И в шутку, и всерьез?
Когда профессию журналиста называют «одной из древнейших», то нередко ухмыляются, видимо, держа в уме определение «вторая древнейшая»… Обидно, конечно, как обидно бывает милиционерам, скопом записываемым во «взяточников-ментов», а также врачам, учителям и проч. и проч.
В каждой профессии существует угроза для человеческого в человеке. Спортсмены-профессионалы нередко всю жизнь расплачиваются своим физическим здоровьем за неимоверные перегрузки, шоферы мучаются от остеохондроза и геморроя… Но это – физические потери. Мы же – о моральных утратах.
Да, вряд ли врач, делающий ежедневно операции, переживает боль каждого как свою – так и с ума сойти недолго. Но ведь он причиняет боль во имя будущего здоровья и жизни пациента, и это – гуманистическая доминанта его профессионализма. Можно себе представить, что будет, если актеры, герои которых умирают на сцене или на экране, станут делать это не понарошку (увы, в истории такое случалось)!.. Но умение на короткое время прожить чужую жизнь, передать залу искренность переживаний – залог профессионализма лицедеев.
У журналистов есть масса положительных качеств, благодаря которым они и становятся настоящими профессионалами: любознательность, коммуникабельность, целеустремленность и др. Но, неверно понятые, они могут превращаться в свою противоположность. Любознательность – в желание знать буквально все и обо всех, включая интимные подробности приватной жизни; коммуникабельность – в навязчивость; целеустремленность – в желание идти по головам, использовать любые средства ради достижения цели.
В свое время я даже написал скетч на эту тему:
«В театральной и киносреде Актер Актерычами зовут тех, кто никогда не прекращает играть, кто и в жизни как на сцене: жаждет внимания и аплодисментов… В журналистике такого феномена можно назвать Жур Журычем.
Жур Журыч ощущает себя профессионалом 24 часа в сутки, потому носит редакционное удостоверение или членский билет СЖ у сердца, во внутреннем кармане кожаного пиджака. Чуть что – нате вам!.. Я тут не кто-нибудь, со мной обращайтесь по-особому!..
Жур Журыч – неутомимый работник: его кормят глаза, уши, ноги и руки. Увидел, услышал, побежал и написал! Если правду – хорошо, если полуправду – сойдет, если неправду – докажите!.. Иных Жур Журычей и редактор поощряет: ты и правду скажи, и деньги возьми!..
Современный Жур Журыч помолодел – этакий Плюмбум, занятый Опасной игрой. Он недоверчив и в каждом видит подлеца. Помните: губернатор – «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет», горожане –христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Есть, правда, один порядочный человек – прокурор, «да и тот, если сказать правду, свинья»…
Для Жур Журыча нет авторитетов: он привык открывать дверь с пинка, разговаривает снисходительно, чувствуя за спиною мощь обывательского мнения. Менторский тон становится его всеобщим стилем. Для Жур Журыча есть два мнения: неправильное и его».
Ну, а если серьезно: в нашей профессии существуют реальные угрозы, о которых, как минимум, необходимо знать…
И базовые ценности, и технологизм?
Итак, угрозы – внешние и внутренние, объективные и субъективные.
Например, влияние политических факторов проявляется в негласном цензурном давлении со стороны властей, в политизированности СМИ, ангажированности прессы, одностороннем воздействии той или иной идеологии на позицию журналиста, в трансформации журналистики в «пиарналистку» и др. Отсюда – растущее недоверие населения к средствам массовой информации, укрепление представления о журналистике лишь как об инструменте власти, сфере обслуживания и манипулирования, а об информации – как о символе политического или коммерческого влияния (тенденциозность информации).
Деятельность журналиста становится всё больше походить на работу сотрудника пресс-службы государства. И работодатели уже буквально требуют от сотрудников таких навыков, как владение манипулятивными тактиками, умение если не найти, то придумать сенсацию; все меньше уделяется внимания компетентности, ориентированности на конечный результат (эффективность и действенность СМИ) и т.д. – именно с этим связана актуализация относительно новых качеств журналиста: политизированность и корпоративный менталитет.
В условиях рынка все больше СМИ, для владельцев которых достижение выгоды стало важнее объективности и реальных интересов читателя. Современный работодатель под профессионализмом журналиста понимает умение приспосабливаться, работать на износ, ориентироваться на успех и карьерный рост. Так формируется не только самостоятельность, но и такие черты, как коммерциализация сознания; продажность (умение угодить заказчику, писать заказные материалы); беспринципность и стремление к славе любой ценой.
Сторонники гуманистического, этического подхода в понимании профессионализма в журналистской сфере считают, что основу профессиональной деятельности журналистов составляют прежде всего их мастерство и творческие способности. Для журналиста, говорят они, важна некая природная предрасположенность к профессии, а именно: призвание к духовно-практической, общественной деятельности, талант к созиданию, творчеству, гуманитарная направленность личности, физическое и моральное здоровье. Умения и навыки в этом случае базируются на обширных знаниях и общечеловеческих ценностях.
Сторонники технологического подхода уверены, что профессионализм – это прежде всего владение технологиями, знание тонкостей ремесла, что способствует росту материального благосостояния коллективов редакций и отдельных ее членов. Технологизация деятельности журналиста предполагает универсализм (совмещение несколько видов работы одновременно, исполнение любых ролей и удовлетворение разнообразных потребностей и интересов аудитории), супероперативность и мобильность. Ценятся мобильность и оперативность, владение компьютерными, информационными и конвергентными технологиями (печать – РВ – ТВ – Интернет), а также разными специализациями. Все бы хорошо, если бы этическая составляющая не рассматривалась как второстепенная: журналиста превращают в манипулятора общественного мнения, сознательно пренебрегающего нормами профессиональной этики.
И все же сегодня дальновидный редактор оценивает прежде всего мировоззренческие установки молодого специалиста. Для такого работодателя важны и базовые ценности (стремление к свободе, искания смысла жизни и т.п.), и более конкретные, определяющие поведение и действия человека (честность, аккуратность и т.п.). Собственно, о группе ценностей, имеющих отношение к морали (ответственный и т.п. работник) и компетенции (логичный, здравый), и следует вести речь при определении составляющих профессионализма.
Пусть расцветают сто цветов?
Наша профессия очень разнообразна: есть журналистская авторская, есть журналистская организаторская, есть, наконец, журналистская редакторская деятельность… Но, главное, журналистика должна отличаться от пропаганды, паблик рилейшнз, рекламы и политики. А сохранить свое лицо непросто: состояние журналистики зависит от того, какая модель системы массовой информации поощряется государством – авторитарная, либеральная, тоталитарная или демократическая; от приоритетов владельцев и учредителей (одни ориентируют журналистов на безоценочность, фактологичность, другие – на аналитичность и образность). На характер журналистского труда влияет и то, в каком СМИ он работает – в общественном, государственном или частном; общественно-политическом, деловом, специализированном или развлекательном… А есть еще масса специализаций: по каналам (печатная, электронная пресса), виду творчества (словесный, визуальный, словесно-визуальный), направленности творческой деятельности (репортёрский, аналитико-образный), характеру труда (творческий, технический, комбинированный), социальной сфере (структуры гражданского общества, государственные структуры, политика, экономика, искусство и т.д.).
Современные СМИ – это одновременно и предприятия, и творческие коллективы. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только и не столько литературный редактор, сколько и менеджер, организатор производственно-творческого процесса. Предприятие по «производству и распространению информации» подразделяется на редакционный, технический и коммерческий отделы, к работникам которых предъявляются свои требования. Понятно, что журналист прежде всего – корреспондент, но в современных условиях ему нередко приходится решать и смежные профессиональные задачи.
Так можно ли выделить «качественное ядро» профессии, сформулировать какие-то универсальные, базовые константы? Думаю – да, хотя это и непростая, системная, предполагающая типологический и классификационный подходы работа. Профессиографическая модель может включать такие основные профессиональные качества, как гуманизм и толерантность, вербальный интеллект (искусство владения устным и письменным словом) и коммуникабельность, обучаемость и креативность, трудолюбие и организованность, целеустремлённость и лидерство. И в этом смысле очень важным становится вопрос сертификации профессии, опирающейся на адекватные квалификационные характеристики, позволяющие разрабатывать четкие и понятные уставы редакций (в том числе этические), а также должностные инструкции специалиста.
Один из этапов сертифицирования – журналистское университетское образование в России, специфика которого и заключается в сочетании фундаментального обучения со специальным. У системного высшего профессионального образования очевидные плюсы: кроме названных выше, это еще и последовательность и постепенность обучения молодых людей на основе свежих базовых знаний в рамках непрерывного образования (дошкольное, школьное, довузовское, вузовское образование); возможность овладения профессией в лабораторных условиях, практическими навыками – в собственных СМИ (факультетские СМИ, СМИ учебных групп). Хотя есть и минусы: отсутствие жизненного опыта; пробелы в базовом образовании в силу обстоятельств как объективного (снижающаяся квалификация учителей, сокращение часов на литературу и др.), так и субъективного (леность, инфантилизм школьников) характера. К тому же новые отделения и факультеты журналистики, которые открылись в каждом субъекте РФ (да и не по одному!), не имеют достаточно квалифицированных педагогических кадров, учебно-методической базы, научных и научно-методических традиций, соответствующей материально-технической базы.
У высшей школы масса сложнейших задач, стремительно умножающихся, особенно в условиях реформ, когда ещё многое в нашей жизни не устоялось. Наша главная задача – подготовить специалиста с базовыми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему как можно быстрее адаптироваться в тех или иных производственных условиях. И не просто специалиста – гражданина, человека духовно богатого, творческого. Задача редакции – увидеть и развить те данные выпускника, которые позволят ему эффективно трудиться на том или ином – широком или узком – профессиональном поле.
Зависим от ущербной экономики?
Не раз слышал от редакторов местных газет упрек: «Вот у вас каждый год количество выпускников растет, а где они, почему к нам не едут?». Во-первых, в местных редакциях не особенно-то и ждут молодых специалистов – старая гвардия держится за свои места из последних сил. Во-вторых, какие перспективы у начинающих? Вправе ли они мечтать, например, о квартирах, если даже в период практики вы не можете обеспечить их общежитием?.. А есть еще в-третьих, в-четвертых, в-пятых…
Времена изменились, но изменилась ли местная пресса? С одной стороны, можно отметить отрадный факт стремления провинциальных журналистов сохранить традиции: рассказывать о людях района и малых городов в зарисовках и очерках; публиковать письма читателей, помогать им решать через газету насущные проблемы. С другой – налицо зависимость от местных администраций, ничуть не меньшая (а то и большая!), чем во времена всевластия партийных комитетов. Серьезных аналитических публикаций о местной политике, экономике практически нет, зато «официоза», отчетов, дежурных поздравлений – сверх меры. Если учесть, что сегодня редакции живут от рекламы, на редакционную, общественно-политическую информацию места почти не остается. Более того: районки еще публикуют областные вкладыши (и если бы материалы в них были интересными…).
В областном центре ситуация лучше, и у студентов, желающих сотрудничать, выбор есть. К тому же они активно печатаются в своих учебных газетах, выпускают теле- и радиопрограммы, где порой встречаются всходы подлинной публицистики: молодые учатся не только оригинально и широко мыслить, но и вырабатывают собственный стиль (кстати, уже немало выпускников воронежского журфака работают штатными корреспондентами в столичных редакциях, и они там не на последних ролях).
К сожалению, студентами-практикантами в редакциях никто особенно не занимается или же относятся к ним сугубо потребительски, используя их лишь в качестве поставщиков информации или авторов заказных публикаций, рекламных агентов, «людей на подхвате» при проведении рекламных и выборных кампаний. Новые владельцы СМИ порой не чувствуют (не знают, не хотят знать!) природы и значения журналистики как духовно-практической деятельности, ориентируя редакции, а через них и практикантов, и молодых специалистов на решение лишь своих коммерческих задач, добиваясь сиюминутного успеха: «Журналистика стала иной: нам не нужны рассуждения, мнения авторов – читатель ждет только фактов. И вообще, сейчас журналист не только должен уметь написать материал, но и продать его (?!). Ведь газета сегодня – товар». Звучит современно, только учитывается ли при этом специфика «СМИ-товара»? Учитываются ли традиции российской журналистики, которая всегда ориентировалась на мысль, мнение, слово? Есть ли понимание, что та же газета не может состязаться в оперативности с радио, телевидением, Интернетом, и значит, для нее тем более важен не голый факт, а его интерпретация, комментарий автора? (Хотя в рамках издания можно выделять чисто информационные страницы и страницы мнений, вести авторские рубрики) Печатание же положительных материалов за деньги – а это становится почти нормой! – тупиковый для журналистики путь, даже если этим занимаются не зависимые от властей издания. Они все равно остаются зависимыми, только не от властей, а от капитала.
Конечно, нынешняя ущербная экономика как бы толкает практиков на путь продажной журналистики (хотя по сути это и не журналистика вовсе, а заказная деятельность, использующая средства журналистики), но такие СМИ никогда не станут экономически успешными и будут прозябать как в духовном, так и в экономическом плане. Естественно, газета на каком-то этапе становится товаром, но ее «товарные качества» и предполагают публикацию честной, объективной информации, реализацию социальных функций журналистики, а не сервильное обслуживание политики или бизнеса.
_____________________
© Тулупов Владимир Васильевич