прогрессивная общественность в наши дни нередко выступает как «двигатель культурного прогресса» в различных регионах РФ. Однако ростовское мероприятие, на мой взгляд, выделяется в ряду социокультурных проектов, инициируемых общественностью, масштабами, серьезностью дальнейших намерений и кругом интересов. В центре внимания участников и гостей семинара было так называемое «неофициальное искусство» Ростова-на-Дону – огромный пласт культурных свершений, в основном в области литературы, сложившийся в 1960 – 1990-е годы.

Цель семинара и выработанной на нем программы действий по сохранению и популяризации наследия «другой культуры» проста – сберечь его и ввести в научный оборот. И даже по возможности приумножить, ибо живы еще люди, сотворившие то искусство в его неповторимом виде.
В историю русской литературы Ростов-на-Дону вошел как колыбель известной «Заозерной школы» в поэзии и как «место дислокации» уникального музея-заповедника под открытым небом Танаиса, торгового города в Северном Причерноморье с III в. до н. э. до III в. н. э. Двадцать столетий Танаис – мертвый город, реконструирующий быт скифов, греков, римлян и других древних племен и народов. А поэтическое объединение «Заозерная школа» образовалось в Ростове-на-Дону незадолго до развала СССР как ассоциация «экологического андеграунда», выразившая новое, независимое поэтическое направление. «Заозерная школа» услышала через толщу веков суровый ритм и классическую простоту античной поэзии и воплотила ее в жизнь в современности. В 1990 г. в Ростиздате был выпущен единственный на сегодняшний день сборник стихов «заозёрцев» — «Ростовское время», одна из первых антологий поэзии андеграунда в России вообще. Выходили авторские книги у Геннадия Жукова, Виталия Калашникова, Владимира Ершова. Долгое время «Заозерная школа» базировалась в Танаисе. Под эгидой известного археолога, директора музея-заповедника в те годы, Валерия Чеснока, и расцвела Основателями и верными служителями «Заозерной школы» были поэты Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов, Александр Брунько. Их усилиями в Танаисе построена вполне античная на вид кирпичная Башня поэтов. В ней и вокруг ее ежегодно 6 июня проводится Пушкинский праздник. Нынешний пушкинский праздник – юбилейный, тридцатый.

Валерий Чеснок выступил на открытии семинара и поведал много любопытных деталей о формировании музея-заповедника Танаис, археологических раскопках на его территории и жизни там «заозерщиков». С первого же дня семинара велись своеобразные «скрижали» — на огромные листы ватмана заносились даты и основные события из области ростовского «неформата», основа будущей хронологии той эпохи.
Сегодняшнее творческое объединение «Заозерная школа» пополнилось новыми именами – «иных уж нет, а те далече». Ушли в мир иной Геннадий Жуков (в 2008 году) и Александр Брунько (дата смерти неизвестна), уехал жить в Москву Виталий Калашников. Но на семинар он прибыл специально, чтобы участвовать в создании общественного архива неофициальной культуры Ростова и провести на родине концерты.

Очевидно, что творчество родоначальников «Заозерной школы» никак нельзя «сбросить с парохода современности». Как и все прочее «другое искусство», которым жил Ростов-на-Дону в период застоя и годы перестройки. В столице Северного Кавказа сильны традиции «самиздата». Один из первых самиздатовских журналов – «Одуванчик» — на филфаке Ростовского госуниверситета выпускал известнейший критик, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, почетный гость семинара. 30 мая в Донской публичной библиотеке при полном аншлаге прошли две незабываемые творческие встречи: с критиком Сергеем Чуприниным и поэтом Олегом Чухонцевым. Олег Григорьевич прочитал ростовской публике свои новые стихи. Сергей Чупринин показал раритет – машинописный «Одуванчик» с рисованной обложкой, ныне существующий, скорее всего, в единственном экземпляре. Рукописи горят, констатировал он, но текст – сохрАнен. Если, конечно, приложить усилия к его сохранению.

Этому сложному и благородному делу – сохранению текстов — был полностью посвящен третий день семинара, день заседания Экспертного совета по теме «Ростов: Другая культура». Экспертный совет должен был выработать списки грядущей «Антологии неофициальной культуры Ростова. 1948 – 1991» и оговорить возможность создания Общественного архива по теме ростовской неофициальной культуры. Этот вопрос вызвал самую бурную дискуссию. Сегодня материалов, созданных в ходе деятельности всей «Заозерной школы», да и каждого из ее участников в отдельности, текстовых, фотографических, кино- и видео – более чем достаточно. Но все они находятся у частных лиц. Резонно сформировать из разрозненного наследия цельный архивный фонд (а то и несколько архивных фондов, в зависимости от широты диапазона информации!) и сделать его общедоступным, чтобы не прекращалась память об уникальной эпохе перестройки в Ростове и ее художественном отражении. Смущает лишь то, что грандиозная работа потребует серьезных финансовых вливаний. Неизвестно, можно ли рассчитывать на государственную поддержку и государственные меры по охране этих памятников. Ведь в свое время всё искусство, о котором шла речь, было «неформальным» относительно официальной государственной культуры и неподцензурным. Есть предложение создать фонд в статусе общественной некоммерческой организации. Вопрос о финансировании идеи, к сожалению, пока остается не проясненным, но создание Общественного архива несомненно: кто хочет – ищет возможность, кто не хочет, ищет причину.

В многочисленный Экспертный совет вошли также преподаватели Южного Федерального университета Александр Акопов, Владимир Козлов, которые предложили использовать эти документы на базе вуза, постепенно внедряя их в научный оборот силами студентов и аспирантов. Параллельно все документы и тексты на бумажных носителях будут оцифровываться и выкладываться в Интернет. Всемирная Сеть сегодня – один из самых надежных архивов. Она исчезнет только вместе с человечеством. Однако пожертвовать первоисточниками было бы неразумно. Русский философ Николай Бердяев утверждал, что дух народа и сама его культура сохраняется в вещественных свидетельствах старины – а ведь вскоре бумажные записи стихов станут архетипами поздней советской культуры, отойдут в область истории, как пергаменные рукописи или газеты на свинце…

Во многом семинар «Ростов: Другая культура» выглядел «маршем энтузиастов». Эдаким революционным маршем. Это явно не коммерческий проект, захвативший, тем не менее, многих людей, жителей разных городов (Анна Бражкина, один из модераторов Интернет-сообщества «Неофициальный Ростов» живет даже за рубежом, в Праге). Но мне представляется, что в энтузиазме и жертвенности состоит залог успеха масштабного предприятия. Перевод искусства на коммерческие рельсы способен погубить его так же верно, как и цензурное выхолащивание. Да и возможно ли обратить в средство обогащения память, красоту, человеческие чувства?..
Может быть, ростовскую практику подхватят и другие регионы – ведь в каждой области складывалась собственные уникальные страницы неофициальной культуры.
__________________________
© Сафронова Елена Валентиновна
Фото А.Акопова