Как планирует руководство АВТОВАЗа, в конце ноября на главном конвейере завода начнется производство автомобилей семейства «Лада-Калина». Машину ждут и обсуждают давно. По наблюдениям журналистов автомобильных изданий, дизайнерское решение автомобиля «Калины» вызывает большое количество откликов. Их можно систематизировать, разделив на две группы: первая – автомобиль в целом нравится, поскольку он современен, оригинален, красив; вторая – автомобиль воспринимается несколько аморфным, мягким…

Справедливо полагая, что именно облик «Калины» станет для многих решающим фактором выбора, редактор газеты «Семь верст» Сергей Удалов и корреспондент издания Юлия Ильина встретились с начальником управления дизайна АВТОВАЗа Евгением Лобановым.

— Евгений Михайлович, работа над автомобилем идет уже давно. «Калина» год назад и «Калина» сегодня – какова динамика ее развития, что представляет собой современный автомобиль? Иными словами, как прошел этот год в жизни «Калины»?

— Постановка автомобиля в производство сопровождается каждодневной, скрупулезной работой, которая связана с процессом его «доведения», доработки. В этот период появляются автомобили пилотной серии – не макеты, а опытные образцы, в которые вложена огромная реальная работа. Ведь не секрет, что «Калина» состоит из огромного количества комплектующих, которые не производятся ВАЗом, а поставляются извне: ткани, кожи, ковры, отделочные материалы, детали интерьера, части кузова, бамперы, светотехника и многое другое. Идет процесс согласования, испытания машины, чтобы каждая деталь соответствовала технической документации. Вот эта невидимая работа и вылилась в конкретный документ: проект отделочных материалов автомобиля «Калина». Определена цветовая гамма, цвета прошли технологическую апробацию, адаптацию к новым технологиям покраски, которые позволяют соответствовать всем жестким требованиям долговечности, надежности, эстетичности, качества нанесения. Они оригинальны и будут использоваться только на «Калине».

Сегодня я уверен – у нас все получилось, у нас есть новая оригинальная цветовая гамма на основании новых пигментов. Сейчас определена цветовая гамма интерьера – серо-бежевый и серо-голубой – и ткани: на автомобилях комплектации «стандарт» и «норма» применяем твиды, так называемые автомобильные гобелены нового качества, на люксе – бархат, в комплектации супер-люкс – кожу.

— А пластмасса на «люксе» отличается от «стандарта»?

— Да. Будет два цвета интерьера и два цвета салона. Если говорить о пластмассе, то материалы уже определены, идет испытание и изготовление деталей на промышленной оснастке, все материалы проходят апробацию и тестирование. То есть это те реальные материалы, которые использованы в оснастке «пилотов».

— Как создавались цвета для «Калины»? Это были только вазовские разработки?

— Процесс разработки достаточно интересен и сложен. Мы, конечно, участвовали и в колор-шоу, смотрели предложения поставщиков и фирм. Естественно, цена является определенным параметром – мы же придумываем не космические материалы, мы придумываем материалы для автомобильной промышленности, которые должны соответствовать определенным требованиям и условиям и находиться в определенном ценовом диапазоне. Качество, которое появляется у различных производств, тут же используется, включается в процесс создания автомобиля. В частности, у нас появился фирменный цвет «Калины» – красный, на московском салоне был представлен именно такой автомобиль. Эта краска на основании нового пигмента, который сегодня является ноу-хау, была разработана фирмой «Дюпон». В окраске кузова применена двухслойная окраска: сначала пастельная эмаль, а потом лак. Это мировая практика, широко используемая в автомобилях именно такого класса.

Дизайнеры, естественно, участвуют во всем: приемке панелей приборов, оснастки, узлов, сидений, тестировании, испытании, заключении, отвечая за свои параметры.

— Согласно нашему опросу «Калину» считают в большей степени женским автомобилем. Какими соображениями руководствовались дизайнеры, создавая внешний облик машины?

— На мой взгляд, автомобиль получился достаточно универсальный, такую задачу мы и ставили. Занимаясь проектом отделки, попытались покрасить автомобили в разные цвета, и когда рассматривали вместе с дилерами, специалистами-маркетологами, дизайнерами, мы вовсе не позиционировали их как машины для определенного потребителя. Получалось, что в том или ином исполнении (окраска, комплектация) автомобиль может с равным успехом подходить и мужчине, и женщине. Тем более что в России сейчас бум – женщины садятся за руль, и не учитывать это нельзя. Мы хотели, чтобы «Калина» нравилась женщинам и покупалась женщинами. В «Калине» будут и женские, нежные цвета, так называемая теплая гамма – оттенки желтого, оранжевого, апельсинового…

— Получается, вы даете возможности выбора по комплектации и цвету разным категориям потребителей?

— Двадцать цветов «Калины» – это немало, на «десятке» столько не было. Один цвет – 3-5 % от объема цветовой гаммы выпускаемых автомобилей. Так вот, на «Калине» этот порог немного ниже, поскольку теперь мы можем более часто менять цвет на конвейере и делать более мелкие партии. Современная окрасочная технология это позволяет.

— Недостатки, которые есть у «десятки», – нестыковка поверхностей, разнобой по цветам – в «Калине» устранены?

— При подготовке «Калины» мы более жестко работаем с поставщиками, ставим конкретные задачи. Современный уровень производства позволяет их решать – он уже не тот, что был пять лет назад. Стандартизация, требования ИСО, идентичности, повторяемости – за всем этим следим.

С «десяткой» мы и не могли так работать. Ведь когда границы разом закрыли, мы в одночасье потеряли всех поставщиков. Кто выжил, тот вложил деньги в развитие, оборудование. Например, по сиденьям мы сейчас работаем с «АвтоВАЗагрегатом». Там отрабатывается технология сиденья, его качество, изменения в конструкции, в дизайне – идет процесс доводки до эталонных образцов. Потому что одно дело – когда не торопясь можно сшить один комплект сиденья, что-то по ходу подрезая, и совсем другое – когда на огромном столе нарезаешь лазером стопу заготовок, и огромная промышленная машина с большой скоростью начинает над ними работать… Здесь все должно быть отработано до последней линии.

— Какой опыт лежал в разработке салона «Калины»? Многие отмечают, что он несравненно удобнее салона «десятки».

— Во-первых, опыт, связанный как раз с «десяткой». Ведь, согласитесь, каждый новый автомобиль по уровню комфорта, отношению к человеку должен быть на ступеньку выше предшественника. Что касается дизайна, требований комфорта, эргономики «Калины» – во всем появляется уважение к человеку. Это касается и комбинации приборов, и хорошей подсветки, и компьютера. В салоне имеется электроусилитель руля, регулировка рулевой колонки, и все это не выпячено, а оптимально размещено, спрятано. Устранен внутренний шум, в отличие от «десятки» нет специфичного автомобильного запаха – за счет использования новых материалов…

Словом, новое время, новый потребитель, новые требования предопределяют и новую конструкцию.

— На этапе изменения дизайна «Калины» уже использовались новые компьютерные технологии?

— Цепочка: дизайн – конструирование – изготовление прототипов совершенствуется каждый год, и, конечно, новые технологии приходят в нашу работу. Например, компьютерное моделирование поверхности, изготовление макетов и образцов моделей с помощью станков. Что касается конструкции – с применением виртуальных прототипов, виртуальных испытаний, виртуальной оценки – «Калина» в этом плане определенный шаг вперед. Компьютерное моделирование мы применяли и при разработке дизайна, применяем и сейчас, при доводке автомобиля.

Важно, что у нас еще целое семейство впереди, и мы будем заниматься его освоением. Пока не закрыты кое-какие вопросы по автомобилям на платформе «Калины» – родстеру, мини-вену. Не исключаю возможности, что мы будем развивать эти продукты. Я имею в виду тюнинг: сейчас появились серьезные компании, которые профессионально этим занимаются.

— Насколько «Калина» актуальна, каков у нее запас новизны?

— Перед дизайнерами изначально стояла задача получить достаточно универсальный продукт, может быть, какое-то классическое звучание автомобиля. Есть автомобили, которые строятся на острохарактерных формах, оригинальности. Но чем ультрамоднее вещь, тем быстрее она начинает не нравиться, быстрее устаревает – таков закон стиля. И наоборот, чем больше стремиться к законченной классической форме, тем менее машина будет подвержена старению. Здесь риска гораздо меньше. А мы не могли допустить риска в «Калине». Нам нужен продукт, который будет гарантированно продаваться, это очень серьезно.

В этом тонкость дизайнерской профессии. Очень многое зависит оттого, насколько дизайнер понимает задачи, которые перед ним стоят. Я думаю, что классичность дизайнерского подхода в «Калине» работает сейчас на нее. Она органична, современна и за счет своей классичности будет долго нравиться и покупаться.

______________________
© Сергей Удалов,
Юлия Ильина,
Евгений Лобанов