Дискуссия о том, можно ли считать Интернет-сервисы социальных сетей средствами массовой информации, ведется не первый год. Началась она, когда словосочетание «социальная сеть» было еще всего лишь социологическим термином, и блоги только начинали свой путь к популярности. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники, однако существуют ярчайшие примеры использования социальной сети в качестве средства массовой информации – скажем, «репортажи» из затопленного Нового Орлеана, опубликованные системным администратором Майклом Барнеттом на своей страничке [1] в сети LiveJournal. В то время как официальные СМИ выпускали лишь тщательно «отфильтрованную» информацию, Барнетт рассказывал обо всех ужасах наводнения и о беспомощности властей, подкрепляя свои слова фотографиями с места происшествия и трансляцией изображения с веб-камер. Дошло до того, что профессиональные СМИ начали черпать информацию из блога Барнетта и ссылаться на него. А теперь давайте представим, что было бы, если бы на тот момент в Интернете не было ни блогов, ни других социальных сетей. Барнетт, конечно, мог бы завести страницу на сервисе бесплатного любительского хостинга, пусть даже и не тратя сил на создание дизайна сайта, оформление публикаций и т. д. Но как бы он смог привлечь аудиторию, с которой жаждал поделиться правдой о наводнении? Возможно, несколько человек наткнулись на его сайт случайно… и на этом дело бы и закончилось. Времени на «раскрутку» сайта в такой ситуации не было бы, а механизм «вирусного» распространения информации работает далеко не так эффективно, как в условиях социальной сети. Получается, что социальная сеть – едва ли не идеальная площадка для размещения любительского СМИ в Интернете: публикация происходит автоматически и требует минимальных знаний, аудитория сервиса велика, а пользователь за размещение информации обычно ничего не платит. Не нужно забывать и о псевдонимности пользователя (о полной анонимности говорить не стоит). Получается, что владельцы сервисов социальных сетей буквально угадывают желания пользователей, которым хочется поделиться информацией или просто самовыразиться?
С одной стороны – бесспорно. И то, что сервис LiveJournal оказался доступен тому же Майклу Барнетту, стало подарком судьбы не только для него самого, но и для простых жителей Нового Орлеана, правду о чьих страданиях не смогли скрыть профессиональные СМИ. Но с другой стороны, не стоит забывать и о целях, которые преследуют владельцы сервисов социальных сетей – ведь на современном этапе подавляющее большинство из них коммерческие. Присоединение к социальной сети обычно бесплатно (недавний пример сети «Одноклассники», введшей плату за вступление новых членов, пока еще остается исключением), большинство основных услуг также бесплатны. Значит, владельцы сервиса предполагают зарабатывать на «торговле аудиторией», получая за размещение рекламы тем больше, чем больше членов в этой сети. Эта модель характерна для подавляющего большинства веб-сайтов, относящихся к поколению Веб 2.0, однако сервисы социальных сетей идеально подходят для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию – ведь у пользователя есть двойная мотивация для присоединения. Во-первых, это желание найти новых друзей и единомышленников, восстановить старые связи и поддержать существующие – вполне естественные для любого живого человека, социального существа по определению. А во-вторых…
Во-вторых же стоит вспомнить, что пользователей сервисов Второго Веба уже не раз сравнивали с однокашниками Тома Сойера, которые вставали в очередь, чтобы покрасить забор, и даже были готовы платить за это – от Тома же требовалась только талантливая рекламная кампания. Ради самоутверждения или из альтруистических побуждений, но пользователи с радостью готовы сами создавать интересное содержимое Веба (калькированный термин «контент», однако, и короче, и определеннее), привлекая тем самым других пользователей и втягивая их в этой процесс. От владельцев сервиса требуется только дать им возможность для размещения контента – текстов, фотографий, аудио- и видеозаписей, анимации, ссылок на внутренние или внешние ресурсы и т. д., а также возможность общения между собой. Поэтому каждая социальная сеть предоставляет широкие возможности для публикации всевозможной информации, ограничивая ее только по содержанию (обычно запреты не отличаются от законодательных). Здесь и кроется счастливое совпадение, позволяющее всем желающим создавать любительские СМИ, а владельцам социальных сетей – процветать. Как воспользоваться этими возможностями, какую информацию размещать – дело самих пользователей, и никто не мешает любому из них попробовать свои силы в индивидуальной журналистике. А для публикации, распространения, организации обратной связи в каждом сервисе существуют всевозможные специальные средства. Классифицировать их можно по-разному, мы же попробуем привести их классификацию по сфере применения.
1.1 Средства публикации текста.
Прошли те времена, когда для публикации текста в Сети пользователю надо было владеть языком HTML. Все предельно просто: на страничке добавления информации пользователя непременно ожидает окошко, в котором следует набрать текст и нажать кнопку «Отправить». Веб-страница с опубликованным на ней текстом будет сгенерирована автоматически. В ту же форму при необходимости можно добавить теги гипертекстовой разметки и коды для внедрения в страницу мультимедиа-объектов – изображений, аудиозаписей, видеороликов и даже интерактивных приложений (к примеру, flash-игр). Информацию в любой момент, даже после опубликования, можно отредактировать, дополнить или удалить вовсе.
1.2. Средства внедрения в страницу мультимедийной информации.
Как уже говорилось выше, чтобы вставить в публикуемый текст фотографию, аудиозапись или видеоролик, знание языка HTML также не обязательно. Можно воспользоваться готовыми HTML-кодами, которые генерирует либо сама социальная сеть, либо сторонний сервис (в том числе и сторонняя социальная сеть). В первом случае мультимедийный файл можно загрузить через специальную форму, и HTML-код будет помещен в текстовое окошко автоматически. Второй случай не слишком отличается от первого – разве что пользователю придется скопировать код и вставить его в форму для текста вручную. В качестве примеров можно привести сервисы Keep4u (российский сервис для загрузки фото без функциональности социальной сети), Flickr (то же, но представляющее собой полноценную социальную сеть), Imeem.com (сервис, изначально позиционирующий себя как социальную сеть для обмена мультимедийными данными). Использование стороннего сервиса – неплохой выход в случае, если основной предоставляет слишком малые возможности для публикации мультимедиа-информации, но имеет один подводный камень. Если этот сторонний сервис прекратит свое существование, или хотя бы на некоторое время окажется недоступен, вместо фотографий и роликов посетители страницы пользователя увидят лишь белые пятна.
1.3. Средства внедрения текста в общее гипертекстовое пространство Веба.
Любая (за редчайшим исключением) гипертекстовая ссылка, введенная без ошибок в форму для текста, автоматически становится активной после публикации. Поэтому связывание других текстов с публикуемым требует от пользователя минимум усилий и знаний. Достаточно лишь скопировать ссылки на них.
2. Средства верстки и оформления.
Здесь пользователю не приходится ждать милостей от сервиса: оформление публикаций в социальных сетях обычно достаточно примитивно, верстка линейна, обтекание изображений текстом отсутствует и т. д. Большинство сервисов ограничиваются единым для всех записей дизайном или небольшим их набором, возможность добавлять таблицы, делать шрифтовые выделения, маркированные списки встречается гораздо реже. Некоторые сервисы – к примеру, тот же LiveJournal – позволяют пользователю редактировать стиль отображения страницы, однако расширенные возможности редактирования либо доступны только владельцам платных аккаунтов,[2] либо их использование достаточно сложно для неподготовленного пользователя.[3] Тем не менее, сам факт того, что пользователь может уделять минимум внимания тонкостям оформления материалов, является серьезным преимуществом социальных сетей. А в случае острой необходимости можно потратить немного времени на изучение нескольких HTML-тегов. Или даже не тратить. К примеру, пользователь LiveJournal составил «шпаргалку» необходимых тегов, которая со временем разрослась до мини-справочника по оформлению записей в блогах.[4]
3. Средства распространения и ограничения распространения информации.
Сама сущность сети Интернет снимает с плеч пользователя заботу о распространении информации Материал, опубликованный на любом сайте, становится доступным практически в любой точке Земли. Автора скорее должен заботить вопрос о привлечении желательной аудитории или отсеивании нежелательной. Однако опыт показывает, что собственно привлечение аудитории в социальных сетях происходит неформальными методами. Среди них – «пиар», [5] перепечатка с указанием «копирайта»/«виа», [6] добавление в друзья людей, знакомых лично, либо незнакомых – в надежде на ответное добавление.[7] Средства, предоставляемые сетью, предназначены либо для облегчения сбора информации, либо для ограничения доступа к ней.
3.1.Система «дружеских связей» между пользователями сервиса.
«Дружеские связи» – то, что делает социальную сеть социальной сетью (то есть, общностью людей, имеющей не иерархическую, а сетевую структуру; при этом связи между ними должны быть социальными, а не формальными). Сами по себе они играют скорее психологическую роль, однако вместе с другими средствами могут являться как средством сбора информации, так и разграничения уровней доступа к ней. К примеру, добавив пользователя в друзья в рамках сервиса LiveJournal, вы сможете читать его записи в своей «ленте друзей», а он, в свою очередь, будет иметь возможность читать ваши записи «только для друзей».
3.2. Возможность создания групп.
Группа (сообщество) – очень удобная среда для распространения информации среди определенного количества пользователей. Если группа (и сеть в целом) открыта, то информацию может получать также любой пользователь, не являющийся ее членом, однако члены группы в большинстве случаев подписаны на обновления информации, а также могут сами публиковать информацию в этой группе. Нередко группы, образованные в социальных сетях, носят характер «клуба по интересам», но существует немало групп, специализирующихся на распространении общественно-политической информации по определенной теме, так или иначе затрагивающей членов группы. Примером может служить сообщество «Новгородское дело»[8] в LiveJournal, открытое мужем обвиняемой, Кириллом Мартыновым, или группа «Скажи НЕТ строительству АЭС в Калининградской области» в сети «В контакте». Группа обеспечивает также взаимодействие между своими членами. Это особенно важно в случае, когда группа посвящена проблеме, затрагивающей всех ее членов, и для решения которой требуются коллективные действия. Таким образом, группа помимо информационной и коммуникативной выполняет также и организаторскую функцию.
3.3. Система агрегации информационных потоков.
Агрегация – это объединение многих информационных потоков в один. Для пользователя это выглядит как удобное представление на одной странице информации, поступающей по каналам, на которые он подписан (принцип ленты новостей). Примерами могут служить «ленты друзей» в блогах или страницы а-ля «Что нового у друзей» в социальных сетях типа Facebook.[9] Этот механизм позволяет пользователю не тратить времени на поиск и сбор интересующих его новостей, что еще больше ускоряет информационный обмен внутри социальных сетей. Тем не менее, френд-лента – это не газета, где соблюдается тематическое разнообразие и распределение материалов по полосам в соответствии с их значимостью. Одни и та же новость в ней может повториться теоретически неограниченное количество раз – как в форме перепечаток, так и в авторских вариациях. В блогах часто встречаются фразы вроде «вся френд-лента только об этом и говорит» – при многократном повторении какой-либо информации пройти мимо нее уже невозможно. Однако этой новостью может оказаться как сообщение о действительно важном событии, так и очередной Интернет-мем (а важные сообщения в этом случае оказываются «затерты» и отступают на второй план).
3.4. Система разграничения уровней доступа к информации.
Уровни доступа к информации в социальных сетях обычно разграничиваются двумя способами: полный запрет на доступ к ресурсам сети всем пользователям, не зарегистрированным в ней, и разрешение на доступ к отдельным публикациям определенным категориям пользователей (только зарегистрированным в сети, только пользователям, заполнившим профиль, только «друзьям» автора, только определенной категории «друзей», только автору). Но отнести к этой категории запрет доступа по причине того, что содержание может быть неприемлемо для кого-либо из посетителей страницы, нельзя – это уже близко к средствам цензурирования.
4. Средства обратной связи и ее ограничения.
Как уже было сказано выше, связь между пользователями – непременное условие существования социальной сети. Общение между пользователями через электронную почту или системы обмена мгновенными сообщениями (типа ICQ или Jabber) – это взаимодействие внутри пары (или ограниченной группы), но для образования социальной сети необходимо взаимодействие «всех со всеми». Причем это справедливо не только для Интернет-сервисов, но и для социальных сетей как совокупности отношений между людьми в реальной жизни: «Социальные сети фактически функционируют как клубы, где интерперсональные контакты принимают форму не парных взаимодействий, но общего фонового взаимодействия. Существование подобных «клубов», естественно, требует регулярного пребывания их членов на некой общей территории, где имеются условия для осуществления успешных взаимодействий».[10] Поэтому традиционные методы электронной коммуникации не подходят для цементирования социальной сети. Здесь требуются методы, позволяющие привязать коммуникацию к «общей территории» – такие как комментирование и обмен личными сообщениями в рамках конкретной социальной сети.
4.1. Комментирование текстовой и мультимедийной информации, а также внедрения мультимедиа в комментарии.
Возможность комментирования опубликованной информации – один из базовых принципов функционирования социальных сетей. Без него подобный сервис превращается в набор разрозненных пользовательских страниц, пусть даже и снабженных ссылками друг на друга – наподобие Narod.ru. Открытая для вступления новых собеседников дискуссия, на наш взгляд, цементирует социальную сеть, способствует возникновению новых связей в ее рамках, а значит, еще более широкому и быстрому распространению информации. Кроме того, комментарии могут дополнять или корректировать опубликованную информацию.
Одна из важных особенностей систем комментирования в некоторых социальных сетях (в основном в блогах) – иерархичность комментариев. Это помогает вести отдельные ветви дискуссии, не смешивая сообщения, адресованные разным участникам – что, впрочем, не отменяет возможности линейного добавления комментариев при необходимости. Правда, в некоторых случаях это может вызывать проблемы: к примеру, в сервисе LiveJournal длинные ветви комментариев сворачиваются, и их необходимо разворачивать вручную. По этой причине важное замечание, дополнение или опровержение опубликованной информации, а также аргументы за или против могут оказаться незамеченными читателями или другими участниками дискуссии.
4.2. Запрет на комментирование.
Возможность запрета на комментирование определенной группе пользователей (к примеру, не зарегистрированным в данной системе) или конкретному пользователю (бан) [11] в основном служит защитой от рекламных сообщений (спама) и пользователей, намеренно устраивающих скандал в любой дискуссии (флеймеров). Но известны также случаи злоупотребления такой защитной функцией – к примеру, бан оппонента при малейшем разногласии. Такой манерой поведения в сетевой дискуссии снискал себе недобрую славу Сергей Соколов, известный под псевдонимом Мицгол.[12] Известно даже такое явление, как «войны банов» – когда пользователи, находящиеся в конфликте, банят всех друзей друг друга. Несмотря на то, что сеть без возможности бана рухнет под натиском спамеров или из-за непрекращающихся скандалов, его роль в распространении информации по каналам социальных сетей далеко не однозначна.
4.3. Возможность обмена личными сообщениями.
В принципе, обмен личными сообщениями в рамках любой социальной сети мало чем отличается от других способов парного сетевого общения, однако имеет привязку к конкретной социальной сети – о важности этой привязки уже говорилось выше. Для обмена информацией, не предназначенной для чужих глаз (в том числе и критики опубликованной информации), личные сообщения подходят лучше всего.
5. Средства персонификации автора и установления авторства.
Можно сказать, что это самое слабое место социальных сетей. Несмотря на упомянутый выше обычай «указания копирайтов», далеко не все пользователи следуют ему. И если средствами социальной сети можно нанести «водяные знаки» на изображение (такую возможность предоставляет сеть Odnoklassniki.ru, однако на «водяном знаке» указывается не фамилия автора, а логотип сайта),[13] либо вообще запретить копирование (что, к сожалению, не способствует свободному распространению информации), то установить авторство текста, взятого из социальной сети, довольно затруднительно. Помощь в установлении авторства могут оказать специальные системы поиска по социальным сетям (в частности, по блогам), однако оригинал записи может быть удален, не попасть в индекс поисковой системы либо быть опубликованным слишком давно. При заполнении профиля никто не мешает пользователю указать вымышленные личные данные или загрузить произвольное изображение вместо собственной фотографии: к примеру, пользователи сети «В контакте» с завидной регулярностью проделывают и то, и другое – несмотря на то, что это запрещено правилами сети. Следует заметить, однако, что пользователь, желающий закрепить свое авторство, может воспользоваться сторонними средствами (к примеру, самостоятельно установить «водяные знаки» на изображениях).
Итак, что же мы видим? Практически вся техническая работа по выпуску и распространению массовой информации, сложная для новичка или недоступная непрофессионалу, может быть «переложена на плечи» сервиса социальных сетей. Более того, поиск аудитории в его рамках становится значительно легче. Конечно, спор о том, являются ли социальные сети новым типом СМИ, далек от завершения, однако подобные интернет-сервисы предоставляют пользователям все возможности для размещения информации любого типа и получения обратной связи. Вполне возможно, что, в ближайшем будущем в социальных сетях будут созданы страницы, которые будут обладать всеми признаками СМИ. По крайней мере, пользователям предоставлены все технические возможности для этого.
Литература:
1. http://interdictor.livejournal.com/.
2. Аккаунт – учетная запись пользователя.
3. Как пример можно привести смену фонового рисунка страницы пользователя. Инструкцию для установления произвольного изображения в качестве фонового на страницах дневников LiveJournal можно найти здесь: http://community.livejournal.com/ru_designhelp/2774.html.
4. В настоящее время этот «справочник» доступен по адресу: http://htmlka.com/.
5. Такое сленговое название в русскоязычном секторе блогосферы носит обычай публиковать в своем журнале ссылки на чужие журналы или отдельные записи в них.
6. Такое сленговое название в русскоязычном секторе блогосферы носит обычай указывать имя пользователя, из журнала которого была взята опубликованная информация, иногда – идея, персонаж, неологизм и т. д. Считается хорошим тоном. Противное зачастую расценивается как воровство. Подробнее об этом см. Протасов П. Игры репутаций. // «Компьютерра», № 14/2006.
7. О тенденции русскоязычных пользователей сервиса LiveJournal ко взаимному добавлению в друзья подробнее см. Захаров П. Народ-блогоносец // «Компьютера», №27-28
8. http://community.livejournal.com/novgorod_delo.
9. Под сетями типа Facebook подразумеваются социальные сети, в которых на корневой странице раздела пользователя размещается пользовательский профиль.
10. Domingo D., Heinonen A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries. // Nordicom Review, № 29 (2008) 1, pp. 3-15.
11. Бан (от англ. ban – запрещать) – блокирование сообщений пользователя, выходящего с определенного IP-адреса или под определенной учетной записью, на форуме, в гостевой книге, wiki-системе и т. д.
12. Адрес его блога — http://mithgol.livejournal.com.
13. Фотографию с логотипом сети «Одноклассники» в открытом доступе можно увидеть по адресу: http://www.vostokovedy.ru/other/funpics/naseradost.jpg.
___________________________________
© Браславец Лада Александровна