На 14-м Фестивале российской прессы, прошедшем в Дагомысе, проблема доверия к СМИ стала главной в ходе дискуссий, семинаров и мастер-классов.
На Фестиваль в этом году прибыло 1300 участников, что немало, хотя намного меньше, чем в прошлом году, – стоимость поездки оказалась не всем по карману… Шестидневная программа, как всегда, была насыщенной: уже в первый день перед официальным открытием прошла презентация новой книги Айдана Уайта «Говорим только правду!». Все имели возможность одновременно познакомиться с его статьей, опубликованной в «Журналисте», где, в частности, генеральный секретарь Международной федерации журналистов написал следующее: «Только наша информационная надежность поможет людям понять окружающий мир и его проблемы. Когда это произойдёт?
Никогда! Если власти будут считать, что честная журналистика противоречит их интересам, если они будут использовать журналистов в качестве пешек в политической борьбе».
* * *
«Долг памяти и гнева» – так называлось заседание конгресса российских журналистов, посвященное коллегам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей. Началось оно с минуты молчания, а продолжилось просмотром фильма дагестанских журналистов «Прерванный полёт». Десятки имён, десятки судеб талантливых молодых людей, ушедших от нас не по своей воле… Журналистская профессия становится в России одной из самых опасных – достаточно посмотреть подшивку журнала «Журналист», в котором рубрика «Хроника беззакония» стала регулярной. Публикуемые в каждом номере списки случаев гибели журналистов, нападений и угроз, попыток цензуры, увольнений редакторов и корреспондентов, отключений от эфира и прекращения вещания, случаев препятствования деятельности интернет-изданий все ширятся и ширятся. И здесь будет уместно еще раз процитировать А. Уайта: «Сегодня журналистов-правдоискателей безнаказанно убивают во всем мире. И в России мы расследуем сотни зафиксированных с 1993 года насильственных смертей работников СМИ. Многие случаи остаются необъясненными и не расследованными. Сформировалась «культура» пренебрежения к независимой журналистике, официального бездействия перед лицом тотального насилия, «культура» безнаказанности как следствие отсутствия политической воли или некомпетентности полиции и следственных органов, или безразличия, или коррупции, или всего вместе взятого».
Но есть еще и воля общества. Если оно будет равнодушно взирать на ущемления прав журналистов, кто в будущем защитит само общество от произвола?..
* * *
В зале, где была намечена встреча с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым, многим даже не хватило стульев… Это и понятно: ведь речь шла о журналистике расследований. Хотя ведущий секретарь Союза журналистов России, известный публицист Павел Гутионтов, предваряя дискуссию, сразу оговорился, что, по его мнению, любая серьезная журналистика – это в той или иной мере расследование. В советское время почти каждая командировка включала в себя детальное рассмотрение ситуации, проблемы, документов и т.д. Сегодня же псевдорасследователи даже не выезжают на место – берут информацию из Интернета или просто публикуют «слив», «компромат». Ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау вообще признался, что соглашается на интервью лишь с журналистами старше 30 лет – «…молодые не визируют тексты, все путают, искажают…». Современные исследования центральной и местной печати показывают, что число просто критических материалов сократилось многократно, фельетон, построенный на конкретных фактах, вообще исчез со страниц газет и журналов.
Д. Муратов призвал всех присутствующих переходить от Web 2.0, с его прямой оценочностью и зачастую ненормативной лексикой, к Web 3.0, т.е. к созданию вместе с аудиторией проверенного на достоверность содержания. Что потребует нового менеджмента, но это – путь в будущее. Затем главный редактор рассказал о технологии подготовки расследовательских материалов в «НГ», представив даже схему действий аналитической группы. Редакция проводит огромную исследовательскую и организационную работу, завершающуюся направлением запросов заинтересованным лицам. Если в отведенное законодательством время редакция не получает ответа по существу, то обязательно обращается в суд. Графики запросов строго контролируются. Таким образом, качественное СМИ одновременно становится и «добывающей» и «комментирующей» отраслью. При этом следует понимать, что противоборствующие силы нередко действуют по отношению к журналистам без правил, журналисты же должны действовать только по закону – другого пути у нас нет.
* * *
Журналисты приветствовали единственного губернатора, приехавшего на фестиваль, – главу Кировской области Никиту Белых. Никита Юрьевич сказал, что читает всю местную прессу – не все ему нравится, но административный ресурс он никогда не применяет. Как и не оплачивает хвалебные материалы в свой адрес. Тем более в не самой богатой Кировской области основным ньюсмейкером является власть («все равно напишут»). Молодой губернатор даже озвучил свой девиз, сформулированный вполне в духе современных российских лидеров: «Не нагибать и не платить». Он не доволен существующей системой финансирования местной прессы, его не устраивает ни Пермская, ни Татарстанская модели взаимодействия власти и СМИ, но, пока не придумана другая, намерен жестко формализовать отношения с редакциями, разобраться с финансовыми потоками. Вскользь прозвучавшее предположение о совмещении работы верстальщика и корреспондента, о возможном сокращении штата «Кировской правды» с 30 до 5 человек если не встревожило, то развеселило аудиторию, уже было приветствовавшую «реформатора», начинавшего свой трудовой стаж как журналист…
Белых вовсе не требует печатать свои портреты (хотя кировские журналисты тут же стали восклицать: а как без них!?..), более того, он создает собственное информационное поле, осуществляя обратную связь на персональном сайте («одна треть писем вполне содержательная»). И вообще, Белых пришел во власть надолго, «чтобы всерьез заняться достройкой, а не так, чтобы деньги срубить и свалить». Тем более его бывшие соратники по СПС напутствовали: «Ты только не опарафинься!..».
* * *
Разговор о взаимоотношениях власти и СМИ получил продолжение на семинаре, посвященным антикризисным моделям функционирования СМИ. Секретарь Союза журналистов РФ Владимир Касютин сначала рассмотрел общую ситуацию, сложившуюся на медиарынке, отметив, что, во-первых, обострилась конкуренция за рекламу, аудиторию и бюджетное финансирование – и не факт, что «невидимая рука рынка» расчищает поле для качественной журналистики. Во-вторых, усиливается давления власти, собственников и учредителей СМИ («Общаясь с коллегами в регионах, мы слышим, что власть, опасаясь паники, нарастания социальной напряженности, прилагает усилия, чтобы медиаконтент подвергался еще более жесткому контролю. Явление, которое мы отмечаем сегодня чуть ли не повсеместно, пожалуй, не имеет аналогов – полосы местных газет в печать подписывают не редакторы, а мэры либо их помощники»). В-третьих, наблюдается катастрофическое падение квалификации многих коллег, низкая мотивация к обучению.
Эксперт отметил, что журналистика растеряла многое из того, что было завоевано в советские времена, и прежде всего – читательскую почту, доверие людей. При этом на местах пренебрегают инновациями. Собственно, этому В. Касютин и посвятил свое выступление, предложив комплекс антикризисных мер, о которых он, кстати, многажды писал в специальной прессе, а также в книге, которую выпустил будучи успешным в свое время редактором местной газеты. Это – и обращение к новым технологиям, к самостоятельным Интернет-проектам, несущим информацию в режиме он-лайн, агрегирующим комментарии и контент пользователей; это – и формирование сетей («Локальная газета формирует глобальную аудиторию, и нашей задачей становится постоянный поиск и удержание общественно активных людей, вовлечение их в журналистику»); это – и налаживание связи активных непрофессионалов, например, блоггеров, с профессиональными журналистами…
Здесь же опять возник самый главный для журналистов вопрос – взаимоотношения с властью. Проблема доверия стала ключевой для обсуждения на фестивале, но о каком доверии со стороны аудитории может идти речь, если местная пресса практически не имеет возможности публиковать журналистскую информацию, освещать социальные проблемы – полосы газет забиты «официозом», «поздравилками», которые никто не читает. А ведь есть еще телепрограмма, объявления, вкладыши, готовящиеся в пресс-центрах администраций…
Прозвучало кардинальное предложение: государство, реализуя право гражданина на информирование, должно взять на себя выпуск районных и городских газет, осуществляя тиражирование и оплату труда штатных работников местных СМИ из федерального бюджета. Если областной, городской, районной власти необходима дополнительная площадь для опубликования нормативных документов, она должна заключать с редакциями договоры на информационное обслуживание или выпускать вкладыши-бюллетени (вот когда будет счет деньгам!). И чтобы не получалось, как в Костромской области, где сделали всех редакторов районных газет руководителями общественных приемных губернатора, затем приравняли их к госслужащим, запретив в соответствии с положением о госслужбе, в частности, критиковать вышестоящее начальство, в том числе и в СМИ… И чтобы СМИ обслуживали не чиновников, а общество, т.е. налогоплательщиков, на средства которых и во имя которых выпускаются государственные СМИ. Раз общество «платит», оно и должно «заказывать музыку», пресекая действия, направленные на препятствия журналистам в осуществлении их профессиональных прав и обязанностей.
* * *
Великолепный мастер-класс провёл генеральный директор ИД «АЛТАПРЕСС» Юрий Пургин. Начал он неожиданно: «Кризис – время инноваций, уникальных предложений». И далее рассказал о созданной им «линейке СМИ» (информационные, развлекательные, рекламные, глянцевые), в которой реально воплотилась идея конвергенции. Новый подход алтайских журналистов заключается в том, что они одновременно работают для всех СМИ холдинга, в который входят газеты («Ваше дело», «Купи – продай», «Читай!Город», «ТВ-Пульт», «Маркер-Экспресс»), журналы («Телепарк», «Я покупаю», «Комильфо», сайты, радиоканал… Сотрудники редакционных и маркетинговых структур (объединенные ньюз-рум и сейлз-рум), выполняя каждый свою задачу, работают совместно на конечный результат. Ю. Пургин уверен, что перспективы создания независимой прессы в современных условиях есть, ведь российский медиабизнес может существовать на доходы от рекламы: «Если у издания появится реклама, и если она будет нормальной, то издание может крепко стоять на этих доходах. Но сейчас мы вступаем в эпоху цифрового телевидения, к которой пока не очень готовы, и, я думаю, больше всего к этому не готова сегодня власть. Журналистам же следует активнее использовать Интернет-пространство. В Алтайском крае, например, есть различные сайты (их больше, чем газет) – есть люди-сайты, есть политики-сайты».
* * *
Член Академии российского телевидения Ирина Петровская, работающая в «Известиях» (с перерывом на «Общую газету») уже 12 лет, поделилась опытом подготовки своих еженедельных телеобзоров. Она считает, что пишет, скорее, не рецензии, а статьи, темы и проблемы которых могут быть самыми разными, а отправной точкой – та или иная передача (передачи). Она никогда не пишет заказных материалов («Лично я на своей «полянке» абсолютно свободна»). Ее принцип – собственная позиция от имени аудитории, ее задача – научить читателей отличать объективное информирование от манипулирования, переключать и даже выключать телевизор, если программа, например, нарушает этические законы: «Вот в «Пусть говорят» заведомо выбираются аномальные люди, и их поведение легализуется как норма – все думают, что именно так живет вся страна…».
По субботам И. Петровскую можно услышать на «Эхе Москвы», еще она на телеканале «Домашний» ведет передачу «о зверюшках и людях» и успевает вести творческую мастерскую «Медиакритика» на журфаке МГУ.
* * *
Виталий Третьяков представлял на фестивале Высшую школу телевидения МГУ, деканом которой является. На вопрос о том, зачем главному университету страны два факультета, выпускающих журналистов, декан-публицист ответил, что к нему с идеей ВШТ обратились Эрнст и Добродеев, а он не отказался… Теленачальники напутствовали его так: «Идиотов в телевизоре и так хватает, потому готовьте нам нормальных профессионалов». Москва есть Москва – несмотря на то, что на факультете журналистики МГУ уже давно готовят кадры для телевидения и радиовещания, невзирая на стоимость обучения (220 тысяч рублей в год), в ВШТ пришло студентов в три раза больше, чем в прошлом году. Теперь на четырех курсах (два – бакалавриат, два – магистратура) здесь обучается более ста человек.
По мнению Третьякова, есть четыре причины, по которым их выпускники смогли бы поехать в провинцию: идейный порыв; возможность начать новое дело с нуля; высокая зарплата и… любовь. Видимо, ни один из перечисленных мотивов не являлся ведущим для магистрантки ВТШ, честно ответившей, что профессиональные планы она связывает лишь со столичными СМИ. Да и то правда: найдется ли ей работа на региональном ТВ, которое благодаря тому же Добродееву превратилось в куцее информационное дополнение к основному государственному каналу?..
* * *
Полезный, насыщенный массой интересных профессиональных мероприятий получился фестиваль. Важно, чтобы здравые идеи были восприняты и реализованы как профессиональным сообществом журналистов, так и представителями власти, бизнеса, имеющим отношение к СМИ. Для общей пользы. Для общества. То есть для всех нас с вами.
Фотографии с фестиваля прессы в Дагомысе
Рисунки с видами Дагомыса
__________________________
© Тулупов Владимир Васильевич — текст, фотографии, рисунки