Однажды корреспондент «Крестьянина» решил заняться своим здоровьем. Он пошёл к участковому врачу и взял у него направление на общий анализ крови. Но в поликлинике, куда корреспондент явился к самому началу приёма – к 8.00, ему объяснили, что талончики на анализ крови получили только те, кто пришёл не позже шести. В крайнем случае – полседьмого. Потому что талончиков было всего 25, а желающих их получить – около 60.
Сотрудники лаборатории предложили огорчённому корреспонденту два варианта на выбор: или попробовать прийти ещё раз — к 6.00, или подняться в кабинет № 312 и оформить там платную услугу. Корреспондент выбрал второе и просидел в очереди примерно полтора часа, пока не прошли все счастливчики-бесплатники. После чего сдал наконец капельку крови из пальца – стоимостью в 120 рублей. Примерно столько же стоил на тот момент общий анализ крови в ближайшем к корреспондентскому дому платном медицинском центре. Только там – без очереди, вежливо и в удобное время.
Кто поощряет нарушителей
Эту историю корреспондент «Крестьянина» обнародовал на круглом столе под названием «Актуальные проблемы защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг», где собрались медики и страховщики, представители Росздравнадзора и общества защиты прав потребителей. И задал риторический вопрос: а не является ли случайно эта «платная услуга» нарушением его прав на бесплатное медицинское обслуживание?
И тут специалисты заспорили. То есть, с одной стороны, конечно, явный непорядок. А с другой…
— Обязательный объём работы лаборанта – действительно 25 анализов. Дальше вступают в действие хозрасчётные отношения, — объяснила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. По мнению министра, врачам вообще не стоит выдавать направления на анализ сверх определённого количества. Вопрос о том, что в таком случае делать избыточному количеству пациентов, которым всё же нужен общий анализ крови, – самый главный и необходимый из всех – повис в воздухе.
Вартан Трепель, руководитель территориального отделения Росздравнадзора, напротив, не только усмотрел нарушение, но и обвинил корреспондента в «поощрении нарушителей». Ведь он, корреспондент, пошёл по наиболее лёгкому пути. А надо было идти с жалобой в горздрав.
Всё зло от монополиса?
Этот маленький эпизод, как показалось корреспонденту, неплохо проиллюстрировал ситуацию с платными медицинскими услугами в целом.
В чём были единодушны все присутствующие – это в том, что пока не будет нормального закона, чётко прописывающего права и обязанности врача и пациента, толку не будет. И в том, что пока платные и бесплатные медицинские услуги не разведут «по разным углам» и не начнут подписывать чёткие и грамотные договоры, ни один пациент не сможет разобраться, получил ли он законную платную услугу или ему просто впарили за деньги то, что должны были сделать бесплатно.
— В стационарах на «бюджетных» койках лежат платные больные. А в поликлинике пациенты стоят в одной очереди и за платными, и за бесплатными услугами, — сказал Вартан Трепель.
В результате действует принцип «бесплатно сделаем через месяц, а хотите сегодня – платите». Что, по мнению Трепеля, дискредитирует как платную, так и бесплатную медицину.
А вот когда речь заходила о том, что же всё-таки нужно делать для исправления ситуации, специалисты тут же расходились во мнениях: медики кивали на страховые компании, страховщики – на медиков. Зато дружно переходили на непонятный язык инструкций и приказов, от которого не менее дружно хватались за голову журналисты, силясь понять хоть что-нибудь в этих подпунктах «бэ 8 дробь 12».
Одним из камней преткновения для медиков и страховщиков, например, оказался так называемый «монополис», то есть разовый полис добровольного медицинского страхования, который пациенту приходится покупать, приходя в коммерческий медицинский центр. Его цена по сути и есть стоимость врачебного приёма. И минздрав, и Росздравнадзор уверяют: это незаконная практика.
— Деньги, полученные за платные медицинские услуги, поступают на специальный счёт и расходуются по статьям. А деньги за монополис – это «тёмная сумма», — пояснил Трепель.
Всё верно. Только для пациента важно одно: чтобы лечили хорошо. И за это он заплатит хоть по монополису, хоть прямо в карман белого халата. И ему, честно говоря, совершенно безразлично, что написано на том клочке бумаги, который ему дали в обмен на 300-500 рублей: полис, квитанция или ещё что.
А вот с хорошим лечением – проблема. По данным Росздравнадзора, качеством платных медицинских услуг «скорее недовольны» 50 процентов опрошенных россиян и «совсем недовольны» — 12 процентов.
«От кормёжки отказываюсь»
Беда ещё и в том, что больному человеку очень легко задурить голову. Существует, например, такой документ, как «информированное согласие пациента». Вещь абсолютно необходимая: перед операцией или другим врачебным вмешательством пациент должен расписаться в том, что его проинформировали о методах лечения, о возможных последствиях и т. д. Но чего только не вписывают в текст, под которым должен поставить подпись пациент!
— В таганрогской БСМП в «информированное согласие» типографским способом внесли пункт о том, что пациент отказывается от больничного питания, — сообщил руководитель Ростовского филиала медицинской страховой компании «Макс-М», президент Ассоциации донских врачей Виктор Пахарин. — А в Ростовской областной больнице пациентов, нуждающихся в протезировании хрусталика, убеждали письменно отказываться от вполне качественных линз отечественного производства. Логика проста: отечественные линзы ставят бесплатно, а за импортные пациент платит из своего кармана.
По словам Пахарина, проверки по жалобам такого рода идут одна за другой: Шахты, Волгодонск, Семикаракорский район, Шолоховский…
— У нас врачи скоро вообще перестанут лечить – будут только отписываться по проверкам, — резюмировала Татьяна Быковская.
* * *
Выйдя на улицу после окончания круглого стола, корреспондент «Крестьянина» продолжал размышлять о платной медицине и о своей роли в её развитии. Понял он, в частности, что является существом абсолютно несознательным. И что бороться за свои права потребителя он и в здоровом состоянии не всегда готов, а в больном – тем более. И что, наверное, предпочтёт «решить вопрос» с помощью небольшой суммы денег, а не идти в горздрав или минздрав, чтобы рассказать о том, что в одной отдельно взятой поликлинике нарушают правила оказания платных (или бесплатных) услуг.
Тем более что в горздраве или минздраве об этом, наверное, и так догадываются. Или нет?
___________________________
© Колобова Анна Петровна